Икт для воспитателей доу. Методическая разработка для воспитателей «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Текстовая HTML-версия публикации

Название работы: Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата. Информация – совокупность каких – либо данных, знаний. Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое. Информационно-коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников (цифровые фотоаппараты, видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, компьютеры,мультимедийные проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.). Применение в практике постоянно меняющихся информационных технологий в жизни общества заставляет менять отношение к устоявшимся формам и методам работы в ДОУ руководителей, воспитателей, узких специалистов. Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагогов. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Педагогический работник должен уметь применять в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ: компьютер и периферийное оборудование прикладное ПО на уровне пользователя
коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя иметь представление о различных медиа ресурсах и уметь ими воспользоваться иметь представления о нормах работы с информацией применять санитарные нормы и правила при работе с компьютером ИКТ-компетенции педагога. Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности при условии наличия ИКТ-ресурсов в образовательном учреждении следующие умения: избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы) иметь полное представление об имеющихся медиа ресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения ИКТ-компетенции методиста ДОУ. Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности при условии наличия ИКТ- ресурсов в образовательном учреждении следующие умения:  свободно пользоваться средствами телекоммуникаций  знать основные принципы работы с дистанционными курсами  иметь представление об имеющихся дистанционных курсах по конкретным предметам, которые входят в сферу деятельности конкретного специалиста  уметь работать в режиме форума, видеоконференции  уметь использовать готовые и собственные мультимедийные объекты для встраивания в курс  владеть основными инструментами защиты информации Использование компьютерных технологий в учреждении происходит постепенно, но иногда и болезненно: обязательное оформление перспективных планов работы, конспектов непосредственно образовательной деятельности, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом и т.д. Не всегда эти требования соответствуют возможностям педагогов. Неумение, а иногда и просто нежелание использования компьютеров и компьютерных программ лишают процесс
первоначального обучения детей яркости, а в работе с родителями - большей эффективности и наглядности. Для внедрения ИКТ в детском саду используется форма работы в парах: когда один педагог является активным пользователем технических средств, а другой - обучается и это открывает новые возможности в работе. Используя программу Microsoft Power Point могут быть созданы: презентации к педагогическим советам, родительским собраниям, выступлениям на метод объединения, выступлениям на мастер-классах, обобщениям актуальных педагогических опытов педагогов ДОУ, открытым мероприятиям ДОУ (для детей и родителей). Перспективные планы, документация педагогов, конспекты непосредственно образовательной деятельности предполагают использование программы Microsoft Word. Уже привычными средствами медийных устройств стали цифровые фотоаппараты, принтеры, сканеры, копиры, камеры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. Также педагоги могут использовать в своей работе мультимедиа проектор с экраном, а также ноутбуки. Использование этих мультимедийных устройств позволяет детскому саду создавать маршруты, траектории для изучения ПДД, проводить мастер- классы, семинары, педсоветы, регулярно обновлять информационные стенды для родителей и сотрудников детского сада. Перед воспитателями детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Использование ИКТ помогает значительно изменить предметно- развивающую среду групп. Умение пользоваться Интернет, позволяет узнавать новые события, происходящие в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение Международных, Всероссийских, областных, муниципальных конкурсов, семинаров, конференций), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы на сайтах: ДОУ, Управления образования, «Всё для детского сада», Менеджер образования, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег- педагогов. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе воспитателя.Большое внимание уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Анализируются возможности электронного портфолио (для аттестации педагога) презентация педагогических достижений воспитателя. Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов с детьми в ДОУ. Рассматривая задачу преемственности детского сада и школы, педагоги- исследователи рассматривают проблему использования ИКТ в обучении как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности, передачу воспитанников детского сада в школу с таким уровнем знаний и навыков, которые станут базой для дальнейшего всестороннего развития личности ребенка.

Светлана Ермолаева
Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ»

Консультация для воспитателей по теме

«Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ »

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно, что "владеть компьютером" должен каждый образованный человек .

Как сказал немецкий философ и социолог Георг Зиммель "Человек образованный - тот , кто знает, где найти то, чего не знает".

В настоящее время компьютеры в школах уже не воспринимаются как что-то редкое , необычное.

Однако, в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.

С каждым годом современные информационные технологии входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. "Каждый участник образовательного процесса сам решает идти в ногу со временем или вышагивать пятками назад".

В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования ", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе .

