Этический конфликт. Этнические противоречия, предрассудки и дискриминация Конфликтология этнические конфликты



Этический конфликт

"...1. Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности..."

Источник:

Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1138 "Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Этический конфликт" в других словарях:

    Этический идеал Лермонтова - ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Лермонтова, воплощенное в его творчестве представление о совершенной личности, неразрывно связанное в сознании поэта с представлением о совершенном мироустройстве в целом. Для понимания лермонт. творчества Э. и. особенно важен:… … Лермонтовская энциклопедия

    Фотожурналистика

    Фоторепортаж - Спортивные журналисты на Indianapolis Motor Speedway Фотожурналистика особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как… … Википедия

    ЛОСЕНКО Антон Павлович - (1737 73) российский живописец и рисовальщик. Представитель классицизма. В картинах на темы русской и античной истории условно академическую трактовку сочетал со стремлением раскрыть сложный этический конфликт (Владимир перед Рогнедой, 1770) … Большой Энциклопедический словарь

    Лосенко Антон Павлович - , русский исторический живописец, портретист, рисовальщик. С 1744 жил в Петербурге; учился в мастерской И. П. Аргунова (1753‒58) и АХ (1758‒60). Пенсионер АХ в… …

    Ричардсон Сэмюэл - Ричардсон (Richardson) Сэмюэл (1689, Дербишир. ‒ 4.7.1761, Парсонс Грин), английский писатель. Сын столяра, ученик лондонского типографа, затем хозяин собственной типографии. Выступил с романом «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740; рус … Большая советская энциклопедия

    Лосенко - Антон Павлович , русский исторический живописец, портретист, рисовальщик. С 1744 жил в Петербурге; учился в мастерской И. П. Аргунова (См. Аргуновы) (1753… … Большая советская энциклопедия

    Ричардсон - I Ричардсон (Richardson) Генри Хендел (псевдоним; настоящее имя и фамилия Этель Флоренс Линдсей Ричардсон) (3.1.1870, Мельбурн, 20.3.1946, Фэрлайт, Суссекс), австралийская писательница. Окончила колледж в Мельбурне, музыкальное… … Большая советская энциклопедия

    Профессиональная этика (professional ethics) - Этика представляет собой совокупность норм, к рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг ций, участников исслед., профессиональных групп и об ва в целом.… … Психологическая энциклопедия

1.Три этапа развития этнической конфликтологииЭтноконфликтология, являясь одним из самых молодых «отраслевых» отве¬твлений мировой конфликтологии, играет весьма заметную роль в становлении и развитии в отечественной конфликтологии, современной обществоведческой науки и социогуманитарной культуры в целом. Не будет преувеличением ска¬зать, что отечественная конфликтология зарождалась прежде всего как этноконфликтология: во многом именно в рамках резко актуализировавшейся в конце 1980-х — начале 1990-х годов этноконфликтологической проблематики шла наработка принципиальных отечественных конфликтологических концепций. И на этой основе в 1990-е годы начали «отпочковываться» другие «отраслевые конфликтологии», вызванные к жизни другими важными событиями в нашей стране, прежде всего в среде политики, трудовых и рыночных конфликтов.Различные авторы по-разному определяют тот период, когда этническая конфликтология сформировалась как самостоятельная отрасль конфликтологической науки, как, зачастую, по-разному определяется и точка отсчета для возникновения конфликтологии вообще. То, что сегодня называется этничес¬ким конфликтом, было в той или иной степени предметом анализа с глубокой древности: ведь конфликты между группами людей, отличающихся по этниче¬ским признакам, сопутствуют всей человеческой истории и являются одними из ее наиболее заметных событий.Тем не менее, формирование этнической конфликтологии необходимо рассматривать в контексте становления как конфликтологии вообще в качестве комплексной отрасли обществоведческого знания, так и конфликтологического подхода к анализу общественных процессов в качестве специфической исследо¬вательской парадигмы. Этот процесс можно отнести лишь ко второй половине XX века, причем этнические конфликты были отнюдь не приоритетным объек¬том исследования на начальном этапе становления конфликтологического зна¬ния, хотя первые работы, в которых предпринимается попытка теоретического анализа этнических конфликтов, появляются в зарубежном обществоведении начиная с 1950-х годов, т.е. в то же самое время, как и работы по общей, а также трудовой конфликтологии. Приоритет в разработке нового научного на¬правления принадлежит англо-американской науке, в основном американским исследователям. Тем не менее, это вряд ли можно считать состоявшимся нача¬лом этнической конфликтологии: этнические конфликты трактуются в ранних работах чаще всего как вторичное, производное от других мезо- и макросоциальных конфликтов, прежде всего экономических. Один из классиков мировой этноконфликтологии, американский ученый Дональд Хоровиц, чья объемистая книга «Конфликт этнических групп» выдержала несколько изданий и стала настольной книгой для многих этноконфликтологов во всем мире за два послед¬них десятилетия, отмечает, что ни государственные деятели, ни обществоведы не оказались готовы к возрастающей значимости этничности. После второй мировой войны, подчеркивает ученый, сложилось представление о том, что по крайней мере индустриально развитые страны «переросли» политические процессы, основанные на этничности. «Вплоть до недавнего времени, – писал Д. Хоровиц, – область этнических отношений была тихой заводью в общество¬ведении, и первым ответом на возрастающую волну этнических конфликтов была трактовка последних как эпифеноменов» . Особенно примечательным для конца 1950-х – начала 1960-х гг. было представление о том, что этнические кон¬фликты (и шире – этнические проблемы) отойдут на задний план по мере того, как страны «третьего мира» будут вовлекаться в модернизационный процесс. Что же касается западного общества, то этнические конфликты, случавшиеся и в этих странах, вообще рассматривались как нехарактерные для этой части мира явления, скорее как издержки, отголоски колонизаторского прошлого.Превращение этнического конфликта (а в англо-американских работах – иногда этнорасового конфликта) в самостоятельный предмет научного анали¬за происходит в 1960 — 1970-е годы. Публикуются исследования М. Бэнтона, К. Дойча, Г. Кона, Д. Кэмпбелла, Р. ЛеВайна, Р. Сегала, Г. Сетон-Уотсона, П. Шибутани, С. Энлоу и других авторов. В этих работах этнический конфликт становится если не еще самостоятельным объектом изучения, то, по край¬ней мере, занимает одно из главных мест. Кроме того, проблему конфликтов затрагивают многие ученые, изучающие межэтнические отношения в целом. Но особенно обильны в этот период были публикации с описанием и анализом конкретных этнических конфликтов по всему миру. Шестидесятые и семи-десятые годы можно рассматривать как этап накопления и первичного анализа эмпирического материала. Это свидетельствует о том, что научная отрасль пе¬реживает эпоху своей юности. Разумеется, и в работах этого периода делались определенные теоретические обобщения, но становление теоретической этно¬конфликтологии относится к 1980-м годам. В восьмидесятые годы в западной обществоведческой науке предпри¬нимаются попытки выйти на теоретико-методологический уровень анализа проблемы, хотя такого рода поиски в целом не характерны для западного, особенно англо-американского обществознания. Издается несколько теоре¬тических работ английского исследователя Э. Смита, уже имевшего к этому времени известность в научных кругах благодаря более ранним публикациям по проблемам этнорасовых отношений . Хотя нельзя сказать, что эти исследования полностью посвящены изучению этнорасовых конфликтов, так как имеют более широкий контекст, однако именно этот широкий контексц рассмотрения проблем неизбежно приводит автора к теоретико-методологичвч скому анализу феномена этнической конфликтологии. Большую известное», приобретают теоретическая работа Э. Геллнера «Нации и национализм», опубликованная в 1991 г. и на русском языке , и исследование П. Ван ден Берщ «Феномен этничности» . Именно в этот период публикуется и упоминавшаяся; выше работа Д. Хоровица «Конфликт этнических групп». Теоретико-методологические аспекты анализа этнических конфликтов затрагиваются в работах многих других зарубежных авторов (Дж. Ваучеру X. Блэлок-младший, Ф. Гросс, Н. Гонзалес, Дж. Кип, У. Коннор, Э. Кофман, Д. МакКерди, С. МакКоммон, М. Левин, Р. Премдас, С. Райан, С. Самарасингхе, С. Уильямс, М. Чисхолм, Р. Шервуд, Г. и Э. Элмеры, М. Эсман и др.). Итак, 1980-е гг. можно обозначить как теоретико-методологический этап развитая мировой этноконфликтологии. Со второй половины восьмидесятых и особенно в девяностые годы ведущим предметом исследования зарубежной этноконфликтологии стала проблема выхода из социальных конфликтов, их урегулирования и разрешения. В большинстве работ выход из этнического,конфликта исследуется как частный случай исхода социальных конфликтов. При этом проблема завершения именно эт нического конфликта изучена значительно меньше, чем других социальных конфликтов. К такого рода работ следует в первую очередь отнести труды1 Е. Азара, Дж. Александера, Ф. Дьюкса, Дж. Коукли, Б. О\’Лиари, Р. МакГарри,\’ М. Раби, Л. Рангараджана, Дж. Ричардсона, М. Росса, Дж. Ротмана, Дж. Рубина, К. Руперсингхе, Т. Саати, К. Де Сильвы, Дж. Толанда и др. Таким образом, современные зарубежные работы по этноконфликтологии имеют прежде всего прикладной характер, и этап развития этноконфликтологии в 1990-е годы можно обозначить как прикладной, или технологический. Итогом нескольких десятилетий эмпирического и теоретического поиска стало формирование ряда этноконфликтологических школ.

