Чей клюв лучше. Развлечение "птицы - наши друзья"

Время прочтения: 04:05

Мухолов-Тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит. Потом опять сидит на ветке и опять ждёт, высматривает. Увидал поблизости дубоноса и стал жаловаться ему на свое горькое житье.

Очень уж мне утомительно, - говорит, - пропитание себе добывать. Целый день трудишься-трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зёрнышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.

Да, твой нос никуда не годится! - сказал Дубонос. - То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупу, раскусываю. Сидишь на месте и клюёшь ягоды. Вот бы тебе такой нос.

Услыхал его Клёст-Крестонос и говорит:

У тебя, Дубонос, совсем простой нос, как у Воробья, только потолще. Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

Верно, - сказал Мухолов, - твой нос хитрей устроен!

Ничего вы не понимаете в носах! - прохрипел из болота Бекас-Долгонос. Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтобы им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос!

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

Ах, - сказал Мухолов, - вот бы мне такой нос!

Поглядел Мухолов и увидал перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой - вниз, и оба тонкие, как иголка.

Мой нос для того вверх смотрит, - сказал Шилонос, - чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

А мой нос для того вниз смотрит, - сказал Кроншнеп-Серпонос, - чтобы им червяков да букашек из травы таскать.

Ну, - сказал Мухолов, - лучше ваших носов и не придумаешь!

Да ты, видно, настоящих носов и не видал! - крякнул из лужи Широконос. Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос!

Ну и лопата!

Зато им воду щелокчить-то как удобно! - досадливо сказал Широконос и поскорей опять кувыркнулся головой в лужу.

Обратите внимание на мой носик! - прошептал с дерева скромный серьенький Козодой-Сетнонос. - У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю.

Это как же так? - удивился Мухолов.

А вот как! - сказал Козодой-Сетконос, да как разинет зев, - все птицы так и шарахнулись от него.

Вот счастливец! - сказал Мухолов. - Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу сотнями!

Да, - согласились птицы, - с такой пастью не пропадёшь!

Эй вы, мелюзга! - крикнул им Пеликан-Мешконос с озера. - Поймали мошку и рады. А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю - и в мешок себе отложу, опять поймаю - и опять отложу.

Поднял толстый Пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.

Вот так нос! - воскликнул Мухолов, - целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!

Ты, должно быть, моего носа еще не видал, - сказал Дятел. - Вот, полюбуйся!

А что же на него любоваться? - спросил Мухолов. - Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом пищу себе на обед доставать долго, а о запасах и не думай.

Нельзя же всё только об еде думать, - сказал Дятел-Долбонос. - Нам, лесным работникам, надо инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем, но и дерево долбим: жилище устраиваем, и для себя и для других птиц. Вот у меня какое долото!

Чудеса! - сказал Мухолов. - Столько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.

Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.

Но тут упал сверху серый Ястреб-Крючконос, схватил Мухолова и унёс себе на обед.

А остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.

Страница 0 из 0

Ход мероприятия:

Дети: Зимующие и перелётные.

  1. Непоседа – невеличка

Жёлтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку

Как зовут ее (Синичка).

  1. Каждый год я к вам лечу

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (Снегирь).

(Клёст).

  1. Спереди - шило, сзади – вилы (Ласточка).
  1. Кто присел на толстый сук

И стучи тук-тук-тук (Дятел) .

  1. Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошки собирает (Воробей).

  1. Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей (Грач).

А зовут его (Скворец) .

(Сова).

  1. На одной ноге стоит

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат (Цапля).

Нас солнце луг

Слепит и дразнит

Нам нынче весело с утра

Весна нам дарит

Звонкий праздник

И главный гость

На нём – игра

Игра – шутка « Птицы»

Ведущий:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы

Мухи и стрижи (Дети топают) .

Ведущий: Что не правильно?

Дети: Мухи!

Ведущий: А мухи кто?

Дети: Насекомые

Прилетели птицы:

Голуби, куницы (Дети топают)

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи, аисты, кукушки,

Даже сплюшки,

Игра «Кто как разговаривает»

Голубь…(воркует) -журавль…(курлычет)

Глухарь…(токует) -воробей…(чирикает)

Утка…(крякает) -ворона…(каркает)

Филин…(ухает) -индюк…(кудыкает)

Гусь…(гогочет)

  • (Воробей) .
  • (Синица) .
  • (Дятел) .
  • (Снегирь) .
  • (Клёст) .
  • (Сорока) .
  • (Ворона) .

Ведущий

Игра «Чей клюв»

  • (Дятел) .
  • (Аист) .
  • (Утка) .
  • (Пеликан).
  • (Удот) .

Ведущий:

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стойки на крыльцо

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце

И для птиц тепло

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать,

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну

А.Яшин

Игра «Покормите птиц»

Конкурс «Нарисуем птицу»

Народные приметы

Подвижная игра «Птицелов»

В лесу, во лесочке

На зелёном дубочке

Птички весело поют

Птицелов идёт

Он в неволю нас возьмёт!

Птицы улетайте!

Игра «Всякая всячина»

(аист, цапля, журавль)

(ласточка, скворец, воробей)

(голубь, дятел, воробей)

(журавль, сова, орёл)

  1. (колибри, попугай, синица)

фазан, павлин, попугай)

аист, цапля, пеликан)

(ворона, сорока, сова)

Игры: «Цапля» и «Ласточка»

Припомню я забытые свидания…»

Он кричит, волнуется чудак…»

Звучат стихи

Не разоряйте птичьего гнезда

Когда над рощей буря злится

Мы ребята – дошколята

Приглашаем всех пернатых

Прилетайте, кто захочет,

Мы вас любим очень, очень

Давайте дружить

Давайте, люди

Дружить друг с другом,

Как птицы - с небом

Как травы – с лугом

Как ветер – с морем

Поля – с дождями

Как дружит солнце -

Со всеми нами!

Жаворонок! Жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам тепло!

Развлечение «Птицы - наши друзья»

Время проведения – март 2016 г.

Участники – педагоги, дети старшего дошкольного возраста и родители.

Цель: Привлечь детей старшего дошкольного возраста и их родителей к изучению и защите птиц Самарской области.

Закреплять представление детей о птицах, их образе жизни, поведении;

Развивать интерес к подвижным играм и потребность в двигательной активности;

Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Продолжать знакомить с народными приметами, закличками;

Материал и оборудование: два мольберта, запись голосов птиц, макет зимнего дерева, макет зелёного летнего дерева, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов, четыре чистых листа бумаги, карандаши, два детских ведёрка, корм для птиц, две ложки, лук, конфеты, помидоры, колбаса, угощенье для детей (сладкие жаворонки), медали и дипломы «Знатоки птиц».

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстрационного материала по теме «Птицы», чтение художественной познавательной литературы о птицах, чтение стихов, отгадывание загадок о птицах, составление рассказов – описание птиц (величина, строение, цвет оперения, место обитания, особенности питания), ООД по развитию речи, дидактические игры

Ход мероприятия:

Ведущий: Сегодня мы собрались вместе, чтобы отметить приход весны и возвращение птиц из теплых стран. Они очень долго собирались назад, много километров им пришлось преодолеть, чтобы вернуться домой. Теперь наши пернатые друзья начнут обживаться и радовать нас своим пением. Уже больше века любители птиц всего мира традиционно отмечают 1 апреля – Международный день птиц. У нас на Руси праздник отмечается 22 марта. В этот день закликали весну, встречали перелётных птиц, пекли из теста жаворонков. Много лет назад появились первые пернатые. Как выдумаете, почему их так называли?

Дети: Потому что у птиц тело покрыто пёрышками, они летают, чирикают, вьют гнёзда и выводят птенцов (звучит запись голосов птиц).

Дети: Они спасают нашу природу, охраняют наши леса, сады и огороды от вредителей – короедов, гусениц и червяков.

Ведущий: Давайте вспомним, какие бывают птицы?

