Биография писателя леонида андреева. Биография леонида андреева

Многие статьи о Леониде Андрееве начинаются сообщением о том, что он был основоположником русского экспрессионизма (в основе этого направления лежит не отображение действительности, а внутренний мир автора, порождаемый ею). Хотя очень часто наряду с этим определением его творчества современники относили его метод и к критическому реализму, и к неореализму, и к и реальному мистицизму.

Отсутствие принадлежности к определенному направлению

Леонид Андреев, на творчество которого навешивалось столько ярлыков, порой сам не мог определиться со своей принадлежностью к какому-либо конкретному течению.

Писатель в письме к А. М. Горькому сам спрашивал, кто он такой на самом деле, так как для декадентов он реалист, а для реалистов - символист. В своем творчестве талантливый и своеобразный писатель хотел достичь синтеза или хотя бы примирения двух направлений миропонимания, живущих и постоянно противоборствующих в его сознании - декадентского и реалистического.

Два в одном

С реализмом все понятно. А что такое декаденство? Прямой перевод означает упадок или культурный регресс. В искусстве же и литературе - это модернистское направление, которому присущи крайние формы эстетизма, индивидуализма и аморализма или имморализма. И эти две взаимоисключающие крайности хотел синтезировать в своем творчестве Леонид Андреев. Все это послужило огранкой его блестящему самобытному таланту, и проза его была узнаваема сразу, хотя он обладал даром мастерски писать под кого-то - то ли под Гаршина, то ли под Чехова и которых восхищался. Надо добавить, что с юношеских лет и потом на протяжении всей жизни он зачитывался Шопенгауэром и Ницше и считал их своими духовными наставниками.

Родители

Родился Леонид Андреев в довольно обеспеченной семье. Дед по отцовской линии был предводителем дворянства, а бабка - крепостной. Статью этот красавец пошел в деда. Обостренным чувством справедливости и тягой к выпивке - в отца, землемера-таксатора (оценщика), который умер от пьянства в возрасте 42 лет. А любовью ко всему прекрасному писатель обязан матери - представительнице обедневшего польского дворянского рода, любящей его беззаветно. Итак, в городе Орле, в семье чиновника 21 августа 1871 года появился на свет будущий «сфинкс российской интеллигенции», как называли его современники.

Художник-дилетант

Азбуке он выучился в 6 лет и на всю жизнь сохранил привычку читать запоем. В местную Орловскую гимназию поступил в возрасте 11 лет, учился неважно, но сочинения - в обмен на решения задач - писал почти всему классу, причем все они были разными по стилю. Но ни о каком писательстве Леонид Андреев не помышлял, ибо полностью был занят рисованием. Он не стал профессиональным живописцем, так как в Орле не было художественного училища, но умение рисовать одно время неплохо кормило семью - ему платили до 11 рублей за портрет. Спустя годы после смерти писателя его работы стали выставлять на международных выставках наряду с шедеврами мастеров живописи, его современников.

Произведения Леонида Николаевича Андреева завораживают. Они поражают глубиной знания писателем самых темных, самых неожиданных закоулков человеческой души, убедительностью самых фантастических ситуаций, необычностью взгляда писателя на многие, давно известные вещи. На мой взгляд, Леонид Андреев самый мрачный писатель русской литературы после Достоевского. Он не просто раскрывает во многих своих произведениях тщету человеческого стремления к счастью и свету, но иногда и призывает (как например, в рассказе «Тьма»): «Погасим же огни и все полезем во тьму! Стыдно быть хорошим!». Но этот призыв не значит, что писатель был сторонником «мирового зла», просто само время, в котором жил и творил писатель, не оставляло места для светлых переживаний.

Полагаясь на свое и в самом деле богатое воображение, Андреев во многих произведениях стремился создавать образы с помощью только своей интуиции и нервной впечатлительности, мысленно ставя себя в положение героя. Этот же прием Андреев применил и при создании «Рассказа о семи повешенных». Это произведение, по моему мнению, является самым искренним из всех, прочитанных мною, наиболее полно отражающим все грани творчества писателя.