Педагог должен уметь :

2. активно использовать информационные технологии в образовательном процессе

3. познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете

4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций

1. создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)

Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис,

Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,Microsoft Office Excel

2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе

Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ САЙТЫ : Периодика или электронные издания, Сайты, непосредственно посвященные работе воспитателя , Электронные альбомы.

Периодика или электронные издания : Газета «Дошкольное образование » Сайт «1 сентября» - эти сайты содержат, материалы учебного, воспитательного и развивающего характера для родителей и воспитателей .

Группа сайтов, непосредственно посвященные работе воспитателя и содержат много полезной информации,разработок, которыми педагог может воспользоваться в своей работе – это :

Сайт «Учительский портал", «Дошкольное образование » ,Сайт «Дошкольник» ,Сайт «МАААМ» ,Сайт «Дошколенок» , «Челябинский дошкольный портал» , «Почемучка» ,«Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду» ,

«Фестиваль педагогических идей»

Фестиваль стал самым массовым и представительным открытым педагогическим форумом. Материалы всех участников публикуются. Каждый участник получает полный комплект итоговых материалов, включающий : персональный диплом; сертификат, подтверждающий факт публикации материалов; компакт-диски (DVD) с полнотекстовыми версиями всех материалов; книги - сборники тезисов всех статей.

Сайты – электронные альбомы

Жизнь и творчество великих художников, живопись, справочники ….

Сайтов для педагогов очень много и все они призваны помочь в организации образовательного процесса . С помощью их мы можем разнообразить свою деятельность , повысить свою компетентность, сделать жизнь детей в детском саду более яркой и запоминающейся.

Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций.

Презентация – это – обучающий мини-мультик, с красивыми картинками, это отличное пособие помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада.

Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий.

Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий.

Таким образом , подведя вышесказанному итог - можно сказать. "Даже если я не могу и не хочу использовать ИКТ в образовательном процессе - то всё равно НАДО ! "

Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования . Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах.

Основные направления развития ИКТ

- использование компьютера с целью приобщения детей к современным ТСО (технические средства обучения

Как средство интерактивного обучения

Разработка технологии с включением ИКТ

Как средство АСУ (Автоматизированная система управления)

Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача : сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания .

Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

Средства ИКТ : компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, электронные доски.

Использование ИКТ в образовательном процессе

ИКТ в работе с детьми - фотографии,

Видеоролики,

Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов,

Презентации,

Детские развивающие компьютерные игры

ИКТ в работе с родителями - возможность продемонстрировать любые документы,

фотоматериалы, видео и фотопрезентации;

Оперативно получить информацию;

- использовать ИКТ на родительских собраниях ;

Оптимально сочетать индивидуальную работу с групповой

ИКТ в работе ДОУ

Позволяет публично представить педагогический опыт

Участвовать в мастер-классах, семинарах, тренингах, круглых столах

Накапливать фото и видеоматериала о жизни сада, групп, открытых занятиях

- использование презентаций

Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса , повысить качество работы с родителями воспитанников , а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем :

Минимизация времени доступа родителей к информации;

Возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

Обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников ;

Оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

Рост объема информации;

Оперативное получение информации родителями;

Обеспечение диалога воспитателя и родителей группы ;

Оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

В условиях развития современного общества все еще немногие педагоги используют разнообразные формы работы с родителями дошкольной группы с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы ). Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых . Я призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.

Использование компьютерных технологий помогает :

Привлекать пассивных детей к активной деятельности, преодолеть трудности

Делать образовательную работу более наглядной

Формировать информационную культуру у детей и адаптировать

дошкольников к обучению в школе, продвигать ребенка в общем развитии

Активизировать познавательный интерес, повышать качество знаний,

вносить радость в жизнь ребенка

Формировать интерес педагога к его работе, вносит радость в жизнь ребенка

Ведь значительно изменилось понимание роли компьютерных технологий в процессе преподавания . Первоначально большинство педагогов были убеждены, что назначение ИКТ - быть подручным материалом, который можно изредка использовать , нынешнее же понимание роли ИКТ, что компьютер был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека повысить его производительность. С чем я, безусловно, согласна.

Древняя китайская мудрость гласит «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму.»

Применяя ИКТ в различных формах, мы способствуем всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

Проблемы использования компьютерных технологий в непосредственно-образовательной деятельности .

Используя ИКТ в своей работе , надо помнить : ИКТ позволяет выполнять определенную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации , воспринять ее , НО НЕ ПОДОРВАТЬ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА!