Введение

ГЛАВА I. РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ: СИНТЕЗ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО И РЕГИОНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 16

1.1. Современные тенденции в исследованиях социальных конфликтов 16

1.2.Глобализация, регионализация и федерализм в контексте конфликтологиче-ско знания 35

1.3. Этническая конфликтология как одно из ведущих направлений социально- политических исследований в полиэтничных регионах 58

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ЭТНОКОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 80

2.1. Основные принципы мониторинга, моделирования и менеджмента этноре-гиональных конфликтов 80

2.2. Региональная модель конфликтных процессов в полиэтничном регионе (на материалах Карачаево-Черкесской Республики) 103

2.3. Опыт урегулирования этнополитического конфликта и перспективы управления этноконфликтными процессами в КарачаевоЧеркесии 133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 165

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Развитие отечественной конфликтологии как составной части мировой конфликтологической науки в настоящее время неразрывно связано с общемировым процессом глобализации и актуальными для России процессами федерализма и регионализации. Проблема соотношения регионализма и федерализма особенно актуальна для России, пытающейся построить сбалансированные федеративные отношения на огромном пространстве разнородных как в этническом, так и природно-географическом и социально-экономическом аспектах, регионах.

В связи с этим, одной из главных задач социально-политических наук в современной России становится изучение всего комплекса и взаимосвязи региональных проблем, проявления в них глобальных и общегосударственных тенденций и локальных особенностей. Специфика региональной конфликтности, ее качественная определенность также определяется спецификой региона. Изучение этих процессов актуализирует перевод конфликтологических исследований с общесоциального на региональный уровень как в плане перехода от общетеоретического аспекта моделирования конфликтов к их конкретно-концептуальному аспекту, так и в плане совершенствования политических технологий их предотвращения и урегулирования.

Изучение конфликтных отношений этносов, уровня напряженности в них, объективных факторов, усиливающих эту конфликтность, приводит к необходимости разработки этнической конфликтологии в региональном аспекте. В кросс-научный анализ этнических конфликтов органично вписываются принципы регионализма, основанные на раскрытии многофакторной природы любого социального явления с учетом конкретных особенностей территориально организованного социума. Развитие этнической конфликтологии в регионах связано также с ее субъективной составляющей: сложившимся сообществом ученых-обществоведов (этнографов, социологов, политологов и т.д.), занимающихся как этнологическими, так и конфликтологическими исследованиями. Задачей этой

4 группы ученых становится не только анализ и теоретическое обобщение имеющихся проблем, но и выработка конкретных предложений по их решению для властных структур в регионах, а также формирование соответствующей потребностям как государства и общества в целом, так и этнических общностей политики на федеральном и региональном уровне.

В силу указанных обстоятельств, возникает потребность в разработке технологических разделов этнической конфликтологии в региональном аспекте, что и делает данную проблематику актуальной. Важнейшей задачей в этом плане является организация мониторинга, моделирования и менеджмента региональных этнических конфликтов, на основе которых будет возможна разработка принципов, способов и форм осуществления такой национальной политики (в первую очередь властными органами и административными структурами), которая обеспечит эффективное взаимодействие составляющих население региона этнических общностей, стабилизирует обстановку в нем.

В силу перечисленных причин разработка проблем этнической конфликтологии в региональном аспекте представляет как теоретический, так и практический интерес, что и послужило причиной обращения к исследованию заявленной темы.

Степень научной разработанности проблемы. Зарождение конфликтологии связано с серединой XX века, основы общей теории конфликта и этнической конфликтологии были заложены западными учеными. Ранее, в рамках различных концепций общественного развития, шла разработка общей теории конфликта в работах М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, К.Маркса, Т.Парсонса 1 . Классики конфликтологии К.Боулдинг, И. Галтунг, Р.Дарендорф, Л.Козер, Л.Крисберг в центр своих научных исследований поставили конфликт как соци-

1 Вебер М. О категориях понимающей социологии. Избранные произведения.- М.: Наука, 1990; Вебер М. Политика как профессия. Там же; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - О., 1900; Зиммель Г. Конфликт// Избр., в 2т.: пер. с нем. - М.: Наука,1996.; Маркс К. Июньская революция // Маркс К, Энгельс Ф. Соч., изд. 2.- М.: Политиздат, 1955. - Т.5; Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2.- М.: Политиздат, 1955. - Т.4. - С. 419-459.; Parsons Т. The Structure of Social Action. -N. Y., 1937.

5 альное явление и отошли от методологии структурно-функционального анализа, в рамках которого конфликт трактовался как социальная дисфункция. 1 Интенсивные исследования в области разрешения и предотвращения социальных кон-фликтов с 1980-х гг. ведут Дж.Бертон и его последователи. Методические и технологические проблемы конфликтологии анализируются в работах X. Кор-нелиус и Ш. Фэйр, Р. Фишера и У. Юри. 3

Становление отечественной конфликтологии приходится на конец 1980-х -начало 1990-х гг., с этого времени идет активная разработка теоретико-методологических подходов к анализу социальных конфликтов, проводятся прикладные исследования, осуществляются многочисленные исследовательские проекты. Разработке общетеоретических, мировоззренческо-методологических проблем конфликтологии посвящены работы А.Я. Анцупова, А.В. Дмитриева, А.В.Глуховой, Ю.Г.Запрудского, А.Г. Здравомыслова, П.И. Куконкова, В.Н. Кудрявцева, СВ. Кудрявцева, Е.И. Степанова, А.Н. Чумикова и др. 4 В работах А.Я. Анцупова, П.И. Куконкова, Е.И. Степанова и др. 5 рассматриваются так же методические и технологические проблемы; механизмы диагностики конфликтов, ус-

I Boulding К. Conflict and Defens. - N. Y., 1988. XIV; Galtung J. Violence, peace and peace re
search. In: Journal of Peact Research. -1969. - Vol. 6. - №3; Darendorf R. Class and Class Conflict
in Industrial Society. - Stanford, 1959; Дарендорф P. Элементы теории социального конфликта

II Социологические исследования.-1994.-№5; Козер Л. Основы конфликтологии. Учебное по
собие. - Санкт- Петербург: «Светлячок», 1999; Krisberg L. Sociology of Social Conflict. - New
Jersey, 1973. XIV; Крисберг Л. Миросозидание, миросохранение и разрешение конфликто;; //
Социологические исследования.-1990. - №11.

Природа конфликта и теория человеческих потребностей. (Сводный реферат) // Социальный конфликт: современные исследования.- М.: ИНИОН, 1991.

3 Бертон Д. Указ. раб.; Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый.- М.: Наука, 1992; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. Пер. с англ. - М: Наука, 1992.