Дети: Зимующие и перелётные.

Ведущий: А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете зимующих и перелетных птиц.

Игра «Рассади птицу» детям необходимо отгадать загадку о птице, выбрать нужную картинку с изображением этой птицы и повесить картинку на макет зимнего ил зеленого летнего дерева.

Ведущий: Послушайте внимательно загадку и выберите правильную картинку.

  1. Непоседа – невеличка

Жёлтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку

Как зовут ее (Синичка).

  1. Каждый год я к вам лечу

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (Снегирь).

  1. Не дрозд, не синичка, не козодой

Выводит птенцов только лютой зимой (Клёст).

  1. Спереди - шило, сзади – вилы (Ласточка).
  1. Кто присел на толстый сук

И стучи тук-тук-тук (Дятел) .

  1. Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошки собирает (Воробей).

  1. Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей (Грач).

  1. На шесте – дворец, во дворе певец

А зовут его (Скворец) .

  1. Всю ночь летает – мышей добывает

А станет светло – спать летит в дупло (Сова).

  1. На одной ноге стоит

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат (Цапля).

Нас солнце луг

Слепит и дразнит

Нам нынче весело с утра

Весна нам дарит

Звонкий праздник

И главный гость

На нём – игра

Игра – шутка « Птицы»

Ведущий: Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой – дайте мне знать. Можно топать или хлопать.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы

Мухи и стрижи (Дети топают) .

Ведущий: Что не правильно?

Дети: Мухи!

Ведущий: А мухи кто?

Дети: Насекомые

Прилетели птицы:

Голуби, куницы (Дети топают)

Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи, аисты, кукушки,

Даже сплюшки,

Лебеди и утки - и спасибо шутке!

Игра «Кто как разговаривает»

Ведущий: Давайте вспомним, как разговаривают вот такие птицы:

Голубь…(воркует) -журавль…(курлычет)

Глухарь…(токует) -воробей…(чирикает)

Утка…(крякает) -ворона…(каркает)

Филин…(ухает) -индюк…(кудыкает)

Гусь…(гогочет)

Игра « Угадай птицу по словесному описанию»

Ведущий: А сейчас предлагаю отправиться в гости к птицам, которые не улетели, а остались зимовать.

На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте.

  • Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей) .
  • На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица) .
  • У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел) .
  • У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь) .
  • Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст) .
  • Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока) .
  • У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона) .

Ведущий: А теперь разминка, поиграем в игру «Совушка».

Ведущий : «Совушка», остальные дети – птицы. По сигналу «День!» дети бегают по площадке, по команде «Ночь!» - замирают и останавливаются в этом месте, где застала их команда. «Совушка» выходит из своего гнезда и тех, кто шевелится – забирает к себе

Ведущий: А теперь проверим, как хорошо вы, ребята, и ваши родители знают наших пернатых.

Игра «Чей клюв»

На мольберте размещены картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов (растениеядных и хищных).

Ведущий: Пока наши участники подбирают клювы, мы с вами ответим на вопросы.

Викторина «Покажи свой клюв и я скажу, кто ты!»

Задание: нужно по описанию клюва определить его пернатого владельца.

  • Долотообразный клюв этой птицы без устали долбит древесину (Дятел) .
  • В своём длинном клюве эта птица приносит младенцев, а от радости она клювом трещит (Аист) .
  • У этой птицы клюв снабжён приспособлением, напоминающий китовый ус, опустив клюв в воду, она щелкочет: процеживает воду, оставляя во рту мелкие водные организмы (Утка) .
  • Нос – клюв этой крупной птицы дал название декоративному и эфиромасличному растению, плоды которого похожи на его клюв (Журавль, а растение герань или журавлиный нос).
  • Эта птица пользуется клювом, как сочком: нижняя часть клюва состоит из гибких косточек, на которые натянут кожаный мешок (Пеликан).
  • Клюв это птицы крестообразный: верхняя половина его загнута вниз, а нижняя – вверх. Таким клювом легче добывать семена из чешуек еловых шишек (Клёст).
  • Клюв у этой птицы длинный, а язык короткий. Добычу втянуть в рот она не может, поэтому птица подбрасывает клювом добычу вверх и ловит её открытым ртом (Удот) .

Ведущий: А теперь наши ребята покажут танец «Маленьких утят», а взрослые тоже к ним присоединятся.

Ведущий: Мы всё играем и танцуем, а самое главное забыли покормить птиц. Они очень рассчитывают на нашу доброту и заботу.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стойки на крыльцо

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце

И для птиц тепло

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать,

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну

А.Яшин

Я приготовила, ребята, корм птицам: лук, конфеты, помидоры, колбасу. Правильно?

Нет! Птицы этого не едят. Они едят семена подсолнечника, пшено, сырое мясо, сало, хлебные крошки, ягоды рябины

Игра «Покормите птиц»

Соревнуются по два ребёнка. Они должны ложками, кто быстрее, перенести корм из одного ведёрка в другое. Выигрывает тот, кто больше перенесёт корм, не просыпав.

А теперь мы посмотрим и определим, кто у нас быстро и правильно нарисует птицу.

Конкурс «Нарисуем птицу»

Вызываются два ребёнка и два родителя (помогают своим детям). Оценивается не только скорость, но и качество исполнения. Порядок рисования: Тело, нога, глаз, клюв, голова, крыло, вторая нога, хвост.

Ведущий: Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив пёрышки и нахохлившись, что это значит?

Дети: На улице мороз. Надо теплее одеваться.

Ведущий: Правильно. А теперь вспомним народные приметы, связанные с поведением птиц

Народные приметы

Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева – жди мороза

Воробьи громко чирикают – к оттепели

Ворона сидит на верхушки дерева – к морозу

Низко летают ласточки – к дождю

Летают ласточки высоко – к солнечной погоде

Воробьи купаются в пыли – к дождю

Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру

Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать

Если грачи, жаворонки прилетели рано – весна будет тёплой

Ведущий: Что это? Птицы вспорхнули и разлетелись. Кто же их испугал? Да это птицелов!

Подвижная игра «Птицелов»

Каждый ребёнок называет птицу (сова, кукушка, утка, воробей, гусь и т.д.) крику которой он может подражать. Дети встают в круг, в центре которого стоит птицелов – водящий с завязанными глазами. Птицы бегают вокруг птицелова и нараспев произносят:

В лесу, во лесочке

На зелёном дубочке

Птички весело поют

Птицелов идёт

Он в неволю нас возьмёт!

Птицы улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши. Игроки – птицы останавливаются. Водящий подходит к одному из игроков, который издаёт крик выбранной им птицы. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока, после чего тот становится водящим.

Ведущий: Хорошо среди нас нет птицеловов. А теперь мы поиграем со взрослыми, а дети будут нам помогать

Игра «Всякая всячина»

Родители и дети выбирают правильный ответ:

1. Какая птица вьёт гнездо на крыше дома? (аист, цапля, журавль)

2. Какая птица захватывает чужое гнездо? (ласточка, скворец, воробей)

3. Какая птица не терпит соседей – птиц? (голубь, дятел, воробей)

4. Какая птица умеет танцевать? (журавль, сова, орёл)

  1. Какую птицу называют птицей-мухой? (колибри, попугай, синица)

6. У какой птицы хвост достигает 2-метровой длины? (фазан, павлин, попугай)

7. У какой птицы клюв похож на мешок? (аист, цапля, пеликан)

8. Какая птица – символ мудрости? (ворона, сорока, сова)

Ведущий: А сейчас мы проверим вашу выносливость.

Игры: «Цапля» и «Ласточка»

Дети вместе с родителями встают в круг, по команде поднимают одну ногу, согнув её в коленях, прижимая к бедру второй ноги, изображая «Цаплю», закрывают глаза, стараются простоять как можно дольше и так же в позе «Ласточки». Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Ведущий: Молодцы! Все у нас крепкие и выносливые. Вспомним с вами песни о птицах и пропоём по куплетику.