Применяя ИКТ в образовательном процессе нельзя также забывать о том, что мы общаемся с детьми, и для них нужно ЖИВОЕ общение! ВАЖНО не подменить его общением с компьютером и не превратить его в технический практикум.

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

Бесплановость

Неправильная продолжительность работы с компьютером (частота и время)

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами, во многих семьях есть компьютеры, где дети постепенно входят в мир современных инноваций.

Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе , систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой .

Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов , ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования .

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Огонёк"муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Методическая разработка для воспитателей:

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Разработала:

Житкова Ольга Николаевна,

Воспитатель.

Педагогический стаж:7лет.

2017год

Содержание :

1.Пояснительная записка……………………………………………………………. 3

2.Введение……………………………………………………………………………….5

3.Глава1.Что такое ИКТ?..............................................................................................7

4. Глава2.Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста………..14

5. Глава3.ИКТ в работе современного педагога………………………………….20

6.Глава4. Правила создания презентации для детей…………………………….23

7.Используемая литература…………………………………………………………28

8.Приложение………………………………………………………………………….29

Пояснительная записка

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ, студентам педагогических учебных заведений.

В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, предложены рекомендации по созданию и оформлению иллюстративного графического материала средствами ИКТ, описан практический опыт использования ИКТ в педагогической деятельности воспитателя. Данная разработка поможет в повышении педагогических навыков, которые могут быть использованы на практике при работе с детьми.

Цель: обеспечить качество воспитательно-образовательного процесса на основе изучения и внедрения информационных технологий.

Условия реализации: детские образовательные учреждения.

Применение:

Применять методическую разработку для воспитателей в условиях детских образовательных учреждений.

Способы взаимодействия специалистов:

Полноценная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (специалистов по работе с ИКТ), родителей.

Способы взаимодействия:

1.проведение нод с использование ИКТ

2.проведение методического объединения, семинара на тему « Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ», консультации воспитателей.

3. Внедрение использования ИКТ в деятельности воспитателей.

Краткая характеристика содержания:

Применение и актуальность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Результативность использования данной методической разработки: использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Поможет воспитателю грамотно составить презентацию для работы с детьми.

Принцип построения методической разработки:

    Доступность.

    Стимулирование познавательных процессов.

    Последовательность и системность

Ожидаемый результат:

Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

Введение

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.

Й. Этвёш

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

Цель : обеспечить качество воспитательно-образовательного процесса на основе изучения и внедрения информационных технологий.

С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования " , утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе .

Педагог должен уметь :

2. активно использовать информационные технологии в образовательном процессе

3. познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете

4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций

1. создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)

Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис,

Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,Microsoft Office Excel

2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе

Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность

Глава1

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

    привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

    делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

    формировать информационную культуру у детей;

    активизировать познавательный интерес;

    реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

    дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

    активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

    ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.

    ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например, видео - мастер - классы, вебинары и др.

    значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;

    меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.

    с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.

    Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

ИКТ - это прежде всего:

    преобразование предметно-развивающей среды,

    создание новых средств для развития детей,

    использование новой наглядности,

    дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,

    разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы),

    в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,

    поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.

Применение ИКТ:

    Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.

    Подбор дополнительного познавательного материала.

    Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

    Оформление групповой документации, отчётов.

    Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

    При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ позволяет:

Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

    Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

    Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

    Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

    Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

    Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

    Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

    Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

    Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

    В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

    Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

    Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

    Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Из этого следует, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Глава2

Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ - с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность педагога ДОУ.

Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока.

Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный , колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

· Осуществление полисенсорного восприятия материала;

· Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

· Объединение аудио-, видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из ;

· Возможность демонстрации объектов более для восприятия сохранной сенсорной системе;

· Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

· Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к .

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий.

Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.

2 . Занятие с компьютерной поддержкой.

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.

Работая с электронным учебником, планшетом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

· исследовательский характер,

· легкость для самостоятельных занятий ребенка,

· развитие широкого спектра навыков и представлений,

· высокий технический уровень,

· возрастное соответствие,

· занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по , и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное .

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:

· методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;

· систематизация компьютерных развивающих программ;

· единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.

На сегодняшний день это единственный , не регламентируемый специальной . Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

1. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.

2. Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.

3. Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений и отработку зрительно-пространственных отношений.

4. Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.

5 Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание до и после занятий и влажная уборка - протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

Таким образом, признаем, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального , необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.

Глава3

ИКТ в работе современного педагога.

Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:

    подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

    подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

    обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

    создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

    использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

    использование и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую или наложение голоса);

    использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

    оформление , визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

    создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

    использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных .

    создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Просмотр позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта позволяет на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

Можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ

Глава4

Правила создания презентации для детей

Золотое правило любой презентации, предложенное бывшим маркетологом компании Apple, а ныне управляющим директором Garage Technology Ventures Гайем Кавасаки - 10-20-30: 10 слайдов за 20 минут, размер шрифта не меньше 30. Эти параметры идеальны для презентации в Power Point. Большее количество слайдов не запоминается, время больше 20 минут рассеивает внимание, маленький шрифт напрягает.

Применимо ли это правило при создании презентации для детей? Применимо, особенно для детей. Удержать детское внимание – это довольно сложная задача, а скучная длинная презентация отвратит даже взрослого.

Помимо «золотого» существует ряд других правил, подходящих и для создания презентации для детей. Итак, как создать презентацию для детей?

Подготовка, подбор материалов для презентации

Содержание презентации для детей не должно быть перепечаткой с учебника. В идеале материал презентации подбирается из нескольких источников. Даже в случае презентации для детей, информация должна быть свежей и актуальной. Например, рассказывая о современном сельском хозяйстве, не нужно вставлять картинки пахарей с косами или советских стахановцев, если речь идет о сегодняшнем дне. Иллюстрации должны соответствовать рассказу , дополнять его, но при этом не отвлекать внимания. Нужно учитывать возрастную группу детей и их увлечения на данный момент. Герои популярных мультфильмов воспримутся более положительно, чем персонажи из вашего детства.

Что касается текста. Стоит перечитать много материала по предстоящей теме, сделать краткий конспект, но во время презентации все, что можно сказать словами – нужно говорить словами. Текст на слайдах должен быть в минимальных количествах, особенно в презентации для детей.

И наконец, в презентации должна быть четко определена цель. Конечно, в случае презентации для детей вовсе не обязательно выносить ее на слайд. Этот пункт важен, прежде всего, для презентующего, чтобы, увлёкшись сопутствующей темой, не уйти далеко в сторону.

Итак, материал подобран, цель определена, следующий пункт – составление презентации и ее дизайн.

Дизайн презентации для детей

1. Фон. Сейчас в сети можно найти множество готовых шаблонов на любой случай жизни. Но, нужно не забывать, что яркий, изобилующий элементами фон для презентации отвлечет от преподносимой информации. Вообще фон на то и фон, чтобы не отвлекать, а подчёркивать материал. Так что стоит остановиться на однотонном фоне без рисунков или каких-либо других элементов. Когда дело заходит о презентации для детей, часто встречается одна и та же ошибка – перебор с яркими цветами и картинками. Не нужно увлекаться яркими контрастирующими расцветками, способными вызвать приступ эпилепсии.

2. Иллюстрации. Педагог должен привлекать детей прежде всего своим рассказом, а не картинками. Конечно, это не значит, что нельзя использовать иллюстрации. Картинки в презентации для детей необходимы. Нужно учитывать возрастную группу и их увлечения на данный момент. Герои популярных мультфильмов воспримутся более положительно, чем персонажи из вашего детства.

Иллюстрации должны быть высокого разрешения, не нужно растягивать маленькую картинку на весь слайд – она будет «пикселить» и тем самым только вызовет негативные эмоции.

Не нужно одновременно на одном слайде использовать рисунки и фотографии, если это не предусмотрено нод. Презентация должна быть выполнена в одном стиле, фотографии и рисунки хорошо сделать одного размера.

И напоследок, не стоит забывать, что у всех изображений в интернете есть хозяин. В конце презентации стоит привести список иллюстраций и ссылки на источники, это не только дань уважения к авторским правам, но и полезная практика для детей.

3. Шрифт . Необходимо избегать использования разных шрифтов – это рассеивает внимание и утомляет. Размер кегля должен быть достаточно большим, чтобы читаться с последних парт. Тест должен быть читабелен. Не стоит использовать неразборчивые, слишком узкие шрифты и шрифты с засечками. И, наконец, простое правило – на темном фоне размещается светлый текст и наоборот.

4. Анимация. Здесь очень просто, если анимации можно избежать – это нужно сделать. Безусловно, в презентации для детей так и хочется использовать как можно больше эффектов. Кроме того, анимация занимает время. Потребуется несколько лишних секунд, чтобы дождаться пока появится текст, который выскакивает по буквам.