4 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 1996; Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев СВ. Введение в общую теорию конфликтов.- М.: МАЭП, 1993; Глухова А.В. Типология политических конфликтов. - Воронеж, 1997; Запруд-ский Ю.Г. Социальный конфликт ((политологически анализ). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1992; Здравомыслов А.Г. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского изд. центра, 1994; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект пресс, 1995; Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования / Под ред. Е.И. Степанова. Изд. 2.- М.: Эдиториал УРСС, 2000; Чумиков А.Н. Социально- политический конфликт: теоретические и прикладные аспекты. - М., 1993. 5 Указ. работы.

ловия и культура переговорного процесса рассмотрены в работах О.В. Аллахвердо-вой, Н.С. Данакина, А.Д. Карпенко, А.Н. Чумикова и др. 1

Изучению этнических конфликтов как разновидности социальных

конфликтов посвящены работы Е.Азара, М.Гордона, Д.Горовица, Т.Гурра,

Д.Дафней, Д.Сэндоула, М.Эсмана. Структурообразующие признаки нации, свойства национального сознания и самосознания, национализм как идеология и психология рассматриваются в работах Л.Актона, Б.Андерсена, Дж. Бройи, Э. Геллнера, Н. Смелзера, Э. Смита и др. Отечественная этноконфликтология базируется на теоретических работах этнологов, политологов, этнографов, социо-

логов. Среди них необходимо выделить работы Р.Г. Абдулатипова, Э.А. Багра-

мова, Ю.В. Бромлея, К.С. Гаджиева, М.Н. Губогло, Л.Н.Гумилева, в которых анализируются общие проблемы теории этноса, вопросы национальных отношений, проблемы национально-государственного устройства. 4 В разработке теории межэтнических конфликтов большое значение приобрели работы В.А. Авк-

Аллахвердова О.В. Практика разрешения конфликтов - миф или реальность?// Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия: Тезисы докладов и выступлений на 2 Международном конгрессе конфликтологов. -СПб: Наука, 2004; Данакин Н.С, Дятченко Л. Я. Технология разрешения социальных конфликтов // Социологические исследования, 1993. - №9; Карпенко А.Д. Медиация в практике // Тезисы докл. и выст. на 2 Международном конгрессе конфликтологов; Чумиков А.Н. Указ. раб.

" Azar Е. The Management of Protracted Social Conflict: Theory and Cases. - Brookfield,

Vt.(USA):Gower Publishers, etc., 1990; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. - Berkley, 1985; Gurr Т., Harff В. Ethnic Conflict in World Politics. -Boulder, San Francisco, Oxford, 1994; Sandole D. Capturing the Complexity of Conflict: Dealing with Violent Ethnic Conflicts in the Post- cjld War Era. -London & New York, 1999;

3 Актон Л. Принцип национального самоопределения // Нации и национализм. Пер. с англ. и нем. - М.: Праксис, 2002; Андерсен Б. Введение // Нации и национализм. - М.: Праксис, 2002; Бройи Дж. Подходы к исследованию национализма. - Там же; Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991; Смелзер Н. Социология. Пер. с анг. - М.: Феникс, 1994; Смит Э. Национализм и историки // Нации и национализм. - М.: Праксис, 2002.

ф 4 Абдулатипов Р.Г.Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе. - М.,1999; Баг-

рамов Э.А., Гаевский И.А. Национальный вопрос: две системы - два подхода. - М.: Наука, 1985; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983; Губогло М.Н. Башкортостан и Татарстан. Параллели этнополитического развития: Очерки. - М., 1994; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1989.

сентьева, М.С. Джунусова, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Иванова, М.В. Иордана, В.Г. Смолянского, В.А. Тишкова и др. 1

Проблемы регионализации, ее связи с процессами глобализации, их влияние на российское общество в целом и на региональные сообщества в настоящее время стало предметом научного анализа К.С. Гаджиева, В.И. Добренькова, П.И. Куконкова, Э.Р. Тагирова, Е.И. Степанова и др. Феномен регионализма рассмотрен в трудах таких зарубежных авторов как У.Айзард, К. Дойч, Ф. Бро-дель, Х.Маккиндер, Э. Маркузен, Н. Палмер и др. 3 В отечественной науке разработка концепции регионализма связана с именами А.В.Баранова, А. А. Вартумяна, Ю.Н. Гладкого, А.С. Макарычева, В.Р. Чагилова, А. И. Чистобаева и др. 4

С начала 1990-х годов проблемы межэтнических отношений, исследование конфликтности полиэтничных обществ, изучение реальных конфликтных

Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь: Изд.-во СГУ, 2001; Джунусов М.С. Методологическое введение к изучению социально- политических, межнациональных конфликтов. - М.: Наука, 1991; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: - М., 1998; Здравомыслов А.Г. Указ. раб.; Иванов В.Н., Сгло-лянский В.Г.Конфликты и конфликтология. - М., 1994; Иордан М.В. Наука национального примирения // Общественные науки и современность. -1992. - №4; Смолянский В.Г. Национальные конфликты в СССР и СНГ(1985-1992). - Улан-Удэ, 1996; Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. - М.: Наука, 2001.

2 Гаджиев К.С. Политическая наука.- М.: Сорос: Междун. отношения, 1994; Добреньков В.И.
Глобализация и Россия // Тезисы докладов и выступлений на втором Международном конгрессе
конфликтологов. Том 1. - Санкт-Петербург: Наука, 2004; Тагиров Э.Р. Центр - регионы: поиск
формулы согласия на пути к федерализации России // Социальные конфликты: экспертиза, про
гнозирование, технологии разрешения. Вып.20: Региональные конфликты: моделирование, мо
ниторинг, менеджмент. - М., 2003; Степанов Е.И., Куконков П.И. Проблемы и перспективы мо
делирования, мониторинга и менеджмента региональных напряжений и конфликтов. // Соци
альные конфликты... Вып. 20.

3 Deutsch К. On Nationalizm, World Regions and the Nature of the West.// Mobilization, Center-
Periphery Structures and Nation- Building. A Volume in Commemoration of Stein Rokkan// Uni-
versitetsforlaget. - Bergen- Oslo- Tromso, 1981; Mackinder H. Democratic Ideals and Reality.
NDU Press Defense Classic Editions. - Washington, D.C., 1996; Markusen A. Regions: Economics
and Politics of Territory. - Rowman and Littlefield Publishers, 1987 ; Palmer D. The New Region
alism in Asia and the Pacific. Lexingtjn Books. - Massachussets Toronto, 1991.

4 Баранов A.B., Вартумян А.А. Политическая регионалиситика: Курс лекций. Вып.1. - М.:
Изд-во РГСУ «Союз», 2003; Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. - М., 2002; Ма-
карычев А.С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России // Политиче
ские исследования. - 2000. - №5; Чагилов В.Р. Этническая идентичность перед лицом гло
бальных вызовов: теоретико-методологические проблемы / Россия в условиях глобализации:
философские, социокультурные и политические проблемы: Сб. ст. и тез. межрегиональной
научно-практической конференции НГТИ. - Невинномысск: НГТИ, 2004. - С.278-290.

процессов находятся в центре внимания обществоведов Северного Кавказа. Разработке теоретико-методологических и концептуальных основ изучения этнических конфликтов на региональном уровне посвящены работы В.А. Авксентьева, М.А. Аствацатуровой, Г.С. Денисовой, A.M. Ерохина, М.В.Саввы, Л.Л. Хоперской, К.К. Хутыза и др. 1 Адыгейские ученые М.Б. Беджанов, Р.А. Ханаху, А.Ю. Шадже занимаются комплексным исследованием проблем национального возрождения горских народов, изучением их ментальносте, рассмотрением социокультурных факторов стабильности полиэтничных обществ. 2 Проблемы формирования российского патриотизма в новых условиях, соотношение интернационализма и национализма рассматривают в своих работах СЮ. Иванова, В.Ш. Нахушев. 3 Антрополого-образовательным условиям конфликтности общества в региональном измерении посвящены работы К.Г. Гожева. 4 Проблемы этнополи-тических конфликтов на примере Карачаево-Черкесии изучает А.Х. Ерижева, осетино-ингушские отношения - предмет научного анализа А.Б. Дзадзиева, осе-тино-грузинские -В.Д.Дзидзоева, И.Б. Санакоева, причины конфликтов в рес-

Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2-х частях. Часть 2. - Ставрополь: Изд-во СГУ,1996; Аствацатурова М.А. Современные тенденции межэтнических отношений в Ставропольском крае // Этнические проблемы современности. ВыпЛО.-Ставрополь, 2004; Денисова Г.С, Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2003; Ерохин A.M. Этнополитические аспекты трансформации российского общества. - М.: РИЦИСПИ РАН, 2003; Савва М.В. О конфликтном потенциале межэтнических отношений на юге России // Тезисы докладов и выступлений на 2 Международном конгрессе конфликтологов. - Спб.: Наука, 2004; Хоперская Л.Л. Локальные этнополитические конфликты на юге России: причины, динамика и способы предупреждения // Там же; Хутыз К.К. Национальные отношения в условиях тоталитаризма: опыт и уроки 1917-1940гг. На материале адыгейских народов Северного Кавказа. - Ростов-на Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1993.