Припомню я забытые свидания…»

- «У дороги чибис, у дороги чибис

Он кричит, волнуется чудак…»

- «Вы, слыхали, как поют дрозды…»

- «Соловьи, соловьи не тревожьте солдат

Пусть солдаты не много поспят…»

- «Воробей с берёзы на дорожку прыг,

Больше нет мороза – чик-чирик…»

- «Жили у бабуси два весёлых гуся…»

Ведущий: Вот и закончилась сегодня наша встреча. Мы многое узнали о птицах. Знаем, что нужно беречь природу и охранять птиц. Необходимо кормить птиц зимой, не ломать ветки, не шуметь в лесу, не оставлять мусор, не разорять гнёзда

Звучат стихи

Не разоряйте птичьего гнезда

Так счастлива в своём жилище птица

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится

Мы ребята – дошколята

Приглашаем всех пернатых

Прилетайте, кто захочет,

Мы вас любим очень, очень

Давайте дружить

Давайте, люди

Дружить друг с другом,

Как птицы - с небом

Как травы – с лугом

Как ветер – с морем

Поля – с дождями

Как дружит солнце -

Со всеми нами!

Ведущий: Наступила весна, и давайте позовём её нашими закличками

Жаворонок! Жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам тепло!

Детям раздают сладких жаворонков и награждают медальками «Знатоки птиц». Взрослых награждают дипломами «Знатоки птиц»

Ведущий: Спасибо всем за участие!

Развлечение «Птицы - наши друзья»

Время проведения – март 2016 г.

Участники – педагоги, дети старшего дошкольного возраста и родители.

Цель: Привлечь детей старшего дошкольного возраста и их родителей к изучению и защите птиц Самарской области.

Закреплять представление детей о птицах, их образе жизни, поведении;

Развивать интерес к подвижным играм и потребность в двигательной активности;

Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Продолжать знакомить с народными приметами, закличками;

Материал и оборудование: два мольберта, запись голосов птиц, макет зимнего дерева, макет зелёного летнего дерева, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов, четыре чистых листа бумаги, карандаши, два детских ведёрка, корм для птиц, две ложки, лук, конфеты, помидоры, колбаса, угощенье для детей (сладкие жаворонки), медали и дипломы «Знатоки птиц».

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстрационного материала по теме «Птицы», чтение художественной познавательной литературы о птицах, чтение стихов, отгадывание загадок о птицах, составление рассказов – описание птиц (величина, строение, цвет оперения, место обитания, особенности питания), ООД по развитию речи, дидактические игры

Ход мероприятия:

Ведущий: Сегодня мы собрались вместе, чтобы отметить приход весны и возвращение птиц из теплых стран. Они очень долго собирались назад, много километров им пришлось преодолеть, чтобы вернуться домой. Теперь наши пернатые друзья начнут обживаться и радовать нас своим пением. Уже больше века любители птиц всего мира традиционно отмечают 1 апреля – Международный день птиц. У нас на Руси праздник отмечается 22 марта. В этот день закликали весну, встречали перелётных птиц, пекли из теста жаворонков. Много лет назад появились первые пернатые. Как выдумаете, почему их так называли?

Дети: Потому что у птиц тело покрыто пёрышками, они летают, чирикают, вьют гнёзда и выводят птенцов (звучит запись голосов птиц).

Дети: Они спасают нашу природу, охраняют наши леса, сады и огороды от вредителей – короедов, гусениц и червяков.

Ведущий: Давайте вспомним, какие бывают птицы?

Дети: Зимующие и перелётные.

Ведущий: А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете зимующих и перелетных птиц.

Игра «Рассади птицу» детям необходимо отгадать загадку о птице, выбрать нужную картинку с изображением этой птицы и повесить картинку на макет зимнего ил зеленого летнего дерева.

Ведущий: Послушайте внимательно загадку и выберите правильную картинку.

  1. Непоседа – невеличка

Жёлтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку

Как зовут ее (Синичка).

  1. Каждый год я к вам лечу

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (Снегирь).

  1. Не дрозд, не синичка, не козодой

Выводит птенцов только лютой зимой (Клёст).

  1. Спереди - шило, сзади – вилы (Ласточка).
  1. Кто присел на толстый сук

И стучи тук-тук-тук (Дятел) .

  1. Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошки собирает (Воробей).

  1. Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей (Грач).

  1. На шесте – дворец, во дворе певец

А зовут его (Скворец) .

  1. Всю ночь летает – мышей добывает

А станет светло – спать летит в дупло (Сова).

  1. На одной ноге стоит

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат (Цапля).

Нас солнце луг

Слепит и дразнит

Нам нынче весело с утра

Весна нам дарит

Звонкий праздник

И главный гость

На нём – игра

Игра – шутка « Птицы»

Ведущий: Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой – дайте мне знать. Можно топать или хлопать.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы

Мухи и стрижи (Дети топают) .

Ведущий: Что не правильно?

Дети: Мухи!

Ведущий: А мухи кто?

Дети: Насекомые

Прилетели птицы:

Голуби, куницы (Дети топают)

Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи, аисты, кукушки,

Даже сплюшки,

Лебеди и утки - и спасибо шутке!

Игра «Кто как разговаривает»

Ведущий: Давайте вспомним, как разговаривают вот такие птицы:

Голубь…(воркует) -журавль…(курлычет)

Глухарь…(токует) -воробей…(чирикает)

Утка…(крякает) -ворона…(каркает)

Филин…(ухает) -индюк…(кудыкает)

Гусь…(гогочет)

Игра « Угадай птицу по словесному описанию»

Ведущий: А сейчас предлагаю отправиться в гости к птицам, которые не улетели, а остались зимовать.

На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте.

  • Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей) .
  • На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица) .
  • У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел) .
  • У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь) .
  • Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст) .
  • Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока) .
  • У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона) .

Ведущий: А теперь разминка, поиграем в игру «Совушка».

Ведущий : «Совушка», остальные дети – птицы. По сигналу «День!» дети бегают по площадке, по команде «Ночь!» - замирают и останавливаются в этом месте, где застала их команда. «Совушка» выходит из своего гнезда и тех, кто шевелится – забирает к себе

Ведущий: А теперь проверим, как хорошо вы, ребята, и ваши родители знают наших пернатых.

Игра «Чей клюв»

На мольберте размещены картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов (растениеядных и хищных).

Ведущий: Пока наши участники подбирают клювы, мы с вами ответим на вопросы.

Викторина «Покажи свой клюв и я скажу, кто ты!»

Задание: нужно по описанию клюва определить его пернатого владельца.

  • Долотообразный клюв этой птицы без устали долбит древесину (Дятел) .
  • В своём длинном клюве эта птица приносит младенцев, а от радости она клювом трещит (Аист) .
  • У этой птицы клюв снабжён приспособлением, напоминающий китовый ус, опустив клюв в воду, она щелкочет: процеживает воду, оставляя во рту мелкие водные организмы (Утка) .
  • Нос – клюв этой крупной птицы дал название декоративному и эфиромасличному растению, плоды которого похожи на его клюв (Журавль, а растение герань или журавлиный нос).
  • Эта птица пользуется клювом, как сочком: нижняя часть клюва состоит из гибких косточек, на которые натянут кожаный мешок (Пеликан).
  • Клюв это птицы крестообразный: верхняя половина его загнута вниз, а нижняя – вверх. Таким клювом легче добывать семена из чешуек еловых шишек (Клёст).
  • Клюв у этой птицы длинный, а язык короткий. Добычу втянуть в рот она не может, поэтому птица подбрасывает клювом добычу вверх и ловит её открытым ртом (Удот) .

Ведущий: А теперь наши ребята покажут танец «Маленьких утят», а взрослые тоже к ним присоединятся.