Сюжет «Рассказа о семи повешенных» предельно прост и поэтому так трагичен: охранка, по доносу провокатора, арестовала членов «боевой летучей группы», готовившей покушение на министра. Пятеро революционеров, двое из которых - женщины, брошены в тюрьму. Создавая образы семи осужденных, Андреев показывал себя тонким мастером характеристики и психоанализа. Образы, нарисованные писателем, навсегда врезаются в память. Профессиональный революционер Вернер, жизнерадостный Сергей Головин, сосредоточенная Муся, заботливая Таня Ковальчук, несчастный Василий Каширин, лихой Цыганок, тупой Янсон - все они, как живые, предстают перед читателем. Всех их объединяет одно - близость смерти. Различно только отношение к ней. Кто-то из них «умер» еще до казни, а для кого-то смерти вообще не стало, как, например, для Вернера и Муси. У Андреева явно не хватает слов, чтобы передать ощущение бессмертия. Особое место занимает в рассказе глава «Поцелуй - и молчи», В ней с огромной силой показаны переживания Сергея Головина и его родителей на последнем свидании. Не хватает слов, захватывает дух от ощущения того неизбывного горя, той непередаваемой душевной муки, которую испытывают мать и сын на последнем свидании. Сюжет «Рассказа о семи повешенных», не очень сложен, его можно свести к трем этапам: суд, тюрьма, казнь.

И весь рассказ представляет собой картину непрерывно сменяющих друг друга психологических переживаний, основная тема которых - взаимоотношения человека и смерти. По стилю «Рассказ о семи повешенных» полностью характерен для творчества Леонида Андреева. Внутреннее напряжение при ровном темпе рассказа, драматизм повествования, сгущенность квасок, сплетение реального и иррационального - все это присутствует в этом рассказе. По-моему, он не только принадлежит к лучшим созданиям писателя, но и навсегда вошел в историю русской литературы.

К сожалению, творчество Л. Андреева было предано забвению. Да и сейчас редкий читатель открывает страницы его книг. А жаль, потому что своими творениями Л. Андреев формировал в человеке чуткость и внимание ко всем вопросам бытия. Я думаю, творческое наследие Л. Андреева еще будет оценено по достоинству. И мои современники, и будущие поколения будут открывать для себя смелые мысли Андреева о жизни, о вечном разуме Вселенной, о судьбе человека, об окружающем мире. Произведения Л. Андреева сложны для поверхностного восприятия, но тем они и прекрасны, потому что дают возможность остановиться и подумать над вечными проблемами.

Биография

Творчество, основные идеи

Произведения

Рассказы

Романы и повести

Экранизации произведений

Леонид Николаевич Андреев (9 (21) августа 1871, Орёл, Российская империя - 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия) - русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.

Биография

Детство

Родился в Орле в обеспеченной семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847-1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (Пацковской) - дочери разорившегося польского помещика. Ещё с детства проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882-1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.

Юность

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца, материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на Юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».

В 1894 г., после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 г. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газете «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом «James Lynch». В 1898 г. в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.

Первая русская революция и довоенные годы

Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 г. его рассказа «Жили-Были» в журнале «Жизнь».

В 1902 Андреев женится на А. М. Велигорской - внучатой племяннице Тараса Шевченко. В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

В 1905 г. приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

В 1906 г. писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). От родов умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря). Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького. После начала реакции в 1907 г. Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

В 1908 г. Андреев переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

С 1909 г. активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».

Первая мировая война, революция 1917 г. и смерть писателя

Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:

Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».

После Февральской революции 1917 г. входил в редакционный совет реакционной газеты «Русская воля».

Октябрьскую революцию не принял и не понял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).

12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца. Был похоронен в Мариоках. В 1956 г. перезахоронен в Ленинграде на Волковом кладбище.

В 1991 г. в Орле, на родине писателя, открылся дом-музей Леонида Андреева.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

  • 1907−1908 годы - доходный дом К. Х. Гельдаля - Каменноостровский проспект, 13;
  • 1914−1917 годы - доходный дом К. И. Розенштейна - Большой проспект, 75.

