Древний Египет: олицетворение вечности. Присоединяйтесь!Ваше имя Храмы Луксора и Карнака

План
1. Общая характеристика периода строительства выбранного памятника искусства.
2. Общая характеристика архитектурно-художественного памятника.
3. Описание изучаемого архитектурно-художественного памятника.
4. Анализ архитектурных особенностей изучаемого архитектурно-художественного памятника, сохранившихся памятников скульптуры, рельефных и живописных памятников.
5. Заключение.
6. Иллюстрации
Список литературы

Введение
Каждая эпоха оставляет за собой след. Это памятники культуры и искусства. Живопись, скульптура, архитектура могут многое рассказать о жизни предыдущих поколений, о том, что они думали, что чувствовали, каким представляли мир. На формирование художественных взглядов влияют многие факторы и потому каждый исторический памятник это - своего рода повествование о временах, когда он был создан. Внимательный зритель сможет узнать много интересного, вглядываясь в живописные полотна, скульптуры, особенности архитектурно сооружения.

Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре один из самых ярких архитектурных памятников Древнего Египта.

Анализ архитектурно-художественных особенностей луксорского храма станет для нас увлекательной экскурсией в Египет времён Нового Царства.
Общая характеристика периода строительства выбранного памятника искусства.

Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре - подлинная каменная летопись египетского зодчества периода Нового Царства. В это время большое культовое строительство велось во всей стране, от истоков Нила до его дельты. Наибольшее количество храмов было воздвигнуто на восточном берегу Нила - в Фивах, в древних Ипет-Сут и Ипет-Рес, современных Карнаке и Луксоре.

Особенности архитектуры и культуры Древнего Египта были обусловлены географической изолированностью Египта. Народ Египта с подозрением относился к чужеземцам. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и являлись олицетворением хаоса, угрожающего гармонии египетского государства. Географические и климатические особенности государства сформировали особое мировоззрение местного населения.
Огромное место в жизни египетского государства играла религия. Именно религия оказала огромное влияние на искусство и архитектуру Египта. Особенно важны два момента: сложение египетского пантеона богов и заупокойный культ. Ключевой фигурой был Амон. Фараон провозглашался сыном Амона. Именно в честь Амона воздвигаются самые грандиозные святилища. Храмы Нового царства, так же как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки.

Какими же были основные черты храмовой архитектуры Нового царства? Прежде всего, надо отметить, что в начале этой эпохи происходит отделение места погребения от заупокойного храма. Храм строился в пределах нильской долины, располагаясь на ровном участке. Погребение переносилось за горный хребет и устраивалось в выдолбленной в скале пещере. Весь участок, занятый храмом, окружала высокая массивная стена. К храму от Нила вела широкая мощёная дорога, заставленная правильными рядами сфинксов из красного песчаника. Погребение производилось тайно, и вход в гробницу тщательно маскировался с целью предохранения от ограбления. Большая часть гробниц фараонов Нового царства сосредоточена в уединённой Долине Царей (Гибан-эль-Молук) на левом, западном берегу Нила. Особенно грандиозный размах в период Нового царства храмовое строительство получило на противоположном от Дейр-эль-Бахри, восточном берегу Нила, в столице Египта - прославленных Фивах. Хотя храмы Нового царства очень разнообразны по оформлению фасада, по построению внутреннего пространства и декору интерьеров, в основе их планировки лежал один и тот же принцип. Храмовый участок, имевший форму вытянутого прямоугольника, был обнесён мощной стеной. К расположенному на фасаде входу вела широкая дорога, обставленная по сторонам статуями сфинксов. Своеобразие этих скульптур заключалось в том, что каждая из них представляет собой самостоятельное произведение, но все статуи повторяют друг друга; поэтому они не рассчитаны на длительное рассмотрение, не требуют ни обхода, ни остановки. Ряд повторяющихся скульптур направлял движение молящегося, создавал настроение торжественности перед входом в храм. Затем на пути входящего вставала преграда. Вход в храм оформлялся в виде пилона - двух высоких башен с узким проходом между ними. Башни эти были очень велики и массивны, их боковые стороны имели лёгкий наклон. Египетский мастер, учитывая своеобразие зрительного восприятия, по которому абсолютно прямая высокая стена вблизи кажется падающей вперёд, скашивал поверхность пилона, благодаря чему пилон при рассмотрении вблизи кажется идеально прямым. Перед пилоном стояли колоссальные статуи фараона, обрамлявшие вход. Вся поверхность пилона покрывалась рельефами, прославлявшими военные подвиги фараона. В период Нового царства излюбленным стал углублённый рельеф; такая техника позволяла лучше детализировать фигуры, вместе с тем, она предохраняла рельеф, расположенный на наружной стене, от выветривания и повреждения. Глубоко врезанные контуры усиливали светотеневую моделировку и делали изображение более пластичным. Пройдя через вход, посетитель попадал в открытый ярко освещенный солнцем двор, обрамленный со всех сторон колоннадой. За двором находился многоколонный гипостильный зал; расположенные в несколько рядов колонны разделяли пространство зала на проходы - нефы. Центральный неф, более высокий, чем боковые, имел в крыше окна, которые освещали зал неярким ровным светом. За большим залом иногда располагались залы меньшего размера. Композиция замыкалась одной или несколькими молельнями, в которых стояли статуи божеств. Молельни не имели окон и освещались только искусственным светом. Хотя в зависимости от времени строительства, местоположения и, наконец, от творческой индивидуальности зодчего, руководившего постройкой, облик храма менялся, почти все храмы, сооружённые в период Нового царства, построены по данному каноническому плану.