Ведущий: Мы всё играем и танцуем, а самое главное забыли покормить птиц. Они очень рассчитывают на нашу доброту и заботу.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стойки на крыльцо

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце

И для птиц тепло

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать,

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну

А.Яшин

Я приготовила, ребята, корм птицам: лук, конфеты, помидоры, колбасу. Правильно?

Нет! Птицы этого не едят. Они едят семена подсолнечника, пшено, сырое мясо, сало, хлебные крошки, ягоды рябины

Игра «Покормите птиц»

Соревнуются по два ребёнка. Они должны ложками, кто быстрее, перенести корм из одного ведёрка в другое. Выигрывает тот, кто больше перенесёт корм, не просыпав.

А теперь мы посмотрим и определим, кто у нас быстро и правильно нарисует птицу.

Конкурс «Нарисуем птицу»

Вызываются два ребёнка и два родителя (помогают своим детям). Оценивается не только скорость, но и качество исполнения. Порядок рисования: Тело, нога, глаз, клюв, голова, крыло, вторая нога, хвост.

Ведущий: Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив пёрышки и нахохлившись, что это значит?

Дети: На улице мороз. Надо теплее одеваться.

Ведущий: Правильно. А теперь вспомним народные приметы, связанные с поведением птиц

Народные приметы

Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева – жди мороза

Воробьи громко чирикают – к оттепели

Ворона сидит на верхушки дерева – к морозу

Низко летают ласточки – к дождю

Летают ласточки высоко – к солнечной погоде

Воробьи купаются в пыли – к дождю

Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру

Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать

Если грачи, жаворонки прилетели рано – весна будет тёплой

Ведущий: Что это? Птицы вспорхнули и разлетелись. Кто же их испугал? Да это птицелов!

Подвижная игра «Птицелов»

Каждый ребёнок называет птицу (сова, кукушка, утка, воробей, гусь и т.д.) крику которой он может подражать. Дети встают в круг, в центре которого стоит птицелов – водящий с завязанными глазами. Птицы бегают вокруг птицелова и нараспев произносят:

В лесу, во лесочке

На зелёном дубочке

Птички весело поют

Птицелов идёт

Он в неволю нас возьмёт!

Птицы улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши. Игроки – птицы останавливаются. Водящий подходит к одному из игроков, который издаёт крик выбранной им птицы. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока, после чего тот становится водящим.

Ведущий: Хорошо среди нас нет птицеловов. А теперь мы поиграем со взрослыми, а дети будут нам помогать

Игра «Всякая всячина»

Родители и дети выбирают правильный ответ:

1. Какая птица вьёт гнездо на крыше дома? (аист, цапля, журавль)

2. Какая птица захватывает чужое гнездо? (ласточка, скворец, воробей)

3. Какая птица не терпит соседей – птиц? (голубь, дятел, воробей)

4. Какая птица умеет танцевать? (журавль, сова, орёл)

  1. Какую птицу называют птицей-мухой? (колибри, попугай, синица)

6. У какой птицы хвост достигает 2-метровой длины? (фазан, павлин, попугай)

7. У какой птицы клюв похож на мешок? (аист, цапля, пеликан)

8. Какая птица – символ мудрости? (ворона, сорока, сова)

Ведущий: А сейчас мы проверим вашу выносливость.

Игры: «Цапля» и «Ласточка»

Дети вместе с родителями встают в круг, по команде поднимают одну ногу, согнув её в коленях, прижимая к бедру второй ноги, изображая «Цаплю», закрывают глаза, стараются простоять как можно дольше и так же в позе «Ласточки». Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Ведущий: Молодцы! Все у нас крепкие и выносливые. Вспомним с вами песни о птицах и пропоём по куплетику.

Припомню я забытые свидания…»

- «У дороги чибис, у дороги чибис

Он кричит, волнуется чудак…»

- «Вы, слыхали, как поют дрозды…»

- «Соловьи, соловьи не тревожьте солдат

Пусть солдаты не много поспят…»

- «Воробей с берёзы на дорожку прыг,

Больше нет мороза – чик-чирик…»

- «Жили у бабуси два весёлых гуся…»

Ведущий: Вот и закончилась сегодня наша встреча. Мы многое узнали о птицах. Знаем, что нужно беречь природу и охранять птиц. Необходимо кормить птиц зимой, не ломать ветки, не шуметь в лесу, не оставлять мусор, не разорять гнёзда

Звучат стихи

Не разоряйте птичьего гнезда

Так счастлива в своём жилище птица

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится

Мы ребята – дошколята

Приглашаем всех пернатых

Прилетайте, кто захочет,

Мы вас любим очень, очень

Давайте дружить

Давайте, люди

Дружить друг с другом,

Как птицы - с небом

Как травы – с лугом

Как ветер – с морем

Поля – с дождями

Как дружит солнце -

Со всеми нами!

Ведущий: Наступила весна, и давайте позовём её нашими закличками

Жаворонок! Жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам тепло!

Детям раздают сладких жаворонков и награждают медальками «Знатоки птиц». Взрослых награждают дипломами «Знатоки птиц»

Ведущий: Спасибо всем за участие!

Развлечение «Птицы - наши друзья»

Время проведения – март 2016 г.

Участники – педагоги, дети старшего дошкольного возраста и родители.

Цель: Привлечь детей старшего дошкольного возраста и их родителей к изучению и защите птиц Самарской области.

Закреплять представление детей о птицах, их образе жизни, поведении;

Развивать интерес к подвижным играм и потребность в двигательной активности;

Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Продолжать знакомить с народными приметами, закличками;

Материал и оборудование: два мольберта, запись голосов птиц, макет зимнего дерева, макет зелёного летнего дерева, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов, четыре чистых листа бумаги, карандаши, два детских ведёрка, корм для птиц, две ложки, лук, конфеты, помидоры, колбаса, угощенье для детей (сладкие жаворонки), медали и дипломы «Знатоки птиц».

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстрационного материала по теме «Птицы», чтение художественной познавательной литературы о птицах, чтение стихов, отгадывание загадок о птицах, составление рассказов – описание птиц (величина, строение, цвет оперения, место обитания, особенности питания), ООД по развитию речи, дидактические игры

Ход мероприятия:

Ведущий: Сегодня мы собрались вместе, чтобы отметить приход весны и возвращение птиц из теплых стран. Они очень долго собирались назад, много километров им пришлось преодолеть, чтобы вернуться домой. Теперь наши пернатые друзья начнут обживаться и радовать нас своим пением. Уже больше века любители птиц всего мира традиционно отмечают 1 апреля – Международный день птиц. У нас на Руси праздник отмечается 22 марта. В этот день закликали весну, встречали перелётных птиц, пекли из теста жаворонков. Много лет назад появились первые пернатые. Как выдумаете, почему их так называли?

Дети: Потому что у птиц тело покрыто пёрышками, они летают, чирикают, вьют гнёзда и выводят птенцов (звучит запись голосов птиц).

Дети: Они спасают нашу природу, охраняют наши леса, сады и огороды от вредителей – короедов, гусениц и червяков.

Ведущий: Давайте вспомним, какие бывают птицы?

Дети: Зимующие и перелётные.

Ведущий: А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете зимующих и перелетных птиц.

Игра «Рассади птицу» детям необходимо отгадать загадку о птице, выбрать нужную картинку с изображением этой птицы и повесить картинку на макет зимнего ил зеленого летнего дерева.

Ведущий: Послушайте внимательно загадку и выберите правильную картинку.

  1. Непоседа – невеличка

Жёлтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку

Как зовут ее (Синичка).

  1. Каждый год я к вам лечу

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (Снегирь).

  1. Не дрозд, не синичка, не козодой

Выводит птенцов только лютой зимой (Клёст).

  1. Спереди - шило, сзади – вилы (Ласточка).
  1. Кто присел на толстый сук

И стучи тук-тук-тук (Дятел) .

  1. Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошки собирает (Воробей).

  1. Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей (Грач).