Творчество, основные идеи

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1905 г.). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

Произведения

Рассказы

Пьесы

  • 1906 - «К звёздам»
  • 1907 - «Жизнь человека»
  • 1907 - «Савва»
  • 1908 - «Царь Голод»
  • 1909 - «Анатэма»
  • 1909 - «Дни нашей жизни»
  • 1910 - «Анфиса»
  • 1910 - «Gaudeamus»
  • «Катерина Ивановна»
  • «Мысль»
  • «Тот, кто получает пощёчины»

Романы и повести

  • 1903 - «Жизнь Василия Фивейского»
  • 1905 - «Губернатор»
  • 1907 - «Иуда Искариот и другие»
  • 1911 - «Сашка Жегулёв»
  • 1916 - «Иго войны»
  • 1919 - «Дневник Сатаны» (не окончен)

Экранизации произведений

  • 1916 - Тот, кто получает пощечины (Российская Империя)
  • 1924 - Тот, кто получает пощечины (США)
  • 1987 - Христиане
  • 1990 - Очищение
  • 1991 - Ночь грешников (по рассказу «Тьма») (тж. под названием «Высшая истина бомбиста Алексея»)
  • 2009 - Бездна (Россия)

Андреев Леонид Николаевич; г. Орел, Российская империя; 09.08.1871 – 12.09.1919

Андреев Леонид – писатель, представитель Серебряного века в российской литературе. Из-под его пера вышло более пятидесяти рассказов, несколько пьес и романов на острые социальные темы. По мотивам Леонида Андреева книг было снято несколько художественных фильмов. Последней стала картина «Иуда», которая вышла на экраны в 2013 году.

Биография Леонида Андреева

Андреев Леонид Николаевич появился на свет осенью 1871 года. Его отец происходил из обедневшей дворянской семьи и пользовался уважением в обществе. Мать будущего писателя Анастасия имела польские корни и, несмотря на свою необразованность, сумела привить своему старшему сыну любовь к литературе. С самого детства Андреев любил читать, а в юности стал увлекаться немецкой философией.

В 1882 году поступил в местную гимназию, в которой провел последующие девять лет. Сам писатель утверждал, что учеба давалась ему весьма сложно, из-за чего его оценки порой состояли из одних троек. Тяжелее всего мальчику давалась математика – домашнее задание по ней он списывал у своих товарищей. Взамен он писал за своих одноклассников то, что нравилось ему больше всего – сочинения по литературе. Среди его любимых писателей – , Артур Шопенгауэр. Кроме того, Андреев серьезно увлекался рисованием, уровень которого из-за отсутствия соответствующего образования, так и остался довольно посредственным.

О Леониде Андрееве читать можем, что характер будущего писателя был сложный, порывистый и бунтарский. Из его дневника можно понять, что юноша не признавал существующие моральные устои и хотел пойти против системы. Как-то раз он даже лег на рельсы, однако поезд не затронул мальчика.

В 1891 году Леонид Андреев заканчивает обучение в гимназии и переезжает в Петербург. Там он поступает на юридический факультет местного университета. Стоит отметить, что семейное благосостояние молодого человека на тот момент становилась все хуже и хуже. Дело в том, что отец будущего писателя скончался, оставив семью без средств к существованию. Поскольку Леонид был старшим ребенком в семье, он должен был подумать о том, как найти хоть немного денег. Будучи студентом, он принимается за написание небольших произведений. В результате чего в 1892 году в одном из популярных периодических изданий выходит первый рассказ Леонида Андреева под названием «В холоде и золоте».

Однако справиться с нехваткой денег оказалось довольно сложно. Через два года после начала обучения в университете молодого человека отчисляют за неуплату. Он переезжает в Москву и уже там поступает на юридический факультет. В Московском университете Андрееву было намного проще. Он нашел материальную поддержку в лице своих товарищей и комитета учебного заведения. В 1894 году он сделал предложение своей возлюбленной, на которое девушка ответила отказом. Не справившись с сердечной драмой, писатель решает покончить с жизнью. Он хочет застрелиться, однако выживает после попытки суицида. Данный случай не прошел бесследно для физического и морального состояния Андреева. Он получает серьезные проблемы с сердцем и начинает посещать церковь, где кается в своих грехах.

