Дом политкаторжан. Из Сибири в Сибирь… Дом коммуна политкаторжан

Жилой дом-комунна Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле конструктивизма, построенное в 1929-1933 годах по проекту Г. А. Симонова, П. В. Абросимова и А. Ф. Хрякова для почетного проживания старых революционеров — жертв репрессий царского режима.

Дом стал одним из первых домов-коммун в Ленинграде, он был построен по инициативе и на средства Ленинградского Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, куда входили сторонники разных политических партий — большевики, меньшевики, эсеры, бывшие народовольцы и остальные, пострадавшие в годы борьбы с царизмом. Расселение жильцов в коммуне предполагалось из расчета один человек на комнату с общим бытом — дом включал в себя зрительный зал, столовую, детский сад, магазин-распределитель, библиотеку, клуб, музей каторги, солярий, прачечную и гаражи.

Дом политкаторжан в плане выглядит как треугольник и состоит из трех корпусов высотой шесть и семь этажей с внутренним двориком. Главный фасад выдержан в стилистике супрематических композиций, он асимметричен и состыкован из двух неравных по высоте корпусов, взаимно сдвинутых друг на друга. В месте сочленения они связаны балконами и навесом на тонких круглых столбах. Общественная зона первого этажа выделена линией остекления. Торец дома превращен в полуцилиндр.

В доме политкаторжан было устроено 200 квартир. Два корпуса включали в себя двухкомнатные квартиры, а один (выходящий на Троицкую площадь) — трехкомнатные. Жилье было оснащено горячим водоснабжением и ваннами. Первоначально квартиры не предусматривали отдельной кухни (только кухни-шкафы для подогрева), а питаться жильцы должны были в общественной столовой. Но позже квартиры были перепланированы и каждая получила нормальную кухню.

В июне 1935 года Общество политкаторжан было ликвидировано, а большинство жильцов — 132 семьи — репрессировано. В 1987 году на Доме политкаторжан была установлена памятная мраморная доска, а в 1990 году на Троицкой площади был заложен Соловецкий камень — памятник всем жертвам ГУЛАГа.

Крыша дома политкаторжан пользуется популярностью у руферов, потому что с нее открывается очень красивая панорама ближайших окрестностей.

Дом политкаторжан включен в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Туристу на заметку:

Посещение дома политкаторжан будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — (где расположен Государственный музей истории Санкт-Петербурга), Кронверкской набережной,

Дом № 1

Координаты 59°57′10″ с. ш. 30°19′41″ в. д.  /  59.952819° с. ш. 30.32793° в. д.  / 59.952819; 30.32793 (G) (Я) Архитектурный стиль конструктивизм Строительство - годы Статус памятник архитектуры (вновь выявленный объект)

Дом политкаторжа́н - жилой дом эпохи конструктивизма на углу Троицкой площади и Петровской набережной в Санкт-Петербурге .

В память о многочисленных репрессированных обитателях дома в сквере на Троицкой площади в 1990 году был установлен Соловецкий камень , а на доме во дворе - мемориальная доска; автор Богомолов, сын Богомолова Ивана Дмитриевича, члена общества Политкаторжан и ссыльнопоселенцев и Шлиссельбургского землячества, расстрелянного в сентябре 1938 года.

Напишите отзыв о статье "Дом политкаторжан"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Дом политкаторжан

На третий день своего приезда в Москву он узнал от Друбецких, что княжна Марья в Москве. Смерть, страдания, последние дни князя Андрея часто занимали Пьера и теперь с новой живостью пришли ему в голову. Узнав за обедом, что княжна Марья в Москве и живет в своем не сгоревшем доме на Вздвиженке, он в тот же вечер поехал к ней.
Дорогой к княжне Марье Пьер не переставая думал о князе Андрее, о своей дружбе с ним, о различных с ним встречах и в особенности о последней в Бородине.
«Неужели он умер в том злобном настроении, в котором он был тогда? Неужели не открылось ему перед смертью объяснение жизни?» – думал Пьер. Он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и потому, что оба жили и оба умерли.
В самом серьезном расположении духа Пьер подъехал к дому старого князя. Дом этот уцелел. В нем видны были следы разрушения, но характер дома был тот же. Встретивший Пьера старый официант с строгим лицом, как будто желая дать почувствовать гостю, что отсутствие князя не нарушает порядка дома, сказал, что княжна изволили пройти в свои комнаты и принимают по воскресеньям.
– Доложи; может быть, примут, – сказал Пьер.
– Слушаю с, – отвечал официант, – пожалуйте в портретную.
Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.
– Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное радостное известие, которое мы получили с давнего времени. – Опять еще беспокойнее княжна оглянулась на компаньонку и хотела что то сказать; но Пьер перебил ее.
– Вы можете себе представить, что я ничего не знал про него, – сказал он. – Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым… Какая судьба!
Пьер говорил быстро, оживленно. Он взглянул раз на лицо компаньонки, увидал внимательно ласково любопытный взгляд, устремленный на него, и, как это часто бывает во время разговора, он почему то почувствовал, что эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо, которое не помешает его задушевному разговору с княжной Марьей.
Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:
– Вы не узнаете разве?
Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.
«Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
В первую же минуту Пьер невольно и ей, и княжне Марье, и, главное, самому себе сказал неизвестную ему самому тайну. Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее – яснее, чем самыми определенными словами, – он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.

В 1931 году на углу площади Революции и Петровской набережной началось строительство дома для политкаторжан.