  1. На шесте – дворец, во дворе певец

А зовут его (Скворец) .

  1. Всю ночь летает – мышей добывает

А станет светло – спать летит в дупло (Сова).

  1. На одной ноге стоит

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат (Цапля).

Нас солнце луг

Слепит и дразнит

Нам нынче весело с утра

Весна нам дарит

Звонкий праздник

И главный гость

На нём – игра

Игра – шутка « Птицы»

Ведущий: Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой – дайте мне знать. Можно топать или хлопать.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы

Мухи и стрижи (Дети топают) .

Ведущий: Что не правильно?

Дети: Мухи!

Ведущий: А мухи кто?

Дети: Насекомые

Прилетели птицы:

Голуби, куницы (Дети топают)

Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи, аисты, кукушки,

Даже сплюшки,

Лебеди и утки - и спасибо шутке!

Игра «Кто как разговаривает»

Ведущий: Давайте вспомним, как разговаривают вот такие птицы:

Голубь…(воркует) -журавль…(курлычет)

Глухарь…(токует) -воробей…(чирикает)

Утка…(крякает) -ворона…(каркает)

Филин…(ухает) -индюк…(кудыкает)

Гусь…(гогочет)

Игра « Угадай птицу по словесному описанию»

Ведущий: А сейчас предлагаю отправиться в гости к птицам, которые не улетели, а остались зимовать.

На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте.

  • Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей) .
  • На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица) .
  • У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел) .
  • У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь) .
  • Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст) .
  • Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока) .
  • У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона) .

Ведущий: А теперь разминка, поиграем в игру «Совушка».

Ведущий : «Совушка», остальные дети – птицы. По сигналу «День!» дети бегают по площадке, по команде «Ночь!» - замирают и останавливаются в этом месте, где застала их команда. «Совушка» выходит из своего гнезда и тех, кто шевелится – забирает к себе

Ведущий: А теперь проверим, как хорошо вы, ребята, и ваши родители знают наших пернатых.

Игра «Чей клюв»

На мольберте размещены картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов (растениеядных и хищных).

Ведущий: Пока наши участники подбирают клювы, мы с вами ответим на вопросы.

Викторина «Покажи свой клюв и я скажу, кто ты!»

Задание: нужно по описанию клюва определить его пернатого владельца.

  • Долотообразный клюв этой птицы без устали долбит древесину (Дятел) .
  • В своём длинном клюве эта птица приносит младенцев, а от радости она клювом трещит (Аист) .
  • У этой птицы клюв снабжён приспособлением, напоминающий китовый ус, опустив клюв в воду, она щелкочет: процеживает воду, оставляя во рту мелкие водные организмы (Утка) .
  • Нос – клюв этой крупной птицы дал название декоративному и эфиромасличному растению, плоды которого похожи на его клюв (Журавль, а растение герань или журавлиный нос).
  • Эта птица пользуется клювом, как сочком: нижняя часть клюва состоит из гибких косточек, на которые натянут кожаный мешок (Пеликан).
  • Клюв это птицы крестообразный: верхняя половина его загнута вниз, а нижняя – вверх. Таким клювом легче добывать семена из чешуек еловых шишек (Клёст).
  • Клюв у этой птицы длинный, а язык короткий. Добычу втянуть в рот она не может, поэтому птица подбрасывает клювом добычу вверх и ловит её открытым ртом (Удот) .

Ведущий: А теперь наши ребята покажут танец «Маленьких утят», а взрослые тоже к ним присоединятся.

Ведущий: Мы всё играем и танцуем, а самое главное забыли покормить птиц. Они очень рассчитывают на нашу доброту и заботу.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стойки на крыльцо

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце

И для птиц тепло

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать,

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну

А.Яшин

Я приготовила, ребята, корм птицам: лук, конфеты, помидоры, колбасу. Правильно?

Нет! Птицы этого не едят. Они едят семена подсолнечника, пшено, сырое мясо, сало, хлебные крошки, ягоды рябины

Игра «Покормите птиц»

Соревнуются по два ребёнка. Они должны ложками, кто быстрее, перенести корм из одного ведёрка в другое. Выигрывает тот, кто больше перенесёт корм, не просыпав.

А теперь мы посмотрим и определим, кто у нас быстро и правильно нарисует птицу.

Конкурс «Нарисуем птицу»

Вызываются два ребёнка и два родителя (помогают своим детям). Оценивается не только скорость, но и качество исполнения. Порядок рисования: Тело, нога, глаз, клюв, голова, крыло, вторая нога, хвост.

Ведущий: Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив пёрышки и нахохлившись, что это значит?

Дети: На улице мороз. Надо теплее одеваться.

Ведущий: Правильно. А теперь вспомним народные приметы, связанные с поведением птиц

Народные приметы

Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева – жди мороза

Воробьи громко чирикают – к оттепели

Ворона сидит на верхушки дерева – к морозу

Низко летают ласточки – к дождю

Летают ласточки высоко – к солнечной погоде

Воробьи купаются в пыли – к дождю

Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру

Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать

Если грачи, жаворонки прилетели рано – весна будет тёплой

Ведущий: Что это? Птицы вспорхнули и разлетелись. Кто же их испугал? Да это птицелов!

Подвижная игра «Птицелов»

Каждый ребёнок называет птицу (сова, кукушка, утка, воробей, гусь и т.д.) крику которой он может подражать. Дети встают в круг, в центре которого стоит птицелов – водящий с завязанными глазами. Птицы бегают вокруг птицелова и нараспев произносят:

В лесу, во лесочке

На зелёном дубочке

Птички весело поют

Птицелов идёт

Он в неволю нас возьмёт!

Птицы улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши. Игроки – птицы останавливаются. Водящий подходит к одному из игроков, который издаёт крик выбранной им птицы. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока, после чего тот становится водящим.

Ведущий: Хорошо среди нас нет птицеловов. А теперь мы поиграем со взрослыми, а дети будут нам помогать

Игра «Всякая всячина»

Родители и дети выбирают правильный ответ:

1. Какая птица вьёт гнездо на крыше дома? (аист, цапля, журавль)

2. Какая птица захватывает чужое гнездо? (ласточка, скворец, воробей)

3. Какая птица не терпит соседей – птиц? (голубь, дятел, воробей)

4. Какая птица умеет танцевать? (журавль, сова, орёл)

  1. Какую птицу называют птицей-мухой? (колибри, попугай, синица)

6. У какой птицы хвост достигает 2-метровой длины? (фазан, павлин, попугай)

7. У какой птицы клюв похож на мешок? (аист, цапля, пеликан)

8. Какая птица – символ мудрости? (ворона, сорока, сова)

Ведущий: А сейчас мы проверим вашу выносливость.

Игры: «Цапля» и «Ласточка»

Дети вместе с родителями встают в круг, по команде поднимают одну ногу, согнув её в коленях, прижимая к бедру второй ноги, изображая «Цаплю», закрывают глаза, стараются простоять как можно дольше и так же в позе «Ласточки». Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Ведущий: Молодцы! Все у нас крепкие и выносливые. Вспомним с вами песни о птицах и пропоём по куплетику.

Припомню я забытые свидания…»

- «У дороги чибис, у дороги чибис

Он кричит, волнуется чудак…»

- «Вы, слыхали, как поют дрозды…»

- «Соловьи, соловьи не тревожьте солдат

Пусть солдаты не много поспят…»

- «Воробей с берёзы на дорожку прыг,

Больше нет мороза – чик-чирик…»

- «Жили у бабуси два весёлых гуся…»

Ведущий: Вот и закончилась сегодня наша встреча. Мы многое узнали о птицах. Знаем, что нужно беречь природу и охранять птиц. Необходимо кормить птиц зимой, не ломать ветки, не шуметь в лесу, не оставлять мусор, не разорять гнёзда

Звучат стихи

Не разоряйте птичьего гнезда

Так счастлива в своём жилище птица

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится

Мы ребята – дошколята

Приглашаем всех пернатых

Прилетайте, кто захочет,

Мы вас любим очень, очень

Давайте дружить

Давайте, люди

Дружить друг с другом,

Как птицы - с небом

Как травы – с лугом

Как ветер – с морем

Поля – с дождями

Как дружит солнце -

Со всеми нами!