Если биографию Леонида Андреева скачать, то узнаем, что в связи с состоянием писателя его мать, братья и сестры решают перебраться к нему в Москву. Это существенно осложняет финансовое положение молодого человека. Он начинает искать способы заработать достаточное количество средств, чтобы содержать свою семью. Один за другим он находит незначительные подработки, занимается преподаванием и рисует на заказ портреты. В поисках более дешевого жилья Андреевы сменили несколько квартир в Москве. Леонид пытался опубликовать свои произведения, однако получает отказ в каждом издательстве. В 1897 году он забирает диплом об окончании обучения в университете и начинает адвокатскую практику. Для начала Андреев устраивается помощником в Московский судебный округ. В том же 1897 году ему поступает предложение вести колонку о судебных разбирательствах в «Московском вестнике». Пробный текст, который прислал в редакцию начинающий адвокат, пришелся по вкусу читателям.

Помимо судебных очерков выходит несколько художественных Леонида Андреева произведений. Периодическое издание «Курьер» один за другим публикует небольшие фельетоны автора. В 1898 году выходит рассказ писателя под названием «Баргамот и Гараська». Именно эта история повлияла на становление Леонида Андреева как писателя. Дело в том, что его рассказ прочитал . Он решил познакомиться с малоизвестным, но потенциальным и талантливым Андреевым, вместе с которым через несколько лет писатель образует небольшое литературное содружество. Именно рекомендации Горького помогли Леониду на начальном этапе написания книг.

В 1901 году выходит первый том произведений писателя. А в следующем году Андреев женится на своей возлюбленной – Александре Велигорской, которая приходилась внучатой племянницей популярного украинского поэта Тараса Шевченко. Через несколько месяцев после свадьбы Андреев получает должность редактора в газете «Курьер». Из-за общения с революционно-настроенными студентами писатель привлекает внимание полиции. Из-за этого он вынужден был подписать документ о невыезде из страны. Во времена Первой русской революции Леонид активно поддерживал членов РСДРП. Из-за сокрытия несогласных писателя отправляют в тюрьму. После заключения Андреев вынужден перебраться в Европу.

В 1906 году у писателя рождается младший сын, а супруга умирает из-за осложнений после родов. Некоторое время Андреев живет в Италии в гостях у Горького. В тридцать семь лет Андреев встречает свою вторую супругу Анну Денисевич, вместе с которой он перебирается в поселок под Санкт-Петербургом. Творчество Леонида Андреева тогда концентрировалось преимущественно на драматических произведениях, которые регулярно появляются на страницах альманахов и газет. Последние годы жизни писатель провел в Финляндии, где писал критические публицистические очерки о коммунизме. Проблемы со здоровьем, которые начались еще в юношестве, оставили неизгладимый след на здоровье Андреева, и в 1919 году писатель скончался от порока сердца.

Книги Леонида Андреева на сайте Топ книг

Книги Леонида Андреева читать настолько популярно, что они попали в наш . Кроме того, рассказы Андреева представлены среди . И учитывая стабильно высокий интерес к творчеству писателя, мы еще не раз увидим их на страницах нашего сайта .

Список книг Леонида Андреева

Романы и повести:

  1. Дневник Сатаны
  2. Жизнь Василия Фивейского
  3. Иго войны
  4. Иуда Искариот
  5. Красный смех
  6. Мои записки
  7. Рассказ о семи повешенных
  8. Сашка Жегулёв

Рассказы:

  1. Алёша-дурачок
  2. Ангелочек
  3. Баргамот и Гараська
  4. Бездна
  5. Бен-Товит
  6. Большой шлем
  7. Буяниха
  8. В подвале
  9. В поезде
  10. В Сабурове
  11. В тёмную даль
  12. В тумане
  13. В холоде и золоте
  14. Великан
  15. Весенние обещания
  16. Весной
  17. Возврат
  18. Воскресение всех мёртвых
  19. Герман и Марта
  20. Город
  21. Гостинец
  22. Губернатор
  23. Два письма
  24. День гнева
  25. Елеазар
  26. Жертва
  27. Жили-были
  28. Защита
  29. Земля
  30. Иван Иванович
  31. Из жизни штабс-капитана Каблукова
  32. Из рассказа, который никогда не будет окончен
  33. Иностранец
  34. Ипатов
  35. Книга
  36. Конец Джона-Проповедника
  37. Марсельеза
  38. Мельком
  39. Мои анекдоты
  40. Мои записки
  41. Молодёжь
  42. Молчание
  43. Мысль
  44. На реке
  45. На станции
  46. Набат
  47. Негодяй
  48. Неосторожность
  49. Нет прощения
  50. Он (Рассказ неизвестного)
  51. Орешек
  52. Оригинальный человек
  53. Памятник
  54. Первый гонорар
  55. Петька на даче
  56. Покой
  57. Полёт
  58. Правила добра
  59. Праздник
  60. Предстояла кража
  61. Прекрасна жизнь для воскресших
  62. Призраки
  63. Проклятие зверя
  64. Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы
  65. Рассказ о Сергее Петровиче
  66. Рогоносцы
  67. Случай
  68. Смерть Гулливера
  69. Стена
  70. Сын человеческий
  71. Так было
  72. Таракашка
  73. Три ночи (Сон)
  74. У окна
  75. Фальшивый рубль и добрый дядя
  76. Храбрый волк
  77. Христиане
  78. Цветок под ногою
  79. Чемоданов
  80. Чёрт на свадьбе
  81. Что видела галка

Пьесы:

  1. Gaudeamus
  2. Анатэма
  3. Анфиса
  4. Дни нашей жизни
  5. Екатерина Ивановна
  6. Жизнь человека
  7. К звёздам
  8. Милые призраки
  9. Мысль
  10. Не убий
  11. Океан
  12. Прекрасные сабинянки
  13. Профессор Сторицын
  14. Реквием
  15. Савва
  16. Самсон в оковах
  17. Собачий вальс
  18. Тот, кто получает пощёчины
  19. Царь Голод
  20. Чёрные маски

Леонид Николаевич Андреев – великий русский писатель серебряного века, создавший ряд в равной степени значительных произведений, как в реалистической, так и в символической прозе. Он по праву считается одним из самых странных и загадочных авторов. Огромный талант: видеть интересное в обыденном, умение превращать самого, на первый взгляд, заурядного персонажа в личность, показывать нелицеприятные стороны человеческой души, способность заставить читателя любого возраста заглянуть в себя и побродить с очищающим фонарем в потемках собственной психики.

Несколько любопытных фактов из биографии помогут нам лучше разобраться в мыслях и чувствах автора. Это станет для нас настоящим путеводителем в мир его сумрачных произведений. Жизнь и творчество Леонида Андреева тесно переплетены.

Родился Л.Н. Андреев в Орловской губернии, которое было родиной многих талантливых авторов. По тем же улицам гуляли и И.А. Бунин, и И.С. Тургенев. Здесь родился знаменитый философ М.М. Бахтин.

Природа наделила Леонида Андреева не только талантом, но и безупречной внешностью. Как бы написал Ф.М. Достоевский: «обладал необыкновенной, страшной красотой». Многие прохожие оглядывались, когда он проходил мимо. Его рисовали И.Е. Репин, В.А. Серов, Л.О. Пастернак.

Учился Андреев, по собственному признанию, «скверно». Окончив гимназию, решил поступить в Петербургский университет на юриста, но был отчислен, поскольку в семье были финансовые трудности. Но, несмотря на это, Андреев занимался самообразованием и много читал. «Таланта у Леонида Андреева было больше, чем вкуса», — писал свои отзывы Чуковский.