Собственно, презентация

Цель презентующего не просто выдать материал, а заинтересовать. Это, пожалуй, самый важный пункт в презентации для детей . Нудная лекция, даже иллюстрированная красивыми картинками и анимацией, остается нудной лекцией. Подача материала должна идти в форме рассказа, истории. Идеально, если дети при этом являются участниками этой истории. Презентация для детей должна быть интерактивна, дети должны принимать активное участие. Имеет смысл разнообразить презентацию загадками, вопросами.

Даже 20 минут интересного рассказа способны утомить. Просмотр презентации - это нагрузка на глаза. Презентацию лучше давать частями, чередовать с практическими заданиями, играми или небольшой физической активностью.

После окончания презентации необходимо подвести итог и сделать вывод. Как известно, последняя фраза всегда запоминается лучше. Так пусть последней фразой станет добрый совет или напутствие.

«Гигиенические требования к персональным электронно-

вычислительным машинам и организации работы»

Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая

непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих

игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей

6 лет - 15 мин.

Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется

проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни

наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в

четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени,

отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных

мероприятий.

При проведении занятий детей с использованием компьютерной

техники, организация и режим занятий должны соответствовать

требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и

организации работы. « Гигиенические требования к персональным

электронно- вычислительным машинам и организации работы»

Таким образом можно выделить следующие принципы дизайна слайдов

    Принцип соотношения сигнал/шум. Сокращение лишних элементов.

    Принцип читабельности. Выбор шрифтов и цветов.

    Принцип пустого пространства. Выделение главного элемента.

    Принцип выравнивания. Наличие визуальной взаимосвязи всех элементов на слайде.

    Принцип контрастности. Демонстрация иерархии между элементами слайда (за счет изменения цвета, размера линий, формы, расположения в пространстве).

    Принцип повторения. Сохранение единого стиля во всех слайдах.

    Принцип близости. Расположение взаимосвязанных элементов на слайде.

В итоге можно прийти к такому выводу, что использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. А также педагоги должны четко владеть навыками владения икт и соблюдать санитарно - гигиенические требования, физиолого-гигиенические , психолого-педагогические ограничительные и разрешающие нормы и рекомендации , чтобы не навредить здоровью детей.( "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".)

7 . http://nsportal.ru/ -

8 . http://doshkolnik.ru/ -

9 . http://igrateshka.ru/

Приложение:1

Стандартный комплекс упражнений для глаз при работе за компьютером

    Закройте глаза и сильно напрягите глазные мышцы. Подождите около 4 секунд. Откройте глаза и расслабьтесь. Посмотрите в окно вдаль около 6 секунд. Повторите упражнение 4-5 раз.

    Посмотрите на переносицу и задержите на ней глаза примерно на 4 секунды. Затем переведите взгляд на пейзаж за окном и смотрите туда около 6 секунд. Выполните упражнение 4-5 раз.

    Посмотрите влево, при этом не поворачивая голову. Зафиксируйте глаза в этом положении примерно на 4 секунды. Повторите это упражнение, только смотря влево, вниз и наверх. Необходимо выполнить этот круг 3-4 раза.

    Проделайте повороты глазами в следующих направлениях: налево, вниз, направо, вверх, затем прямо вдаль в окно. Потом направо, вниз, налево, вверх, а дальше прямо вдаль в окно. Выполните все действия еще 3-4 раза.

    Моргните максимально быстро, отсчитав до 10, потом закройте глаза на пару секунд. Теперь еще раз поморгайте в течение минуты. Снова закройте глаза на 2-3 секунды. Откройте их и посмотрите вдаль в окно. Повторите упражнение 2-3 раза.

    Рассмотрите внимательно любой хорошо видимый объект (ветку, птичку, лист и т.д.) в течение 30 секунд. Потом переведите глаза на самый удаленный предмет. Это может быть здание, автомобиль, дерево. Смотрите на него в течение 30 секунд. Потом верните взгляд на первый объект. Повторите такое упражнение 6 раз.

По окончании зарядки даем глазам расслабиться. Можно просто закрыть их на пять минут и подумать о чем-то приятном. При этом не опускайте голову вперед. Выполнение подобных упражнений для глаз при работе за компьютером способствует их расслаблению и тренировке.