Ведущий: Наступила весна, и давайте позовём её нашими закличками

Жаворонок! Жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам тепло!

Детям раздают сладких жаворонков и награждают медальками «Знатоки птиц». Взрослых награждают дипломами «Знатоки птиц»

Ведущий: Спасибо всем за участие!

"ЧЕЙ КЛЮВ?"
дидактическая игра

для закрепления знаний по теме занятия о животных

для детей младшего и среднего школьного возраста

в условиях дополнительного образования

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА "РАДУГА" ГОРОДА КИРОВА
Пасынкова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования, экологический отдел

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ЧЕЙ КЛЮВ?" /7-10 лет/

ЦЕЛЬ. Развивать способность детей сравнивать, обобщать,
фантазировать;
закрепить знания детей о птицах.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Двойные карточки /12 пар/ с изображением птиц без клюва и разных клювов.
Х
ОД. Дети /24 или 12 человек/ садятся по кругу. Ведущий идет за
спинами детей и каждому, пряча картинку от других участников игры, раздает по одной каждому.
По команде участники игры рассматривают свою карточку.

Задание: найти пару : к птице - клюв. Вce встают и ищут вторую половинку.
Созданные пары садятся рядом на те же стулья, по очереди показывают всем карточки / другие дети оценивают - правильно ли подобран клюв/, называют птицу, дают краткую характеристику : по Форме клюва - водоплавающая, хищная, насекомоядная..., для чего птице такой клюв, его функции...
Если клюв от другой птицы, пояснить - по какому признаку ребята "присоединили" его и какие свойства получает птица именно с этим, новым, клювом.

Пары карточек:
1- К Фламинго розовый
2- Е хохлатая пеганка
3- Ж розовый пеликан
4- Б белоспинный альбатрос
5- И колпица
6 - А топорики
7 - В попугаи
8- Г снегирь
9- Д стерх, журавль
10- З белоплечий орлан
11- Л дятел
12- М жаворонок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Синегорье»

Урок окружающего мира.

1 класс

Тема. Чей клюв лучше?

Юрина Зухра Томиевна,

учитель начальных классов

п. Синегорье – 2016 год.

Тема. Чей нос лучше?

Цель. Умение детей различать птиц по клювам, определять их принадлежность к экологической группе по типу питания.

Задачи:

Образовательные

Знакомство детей с биоразнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.

Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.

Сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.

Продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания на примере разных экологических групп птиц.

Развивающие

Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное, общее, частное; применять полученные теоретические знания при проведении практической работы;

Развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по общему признаку.

Формирование способности рефлексировать свою деятельность.

Воспитательные

Воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Продолжить формирование основ экологической культуры.

Отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.

Оборудование, наглядные пособия.

Таблицы с надписями: ЧЕЙ НОС ЛУЧШЕ, КЛЮВ, ПИТАНИЕ, РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ.

Карточки с изображением птиц (на три группы детей)

Приборы: пинцеты, прищепки, заколки.

Продукты питания: семечки, орешки, ягоды.

Наглядное пособие: насекомые, мушки, гусеницы, мышь.

Карточки, поделённые на две части: справа виды пищи для птиц, слева - модель головы птицы без клюва.

Мультимедийный проектор, экран.

Видео рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?», видеозапись "Голоса птиц".

Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядный.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Создание эмоциональной ситуации

Прошу садиться.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня, вы мои ученики! Разрешите представиться, зовут меня Гульнара Томиевна.

Самое удивительное в мире – это человеческая доброта.

Подарите улыбку друг другу.

Потрите ладошки, передайте свое тепло и хорошее настроение.

Подарите улыбки гостям.

Спасибо.

Садятся

Приветствуют.

Мотивация познавательной деятельности.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите.

Откройте глаза.

Ребята, что вы услышали?

А по точнее, что делали птицы?

Дети, каких птиц вы знаете?

Спасибо.

Птиц вы знаете очень много.

Ребята, кто такие птицы? Назовите признаки, по которым можно определить птиц.

Можно ли по каждому из этих признаков определить птицу?

Хорошо!

Давайте выберем особенности птиц в отличии от другого класса животных.

Кто такие птицы?

Спасибо!

Дети, что отличает птиц от других животных?

Что есть только у птиц чего нет у других животных?

Правильно, у птиц есть перья - это главная отличительная особенность птиц как группы животных.

П. Высказывают предположения.

П.Л. Актуализируют личный опыт.

П.М. Выделяют признаки птиц (летают, поют, несут яйца, вьют гнезда)

П. Высказывают предположения, обосновывают их. Приводят примеры (н-р, насекомые тоже летают)

П. Выдвигают предположения.

П. Выделяют основной признак, по которому можно определить птиц от других животных (перья, клюв)

Актуализация необходимых знаний

Просмотр видеоролика «Чей нос лучше?».

Дети, однажды детский писатель Виталий Бианки подслушал разговор птиц.

Давайте и мы послушаем и подумаем о чем же они?

Итак, дети. О чем же спорили птицы?

Верно.

Дети, а как вы думаете, почему у птиц разные клювы?

А как по вашему мнению, чей клюв лучше? Как вы считаете, чей нос мог бы стать лучшим?

Ребята, на какой главный вопрос мы постараемся ответить на уроке?

Верно. Тема нашего урока так и будет звучать (на доске: Чей клюв лучше?)

Чтобы ответить на главный вопрос что мы сегодня должны узнать? Как вы думаете?

Верно, ключевые моменты сегодняшнего урока заключаются то, что мы изучим с вами какие бывают клювы, как и чем питаются птицы. (На доске: клюв, питание)

Смотрят видеоролик «Чей нос лучше?»

П. Выдвигает предположения (о носах, о клювах, у кого лучше клюв))

П.Л. Ответы детей (разного вида, разная пища у птиц)

Высказывают предположения (все клювы хороши)

М. С помощью учителя называют главный вопрос урока (чей клюв лучше)

Читают запись на доске.

М. Формулируют учебную задачу урока про птиц, разнообразие клювов, форма клювов, для чего они нужны, чем питаются)

Организация познавательной деятельности

Сравнение, рассуждение

Рассматривание приспособлений, сравнение, рассуждение.

Организация работы в группах с использованием оборудования

Практическая работа

Фронтальная работа Соотношение иллюстрации со схемой

Классификация птиц по группам

Я предлагаю вам рассмотреть три формы клюва (на доске вывешиваются три схемы клюва).

Клюв под номером один, два и три. Какой он? Какие особенности?

Давай рассмотрим особенности клюва под № 1. Что про него можно сказать? Он какой?

Вы дали верные характеристики клюва под № 1 - он тонкий, острый.

Рассмотрим клюв № 2. Что о нем можно сказать в отличие от первого?

Хорошо! Он - толстый, короткий.

Клюв № 3?

Верно, в отличии от предыдущих двух, характерная особенность этого клюва - загнут вниз.

Дети, мы с вами определили формы клюва.

А сейчас я покажу вам приспособление, а вы должны догадаться на какой клюв они похожи.

Что у меня в руке? (Пинцет) На какой клюв похож пинцет? Почему?

Верно, но клюв под № 1 –тонкий, острый, но он может быть разной длины: как длинный, так и короткий.

Я показываю второе приспособление, что это такое? (Прищепка).

На какой клюв она похожа? Почему?

Верно, характерные особенности клюва под № 2 – толстый, короткий.

Третье приспособление – заколка. На форму какого клюва она похожа? Почему?

Верно, клюв под № 3 – загнут вниз.