1889 год стал одним из самых тяжелых в жизни юного Андреева, он переживает потерю отца, а также кризис первой несчастной любви. Все это оставило огромный отпечаток на нежной психике автора. В его душе появляется маниакальная идея уйти в иной мир, происходит первая попытка покончить жизнь самоубийством (ложится на рельсы). Однако фортуна улыбнулась Леониду Андрееву, и он остался жив, подарив миру массу произведений. Впоследствии он еще не раз попытается покончить с собой: такова его буйная, неугомонная натура. Вообще Андреев с пистолетом или бритвой в руках — это обычное зрелище для его близкого окружения. Он тот человек, который находился на протяжении всей жизни в плену у своих страстей. «Натура — кипяток». Он унаследовал и отцовский грех — алкогольную зависимость. Но, вкусив все обилие пороков и пройдя сквозь тернии самостоятельно, Леонид Николаевич подарил нам огромный букет проницательных текстов.

Феноменальные способности Леонида Андреева

Многие утверждают, что писатель обладал даром предвидения. За 2 месяца до смерти первой жены Шурочки Велигорской (она умерла после родов Даниила Андреева, который в будущем станет писателем) Леонид Николаевич создал знаменитую пьесу «Жизнь человека». Он читал ей это произведение — она бледнела. В этом тексте Л. Н. Андреев предвидел собственные страдания и мучения через некоторое время. Андрей Белый определил тональность этой пьесы, как «рыдающее отчаяние», а самого Андреева назвал человеком, «за которым хаос клубится».

Как Андреев относился к революции?

Андреев в своем творчестве предвидел и все события, которые происходили в России в начале ХХ века. Он был бунтарем по натуре своей. Выступал за то, что считал правильным и справедливым. Андреев еще в студенческие годы участвовал в антиправительственных кружках, а после всеми силами поддерживал и Первую Мировую войну, и Февральскую революцию. Изначально автор видел благо и расцвет демократии в период Октябрьской революции 1917 года, но, чем сильнее становилась власть большевиков, тем больше Андреев осознавал всю бессмысленность и неправильность сего действия. «Завоеватель Ленин ступает по лужам крови» — написал он в памфлете о Ленине. «Сердце не хочет биться, кровь не хочет течь, жизнь не хочет жить», — такую запись оставил Леонид Николаевич в своем дневнике в конце 1917 года.

Андреев не боялся преследований и наказаний, он открыто порицал, как собственное правительство, так и зарубежные власти. В статье «S.O.S» (сокращенное от «save our souls», в переводе: «Спасите наши души!») автор открыто упрекает правительства союзников за их отношение к «истерзанной России».

«Надо совсем не иметь чувства достоинства, чтобы умываться помоями вместо воды, чтобы с приятной улыбкой поглотить, как подсахаренный ананас, все те оскорбления и насмешки, глумливые издевательства и откровенные чистосердечные пинки, какими награждались представители всех союзных народов в большевистском Петрограде…»

Публицистика Леонида Андреева: анализ

Леонид Андреев был критиком по натуре своей. Его публицистические труды отличаются краткостью и едкостью. Например, в заметке, посвященной 25-летию со смерти Некрасова, Андреев искренне дал понять, что Некрасов не является его любимым поэтом, он вообще не любит стихотворений. Удивительно, что ранимую душу автора больше задевает проза. Почему так краток Андреев в своей заметке? Вероятно, он не хотел задеть своей неосторожностью, субъективностью чувств тех читателей, кому дорог гений Некрасова, но он не мог не подметить: «В настоящее время Некрасов, как мне кажется, уважаем более, чем когда-нибудь, и менее, чем когда-нибудь, читаем». Пусть кратко, зато искренно, не зря же сказал один известный писатель: «гремит лишь то, что пусто изнутри».

Гораздо больше Леонид Николаевич посветил строк Максиму Горькому, который часто выступал в роли наставника и критика, не раз давал советы юному Андрееву. Тем не менее, в «неосторожных мыслях» Андреев не «поет хвалебные дифирамбы» Алексею Максимовичу, а, напротив, активно критикует: «Основание художественной индивидуальности Горького – это его деспотизм»; «В его художественном царстве нет мира, и оттого там вечная «война всех против всех»»; «и подобно Хроносу, пожирающему своих детей, одного за другим, помаленьку проглатывает и Горький своих героев».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!