Общая характеристика храмового комплекса в Луксоре
Храмовый комплекс в Луксоре (Ипет-Рес) - культовый памятник.
Построен в честь бога Амон-Ра
Начало строительства - XIV век до н.э. при фараоне Аменофисе
Размер храмового комплекса - 208 метров в длину и 54 метра в ширину

Описание изучаемого архитектурно-художественного памятника
Луксорский храм - храмовый комплекс, построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонов. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длину и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память. Сегодня храм в Луксоре, это в большой степени развалины. Луксорский храм пришёл в упадок. Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войска Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись и Египет уже не мог им противостоять. Со временем храм был занесён слоем песка, мусора и грунта. Многие учёные утверждают, что именно благодаря этому храм в Луксоре не был полностью разрушен. Но даже то, что мы можем увидеть сегодня, говорит о былом величии храма.

Анализ архитектурных особенностей изучаемого архитектурно-художественного памятника, сохранившихся памятников скульптуры, рельефных и живописных памятников.
Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусств. Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм, Внутренние палаты, Южный покой) – одно из самых изысканных творений египетских зодчих. В конце лета, когда Нил выходил из берегов и вода становилась красной, как кровь, начинался фестиваль OPET. Божественные образы Амона (бог солнца), его супруги Мут (богиня войны) и сына Хонсу (бог Луны) пышной процессией путешествовали из Карнакского храма в Луксорский, для обновления Бога-царя, вместе с обновлением земли после долгой засухи.

К храму вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 метров. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - два брата близнеца Хори и Сути.

Рассмотрим план храма Ипет-Рес: в нём нетрудно выделить три основные части.

Первая - вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 метров высоты с капителями в виде цветущего папируса).

Вторая - квадратная, обозначающая второй открытый двор, обнесённый двухрядной колоннадой.

Третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские «заросли» каменного папируса имело и «световую драматургию» от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешёченные проёмы, к таинственному полумраку искусственно освещённой молельни. Некоторые учёные считают, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

В Луксорском храме гармоничная ясность замысла скрашивает все «чрезмерности». Для него характерна исключительно чёткая планировка. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный зал с 32-мя колоннами, выполненными в форме связок папируса. Этот зал соединялся с большим перистилем - открытым двором, обнесённым портиками, колонны которого повторяли форму колонн гипостильного зала. В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в который проникали всё же не сразу, а лишь пройдя несколько небольших культовых помещений.

К северной части перистильного двора примыкала центральная, или процессионная колоннада Аменхотепа III: 14 окаменевших «стеблей» папируса, увенчанных распустившимися цветами-капителями. На сохранившихся стенах колоннады сохранились рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона-Ра: центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу. Их сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, процессии священных животных и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет-рес-Амон («Южный покой Амона»).
В царствование Рамзеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим перистильным двором с 74-мя колоннами, между которыми стояли гигантские статуи фараона. одна из них, изображающая Рамзеса II, сидящем на престоле, называлась «Солнце властителей стран иноземных». У ног владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура Нефертари, любимой жены фараона. Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамзеса II: две средние статуи были выполнены из чёрного гранита и представляли фараона сидящим, четыре были из розового гранита и представляли Рамзеса стоящим. Высота каждой статуи около 20 метров. Композицию завершали два огромных гранитный обелиска. Стены и колонны покрыты рельефами, посвящёнными богам и прославлению победоносных войн Рамзеса II. На стене храма записана и поэма, воспевающая отвагу Рамзеса в битве с хеттами. Тут же изображена и сама битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, вереницы воинов.

От могучего пилона Луксорского храма Амона-Ра к Карнакскому вела аллея сфинксов. Первоначально они были с головой барана - священного животного бога Амона, и телом льва. Во времена XX династии они были заменены сфинксами с человеческими головами. Эта аллея вскоре разделилась на две: правая вела к храму Мут, а левая - к храму Хонсу. Луксорский храм таким образом оказывался включённым в Карнакский комплекс.

Храм Ипет-Рес до сих пор поражает пропорциональностью, гармонией, совершенством форм, а также оригинальными фресками, рельефами и древними письменами.

Некогда входной пилон был украшен шестью монументальными статуями. Сегодня можно увидеть только три огромных статуи (до 20 метров высотой): фараона Рамзеса II, Нефертари (его супруги) и один из двух гранитных обелисков.
Даже Александр Македонский оставил свой след в истории Луксорского храма - в честь него к задней стороне здания был присоединён гранитный храм. Христианская эра внесла свои коррективы - в это время гипостильный зал храма служил христианской церковью, причём оставался ею и некоторое время после.

В настоящее время Луксорский храм находится на стадии раскопок. Вплоть до 19 века исторический памятник был погребён под слоем песка. В конце концов над ним была построена мусульманская мечеть, которая, несмотря на процесс раскопок, сохранена и является частью исторического комплекса. Здание храма не просто огромно - в высоту его колонны достигают 70 метров, а внутри ранее помещалась целая деревня.

Архитекторы и научные работники посвящают годы восстановлению величественного здания, а также аллеи, соединяющей два храма - Луксорский и Карнакский. В длину аллея сфинксов достигает 2 километров и в настоящее время большая её часть уже восстановлена.

К сожалению, стены великолепной колоннады храма сохранились лишь на треть, но на них можно рассмотреть рельефы, описывающие проведение праздника Опет, посвящённому Амону Ра. В центре изображений расположены священные ладьи богов, сопровождаемые жрецами, веселящиеся по поводу праздника люди и, разумеется, сам фараон. Как величайший мудрец и талантливый архитектор, Аменхотеп, сын Хапу, был обожествлён при жизни и пользовался признанием и славой. На трёх его статуях, сохранившихся по сей день, высечены истории, рассказывающие о его жизни.