2 Беджанов М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. - Майкоп: Адыгейское республ. кн. изд-во, 1997; Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). - Майкоп, 1997; Шадже А.Ю. Ценность культурной составляющей в урегулировании конфликтов на Северном Кавказе // Тезисы докладов и выступлений на 2 Международном конгрессе конфликтологов. - Спб.: Наука, 2004.

3 Иванова СЮ. Патриотизм, национализм, глобализм: исторические, антропологические, социокультурные аспекты. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004; Нахушев В.Ш. Российское отечество и драма патриотизма многонационального народа. - Ставрополь-Черкесск: Изд-во СГУ, 2001.

4 Гожев К.М. Образование-конфликт-диалог (социально-философский анализ). - Карача-евск: Изд-во КЧГПУ, 2002; Гожев К.М. Антропология образования и социальный конфликт. - Санкт-Петербург: Астерион, 2004.

9 публике Дагестан рассматривают в своих работах З.М.Абдулагатов, Э.Ф. Кис-риев и др. 1

Это дает нам право констатировать, что на Северном Кавказе сформированы основы региональной этноконфликтологии, представленной работами вышеперечисленных ученых и исследованиями многих других обществоведов, вносящих свой вклад в изучение конкретных конфликтологических проблем этого региона.

Вместе с тем рассмотрение основных проблем этнической конфликтологии в региональном аспекте еще не стало предметом целостного концептуального исследования. Работ, касающихся моделирования и менеджмента этнических конфликтов в конкретном регионе, пока ещё мало. Это определяет необходимость настоящего диссертационного исследования, обусловливает его объект, предмет, цель и задачи.

Объектом исследования является этноконфликтологическое знание на региональном уровне.

Предметом исследования являются процессы технологизации этнокон-фликтологического знания в полиэтничном регионе.

Цель диссертационного исследования - определение основных теоретико-методологических и политико-технологических направлений развития этнической конфликтологии в региональном аспекте.

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

Определить основные современные тенденции в исследовании социальных конфликтов как за рубежом, так и в России;

Абдулагатов З.М.Идеология исламского фундаментализма как причина вооруженного конфликта в республике Дагестан //Дагестанский социологический сборник 2000. - Махачкала, 2001; Дзадзиев А.Б. Осетино-ингушский конфликт: история и современное состояние. - Владикавказ, 2002; Ерижева А.Х. Проблемы дисфункционализма региональной власти // Этнические проблемы современности. Вып. 10. -Ставрополь, 2004; Кисриев Э.Ф Ислам и власть в Дагестане. - М.: О.Г.И., 2004;. Дзидзоев В.Д. Кавказ конца XX века: тенденции этнополити-ческого развития (историко-политологическое исследование).- Владикавказ: Влад, на-уч.центр РАН и РСО-А, 2000; Санакоев И.Б. Истоки и факторы эволюции грузино-осетинского конфликта. - Владикавказ, 2004.

провести анализ происходящих в России процессов глобализации, регионализации и федерализма в контексте конфликтологического знания;

дать характеристику этнической конфликтологии как одного из направлений исследований в полиэтничных регионах;

выявить основные принципы мониторинга, моделирования и менеджмента этнорегиональных конфликтов;

представить модель конфликтных процессов в полиэтничном регионе (на материалах Карачаево-Черкесской Республики);

обобщить опыт урегулирования этнополитического конфликта в Карачаево-Черкесии и разработать принципы эффективного менеджмента этнокон-фликтных процессов в республике.

Теоретико-методологической основой диссертации выступает диалектический подход, реализуемый в принципах всесторонности, историзма, конкретности, объективности, дополнительности научного знания. Основным в данном исследовании является системный анализ этнополитических процессе з с учетом их региональной специфики, а так же конфликтологическая переработка имеющейся эмпирической информации в целях построения региональной модели конфликтных процессов в полиэтничном обществе на основе ведущего метода конфликтологических исследований - субъектно-деятельностного подхода. При анализе конкретного этнополитического конфликта в Карачаево-Черкесской Республике использован метод case-study (анализ конкретных ситуаций). В качестве вспомогательных используются исторический и социологический методы исследования, позволяющие раскрыть сущность изучаемых эт-ноконфликтных процессов в единстве прошлого, настоящего и будущего, а так же их зависимость от социальных факторов. Применены методы прикладной политологии: анализ статистических документов, контент-анализ материалов СМИ.

Теоретическую основу диссертации составляют труды современных зарубежных и отечественных конфликтологов, политологов, этнологов, регионове-

дов, а также материалы дискуссий и обсуждений, развернувшихся в научной литературе по проблемам глобализации, регионализации и федерализма.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составили документы, отражающие государственную и региональную национальную политику (Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, проект Концепции межнациональных отношений в Карачаево-Черкесской Республике, Концепция государственной политики КЧР, утвержденная Постановлением Народного Собрания КЧР от 20 декабря 1996г. №230), статистические данные федерального и регионального уровней, протоколы и резолюции съездов народов Карачаево-Черкесии, обращения общественных организаций, заявления официальных и оппозиционных лидеров во время этнорегиональных конфликтов. В работе так же приводятся результаты конкретно-социологических исследований по изучаемой теме, регулярно (с 1998г.) проводимых в Карачаево-Черкесии в рамках различных проектов при непосредственном участии автора.

Научная новизна исследования выражается в следующем:

определены основные направления и перспективы исследования социальных конфликтов с точки зрения становления новой разновидности конфликтологического знания - региональной конфликтологии;

установлено, что конфликтогенность происходящих в российском обществе процессов глобализации, регионализации и федерализма усиливает регионализацию конфликтологического знания;

сделан вывод о том, что этническая конфликтология наиболее регионализирована по сравнению с другими «отраслевыми» конфликтологиями и превращается в одно из основных направлений социально-политических исследований в полиэтничных регионах Российской Федерации;

предложена единая теоретико-методологическая схема организации регионального мониторинга и менеджмента этнополитических процессов и конфликтов;

На данной основе разработана и представлена целостная модель кон
фликтных процессов в Карачаево-Черкесской республике в постсоветский пери
од;

Показана роль и значение федерального центра в урегулировании этно-
политического конфликта в республике и намечены перспективные направления
региональной политики по урегулированию и управлению этноконфликтными
процессами в Карачаево-Черкесии.

Основные положения, выносимые на защиту:

Обращение к современным тенденциям в исследованиях социальных конфликтов показало, что теоретические положения классиков конфликтологии и их развитие в западной и отечественной конфликтологии создали общетеоретический и методологический фундамент для перевода конфликтологических исследований с общетеоретического уровня к конкретно-концептуальному; со «странового» на региональный. Региональный уровень изучения социально-политических процессов в России становится приоритетным в исследованиях как зарубежных, так и отечественных обществоведов, что отражается в институционализированных формах изучения, в тематике публикуемых работ.

Процессы глобализации, регионализации и федерализма, протекающие в России, взаимосвязаны, политически мотивированны, конфликтогенны. Анализ их взаимосвязи в контексте конфликтологического знания показывает, что в условиях России проблемы глобализации, отношения центра и регионов приобретают собственную национальную специфику, выражающуюся в противоречивости последствий глобализации для полиэтничных регионов страны и в неразвитости федерализма в России.