Это был один из первых домов-коммун Ленинграда. В нем находилось 200 двухкомнатных и трехкомнатных квартир для членов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Предполагалось, что жильцы дома-коммуны будут совместно проводить время и питаться, поэтому квартиры предусматривали лишь кухни-шкафы. Зато на первом этаже располагались столовая. Предполагалось, что централизованное питание освободит советскую женщину от домашней рутины, но общепит так и не смог победить домашнюю кухню… Кроме этого, к услугам жильцов были детский сад, магазин (продуктовый распределитель), Музей каторги и ссылки, медпункт, мастерская, механизированная прачечная (в подвале), библиотека. На крыше был устроен солярий и видовая площадка. Не так плохо даже для современного элитного жилья!

Архитекторами Дома политкаторжан были Г. А. Симонов, П. В. Абросимов и А. Ф. Хряков. Созданное ими здание в стиле конструктивизма, с серыми стенами и узкими окнами сразу стало памятников своего архитектурного стиля, но в то же время вызвало неоднозначные отклики горожан. «Они (политкаторжане) привыкли при царе по тюрьмам сидеть, вот им и дом выстроили соответствующий» - говорили злые языки.

По одной из версий место для здания было выбрано самим С.М. Кировым - в непосредственной близости к крейсеру «Аврора» и площади Революции.

В 1934 году Дом политкаторжан был достроен. Любопытно, что к этому времени вышло постановление ЦК ВКП(б) где идея домов-коммун осуждалась в жестких выражениях:

«Проведение этих вредных утопических начинаний, не учитывающих материальных ресурсов страны и степени подготовленности населения, привело бы к громадной растрате средств и жестокой дискредитации самой идеи социалистического переустройства быта». Ленинградские власти учли замечания из центра, и последние квартиры дома получили «нормальные» кухни.

Дом политкаторжан на советской открытке начала 1950-хх годов

К сожалению, дом на Петровской набережной известен не только своими архитектурными формами, но и печальной судьбой своих обитателей. В конце 1930-хх годов 132 семьи из дома были выселены и повергнуты репрессиям. Этим событиям был посвящен печальный анекдот:

«Как-то среди ночи уцелевшие жильцы дома были разбужены звонками и громовыми ударами в двери. Политкаторжане бросились к лестничным площадкам, в ужасе гадая - «на кого падет очередной жребий». Внезапно их успокоил голос управдома: «Граждане каторжане, никакой паники! Все в порядке! Это пожарные! Горит первый этаж!»

Сегодня в память о жертвах репрессий, на доме висит мемориальная доска, а на площади Революции поставлен Соловецкий камень.

Адрес: Москва, улица Поварская, дом 33.
Дата постройки: 1931-1934 годы.
Архитекторы: братья Веснины.

Здание выполнено в стле конструктивизм и является объектом культурного наследия регионального значения.
Немного истории и фотографий того, как здание выглядит сейчас, можно посмотреть там...

"Дом каторги и ссылки" был построен в бывших владениях церкви "Рождества Христова в Кудрине". Сейчас, на месте церкви расположена задняя часть здания. Храм был разрушен в 1931 году.
Кроме клубного помещения, в здании предполагалось разместить Музей каторги и ссылки.

Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев , организовано по инициативе Ф. Э. Дзержинского, Я. Э. Рудзутака, Ем. Ярославского и других. Открытие состоялось в Москве в "Доме Союзов" 21 марта 1921 года. Целью создания общества, служило оказание бывшим политическим каторжанам и ссыльнопоселенцам материальной помощи, организовывало лекции и доклады, занималось собиранием, хранением, изучением и изданием материалов по истории царской тюрьмы, каторги и ссылки. В 1921 году общество насчитывало 200 членов, в 1931 году - 2759. Члены его выступали с докладами и лекциями перед рабочими, учащимися, красноармейцами. В 1924, 1925, 1928, 1931 годах состоялись всесоюзные съезды общества. Прекратило существование в 1935 году.

2.
Макет здания.

1935 год - Президиум ЦИК СССР принял постановление о ликвидации Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.
1936 год - в здании работает кинотеатр "Первый".
1943 год - распоряжением Совета Народных Комиссаров Союза ССР был организован "Государственный театр киноактера" союзного значения. Были определены основные задачи театра: "рассматривать театр киноактера, как своеобразную лабораторию по воспитанию киноактеров и режиссеров, совершенствованию их профессионального мастерства путем репетиционной, тренировочной и лабораторной работы и выпуску высокохудожественных спектаклей в театре и фильмов на киностудиях, использовать постановку киноспектаклей, как метод предварительной подготовки фильма, что позволит затем актеру и режиссеру быстро работать на съемках".
1945 год - здание занял образованный в 1943 году Государственный театр киноактёра союзного значения.
1951 год - в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР Государственный театр киноактера из подчинения Министерства кинематографии СССР был передан в ведение киностудии "Мосфильм".
1957 год - театр реорганизован путем его ликвидации и организации на его базе Актерской студии, а здание передано "Дому кино".
1963 год - Актерская студия называется "Центральной студией киноактера".
1969 год - воссозданный Театр-студия киноактёра вернулся в здание.
1990 год - постановлением Совета Министров СССР "Театр-студия киноактера" переименован в "Театр киноактера".
1992 год - переименован в "Государственный театр киноактера".

Главной особенностью "Театра киноактера", стал целый ряд выдающихся фильмов, вышедших на экраны после репетиционного периода на подмостках театра.

3.
Главный фасад здания, выходящий на Поварскую улицу.

4.
Ужасная облицовка лестницы появилась позже.

5.
Боковой фасад(слева от центрального входа).

7.
Боковой фасад(справа от центрального входа).

8.
Задний фасад.

К сожалению, посетить интерьеры мне не удалось. Надеюсь, в следующий раз получится.

Работы братьев Весниных в моем журнале.