Знамениты и фрески храма. Одни из самых важных ценностей считаются рельефы, посвящённые рождению фараона от самого бога небес. Амон-Ра долго искал и нашёл прекраснейшую женщину на Земле Мутемуйу, жену фараона Тутмоса IV. Приняв вид супруга самой прекрасной из женщин, бог Амон-Ра проник на её ложе, и они зачали будущего фараона Аменхотеп III. Красавица царица, однако догадалась, что отцом ребёнка стал сам бог Амон-Ра, а посланец богов Тот подтвердил её догадки, сообщив ей благую весть, что он станет матерью сына бога.
Весь пантеон богов постарался что-либо сделать для новорождённого, каждый преподнёс дары, ограждающие дитя от бед, и все предрекают тысячелетнее процветание рода: бог Хатхор из глины вылепил для младенца особую «жизненную силу», богиня родов Месхенет приняла новорождённого на кирпичах в зале рождений. Эти кирпичи символизируют четырёх великих богинь, выполняющих роли повитух и кормилиц: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Хатхор и Мут дают новорождённого сына отцу, который берёт его на руки, тем самым, по египетским законам, признаёт своё отцовство. Ребёнка кормят божественным молоком. Это молоко разрешено испить при рождении царя, его коронации и после смерти, чтобы обрести власть и в миру потустороннем, обрести право на воскрешение. Имя ребёнка вносится богами в храмовые списки жизни.

Заключение
На сегодняшний день Луксорский храмовый комплекс входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно миллионы туристов приезжают увидеть этот великолепный архитектурный памятник. Даже в соседстве с современной городской инфраструктурой, которая окружает Луксорский храм, он не становится менее притягательным. В вечернее время храм эффектно подсвечивается, что только добавляет ему мистической загадочности. Хотя и при лунном свете храм обретает таинственный ореол.

Луксорский храм - святилище древних богов вновь и вновь поражает воображение не только совершенством пропорций и грандиозностью, но и внутренней гармонией, незыблемостью и каким-то неземным спокойствием. Мощные колонны, величественные фигуры царей, уста которых замерли в загадочной полуулыбке, таинственные иероглифы, высеченные в камне помогают перенестись во времена давно минувших дней. Кажется, что образы этих великих фараонов обретают новую жизнь каждый вечер с закатом солнца, когда с необычайным искусством подсвеченный храм, словно мираж возвышается над берегом Нила.

Иллюстрации




Нашествие азиатских племён - гиксосов (на языке древних египтян их название означало "чужеземные правители") - около 1700 г. до н. э. на полтора столетия повергло страну в пучину бедствий. Вместе с гиксосами в долине Нила появились лошади и колесницы, которых с тех пор стали изображать на египетских рельефах и в настенных росписях.

Изгнание гиксосов в середине XVI в. до н. э. положило начало эпохе Нового царства (XVI–XI вв. до н. э.) и возрождению египетской государственности. Фараоны XVIII династии установили господство Египта над многими соседними странами. Его возросшее значение заставило государей соседних держав посылать фараону дорогие подарки. В столицу Египта - Фивы - везли драгоценные металлы, самоцветы и слоновую кость из Нубии (территория современных Египта выше первого порога Нила и Судана), ценную древесину из Финикии (восточное побережье Средиземного моря), благовония, редкие растения из загадочной африканской страны Пунт (повидимому, территория современного Сомали). В летописях и поэтических гимнах прославлялось могущество государства и его властителей. Вполне естественно, что духу времени отвечали и памятники искусства Нового царства.

Фивы

История Фив восходит к небольшому поселению, известному с глубокой древности и ставшему столицей государства в эпоху Среднего царства. Во времена Нового царства хлынувшие в Египет богатства превратили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными храмами и дворцами. Фивы стали также центром почитания бога всего Египта Амона-Ра.

Греки называли древнеегипетскую столицу "стовратные Фивы". Несомненно, это было легендарным преувеличением и означало, по-видимому, поистине огромные размеры города, отличавшие его от собственно греческих Фив, именуемых "семивратными". По тем временам Фивы были действительно большим и густонаселённым городом. В Древнем Египте ни один город не мог сравниться с ними по грандиозности и величию архитектурных сооружений. Фивы называли просто Город, как впоследствии Афины, Александрию, Рим, Константинополь.

Фивы расположены на двух берегах Нила, русло которого здесь широко и полноводно. На восточном берегу, там, где вставало солнце, раскинулся многолюдный город живых с прославленными храмовыми ансамблями Ипет Рес и Ипет Сут, дворцами, садами и водоёмами. Здесь кипела торговля, вдоль реки располагались лавки и мастерские, по набережной мчались колесницы, шли толпы людей, шествовали торжественные процессии. На западном берегу, ближе к реке, в долине высились поминальные храмы фараонов разных династий, а в скалах Ливийского хребта укрывались гробницы царей и знати.

Деление каждого города Древнего Египта великой африканской рекой на две части было традиционным: культ мёртвых связывался с западом, откуда наступала безжалостная пустыня и где бог солнца Ра спускался в подземный мир. Трудно представить себе, как выглядел на западном берегу Фив город мёртвых. Ныне здесь господствуют безлюдье, зной и тишина. Из величественных поминальных ансамблей лучше всего сохранились руины храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и фараона Рамсеса II (так называемый Рамессеум). В Фивах можно убедиться, что при всех утратах и разрушениях древнеегипетские памятники не исчезли бесследно подобно памятникам других цивилизаций. Фивы на тысячу лет старше знаменитого в Древнем мире города Нового Вавилона, о великолепии которого реально судить уже невозможно. Развалины фиванской архитектуры, с её исполинскими статуями, прекрасными рельефами и росписями, и сейчас захватывают своей необыкновенной красотой. И до сих пор с правого берега Нила каждый вечер в течение тысячелетий можно увидеть феерическое зрелище пламенеющего красками заката, отражаемого бурыми водами реки: бог солнца Ра уходит в царство мёртвых.

Храм в Дейр эль-Бахри

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или "дома" богов. Один из них - заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525–1503 гг. до н. э.), посвящённый богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини любви, музыки и танца, глубоко почитался египтянами.

Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она во время своего царствования не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные изваяния. Хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинёнными краской глазами всегда изображалась в мужском облике: с накладной бородкой. Такова была традиция изображения фараонов. Хатшепсут, желая утвердить свою власть над подданными, не привыкшими видеть женщину на троне, следовала давно сложившимся правилам. После кончины царицы Тутмос III уничтожил статуи Хатшепсут, её имя в надписях было сбито.