Превращение этнической конфликтологии в ведущее направление социально-политических исследований в полиэтничных регионах Российской Федерации обусловлено рядом факторов, среди которых наиболее значимыми являются: распространенность и острота этнических конфликтов в постсоветский период; этнополитический характер большинства этих конфликтов; включение в парадигму понимания этнических конфликтов международного, геополйтиче-

13 ского и глобального аспектов; возможность перехода от реактивного реагирования на конфликтные ситуации к их проактивному урегулированию с использованием накопленного теоретического и практического потенциала этнической конфликтологии.

Принципы мониторинга, моделирования и менеджмента этнорегиональ-ных конфликтов представляют собой единство основных концептуальных подходов к их осуществлению, к которым можно отнести: субъектно-деятельностный подход, анализ этнонационализма как идеологической основы этноконфликтов, характеристику социальной напряженности и определения практических задач мониторинга, моделирования и менеджмента этнокон-фликтных процессов с учетом региональной специфики. Практические задачи мониторинга, моделирования и менеджмента этнорегиональных напряжений и конфликтов связаны с созданием целостной модели этноконфликтных ситуаций с учетом всей совокупности конфликтогенных факторов и разработкой на ее основе модели управления этими процессами на региональном уровне.

Созданная на основе этих принципов модель региональных конфликтных процессов в Карачаево-Черкесской Республике дает целостное представление о динамике, субъектах, эндогенных и экзогенных факторах конфликтности республики на протяжении всех постсоветских лет, основу которой составляют политические процессы в республике, связанные, в первую очередь, с борьбой за власть различных этнических элит. В современной Карачаево-Черкесии проявляются конфликтогенные следствия советского и постсоветского нациестрои-тельства, архаизация экономики и политики, выражающаяся в этноклановости, росте теневого сектора экономики. В республике нарастает этносоциальная напряженность, большинство населения испытывает чувство неудовлетворенности основными сторонами как повседневного, так и общественно-политического бытия, активизируется деятельность этнических элит в сфере этнополитики.

Опыт урегулирования этнополитического конфликта 1999-2000 гг. в Карачаево-Черкесии показал роль и значение федерального центра в осуществлении контроля за соблюдением конституционного порядка в республике. В на-

14 стоящее время в Карачаево-Черкесии для предотвращения и урегулирования этнических конфликтов необходимо: изменение законодательной базы представительства малочисленных этнических групп в структурах власти регионального и федерального уровней; использование гражданского потенциала каждого этноса для построения гражданского общества в КЧР; реализация принципов «культуры мира» на основе единства форм культуры народов Карачаево-Черкесии; вхождение республики в систему международного экономического сотрудничества на основе использования региональных рекреационных комплексов; осуществление постоянной конфликтологической экспертизы принимаемых управленческих решений.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его содержание и основные выводы могут использоваться ііри дальнейшей разработке теоретико-методологических основ региональной этно-конфликтологии, для обоснования потенциала, роли и значения этнополитиче-ской конфликтологии для региональных исследований в полиэтничном обществе, для становления и развития технологий этноконфликтологических исследований.

Практическая значимость исследования. Выводы и положения, изложенные в диссертации, могут быть использованы при составлении концепций по гармонизации межэтнических отношений в субъектах Российской Федерации, в работе комитетов по национальным отношениям при органах государственной и муниципальной власти различного уровня, в деятельности средств массовой информации.

Предложенная в диссертации региональная модель конфликтных процессов в отдельно взятом регионе (Карачаево-Черкесии) и определение на этой основе путей их урегулирования и управления ими может использоваться представителями научных кругов и властных органов как в изучаемом, так и в других регионах.

Материалы диссертации могут использоваться в преподавании курса этнической конфликтологии, при разработке спецкурсов по регионоведению, региональной конфликтологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и отдела социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН и рекомендована к защите по специальности 23.00.02. -Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

Основные положения диссертационного исследования излагались автором на ряде международных, всероссийских и региональных конференций и семинаров, в том числе: международной научно-теоретической конференции «Культурно-историческая общность народов Северного Кавказа и проблемы гуманизации межнациональных отношений на современном этапе» (Архыз-Черкесск, 1998); Всероссийской межвузовской конференции «Проблемы культуры мира в России» (Нальчик, 1999); Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием «Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти, гражданского общества» (Ставрополь, 2002); Втором Международном конгрессе конфликтологов «Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия» (Санкт-Петербург, 2004). Положения и выводы диссертации докладывались автором на заседаниях отдела социологии и философии Института гуманитарных исследований КЧР, заседаниях ученого совета института (1998-2004гг.) и отражены в 14 публикациях автора, общим объемом 6 п.л.

Современные тенденции в исследованиях социальных конфликтов

Одной из важнейших концептуальных задач развития отечественной конфликтологии является перевод конфликтологических исследований с общесоциального на региональный уровень, что, в свою очередь предполагает рассмотрение экзогенных и эндогенных факторов, определяющих конфликтность в тех или иных регионах. Этим обусловлено рассмотрение проблем соотношения процессов глобализации, российского федерализма и регионализма, а так же обоснование роли и значения этнической конфликтологии в полиэтничных регионах.

Рассмотрение современных тенденций в исследованиях социальных конфликтов необходимо, на наш взгляд, как с позиций обоснования их общетеоретического и методологического фундамента для изучения региональных конфликтов, так и с точки зрения построения адекватной теоретической модели социального конфликта, в каком бы регионе он ни происходил.

В развитии взглядов на феномен социального конфликта в современной обществоведческой (начиная с середины XIX в.) науке можно выделить несколько этапов:

Первый (с середины 19в.) означал господство как марксистских, так и немарксистских представлений в рамках концепций общественного развития. Конфликт из-за классовых интересов, согласно Марксу, является основой эвристического принципа объяснения истории; по представлениям Вебера, он является основным понятием социологии и неотделим от всей культурной жизни; имеются как позитивные, так и негативные последствия конфликта (Зиммель);

Второй этап (середина 20в.) характеризуется преобладанием структурно-функциональной школы, отражавшей тогдашнюю систему институтов, законов, личностных и групповых взаимодействий западного общества. В ее рамках появились теория социального действия Т. Парсонса и теория структурно-позитивного конфликта Л. Козера, произошел пересмотр категориальной системы конфликта;

Третий этап (конец 20в.) связан с радикально изменившимися обстоятельствами на макроуровне и изменением роли и значения конфликтов в обществе: конфликты в этих условиях ориентированы на достижение конкретного результата (Бурдье, Гидденс, Скотт).

В 50-60-ые годы XX столетия конфликтология окончательно оформляет-ся в качестве самостоятельной научно-практической отрасли социального знания. Как зарубежные, так и отечественные исследователи связывают это:

во-первых, с необходимостью решать многочисленные вопросы в области менеджмента, регулирования международных и внутриполитических отношений;

во-вторых, со стремлением ряда ученых опровергнуть «теорию порядка» - концепцию структурно-функционального направления Т. Парсонса, которая занимала доминирующее положение и олицетворяла оптимизм и относительную стабильность американского образа жизни.1

Отечественный конфликтолог Е.И. Степанов отмечает, что современная теория конфликта прошла два этапа. Первый этап (1950-1970-е гг.) связан со становлением социологии конфликта и с противостоянием структурно-функциональной (интегративной) и конфликтной парадигм в социологии. В этот период основные исследования в области социального конфликта бы!ш связаны с изучением причин и функций данного феномена, динамикой конфликтного поведения (Л. Козер, И. Галтунг, Дж. Бернард, А. Рапопорт и др.) и попытками построения общей теории конфликта (К. Боулдинг, Л. Крисберг, С. Финк и др.). Л. Козер в своих работах обосновал необходимость изучения социальных конфликтов, концентрируя внимание на позитивных функциях конфликта, в противовес парсоновскому дисфункциональному подходу. Данный подход позволил Л. Козеру сформировать оригинальную концепцию «конфликтного функционализма», которая стала органичным дополнением структурного функционализма в качестве теории среднего уровня, а с другой стороны - положила начало масштабным исследованиям социального конфликта в американской социологии в качестве самостоятельного направления.1

Р. Дарендорф, автор знаменитого труда «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», опубликованном в 1959 году, - наиболее яркий представитель концепции «конфликтной модели общественного развития». Конфликт, по его мнению, всегда присутствует в обществе, он является следствием его изменчивости. Конфликты по Дарендорфу - это столкновение между биполярными структурными элементами, принимающими различные формы проявления, характеризующиеся разной степенью интенсивности. Они включены в процесс развития социальной системы, их институализация позволяет снизить деструктивный потенциал и тем самым интегрировать систему. Конфликт, по определению Р. Дарендорфа, есть общественная норма, он всегда присутствует в социальной системе наряду с сотрудничеством. Исходя из положения о широких границах конфликтного взаимодействия, Р. Дарендорф определяет возможные формы регулирования конфликтов.