Приложение2

Цветовое оформление слайда

Теория цвета:

красный –позитивный и веселый, но после 18 слайда вызывает

агрессию и не учебное состояние;

желтый - лучше приглушить ближе к бежевому, хороший цвет для

учеников младшего и среднего звена;

зеленый (мягкий, приглушенный) – до 29-30 слайда воспринимается

оптимально;

синий (мягкий) – позитивный цвет до 30 слайда;

фиолетовый – не способствует запоминанию информации;

белый - способствует воспроизведению информации от 50 до 70%;

черный – цвет агрессии и стресса;

коричневый (яркий) – после 23 слайда вызывает подъем артериального давления;

серый – вызывает тревогу.

Приложение 3

Использование икт в моей деятельности

За свою работу воспитателем я использовала ИКТ:

1.Оформление стендов, группы

2.Подбор материала к НОД

3.Оформление документации, отчетов

4. Создание презентации, видеофильмов, плакатов, буклетов, визитных карточек для детей, родителей, работников детского сада

5.Обмен опытом работы, участие в конкурсах через интернет

6. Участвовала в создании сайта детского сада

7. Дистанционно повышала квалификацию

8. Подбирала танцы и песни для утренников

9.Редактировала текст, фотографии, песни.

Приложение4

Диагностика влияния ИКТ на развитие детей.

Татьяна Возмищева
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»

Опыт работы

«Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада »

Возмищева Татьяна Сергеевна

Воспитатель I кв . к.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно -образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок. В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее я буду говорить сокращённо ИКТ) . Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Новизна инновационного опыта заключается в том , что направление по использованию ИКТ начинает внедряться в дошкольное образование. Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога. Реализуя цель по повышению качества воспитательно -образовательного процесса через использование ИКТ , я поставила перед собой следующие задачи : 1. Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий. 2. Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей. 3. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей . Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя , является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Подключение к Интернет-сети позволило мне поделится собственным опытом работы , перенимать передовой опыт коллег России и зарубежья. Я получила так же возможность создать библиотеку электронных ресурсов : мультимедийные презентации разной тематики, методические материалы по образовательной деятельности (это и сценарии НОД, подборка демонстрационного материала по развитию речи и другим образовательным областям). Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась , что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как : списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе . Сеть Интернет предоставляет мне возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, вибинарах, интернет-конференциях. Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень моей ИКТ-компетентности. Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для педагога важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность - это осуществить. Я считаю, что ИКТ являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы .

Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты , диски. Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании . Разумное использование в воспитательно -образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми. Одним из показателей успешности педагога и качественности его образовательной деятельности являются и достижения его воспитанников . Так мои дети, являются участниками интернет-конкурсов : 1. Участие во Всероссийском конкурсе детского творчества «Милая мама» , «Талант с колыбели» , «Шаг вперед» , «Талантоха» и др. Родителям очень интересно зайти в интернет и среди участников конкурса увидеть фамилию своего ребёнка и получить сертификат участника. Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями . Использование ИКТ , на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях. В период утренних и вечерних встреч с родителями, педагог часто бывает занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Для них я оформила прекрасный родительский уголок, материалы к которому нашла всё на тех же сайтах в сети Интернет. Такая яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью для родителей. Кроме этого, родители имеют возможность выйти на сайт детского сада , где могут получить доступную информацию.

Какие преимущества получают родители от группового сайта? Во-первых, имеют возможность следить за жизнью группы, садика. Во-вторых, сайт позволяет лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада , могут получить от них необходимую консультацию. А дома вместе с ребёнком всегда интересно заглянуть на сайт садика, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребёнка о прошедших событиях. Используя ИКТ в работе с родителями , я поняла, что оно даёт большие преимущества : 1. Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени; 2. Информация изучается родителями в удобное для них время; 3. Возрастают потоки информации; 4. Индивидуальный подход в подаче информации. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно -образовательном процессе : 1. Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей. 2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми. 3. Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду .

Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе» Рухля н. с. :Круги Луллия в работе логопеда Описание опыта работы по использованию ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе.

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»

ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.

Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. Правительством РФ был принят ряд документов: Стратегия развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД». Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста; а также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

В своей работе я использую ИКТ в своей работе, в следующем:

    подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;

    знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

    обмен опытом;

    знакомство с периодикой,

    использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

    использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;

    создание электронной почты, ведение сайта;

    создание презентаций в программе Power Point.

В своей работе я использую мультимедийную технологию. Использование мультимедийных презентаций в работе с детьми позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Целью моей работы при использовании ИКТ в ДОУ, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачами стали:

систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Использование ИКТ выводит усвоения полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения коли чества иллюстративного материала;

позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;

занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.

Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.

Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.

Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.

Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.

Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.