Статуи фараона Аменхотепа III (Колоссы Мемнона). XV в. до н. э. Фивы.

Две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (около 1455–1419 гг. до н. э.) - единственное, что осталось от знаменитого храма и дворца этого выдающегося правителя. Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди каменистой пустынной равнины на фоне далёких холмов. Колоссы Мемнона - так стали называть их в I в. н. э, когда одна из статуй, повреждённая землетрясением, на восходе солнца начала издавать печальные мелодичные звуки. По представлениям древних греков, таким способом мифический эфиопский царь Мемнон, погибший от руки героя Ахилла, приветствовал свою мать - греческую богиню утренней зари Эос. Феномен "поющей" статуи учёные объясняют утренними температурными колебаниями воздуха, проникавшего в изломы скульптуры. После реставрации, проведённой по приказу римского императора Септимия Севера в начале III в., изваяние умолкло навсегда.

Храм царицы Хатшепсут Начало XV в. до н. э. Дейр эль-Бахри.

Скульптурная голова царицы Хатшепсут. Начало XV в. до н. э. Египетский музей, Каир.

Храм в Дейр эль-Бахри - выдающийся памятник древнеегипетского зодчества - построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделённый огромной государственной властью. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Храм расположен на трёх террасах, соединённых пандусами (наклонными площадками) и обрамлённых столбами и колоннами. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья.

Храмы Луксора и Карнака

Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Рес и Ипет Сут, посвященные богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к величайшим созданиям древнеегипетского зодчества, строились начиная с XVI в. до н. э. в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отличались подчёркнутой монументальностью. Пилоны обрамляли входы в храмы. Расположенный вдоль берега Нила храм в Луксоре почти целиком воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим в XVI в. до н. э. и завершён уже в XV в. до н. э. Великолепны дворы Луксора, окружённые могучими золотистыми колоннами в виде папируса.

В древности Ипет Рес и Ипет Сут были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии. Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов - совершенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога Антона), расположенных на равном расстоянии друг от друга. Аллея сфинксов подходила к первому входу, который был сравнительно невелик и узок. На высоких деревянных мачтах, прикреплённых к пилонам , развевались флаги. Вход вёл в открытый двор, окружённый стенами, колоннами и статуями. Через узкий второй вход попадали в гипостильный зал. Гипостильный (от греч. "хипостилос" - "поддерживаемый колоннами") зал Карнакского ансамбля (XVI–XII вв. до н. э.), в котором более ста тридцати колонн образуют шестнадцать рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества. Центральный проход, обрамлённый колоннами высотой более двадцати метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса, освещался из боковых проёмов. Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены жёлтыми звёздами и парящими священными коршунами.

Луксорский храм или Ипет-Рес.

Луксор до фараона Аменхотепа Третьего был небольшим пригородным районом Фив. И вдруг он разросся в целый город. В Луксоре находился небольшой храм бога Амона, который построили еще при 12 династии. Аменхотеп, скорее всего, приказал сломать это древнее сооружение и возвести на его месте изящный храм Ипет – Рес, или Храм Луксор, как он известен нам сейчас.

Если я не ошибаюсь, в Фивах я была три раза, и только на одной экскурсии мне удалось попасть в этот обалденный храм. Не все экскурсии по Луксору, которые продают туристам в Шарм эль Шейхе, предусматривают визит в это место. Я помню, что ребенок так устал в Храме Карнака, что остался спать в автобусе совершенно без сил, пока я пошла любоваться на творение древних зодчих. А здесь на самом деле есть, на что посмотреть.

Как красив этот храм вечером, в подсветке! Я его так первый раз увидела и помню, что мне захотелось закричать - остановите Землю, я сойду (с). Мне хотелось закричать – Почему, почему мы проезжаем мимо этой необыкновенной красоты?!
Самое обидное было, что мы как-то купили индивидуальную экскурсию в Луксор, нас было всего 4 человека. После окончания основной программы, до самолета было еще часа два, два с половиной. И мы тупо сидели в каком-то отеле, ничего не делая. За это время можно было бы два раза осмотреть этот храм.

Итак, начнем свой рассказ про этот храм.

Храм Луксор называют одним из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему приложили руки и греки. Часть залов Луксорского храма пытался перестроить сам Александр Македонский. Если вы помните, Александр, когда завоевал Египет, принял титул фараона. Он продолжал чтить законы страны и ее Богов.
Новый фараон соорудил перед главным святилищем храма зал для барки Амона.
Амон – это главный Бог египтян. Или не главный, но самый любимый. Так же Амон является покровителем города Фив.

А до этого по ступеням храма гордо вышагивал фараон Рамзес Второй, который правил Египтом 68 или чуть больше лет и содержал гарем из 120 жен и наложниц. Умер он, когда ему было за 90.

Я тут как раз на днях прочитала книжку «Год гиен», про окончание правление Рамзеса Второго. Там Луксор описывался, как очень величественный город. Трудно себе это представить, глядя на одно - двухэтажные убогие домишки, которые сегодня мы видим на улицах города. Рамзес Второй не только был великолепным правителем Египта, он еще был строителем. Фараон очень сильно расширил Луксорский храм. Он достроил большой двор, окруженный со всех сторон колоннами. Итого во дворе стало 74 колонны. В южной части двора поставили 2 огромные статуи Рамзеса, как же без этого. *улыбка*. Ведь в храме фараон славил не только Бога, а больше славил сам себя. Перед вторым пилоном он поставил 2 своих обелиска и 2 стелы.
Итак, вернемся к истокам строительства Луксорского храма.

На месте старого храма сначала было построено небольшое святилище, окруженное покоями, имевшее впереди один зал. Строение очень сильно напоминало святилище фараона Тутмоса Первого в Карнакском храме.
Затем строители фараона Аменхотепа Третьего, среди которых был знаменитый архитектор тех времен Аменхотепу, пристроили великолепный передний двор, с самыми необыкновенными колоннами, которые только дошли до наших дней во всем Египте.