Метод подавления конфликта - неэффективный способ обращения с ним, разновидность подавления - метод отмены конфликта путем вмешательства в соответствующие социальные структуры с целью ликвидации противоречий, метод регулирования конфликтов, на взгляд Дарендорфа, самый действенный из всех методов. Так же, как Л. Козер, Р. Дарендорф рассматривает конфликт как социальное взаимодействие, форма и переменные которого определяются структурой общества. Чем сложнее (плюралистичнее) общество, тем ниже интенсивность конфликтов (у Л. Козера - гибкие социальные системы более толерантны к проявлению конфликтов).

Этническая конфликтология как одно из ведущих направлений социально- политических исследований в полиэтничных регионах

Процессы, происходящие в современной России (разрыв хозяйственных, социокультурных связей регионов, трансформация национального вопроса в территориальный) обостряют многие региональные проблемы.

Региональные проблемы - сгустки конкретных региональных противоречий, точнее, это проявления нерешенных социальных противоречий в масштабах какого-либо региона. Выделяют следующие региональные проблемы: социально-демографические и этнонациональные (активная депопуляция, социальная избыточность, угроза воспроизводству коренных, а во многих регионах и русских, национальностей, неадаптивное изменение национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой миграции, и т.п.); связанные с ресурсоистощением (сокращением естественных источников, например, добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.); носящие геополитический характер (образование анклавов и эксклавов, зон приграничных конфликтов и т.п.); вызванные быстрой утратой хозяйственного профиля территории (проблемы региональной перепрофилизации). В зависимости от специфики региона, его географического, ресурсного, экономического потенциала, этнического состава, те или иные региональные проблемы выходят на передний план, определяя уровень напряженности развития региона в целом, высвечивая те «узлы противоречий», которые необходимо решать в первую очередь.

Представляя собой комплекс разнообразных проблем, региональные проблемы обладают одним общим свойством - неотлаженностью механизма взаимодействия Центра и периферии, государства в целом и его составляющих частей. Поэтому изучение региональных проблем вышло в современных условиях на передний край политологических исследований. Перед политической наукой встала неотложная задача глубинного осмысления корней кризисных явлений, обобщения позитивного и негативного опыта регионального развития. В настоящее время предметом регионального развития. В настоящее время предметом изучения региональных исследований является комплекс социальных, экономических, политических, национальных, демографических, духовных и экологических факторов развития региона, позволяющий обнаружить корни наиболее острых проблем. При этом необходимо их изучение с объективно-практических позиций, с целью извлечения практически значимых уроков для сферы управления.

Такой подход требует интеграции широкого спектра гуманитарных наук, позволяющей выявить взаимосвязь региональных проблем, в которых проявляются общегосударственные, формационные или цивилизационные закономерности и местные, пространственно-временные особенности. Территориально-организованный мир полон противоречий, которые в определенной мере обуславливают конфликты в отдельных регионах.

В силу ослабления федеральной власти в конце 20 столетия, усиления процессов регионализации и угрозы дезинтеграции России - региональный уровень анализа социально-политических конфликтов выдвинулся в центр исследовательского внимания. Региональные конфликты отражают местные особенности труда и быта, досуга и поведения, сознания и мировоззрения людей, проживающих длительное время на определенной территории, имеющих устойчивые традиции культуры и менталитета. Специфика региона определяет специфику региональной конфликтности. Без неё нет качественной определенности последней.1

Регионализация определенной территории в РФ формально совпадает с её административно-политическим делением. Соответствующие положения Конституции страны стремятся учитывать объективно сложившиеся особенности экономического, социально-политического, национального, культур но-исторического развития при закреплении населения за определенной территорией. Однако даже в идеальном случае учет всевозможных объективных условий не избавляет процедуру от существенной доли формализма и субъективности.

Основные принципы мониторинга, моделирования и менеджмента этноре-гиональных конфликтов

К проблемам технологизации социальных процессов в настоящее время обращаются все ведущие отечественные ученые. Технологизация в настоящее время рассматривается как инновационный метод освоения социального пространства.1 Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормами; получения оптимальных социальных результатов при наименьших управленческих издержках. В современную информационную эпоху необходимо шире использовать технологизацию социального пространства, которая позволит своевременно разрешать социальные конфликты, снимать напряжение, принимать оптимальные управленческие решения. В рамках разработки проблемы социальных технологий была предложена универсальная модель управления процессами социальных конфликтов с учетом внедрения социальных технологий. Она включает в себя:

Оценку социальной ситуации (количественную и качественную), социального конфликта на основе социологических, статистических данных и состояния основных элементов социальной сферы (питание, семья, быт, здравоохранение и т.д.);

Уточнение функций управления и выявление ресурсов на удовлетворение социальных потребностей и разрешение конфликта.

Задействование всех методов управления, создание необходимых органов управления и осуществление адекватной реакции на социальные процессы.

Включение стимулов и создание условий для зарабатывания средств на социальные нужды всеми слоями населения.1

Анализ прочитанной научной литературы и опыт практической работы позволили нам сформулировать следующее понимание социальных технологий. Это система действий социальных субъектов и обоснование этих действий, направленных на изучение социальной реальности (в том числе конфликтной) с целью получения определенных результатов. В случае конфликтного взаимодействия - с целью принятия оптимальных управленческих решений по выходу из конфликта. Социальная технологизация конфликтологического исследования должна включать: а) реальную фиксацию происходящих в социуме процессов на интересующем исследователя уровне; б) разработку программы действий по выходу из конфликтов (в случае региональных исследований - для региональных властных структур).

Исходя из данного понимания социальных технологий, вторая глава представленной работы раскрывает сущность политико-технологических проблем этнической конфликтологии на региональном уровне. К ним, на наш взгляд, относятся: инновационные методы изучения конфликтогенного политического пространства и их концептуальное обоснование, а так же разработка действенных современных методов управления этим пространством. В качестве таких методов изучения в рамках этноконфликтологических исследований рассмотрены мониторинг и моделирование, в качестве методов управления - этноконфликтологический менеджмент.

В соответствии с этим, одной из наиболее важных практических задач этнической конфликтологии в полиэтничных регионах является разработка и реализация научно обоснованной региональной политики по предупреждению, прогнозированию и урегулированию этнических конфликтов. Основное средства и способы реализации этой задачи - организация в регионах конфликтологического мониторинга и моделирования, позволяющих отслеживать зарождение конфликтных ситуаций, динамику этноконфликтной напряженности, выявлять их источники, характер действий конфликтующих сторон, получать проактивную информацию, и на этой основе разрабатывать и претворять меры по предупреждению, прогнозированию и урегулированию региональных конфликтов.

В качестве методологических ориентиров этноконфликтного мониторинга в середине 1990-х годов ведущим отечественным конфликтологом Е.И.Степановым были предложены следующие положения:

Принципиальная оценка переживаемого исторического этапа с точки зрения роли определенных конфликтных процессов в деле демократизации межнациональных отношений в данной республике или регионе;

Формулировка критерия отчленения собственно зтнонациональнгіх конфликтов от всего остального массива конфликтных ситуаций. По мнению автора данных методологических ориентиров, таким критерием выступает национализм. Везде, где он выступает ведущим мотивом конфликтного поведения, мы имеем дело с межнациональным конфликтом в собственным смысле.

Столкновения и другие конфликтные ситуации на межнациональной почве представляют собой довольно серьезную проблему в современном мире. Более подробно о том, что это такое, будет рассказано в статье, а также рассмотрим, когда возникли этнические конфликты. Примеры из истории также будут приведены ниже.

Что такое этнический конфликт?

Столкновения, в основе которых лежат национальные противоречия, называются этническими. Они бывают локальными, на бытовом уровне, когда конфликтуют отдельно взятые люди в пределах одного населенного пункта. Также их подразделяют на глобальные. Пример этнического конфликта на глобальном уровне - это косовский, палестинский, курдский и тому подобные.