Дети, мы вами рассмотрели формы клюва. А теперь постараемся подобрать пищу.

В качестве пищи будут (демонстрирую):

1 – семена тыквы (в стаканчике)

2 – насекомые (искусственные)

3 – и мышь (крыса) игрушка).

Итак, чтобы определить к какому клюву подходит какая пища вы должны работать в группе.

Прежде чем мы начнем эту работу в группе, давайте вспомним правила работы в группе.

Как работаем в группе?

Да!

Хорошо!

Молодцы!

И сейчас мы разделимся на три группы. Прошу 1гр. подойти к 1 столу, 2гр – ко 2-му, а 3 группу - к 3 столу.

Сигналом к началу работы будут голоса птиц.

Занимаем свои места. Раздаю оборудование.

Итак, дети, вы готовы? (Звучит сигнал «Голоса птиц»)

Определяем, что каждым клювом удобно брать.

Руками брать нельзя, только приспособлениями.

Договоритесь кто будет отвечать.

Сигнал к окончанию работы прозвучал, прошу сесть на свои места.

На экране появляются схемы клювов и картинки с изображением пищи (мышь, семена тыквы, муха).

Итак, вопрос первой группе. Чем вы накормите птицы с клювом под № 2? Почему? (на экране ответ)

Вторая группа. Чем накормите птицу с клювом № 3?

Почему?

Третья группа. Чем накормите птицу с клювом № 1?

Почему?

Молодцы, ребята! Мы с вами рассмотрели формы клювов, Мы с вами подобрали пищу для птиц.

А теперь мы с вами постараемся распределить конкретных птиц по форме клюва.

В какую группу мы отнесем дятла? Почему?

Птицу с таким клювом? Почему?(Дубоносец)

Кречет? Почему?

Трясогузка? Почему?

Сокол? Почему?

Ласточка? Почему?

Воробья? Почему?

Снегирь? Почему?

Филин? Почему?

Дети, когда мы с вами говорили о формах клюва, подбирали пищу. Давайте посмотрим, чем питаются птицы первой группы?

Как вы думаете, как можно назвать эту группу птиц? А еще мнения есть?

Да, ребята, в науке такая группа птиц имеет название: НАСЕКОМОЯДНЫЕ (на доске вывешивается карточка).

Давайте вспомним, чем накормили птиц с клювом под № 2?

Дети, как вы думаете, как будет называться эта группа птиц?

В науке такие птицы называются РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (на доске карточка), они питаются растениями и плодами.

Чем питается третья группа птиц?

Есть предположения: как мы ее назовем? Такая группа птиц в науке называется ХИЩНЫМИ (на доске карточка). Они питаются не только грызунами, но и другими птицами и мелкими зверьками.

Но, а теперь я попрошу вас отдохнуть вместе со мной.

П. Рассматривают иллюстрации, определяют особенности клюва.

П.М. Дети высказывают свое мнение (маленький, тонкий, острый)

П.М. Дети сравнивают и высказывают свое мнение (толстый, маленький, короткий)

П.М. Дети сравнивают и высказывают свое мнение (загнутый вниз, острый, маленький, но размеры бывают разные)

П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (пинцет похож на форму клюва под № 1, п.ч. он тонкий, острый, маленький)

П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (прищепка похожа на форму клюва под № 2, п.ч. она маленькая, короткая, толстая)

П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (прищепка похожа на форму клюва под № 3, п.ч. она загнута вниз)

П. Рассматривают пищу (семена, насекомые, мышь(крыса)

П. Дети вспоминаю и называют правила работы в группе (обсуждаем вместе, выслушиваем мнение другого, уважительно, смело высказывать свое суждение)

Класс делится на три группы, каждая группа занимает свои места.

М. Работают в группах:

Определяют, каким клювом и что удобно взять (пинцетом, прищепкой, заколкой)

Делают вывод.

П.Л. высказывают и обосновывают свое мнение (семечки, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)

(мышь, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)

(мухой, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)

П. Сравнивают, распеделяют. Обосновывают свой ответ:

В первую, п.ч. у нее клюв тонкий, узкий.

В третью, п.ч. клюв загнут вниз.

В первую, п.ч. у него клюв тонкий, узкий.

Во вторую, п.ч. клюв короткий, толстый.

Во вторую, п.ч. клюв короткий, толстый.

В третью, п.ч. клюв загнут вниз.

П.Л. Ответы детей:

Насекомыми.

Насекомоядные.

Семечками.

Растительноядные.

Мышами.

Хищные.

Физминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо.

Приседанье сделал справно.

Клювиком почистил перья.

И тихонько за парту сели.

Спасибо, садитесь!

Продолжение работы по теме урока

Работа с карточкой

Организация самостоятельной работы

Проверка работы с эталоном, самооценка

А теперь, ребята, мы проверим насколько вы были на уроке внимательны.

У вас на партах лежит конверт. Достаньте из него карточку и карандаш. Отложите конверт на край стола.

Дети, рассмотрите внимательно карточку (птицы без клюва и пища).

Что вы увидели?

Да, у птиц не хватает клюва.

Ваша задача рассмотреть пищу, которой питается каждая птица и дорисовать клюв, который характерен для этой группы птиц.

Ребята, карандашики положили.

Давайте проверим выполнение самостоятельной работы с эталоном. (на экране: голова дятла и мухи, снегиря и семечек, орла и мыши)

Посмотрите на образец правильного выполнения этого задания, сравните своей карточкой.

Если выполнено верно, простым карандашом в нижем правом углу поставьте себе плюс (учитель проверяет).

Я прошла и увидела, что у каждого задание выполнено верно. Молодцы!

Отложите, пожалуйста, карточки в сторону.

П.М. Дети рассматривают карточку.

Ответы детей (у птиц не хватает клюва)

М. Л. Рассматривают, анализируют, дорисовывают клюв, (если ребенок затрудняется правильно нарисовать, то учитель оказывает помощь)

Л. Смотрят, сравнивают, оценивают себя.

Подведение итогов.

Работа с пословицей

А теперь, ребята, давайте объясним значение пословицы.

Каждая птица своим клювом сыта.

Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы?

Правильно! Дети, можем ли мы теперь ответить с вами на главный вопрос урока чей же нос лучше?

Да, для каждой птицы важен свой клюв.

А теперь я прошу подумать вот над таким вопросом:

Где в жизни вы можете применить знания, полученные и открытые сегодня на уроке?

А еще, ребята, садоводы размещают кормушки с определенной пищей для насекомоядных птиц, чтобы они истребляли вредных насекомых.

М. Слушают пословицу, объясняют ее значение (у каждой птицы свой клюв для того, чтоб добывать нужную пищу)

М. Отвечают на вопрос (у каждой птицы свой нос чем-то хорош)

Л. Определяют личностный смысл изучения темы. Возможности практического применения нового знания (знаем, чем кормить птиц; на уроках биологии)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Поощрение

Я прошу вас сейчас оценить успешность своей работы на уроке.

Достаньте из конверта смайлики, выберите нужный вам и поднимите.

Давайте покажем смайлики - результат своей работы членам жюри.

Уберите, пожалуйста, смайлики и принадлежности в свой конверт. Карточка остается вам на память.

Урок окончен. Спасибо за урок.

Тема. Изучение многообразия птиц.

Цель. Умение детей различать птиц по клювам и лапам, определять их принадлежность к экологической группе по типу питания.

Задачи:

Образовательные

  • Знакомство детей с биоразнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.
  • Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.
  • Сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.
  • Продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания на примере разных экологических групп птиц.

Развивающие

  • Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное, общее, частное; применять полученные теоретические знания при проведении практической работы;
  • Развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по общему признаку.
  • Формирование способности рефлексировать свою деятельность.

Воспитательные

  • Воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
  • Продолжить формирование основ экологической культуры.
  • Отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.

Оборудование, наглядные пособия.