Царь и архитекторы посмотрели на дело рук своих, поняли, что получилось красиво, и они решили выстроить впереди всех построек еще один зал. Большой и величественный. А перед ним построить огромный двор. Вот так все странно это строилось.

В римский период перед храмом был разбит военный лагерь. А в самом храме начали славить римских императоров. И сегодня сохранилось несколько поврежденных статуй тех времен в истории Египта.
Но египтяне их вынесли из храма. Такие статуи можно видеть или на задворках, или на своеобразных «помойках» - кучах неразобранных камней перед храмом.

Шли столетия. О былом величии Фив все забыли. Храм был почти полностью засыпан песком. Пустыня брала свое…
На экскурсии по храму гид нам покажет, что это было так на самом деле. Луксорский храм начали откапывать только в начале 18-го века, когда после нашествия Наполеона в Египет у европейцев поднялась волна интереса к этой стране.

Храм был сильно разрушен, гораздо сильнее храма Карнака. Многие многотонные скульптуры оказались разбитыми на мелкие части. До сих пор вокруг храма можно видеть своеобразные кладбища. Огромные огороженные пространства с тысячами фрагментов скульптур и стел, которые археологам пока не удается собрать воедино.

На входе в храм туристов встречают весьма эротичные обезьянки. Это павианы. Священные животные Бога Тота. Тот - это Бог с головой Ибиса, покровитель иероглифов. Греки отождествляли его с Гермесом.

В большом зале Луксорского храма мы проходим по средней линии среди двух рядов колонн. Во времена Древнего Египта это были самые большие колонны, когда-либо возведенные в храмах этой страны. Архитекторами тех времен были созданы не просто большие колонны. Были созданы изящные и очень красивые колонны, с капителями наверху. Капитель – это то, чем заканчивается колонна перед потолком. В этом зале Луксорского храма капители изображали распускающийся цветок папируса. Колонны были высотой в 16 метров.

В стороне от этих колонн находились более низкие колонны. Поэтому первые образовывали высокую кровлю над средним нефом, а боковые более низкую кровлю. Промежуток между кровлями был занят большим каменными окнами.

Огромный зал строился долго и не был закончен при жизни Аменхотепа Третьего. Его сын, фараон Аменхотеп Четвертый или Эхнатон слишком ненавидел все то, что было создано до него и посвящено богу Амону-Ра, который на протяжении тысячелетий был Верховным Божеством в Египте.

Храмы строили не один век и даже не два. Храмы строили по 4-5 столетий и каждый фараон пытался привнести в храм что-то свое. Либо достраивая огромные помещения, либо разрушая статуи предыдущих фараонов, сбивая их имена на картушах, и вписывая там свои.

Храм Люксор начали строить в 16 веке до нашей эры. Сейчас трудно представить, как давно это было, около трех с половиной тысяч лет назад.

Гораздо позже времен правление фараона Эхнатона, великолепный зал был навсегда испорчен. Его загромоздили дополнительными колоннами, которые до конца не были установлены. Сейчас все эти руины смотрятся очень печально. Особенно, если знаешь историю создания и представляешь, как это должно было выглядеть.
Пока же Аменхотеп Третий был жив- здоров и занялся тем, что начал объединять в один комплекс все большие строения города, которые были совершенно разрознены.
Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - брата-близнеца Хори и Сути. Наверное, это были одни из самых талантливых архитекторов тех далеких времен.

Как бы я не хотела «оттянуть» Карнакский храм на следующую главу, придется про него упомянуть в этой.

Перед Карнакским храмом Аменхотеп Третий поставил огромнейший пилон, украшенный с небывалой до той поры роскошью. Обе стороны стены были украшены плитами из ляпис- лазури. Кто не знает, скажу, ляпис –лазурь или лазури;т это очень красивый темно синий непрозрачный камень. Этим названием камень стали называть во времена Средневековья.

Издревле он добывался на копях в Афганистане и очень сложными путями попадал в Египет, Китай и тд.
Кроме того, на инкрустацию ушло золото, серебро и почти 400 килограмм малахита.

Ворота первого пилона сейчас абсолютно «голые». Но даже в таком виде они смотрятся потрясающе. Как бы хотелось их увидеть во всем том великолепии. Это я уже повторяюсь в который раз. Хоть бы на минутку, хоть бы одним глазком!
Река Нил в те времена была в совершенно другом месте, нежели сейчас. От нее к пилону вела широкая аллея, по обеим сторонам которой стояли два высоких обелиска. А непосредственно перед пилоном установили гигантскую статую Аменхотепа, высеченную из твердого песчаника. Колосс был высотой 67 фунтов. Его доставляли по реке бесчисленное количество человек. Каменоломня тогда находилась возле Каира. А это 500 километров расстояния!

К югу от храма Карнака фараон достроил храм египетской богине Мут. И возле храма было вырыто озеро.

Между Карнарским и Луксорским храмом больше 2-х километров. Аменхотеп соединил эти храмы аллей, великолепным садом и вся дорога была уставлена сфинксами с головами баранов. В мой последний визит Луксор городские власти решили откапать всю аллею целиком, снести все строения и дороги над ней. Но это оказалось не так просто. Мы видели часть раскопок. Как там сейчас обстоят дела, даже не берусь предположить. Арабская весна и прочие события отпугнули от страны и ее музеев не только туристов, но и археологов.