Когда возникли самые первые этнические конфликты?

Ситуации, сопровождающиеся накалом межнациональных отношений, начались с давних времен, можно сказать, что с момента возникновения государств и наций. Но речь в данном случае пойдет не о них, а о тех противостояниях, которые известны из относительно недавних исторических событий.

После того как распался Советский Союз, народы, бывшие когда-то единой целой советской нацией, стали существовать сами по себе, по отдельности. Обострились различные конфликтные ситуации. Пример этнического конфликта на постсоветском пространстве - это ситуация в Нагорном Карабахе, столкновение интересов двух государств: Армении и Азербайджана. И эта ситуация далеко не единственная.

Противостояние национальных интересов, военные действия на территории бывшего СССР затронули Чечню, Ингушетию, Грузию и другие страны. Даже сегодняшние взаимоотношения между Россией и Украиной тоже можно рассматривать как пример этнического конфликта.

Ситуация в Нагорном Карабахе

На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю. С давних времен между Арменией и Азербайджаном существует противостояние по вопросу о том, чьей территорией является Нагорный Карабах. Отчасти эта ситуация проясняет ответ на вопрос, когда и почему возникли этнические конфликты. Примеры многочисленны, но этот более понятен в рамках Постсоветского пространства.

Своими корнями этот конфликт уходит в далекое прошлое. По данным армянских источников, Нагорный Карабах носил название Арцах и был в составе Армении во времена Средневековья. Историки противостоящей стороны, наоборот, признают право Азербайджана на эту область, так как название «Карабах» представляет собой сочетание двух слов на азербайджанском языке.

В 1918 году была создана Азербайджанская демократическая республика, признававшая свои права на эту территорию, но вмешалась армянская сторона. Однако в 1921 году Нагорный Карабах стал частью Азербайджана, но на правах автономии, причем достаточно широкой. Долгое время конфликтная ситуация была разрешена, но ближе к распаду СССР она возобновилась.

В декабре 1991 года население Нагорного Карабаха изъявило свою волю на референдуме за то, чтобы выйти из состава Азербайджана. Это послужило причиной начала боевых действий. На сегодняшний момент Армения выступает за независимость данной территории и защищает ее интересы, в то время как Азербайджан настаивает на сохранении своей целостности.

Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией

Следующий пример этнического конфликта можно вспомнить, если вернуться в 2008 год. Его основные участники – Южная Осетия и Грузия. Истоки конфликта лежат в 80-х годах 20-го века, когда Грузия начала проводить политику, направленную на обретение независимости. В результате этого страна «рассорилась» с представителями национальных меньшинств, среди которых были абхазы и осетины.

После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома.

На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.

Ситуации, речь о которых шла выше – далеко не все этнические конфликты. Примеры из истории гораздо более обширны, особенно на территории бывшего СССР, так как после его распада было утрачено то, что объединяло все народы: идея мира и дружбы, великого государства.

Социология

УДК 316.7 (450+531)

Современные концепты причин этнических конфликтов

Лучшева Л.В.

Кандидат социологических наук,

доцент кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета

В статье освещается проблема определения причин этнического конфликта. Автор рассматривает основные психологические, социальные и политические подходы, объясняющие природу современных этнических конфликтов. Обосновывается идея о том, что этнический конфликт является многофакторным, в основе которого может присутствовать совокупность целого ряда причин.

Ключевые слова: этнический конфликт, этническая идентичность, этническое взаимодействие, условия и причины этнических конфликтов.

Проблема межэтнического взаимодействия является чрезвычайно важной для любого полиэтнического государства, в том числе и для России. Межэтнические контакты не всегда носят позитивный характер, именно поэтому в современных обществоведческих науках проблема межэтнических конфликтов является одним из самых важных и актуальных направлений исследования.

Этнические конфликты объективно лежат на линии различий этносов, субъективной основой которых является этническая идентичность.

Этнологи именуют чувство этнической идентичности этнофиллией (гр. philia - любовь, дружба), под которой подразумевается «любовь к своему народу», «гордость за свой народ», «патриотизм».

Этничность проще всего обнаружить в универсальной формуле «мы» - «они» (например, «мы» - татары, «они» - русские и наоборот). В том случае, когда ситуация сравнения носит позитивный или нейтральный характер, этносоциальное взаимодействие приобретает дружественный или толерантный характер. Если же сравнение переходит в противопоставление, а «они» интерпретируются как «чужаки» или «враги», взаимодействие носит негативный характер, а этнические отношения становятся неприязненными.

Первоначально границы группового членства этничности проходили по антропологическим при-206

знакам сходства: «мы» похожи чертами лица, татуировкой или обычаями. Биосоциальное единство подразумевает замкнутость родоплеменной общины, жесткость ее границ и табулирование связей с чужаками. Такие общества описывались путешественниками, изучались этнографами, этническими маркерами здесь выступало биосоциальное единство и табу на расширение социальных связей.

Этническая идентичность включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент обуславливает представления как о своей этнической группе, так и о чужих, субъективно определяет дистанцию по отношению к другим общностям. Эмоциональный компонент выражает степень привязанности к своей группе и членству в ней. Поведенческий компонент предполагает соответствующее поведение: использование родного языка, поддержку традиций, соблюдение системы ценностей и стандартов своего народа.

Этническая идентичность - явление гибкое, оно меняется в зависимости от изменений социальной действительности и значимости влияния того или иного социального фактора. И если в традиционном обществе доминировали врожденные и предписанные идентичности, то в современном мире необходима ориентация на достигаемые идентичности и личностные характеристики.

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

Доминирование этнического «мы» приводит к этноцентризму, когда предпочтение отдается своей этнической группе, а восприятие и оценка жизненных явлений происходит сквозь призму ее традиций и ценностей . Этноцентризм формирует страх за судьбу своего этноса (этнофобия), агрессивность в отношении чужих народов (экзофобия и ксенофобия), противодействует позитивному общению между представителями различных этнических групп. В современном мире, где осуществляется интеграция многих, ранее обособленных элементов, в том числе и этносов, этноцентризм превратился в мощный деструктивный фактор.

Сегодня в мире насчитывается свыше двух тысяч этносов, вместе с тем 90 % всего населения Земли составляют только 267 этносов, численность которых достигает более млн. человек. При этом все этносы находятся в постоянном развитии, что является объективной основой для их различий.

Обязательным условием возникновения межэтнических конфликтов, по мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, является сочетание трех факторов:

1) уровень этнического самосознания - завышенный, заниженный или адекватный (в последнем случае конфликта не возникает);

2) наличие в обществе «критической» массы проблем, которые оказывают существенное давление на основные аспекты и стороны жизни этноса;

3) наличие политических сил, которые в своей борьбе за власть способны использовать два предыдущих фактора .

Среди других проявлений существенных различий, способных привести к конфликтному взаимодействию этносов, С.В. Алексеев указывает на:

Различия в структурной повседневности;

Различия уровня экономического и культурного развития;

Неравенство правового статуса в составе мно-гоэтничных государств;

Различия исторической судьбы и исторической памяти;

Различия в этнической идеологии;

Различия в этническом характере и темпераменте;

Религиозные различия;

Различие в уровне ксенофобии в этнических сообществах .

При определенных обстоятельствах подобные различия и их нарастание могут приводить к дальнейшему обострению отношений между этносами, которые, в свою очередь, провоцируют возникновение конфликтов.

Глобализация современного мира приводит к контактам ранее изолированных этнических групп. Экономическая модернизация разрушает суще-ствававшее этническое разделение труда, изменяет формы собственности, уменьшает ценность зем-

левладения и одновременно повышает стоимость природных энергоресурсов. Индустриальная экспансия, развитие транспорта и обязательное образование создают новые рынки труда.

Современная активизация межэтнических взаимодействий не устранила такое явление как этнический конфликт, более того, в современном мире многие межэтнические конфликты превратились в источник глобального напряжения, приобрели затяжной характер, постепенно расширяя границы, вовлекая все новые международные силы.

В среде зарубежных исследователей самыми распространенными концептами, объясняющими причины этнического конфликта, являются структурный и психоструктурный (перцептивный) подходы.