  • Коллаж из иллюстраций птиц, которые размещены в соответствии с экологическими группами.
  • Таблицы с надписями: РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ, НАСЕКОМО-РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ, ВСЕЯДНЫЕ.
  • Таблица, показывающая значение птиц в природе и для человека.
  • Карточки с надписями о значении птиц (на две группы детей)
  • Кухонные приборы: вилки, ложки большие и маленькие, ситечко, яблокорезка, чеснокодавилка, ореходавилка, вишнечистка, шумовка, пинцеты и т.д.
  • Продукты питания.
  • Карточки, поделённые на две части: справа виды пищи для птиц, слева - модель головы птицы без клюва.
  • Разрезные карточки с изображением клюва и лап птиц.
  • Карточки с изображением растений, животных, изображение стрелочек.
  • Плакат-схема пищевой цепи.
  • Плакат с опорными словами: УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, СРЕДА ОБИТАНИЯ, ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ.
  • Магнитофон, кассета "Звуки леса".

1 час занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть. Обозначение детьми целей занятия

Рассматривание иллюстраций птиц.

Вопросы для детей: Вам знакомы эти животные? Кого мы называем птицами?

Вывод: Какие они все разные! От чего это зависит? Да, это зависит от условий обитания. Одно из условий жизни - это способ добычи пищи. Можно ли птиц разделить на группы по способу добычи пищи?

Да, вы правильно сказали, что их можно разделить, так как у них разные приспособления для добычи пищи.

Чей же клюв лучше? Вот этот вопрос мы и попробуем разрешить на занятии.

Мы будем играть в интересные игры, работать с карточками, вы сможете самостоятельно проверить свои знания - для этого есть лист самостоятельного учёта знаний - и сделать правильные выводы. Определить порядок работы нам поможет лист, на котором написаны этапы занятия.

II Основная часть.

Беседа о значении птиц.

Представьте себе: проснулись, а вокруг ни одной птицы. Может такое случиться?

Каково же значение птиц в природе и для человека?

Задание № 1 “Значение птиц в природе и для человека”

Определить значение птиц в природе и для человека.

Разделимся на две команды, вы должны выбрать и правильно разложить в два столбика фразы о значении птиц для природы и о значении птиц для человека.

Проверка выполнения задания: сверить по плакату.

Оценивание своих знаний.

Задание № 2 “Накорми птичку”

Чтобы понять, почему у птиц разные клювы, мы поиграем в игру "Накорми птичку". Сейчас я включу кассету с записями голосов птиц. И вы уже не Дима и Полина, а стриж, цапля и т.д. Вы должны добыть себе пищу при помощи этих приборов. Руками к пище прикасаться нельзя.

Итог:

  • Вы можете показать мне универсальный прибор, которым удобно брать любую пищу?
  • А есть ли птица с универсальным приспособлением?
  • Почему у птиц разные клювы?

На протяжении многих-многих лет, путём эволюции клювы видоизменялись, приспосабливаясь к определённой пище, добываемой в той среде, где обитали птицы.

Оценивание своих знаний.

Задание № 3 “Экологические группы птиц”

Обозначить группы птиц по способу добывания пищи.

Обратите внимание на иллюстрации птиц.

Вопросы для детей: Почему птицы так размещены? Что их объединяет?

Вывод: Каждую группу птиц объединяет одинаковая пища.

Первая группа птиц питается растениями и их плодами и называется РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫМИ.

Чем отличается следующая группа от предыдущей? (Небольшого размера, маленькие клювы.)

Вторая группа птиц питаются насекомыми, и группа получила название НАСЕКОМОЯДНЫЕ.

Птицы следующей третьей группы питаются насекомыми, растениями и их плодами. Как назовём их? НАСЕКОМО-РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ.

Четвёртая группа. Посмотрите внимательно на их клювы, как их назовём? ХИЩНЫЕ.

И последняя пятая группа птиц очень своеобразная: в пищу могут употреблять всё. Они так и называются ВСЕЯДНЫЕ.

Задание № 4 “Дорисуй клюв”

Рассмотреть карточки и дорисовать клюв, соответствующий предложенной пищи.

Перед вами по три карточки. Рассмотрите их внимательно. Что видите справа? Слева модель головы. Чего не хватает? Проверим, на сколько вы были внимательны. Вы должны нарисовать клюв птице в зависимости от изображённой пищи.

Проверка выполнения задания.

Оценивание своих знаний, заполнив листок учёта знаний.

Молодцы, все правильно выполнили задание, ни одна птица не осталась голодной. Почему?

Вы нарисовали правильное приспособление. Чей клюв лучше?

2 час занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная беседа.

Как разнообразен мир птиц! Многообразны не только клювы, но и лапы. Они друг с другом взаимосвязаны. Обратите внимание на орла: на сильных лапах острые крепкие когти, напоминающие клюв.

Задание № 5 “Найди пару”

Найти каждому клюву соответствующие лапы

Сейчас поиграем в игру "Найди пару".

У меня в руках "Волшебный пакет". В нём лежат изображения лап и клювов. Каждый из вас берёт одну карточку и ищет себе пару. Готовые пары встают перед столами, выкладывают совпавшие карточки и готовятся доказать свой выбор.

Поверните к себе карточки обратной стороной. В правом верхнем углу есть точки: если их количество на обеих карточках совпадает, значит, задание выполнено правильно.

Вывод:

Мы с вами говорили об очень важном условии жизни - добывании пищи. Всегда ли достаточно пищи птицам? От чего зависит её количество? (От времени года, климата, урожая (неурожая), конкурентов, человеческой деятельности.) Деление на такие группы является условным. Так как с изменением условий жизни многие птицы переходят на другой тип питания (примеры).Да, на Земле часто бывают для птиц трудные времена, на помощь приходит Человек, чтобы сохранить многообразие птиц. Как вы помогаете птицам?

Задание № 6 “Пищевые цепочки”

Составить пищевые цепочки по предложенным карточкам

Рефлексия предыдущих знаний.

Перед вами схема пищевой цепи Р > ТрЖ > Х. Назовите её компоненты. Что указывают стрелки? (Поток энергии от одного звена к другому)

Задание: Вам предстоит составить пищевые цепи. Разделимся на пять групп. Каждая команда получает конверт с карточками. Это задание дано в трёх вариантах. Они отличаются сложностью. Все эти задания вы можете делать втроём, помогая друг другу. А можете распределить варианты задания между участниками команды.

III. Заключительная часть

Рефлексия занятия:

  • Что вам понравилось сегодня на занятии?
  • На каких этапах занятия вы почувствовали трудности?
  • Что вы хотели бы сделать по-другому?

Теперь давайте подведём окончательный итог по результатам полученных знаний.

Максимальное количество баллов, которое вы могли набрать, от 21 до 27 баллов.

Дети подсчитывают баллы. Сообщают педагогу.

После подсчёта баллов педагог благодарит детей за работу.

Педагог просит оценить своё эмоциональное состояние, показав карточку.

Вывод:

Многообразие птиц не перестаёт удивлять человечество.

Внешний вид птиц, повадки прямо зависят от среды обитания и условий существования.

Очень важно нам с вами осознать ту простую истину, что мир природы, который будет окружать человека в будущем, целиком зависит от его современной деятельности.

Приложение 1.

Карточка последовательности работы обучающихся на занятии (выдаётся каждому ребёнку).

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ.

I этап. Знакомство с целью занятия

II этап. Основная часть

1. Выполнение задания "Значение птиц в природе и для человека" двумя командами.

2. Игра "Накорми птичку".

3. Беседа "Экологические группы птиц". Обозначить группы птиц по способу добывания пищи.

4. Самостоятельная работа. Рассмотреть карточки и дорисовать клюв, соответствующий предложенной пище. (Выполняется отдельно каждым ребёнком.)

5. Игра "Найди пару". Найти каждому клюву соответствующие лапы.

6. Самостоятельная работа. Составить пищевые цепочки по предложенным карточкам.

III этап. Подведение итогов.