Читали статью о том, как бедствуют музеи Египта? Государство их совсем не финансирует. Доходы от продажи билетов сократились в пять раз. Закрыто более 20 музеев по всей стране. Большой музей в Гизе, который должен заменить Египетский музей в Каире, так и не достроен. Новым правителям Египта вообще не до него. Древние артефакты разворовываются и вывозятся из страны. И вернуть их назад вообще теперь не представляется возможным. Ну зато же свергли ненавистного президента Мубарека. Ура! Свобода. Аха, сейчас. Аж 5 раз. А потом свергли Братьев Мусульман. Ура опять! Но только толку. А потом взорвали российский самолет…

Вернемся еще на минуту в храм Луксор.
Песок из пустыни замел весь храм целиком. На засыпанном месте во времена средневековья мусульмане построили мечеть. Если вы будете в Луксоре, то обратите внимание на мечеть над вашей головой, на ее нижнее окошко. Это и был вход. Теперь до него метров двадцать от земли, если не больше.
Скажу честно – увиденная мечеть меня очень сильно поразила.

Огромных статуй Рамзеса Второго в Луксоре раньше было 6. На пьедесталах которых были изображены 9 луков. Это те страны, которые завоевал Великий Фараон Рамзес Второй. Один из обелисков высотой 25 метров и весом 250 тонн сейчас стоит в Париже на площади Согласия. Французы увезли его к себе в страну в 1831 году. Раньше вершины всех обелисков и в этом храме, и в Карнаке были покрыты золотом. Сделано это было для того, чтобы сияние драгоценного металла рассеивало силы зла и привлекало божественные силы к храмам. На цоколях этих обелисков были изображены все те же павианы.
Любимая жена Рамзеса Второго, Нефертари, часто изображалась рядом с супругом в одеждах Богини Хатхор.

И как интересно, эта же самая любимая жена и стояла во главе заговора. По одной из версий египтологов, она зарезала фараона кинжалом, когда он пришел в гарем. Так бы старичок - фараон проправил еще неизвестно сколько лет.
Следующий фараон был очень слабым, страна почти развалилась на части и … тут пришла эпоха черных фараонов.

Рамзес Второй всегда изображался гигантом, особенно в сценах рельефах на стенах храма, на которых он побеждал врагов.
Во времена этого фараона происходили знаменитые битвы египтян с хеттами при Кадеше. Сцены этих битв есть во многих храмах, раскиданных по Египту.
Та часть храма Луксора, где установлены 74 колонны, так и называется Храм Рамзеса, возлюбленного Амоном. Простенько и со вкусом.

Идем дальше с толпой туристов по храму. Попадаем в довольно узкое пространство. Это пилон основателя храма фараона Аменхотепа Третьего. И справа находится маленькое святилище, которое построила для поклонения трем Богам царица Хатшепсут.

Три Бога – это Амон-Ра, Мут (Жена Амона. Ее часто изображают с головой львицы с двойной короной Египта. Ее имя переводится и как мать, и как смерть) и Хонсу (это их сын). Он был Богом Луны. Эти три бога образовывали фиванскую триаду богов. Греки сравнивали Хонсу с Гераклом. На стенах храма сохранились строчки, посвященные этому богу, которого считали еще и целителем.

Вспомним, что Египет делился на две страны - Нижний и Верхний. Очень часто страны разобщались, затем вновь соединялись. Поэтому на голове фараонов были 2 короны. Владыки Нижнего Египта в белой короне и Владыки верхнего в красной.

Фараон в двойных коронах и изображен на перекрытии порталов храма Луксор. В центре Бог держит имя фараона и солнечный диск.

Жены фараонов всегда изображались у ног царей, и были просто микроскопических размеров. Такие статуи есть и здесь, и в храме Карнака.

Очень хорошо сохранилась стена со сценой процессии жрецов, царских сынов и заколотых быков.
Помните Бога плодородия Мина, который изображается с членом наперевес?
Стела этого Бога стояла в храме Люксор. Сейчас от нее осталась только сцена установки этого монумента на одной из стен.

Храм Луксор не весь без крыши. Есть крытые участки с очень темными комнатами.

Идем дальше, проходим 52 метра мимо пятнадцатиметровых колонн. На стенах этого зала изображения времен правления фараона Тутанхамона (который мальчиком правил всего 9 лет) и Хоремхеба, который правил через 4 года после смерти мальчика-фараона. Этот фараон царил на троне 27 лет с 1319 по 1292 год до нашей эры. И на нем закончилась знаменитая и наиболее известная 18-ая династия. Последний Великий фараон Египта Рамзес Второй придет к власти только в 1279 году.

Крытая часть храма Луксор с залом из 32 колонн построена на возвышении. Дальше идет проход в несколько маленьких помещений, одно из которых было отреставрировано Александром Македонским. В этом святилище Барки Александр изображен почитающим египетских богов, как в сценах Аменхотепа Третьего. Дальше идут залы коронации Аменхотепа Третьего и Божественного рождения.

У египтян рождение фараона проходило не просто. Как мы помним, каждый фараон, это дитя Бога.
Бог-гончар Хнум с головой барана создает фараона на своем гончарном круге. Бог Амон в образе отца будущего фараона Тутмоса Четвертого соединяется с царицей Мутемуйа.
Бог Тот объявляет о рождении сына. Божества сопровождают царицу в родильный зал, затем Амон приветствует сына, и Хатхор (Богиня с коровьими рогами и ушами) кормит его молоком. И новый фараон восходит на трон.

За Святилищем Барки находилась самая тайная часть храма. Комната с 12-ю колоннами и тремя часовнями. Здесь стояла статуя Бога.

Храм располагается вдоль Нила. Он очень красив вечером, когда включают подсветку, просто глаз не оторвать. Но в этот раз мы были в нем днем, и сфотографировать вечерний храм Луксора не получилось.
Но мистическое зрелище просто завораживает. Если вы прилетели в Луксор сами на несколько дней, обязательно посетите этот храм вечером.

Почему сфинксы, которые стояли вдоль аллеи, соединяющей два главных храма этого города, изображались в виде баранов? Бог мог выходить к людям в этом облачении. Баран считался священным животным бога Амона РА.

Раньше все стелы были покрыты листовым золотом, которое начало пропадать еще давным- давно. Но про это я уже говорила выше. Золото разворовывали сами древние египтяне. Они же грабили могилы фараонов в Долине Царей. Арабским завоевателям досталось уже очень мало золотых украшений из храмов.