Сторонники структурного подхода, среди которых обычно выделяют У. Коннора, Р. Жевиса, Д. Снайдера, Э. Смита, причины этнических конфликтов рассматривают на макроуровне . Их точка зрения заключается в том, что экономические, социальные и политические изменения в обществе приводят к утрате авторитета центральной власти, которая перестает быть способной контролировать порядок на территории государства. В этих условиях этнические партии и движения, опираясь на поддержку внешних сил и СМИ, осуществляют этническую мобилизацию и начинают борьбу за свои интересы.

Модернизация политической системы сопровождается демократизацией государства. В обществах с неустойчивой демократической традицией начинают распространяться идеи национализма и шовинизма. Ключевым макроуровневым фактором этнического конфликта в структурном подходе является активность националистических организаций.

Сторонники психокультурного (перцептивного) подхода (С. Кауфман, С.Л. Стоклицкий и др.) обращают внимание на микро- и метауровневые причины этнического конфликта . Субъективные факторы микропричин - мотивы участия людей в конфликте. К метапричинам относятся просчеты национально-государственного строительства, глубокое социальное расслоение и бедность, конкуренция элит и неспособность центрального правительства контролировать порядок в государстве.

В этом подходе большое внимание уделяется политическим и культурным элитам. Оба типа элит объединяет интерес к повышению статуса своей этнической группы, который способен усилить позицию лидеров в конкурентной борьбе за власть и влияние. Политическую элиту образуют лидеры, заинтересованные в принятии решений. Культурная элита состоит из националистической интеллигенции, создающей и пропагандирующей идеологию национализма. Неэлитная группа становится восприимчивой к пропаганде сепаратизма только в том случае, если существует напряжение в межэтнических отношениях.

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

Наиболее конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой численностью мигрантов. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение со стороны принимающих. Современный миграционный процесс драматично меняет весь мир. Постаревшим жителям стран Европы и части стран СНГ (Россия, Украина, Белоруссия) противостоит огромный по численности развивающийся мир, грозящий сломать существующую систему расселения.

Вместе с тем представители структурного анализа указывают на метаусловия расхождения интересов участников конфликта, тогда как сторонники психокультурного (перцептивного) подхода подчеркивают макроуровневую обусловленность этноцентризма прошлыми отношениями этногрупп. Кроме того, в ходе противостояния причины часто изменяются. Макропричины воздействуют на микропричины и усиливают их потенциал, поэтому анализ часто становится многоуровневым. Сторонники многоуровнего анализа (К.С. Гаджиев, В.А. Тиш-ков) убеждены, что если разноуровневые причины совпадают, то насильственный потенциал этнического конфликта будет возрастать . Выделение разноуровневых причин и работа над ними может выступить средством нейтрализации конфликтов за счет ослабления их комплексного влияния на уровень конфликтогенности.

Подходы, используемые при классификации этнических конфликтов, могут быть самыми разными и зависят от основных параметров, заложенных в классификационную модель. Здесь очень важно сказать, что помимо реалистичных этнических конфликтов исследователи выделяют также ложные конфликты, где присутствует высокая эмоциональная составляющая при оценке взаимодействий этнических групп, и замещенные, в которых антагонизм направлен на этническую группу, не являющуюся участницей конфликта (теории предубеждений объясняют проявление антагонизма замещением иных интересов) .

В работах российских исследователей можно увидеть несколько общеконфликтологических принципов типологизации этнических конфликтов, таких как: форма проявления, качественные характеристики, состав конфликтующих и их притязания, особенность протекания и функциональная значимость конфликта.

1) По стадиям конфликтов: Э.А. Паин и А.А. Попов в конце 1990-х гг. выделили конфликты стереотипов и конфликты идей . Конфликты стереотипов обозначают латентный этап, когда нет четких противоречий, но в отношении оппонентов активизируется негативный образ. Конфликты идей завершают латентную стадию выдвижением притязаний «исторического права на государственность» 208

(бывшие республики СССР) и «свою землю» (Осетия, Ингушетия, Чечня), переходят в конфликт действий (от митингов и демонстраций до открытых столкновений).

2) По территориальным масштабам выделяют межгосударственные, региональные (между этносами, разделенными административной границей в рамках единого государства) и местные конфликты этнических групп. Сюда также часто относят внутригосударственные конфликты между центральной властью и регионом с компактным проживанием этноса .

3) В зависимости от целей этнических движений выделяют социально-экономические (борьба за перераспределение материальных ценностей); культурно-языковые (защита родного языка и культуры); территориально-статусные (борьба за изменение границ, повышение статуса и увеличение реальных прав и полномочий). По содержанию Ю.В. Арутюнян выделял этнотерриториальные и межгрупповые (межобщинные) конфликты. При этом им указывалось, что не все территориальные притязания ведут к этнической мобилизации и этническому конфликту. Целью этнического конфликта, по мнению Ю.В. Арутюняна, часто выступает борьба за выход из состава государства и образование собственного (сепаратизм) .

4) По сферам проявления С.В. Алексеев определил следующие этнические конфликты: этно-территориальные; этноэкономические (связаны с монополизацией различных видов экономической деятельности, природных ресурсов и пр.); этносоциальные (связаны с социальным расслоением и статусами этносов); этнополитические (связаны с притязаниями на самоопределение и сецессию); этнокультурные (связаны с монополизацией культурной деятельности и навязыванием языка, культуры, традиций одного этноса представителям других этносов); этнорелигиозные (связаны с разжиганием религиозной вражды, с воспрепятствованием отправлению религиозных обрядов верующими иных религий, строительству для них культовых и иных сооружений); этнодемографические и этно-миграционные (связаны с изменением соотношения численности коренного населения и мигрантов); массовопсихологические (связаны с состоянием враждебности, ощущением обиды) .

Каждый концепт причин этнических конфликтов достаточно условен, поскольку нередко в одном конфликте соединяются несколько разных целей и содержаний. Неизбежен вывод, что этнические конфликты являются многофакторным явлением, в основе которого лежит совокупность целого ряда причин не только политических, экономических или культурных, но и психологическое неприятие людей иного этнического происхождения. Вместе с тем проблемы и противоречия во взаимоотношени-

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

ях этнических групп хотя и играют решающую роль в возникновении этнических конфликтов, не всегда к ним приводят. Конфликты проявляются в открытой форме только тогда, когда противоборствующие стороны осознают несовместимость интересов и имеют соответствующую мотивацию поведения.

Литература:

1. Самнер У.Г. О происхождении и сущности этноцентризма. - URL: www.bim-bad.ru/biblioteka/ artide_fuU.php?aid=546

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учеб. для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. -591 с.

3. Гуськов А.Я., Алексеев С.В., Говядкин И.Е. Конфликтология. Учеб. пособие для бакалавров. -М.: Проспект, 2013. - 176 с.

4. Бунаков М.Ю., Лукин В.Н. Национализм как фактор глобальных рисков: тенденции политического анализа // Теоретический журнал CREDO NEW. - 2006. - № 1. - URL: http://credonew.ra/ content/view/536/31/

5. Kaufman S. An «International» Theory of InterEthnic War // Review of International Studies. -1996. - V. 22. - № 2. - Р 149-172.

6. Стоклицкий С.Л. Ливан тревоги и надежды. -М.: Инт. востоковедения, 1998. - 248 с.

7. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М.: Меж-дунар. отношения, 2001. - 464 с.

8. Тишков В.Н. Общество в вооруженном конфликте: этнография чеченской войны. - М.: Наука, 2000. - 552 с.

9. Масионис Дж. Социология. - СПб.: Питер, 2004.

10. Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР // Советская этнография. - 1990.

- № 1. - С. 73-87.

11. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. - 1993. - № 1, 2. - С. 3-32.

12. Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М. Сусоколов А.А. Этносоциология: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 271 с.

Contemporary Concepts of Reasons for Ethnic Conflicts

Kazan National Research Technological University

The paper deals with reasons for ethnic conflict. The author analyzes main psychological, social and political approaches explaining the nature of modern ethnic conflicts andjustifies that any ethnic conflict is multifactorial and is caused by complex of reasons.

Key words: ethnic conflict, ethnic identity, ethnic cooperation, conditions and reasons of ethnic conflicts.