Одна из немногих прилично сохранившихся статуй - это прижизненное изображение Тутанхамона и его жены, которая была последней оставшийся в живых дочерью знаменитой царицы Нефиртити и фараона-еретика Эхнатона. Фараон Тутанхамон и его жена изображены на равных. Сидячими – одного роста.

В некоторых залах на потолках сохранилась роспись - краски не такие ярки, но вполне можно разглядеть рисунки. А во времена Рамзеса Второго в храме была расписана яркими красками каждая поверхность. Самые дорогие и редкие краски были синий и зеленый. Кстати и сейчас египтяне изготавливают краски по тем же старинным рецептам. Такие краски в виде порошка можно купить на вес на базаре в Луксоре.
Ну вот и все. Двухчасовая экскурсия в этот храм окончена.

Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Реc и Ипет Сут, посвящённые богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к величайшим созданиям древнеегипетского зодчества, строились начиная с XVI в. до н. э. в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отличались подчёркнутой монументальностью. Пилоны обрамляли входы в храмы. Расположенный вдоль берега Нила храм в Луксоре почти целиком воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим в XVI в. до н. э. и завершён уже в XV в. до н. э. Великолепны дворы Луксора, окружённые могучими золотистыми колоннами в виде папируса.

В древности Ипет Рес и Ипет Сут были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии.

Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов - совершенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога Амона), расположенных на равном расстоянии друг от друга. Аллея сфинксов подходила к первому входу, который был сравнительно невелик и узок.

Гипостильный (от греч. «хипостилос» - «поддерживаемый колоннами») зал Карнакского ансамбля (XVI-XII вв. до н. э.), в котором более ста тридцати колонн образуют шестнадцать рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества. Центральный проход, обрамлённый колоннами высотой более двадцати метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса, освещался из боковых проёмов. Не существующие ныне потолки густосинего цвета были украшены жёлтыми звёздами и парящими священными коршунами.

Из гипостильного зала можно было пройти в маленькое тёмное святилище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время общенародного многодневного весеннего праздника Амона изваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.

Сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. Таков, например, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н. э.), изображающий толпу плакальщиков. В сюжетах рельефов гробниц господствует движение. Кони, запряжённые в колесницы, мчатся галопом

от стрел охотников убегают звери

падают поверженные враги. Лодка фараона вторгается в глубь нильских зарослей, отчего гнётся цветущий тростник, взлетают птицы, хлопая крыльями

рыжая кошка успевает схватить зубами утку, а лапами - двух иволог. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: пышным ками, что придаёт взгляду таинственность (рельефы гробницы визира Рамеса, XIV в. до н. э.). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов

условность раскраски исчезает: передаются более близкие к реальным оттенки светлой и тёмной кожи

на женских лицах заметен румянец

сквозь прозрачные одежды просвечивает тело

часто изображаются нагие молодые служанки, танцовщицы, музыкантши.

Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) обычно украшались изображениями юных девушек, которые несут большой сосуд, играют на арфе, плывут с лотосом, уткой, рыбой в руках. Впервые появились изделия из стекла, в том числе и скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступили место так называемым ушебти («ответчикам»). Это статуэтки из терракоты (пористой обожжённой глины), фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми головой и руками. Они изображали тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире.

5. Культура и изобразительное искусство Древнего Египта (Новое царство)

После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов, искусство Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства (ок. 1580 - ок.1085 гг. до н.э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими. Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности.

Архитектура

В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них - заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н.э.) - находится в Дейр-эль-Бахри в Фивах, храм освящен Хатхор - богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра.

Храм в Дейр-эль-Бахри - выдающийся памятник древнеегипетского зодчества - построил архитектор Сененмут, царский фаворит. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые, служа сооружению оригинальным фоном, в то же время сливаются с ним в единое, неповторимое целое. Храм состоит из двух ярусов террас, соединенных пандусами и обрамленных портиками, обнесенного колоннадой открытого двора и вырубленного в скалах святилища. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в образе Осириса, колонны, на капителях которых была высечена голова богини Хатхор, а также росписи и рельефы. На террасах располагались водоемы, росли деревья.

Храм в Карнаке

Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Наиболее совершенными воплощениями культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные богу Амону-Ра. Ныне они известны как храмы в Карнаке и Луксоре.

Храм Амона в Карнаке строился на протяжении многих веков - от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Результатом этого является множество пилонов, площадей, ворот, залов, обелисков, коридоров и т.п. Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства. Храм, имеющий в плане форму буквы «Т», в основной своей части (идущей с запада на восток) имеет структуру, типичную для храмов Нового царства - с пилонами, открытым двором, гипостильным залом и святилищем.

Храм в Луксоре

Храм в Луксоре значительно уступает в размерах Карнакскому храму, однако считается наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением периода Нового царства.

Отличительной особенностью Луксорского храма являются его гигантские колоннады. Всего в залах и дворах храма насчитывается свыше двухсот колонн. Колоннады придают храму подчеркнутую монументальность; колонны символизируют заросли папируса, в которых появился на свет бог солнца Амон.

Храм, имеющий форму прямоугольника, вытянут с севера на юг. Вход в храм оформлен в виде пилона, построенного Рамсесом II. Перед пилоном были воздвигнуты шесть колоссов Рамсеса II: четыре гигантские статуи изображали стоящего фараона, две статуи запечатлели фараона сидящим. У входных ворот храма возвышались два обелиска высотой 35 м.

Храм в Луксоре - сложный архитектурный ансамбль, в котором отразились различные эпохи истории Египта. Так, в общий ансамбль храма включен храм Александра Македонского, добившегося от египтян своего обожествления и объявившего себя сыном бога Амона. Есть здесь и христианская часовня, относящаяся к первым векам нашей эры.

Изобразительное искусство

Сохранилось огромное количество великолепных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты - от хозяйственных работ до погребальных процессий. В рельефах господствует невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж. В то же время изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: одежде, прическам, драгоценностям. Удлинненные легкие тела приобретают гибкость, очертания плеч - округлость. Тонкой красотой отмечены женские профили. Миндалевидные глаза слегка прикрыты веками, что придает взгляду некую таинственность. Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Исчезает условность раскраски человеческих фигур: оттенки светлой и темной кожи становятся близкими к реальным. На женских лицах появляется румянец, сквозь прозрачные одежды просвечивают тела. Нередко изображаются нагие служанки, танцовщицы и музыкантши. В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, XVI в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, XV в. до н. э.)

Скульптура

Во времена Нового царства получает развитие скульптура колоссальных размеров. Создаются огромные по размеру фигуры, колоссы, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и представляют собой две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (XVIII династия).

Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета украшаются изображениями юных девушек, несущих сосуды, играющих на арфе, плывущих с лотосом, уткой или рыбой в руках. Впервые появляются изделия из стекла, в том числе скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступают место так называемым ушебти (ответчикам). Это статуэтки из терракоты, фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми головой и руками, изображающие тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире.

Амарнский период

В XIV в. до н.э. фараон XVIII династии Аменхотеп IV (1368-ок. 1351 гг. до н.э.) провел религиозную реформу, оказавшую значительное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона - бога солнца, точнее, сам солнечный диск. На шестом году царствования он покинул Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу - Ахетатон. Появляется арманский стиль искусства.

В центре Ахетатона находились Большой дворец и храм Атона, в котором вместо традиционных колоннад были большие открытые дворы с жертвенниками. Дворец украшали статуи фараона, многоцветные рельефы, росписи с инкрустацией и позолотой. Особенной красотой отличались росписи полов, изображающие бассейны с плавающими рыбами, заросли цветущих растений с порхающими птицами и бабочками.

После смерти Аменхотепа при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе жрецы добились восстановления культа старых богов. Столицей Египта вновь становятся Фивы. Тем не менее искусство амарнского периода оказало значительное влияние на дальнейшее развитие египетской культуры, которое особенно заметно в сокровищах, обнаруженных в гробнице фараона Тутанхамона.

Гробница Тутанхамона

В четырех залах гробницы содержались бесчисленные богатства: сундуки с разноцветными инкрустациями, богато украшенные ложа и складные кровати, троны, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Почти все пространство погребальной камеры занимал огромный, обитый листовым золотом ящик с двустворчатой крышкой. В нем, вложенные один в другой, находились несколько саркофагов. В последнем саркофаге, сделанном из чистого золота, весом более 110 кг, находилась мумия Тутанхамона с золотой маской на лице. Мумия с головы до ног была осыпана драгоценностями - от простых золотых бляшек до изысканных изделий ювелирного искусства. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изысканная красота находок производят ошеломляющее впечатление.

Один из шедевров парадной мебели - изготовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку трона украшают гибкие фигуры царственной четы, выгравированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.

Архитектура периода XIX династии

Борьба между Аменхотепом и жречеством ослабила Египет: в первой половине XIV в. государство утратило почти все завоеванные прежде владения. При фараонах XIX династии - Сети I, Рамсесе II и Рамсесе III - военная мощь Египта была восстановлена, в страну снова потекли богатства и рабы. Это позволило возобновить грандиозное строительство. Архитектурные памятники этого периода отличаются колоссальными размерами, обилием колонн и статуй, богатством и пышностью убранства. В Абидосе, одном из крупнейших городов Верхнего Египта был сооружен заупокойный храм фараона Сети I, законченный его сыном Рамсесом II. Особую известность абидосскому храму принесли великолепные рельефы, покрывающие стены и колонны храма, а также врезанный в стену одной из галерей так называемый «Абидосский царский список» - перечень египетских фараонов.

Самым выдающимся представителем XIX династии был Рамсес II, правивший в течение 67 лет (1317-1251 гг. до н.э.). Культ Рамсеса II, почитание его обожествленных изображений достигли предела возможного - это было время самых пышных славословий в честь фараона, богов и даже царской колесницы. Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах, известный как Рамессеум, намного превосходил размерами храм его отца в Абидосе. Особенностью Рамессеума, дошедшего до наших дней в сильно разрушенном виде, было соединение в одном комплексе храма, дворца, жилых помещений, складов, конюшен. Фасад храма украшали колонны и огромные статуи Рамсеса II в облике Осириса.

Традиция дворцово-храмовой архитектуры была продолжена в фиванском ансамбле Рамсеса III близ современного арабского селения Мединет-Абу. Окруженный двумя рядами зубчатых стен, храм напоминал крепость. По сторонам входных ворот стояли две башни, также увенчанные зубцами.

Но самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи считаются два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), построенные в ознаменование военных успехов фараона. Оба храма целиком вырублены в скале на левом берегу Нила. Фасад большого храма, посвященного Рамсесу II и богу Амону-Ра, украшают четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры матери и детей фараона. По сравнению со статуей самого фараона, эти фигурки кажутся небольшими, однако на самом деле достигают высоты человеческого роста. Храм включает целый ряд помещений, в том числе гипостильный зал и святилище. В первом зале установлены восемь статуй бога Осириса, символически поддерживающих потолок помещения. Дважды в году, 22 февраля и 21 октября, можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входные ворота храма в длинный проход, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и РамсесаII. Малый храм, построенный в честь царицы Нефертари, представляет собой сооружение более простое и меньшее по размеру. На фасаде храма в глубоких скальных нишах стоят четыре статуи Рамсеса II и две статуи Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор, которой, собственно, и была посвящена эта святыня.

Поздний период в истории Древнего Египта - пора тяжелых войн и иноземных вторжений. Свой последний расцвет египетское искусство пережило при фараонах Саисской династии (VII в. до н.э.). Однако в целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода свидетельствуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали.