Изменение имён существительных по вопросам. Общее представление

Падежи . Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Склонение . К 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К З скл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь. Разносклоняемые существительные

В отдельную группу выделим разносклоняемые существительные среднего рода на -мя:бремя, вымя, темя, пламя, стремя, пламя, время, знамя, имя, племя, семя -и существительное мужского рода путь, среднего рода дитя.

Разносклоняемыми эти слова названы потому, что частью они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа имеют окончание второго склонения. Сравним:

и.п пламя, дитя, путь, ночь_

р.п. пламени, дитяти, пути, ночи

д.п. пламени, дитяти, пути, ночи

в.п. пламя, дитя, путь, ночь_

т.п. пламенем, дитятей (-ею), путём, ночью

п. п. о пламени, о дитяти, о пути, о ночи.

В русском языке целый пласт лексики составляют существительные - бывшие прилагательные или причастия, но они сохранили форму прежней части речи и склоняются какприлагательные. Эти слова выделим в отдельный тип склонения существительных, например:

служащий, провожающий, прибывший, слагаемое, прохожий, ванная, запятая, горничная, горячее, сказуемое, мороженое.

К отдельному типу склонения отнесем существительные, которые имеют только форму множественного числа. У этих слов невозможно определить родовую принадлежность и, следовательно, отнести к одному из трех основных типов склонения:

грабли, брюки, весы, качели, румяна, перила, чернила, хлопья, сливки, консервы, будни, сутки, каникулы, городки, шахматы, проводы, выборы, дебаты.

Особняком находятся несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же форму, например:

метро, пальто, кенгуру, зебу, колибри, сулугуни, драже, трюмо, каноэ, алоэ, шасси, такси, жалюзи, бра.

Роди́тельный паде́ж , генити́в (лат. genitivus, genetivus ) - один из косвенных падежей, в языках мира обычно выражающий притяжательные отношения (то есть отношения принадлежности), а также имеющий целый ряд других функций. Этим он отличается от притяжательного падежа (посессива), который выражает только принадлежность. Термин «родительный» восходит к древнегреческой традиции, где при помощи его указывалось имя отца (родителя): «такой-то, (сын) такого-то».



Основными функциями родительного падежа в русском языке являются:

· притяжательная («улица города», «день рождения»)

· разделительная («немного масла», «один из нас»)

· отложительная («уберечься от беды», «выйти из воды», «что с них взять?»)

Грамматические загадки.

1) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже.

(Именительный падеж)

2) Каким членом предложения является сущ. в форме Именительный падеж?(Главным членом предложения).

3) Какое вспомогательное слово есть у этого падежа?(Есть )

4) Какие предлоги использует? (нет предлогов )

Сегодня мы познакомимся с ещё одним падежом.

Назовите вопросы Родительного падежа. (Кого?Чего?)

Практическая работа

Задание №1.Выпиши из текста существительные, определи их род, падеж.

Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Всё было покрыто белым покрывалом. В холодном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Как прекрасен зимний лес! Мы долго любовались чудесным зимним пейзажем.

Задание №2.Определите склонение и падежи имен существительных.

Жёлтый тополиный лист оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю.

Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая паутинка – всё обсыпано сахарной пудрой.

Задание №3.Спишите. Определите склонение и падеж имён существительных.

Упадёт луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

На припёке горячо и сладко пахли трава и крапива.

Ближняя сопка была покрыта зелёным ковром брусничника. Глянцевый лист блестел, прикрывая кисточку цветка.

Задание №4.Напишите рассказ об осени из 5 – 6 предложений, используя данные слова. Определите склонение и падеж всех имён существительных



Осколок, хрустальное, лучезарное, бархат, звон.

Задание №5.Текст.«Автоматические выключатели»Перевод текста. Подчеркнуть существительные и указать падеж.
Автоматический выключатель (автомат) служит для нечастых включений и отключений электрических цепей и защиты электроустановок от перегрузки и коротких замыканий, а также недопустимого снижения напряжения. По сравнению с плавкими предохранителями автоматический выключатель обеспечивает более эффективную защиту, особенно в трёхфазных цепях, так как в случае, например, короткого замыкания производится отключение всех фаз сети. Предохранители в этом случае, как правило, отключают одну или две фазы, что создаёт неполнофазный режим, который также является аварийным.Автоматический выключатель состоит из следующих элементов: корпуса, дугогасительных камер, механизма управления, коммутирующего устройства, расцеплителей. ля включения автоматического выключателя, находящегося в расцепленном положении, механизм должен быть взведен путем перемещения рукоятки выключателя в направлении знака «О» до упора. При этом происходит зацепление рычага с защелкой, а защелки – с отключающей рейкой.

Модуль №5.

Тема: Сочетание количественных числительных с существительными и прилагательными. Употребление и правописание сочетаний числительное+существительное. Грамматическая конструкция «до+Р.п. числительного» Грамматическая конструкция «на +В.п.числительного»

Теоретическая работа.

Зарядку необходимо сделать до 7 (семи -числительное в Р.п.)утра.(образец)привести примеры.

Подойти на 5(пять –числительное в В.п.)минут раньше.

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Коваленко Людмила Николаевна

Класс: 2

УМК: "Школа России"

Предмет: русский язык

Тема: "Изменениеимён существительных по вопросам. Общее представление".

Тип урока: изучение нового

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок, формирование представлений о новом грамматическом признаке имени существительного.

Цель: формирование представлений о новом грамматическом признаке имени существительного

Планируемые результаты

Предметные знания

Предметные действия

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные

Определять грамматические признаки имени существительного в начальной форме - род, число, одушевленное/неодушевлённое, собственное/нарицательное, изменение по падежам.

- определять цель урока на основе анализа того, что уже известно и усвоено;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы;

- самостоятельно находить варианты решения учебной задачи;

- обобщать и делать выводы по изученному материалу;

- преобразовывать модели, схемы, символы;

Осуществлять сравнение и клас­сификацию изученных объектов;

- обобщать материал;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализировать полученную информацию;

- построение логической цепи рассуждений;

понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

Допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;

использовать речь для регуляции своего действия;

Формировать умения слушать и слышать;

Чётко и ясно выстраивать речевые конструкции;

Способность к самооценке и оценки партнёра на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

Проявлять познавательный интерес;

Проявлять желание и интерес к изучению нового

Ход урока

п/п

Название этапа урока, время

Задача,

которая должна

быть решена

ФОДУ

Действия учителя по организации

деятельности учащихся

Действия учащихся

(предметные, УУД)

Результат взаимодействия

(продукт, УУД)

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Орг. момент

1-2 мин.

Настроить детей на плодотворную работу

Приветствует обучающихся, настраивает детей на плодотворную работу (Слайд 2)

С добрым утром,

Начат день!

Заниматься нам не лень!

Начинается урок,

Он пойдет ребята в прок!

Постарайтесь всё понять,

Дружно тайны открывать,

Ответы полные давайте,

А товарищам помогайте.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Сегодня на уроке мы будем открывать тайны, разгадывать шифры, добывать новые знания.

Регулятивные:

Настраиваются на плодотворное сотрудничество;

Коммуникативные:

Слушают установку учителя

Регулятивные:

Настроились на плодотворное сотрудничество;

Коммуникативные:

Формируется умение слушать и слышать

Актуализация знаний.

4-5 мин.

Повторить грамматические признаки имени существительного

"Ребусы". Их необходимо найти, они спрятаны где – то рядом с вами. Найдите каждый свой ребус и отгадайте его, запишите ответ на листочке!

(Щуки, бабочка, акула, ласточка, корова, дорога, стол, камыши, Ирак, кино, шутка, шкаф).

Встаньте все, со своими словами, по порядку.

Назовите каждый, по очереди, полученное слово!

- ЧИСЛО !

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку РОД !

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку Собственные- нарицательные !

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

Объединитесь в группы по грамматическому признаку одушевлённые - неодушевлённые !

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

Грамматические признаки какой части речи мы сейчас определяли? (Существительное)

Молодцы! Садитесь!

Предметные:

Определяют грамматические признаки существительного;

Личностные:

Оценивают себя и партнёра, исходя из критериев, заданных учителем

Регулятивные:

- находят варианты решения учебной задачи

Познавательные:

Перекодируют информацию(ребусы в слова)

Сравнивают и клас­сифицируют объекты по заданным учителем критериям;

Коммуникативные:

Осуществляют коммуникацию при объединении в группы

Предметные:

Актуализированы знания по определению грамматических признаков существительного - род, число, одушевлённое/неодушевлённое, собственное/нарицательное;

Личностные:

Выполнили самооценку и оценили партнёра на основе наблюдения во время выполнения задания с ребусами и определением грам.признаков;

Регулятивные:

- самостоятельно распределились на группы в зависимости от грам.признака;

Познавательные:

Сравнили и клас­сифицировали полученные слова;

Коммуникативные:

разрешили спор между учащимися путём приведения весомых аргументов;

Постановка цели урока.

1-2 мин.

Определить цель урока

О какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке?

(Слайд 3)

Что мы уже знаем о этой части речи? (Имя существительное имеет грамматические признаки: род, число…)

Посмотрите на схему, всё ли мы знаем о имени существительном?

Может кто-то догадывается, о каком признаке идёт речь?

Какая цель нашего урока?

(Узнать ещё один признак имени существительного…)

Эта главная тайна нашего урока!!!

Предметные:

Называют грамматические признаки существительного;

Регулятивные:

Определяют цель урока на основе анализа того, что уже известно и усвоено;

Познавательные:

Работают со схемой

Коммуникативные:

Строят монологическое высказывание;

Предметные:

Повторили грамматические признаки существительного;

Регулятивные:

Поставлена цель урока в результате диалога;

Познавательные:

Закреплено умение работать со схемой

Коммуникативные:

Построили правильные монологические высказывания;

Открытие нового.

6-7 мин.

Просклонять существительное, выделить окончание, закрепить грамматические признаки существительного

Раскрыть эту тайну мы сможем, выполнив задание на зелёной карточке. (Слайд 4)

Прочитайте задание! Всё ли понятно? Вставьте пропущенное слово, изменяя его, в зависимости от вопроса.

Задание всем понятно? Всё нам известно для выполнения задания?

(Нет, не известно, какое слово вставить )

Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос?

(На карточке есть загадка, она нам поможет )

Для слабых детей в слове отгадке пропущены гласные.

Молодцы! Прочитайте загадку и дайте устно ответ!

Ребята, слово сосна к какой части речи относится?

Какие грамматические признаки можете назвать? Все назвали, нет! Осталось одно, о котором мы не знаем.

Выполните задание! На выполнение задания вам одна минута.

Проверка! (Слайд 5) Читаем предложение, какое окончание в слове сосна!? Проверьте у всех ли получилось так?

Что изменилось в слове? (окончание)

Т.е. изменилась форма слова?

Почему в каждом предложении слово изменяло форму?

Какой вывод можно сделать?

(Что слово меняет форму в зависимости от вопроса).

Ребята, а раз слово СОСНА сущ., какой вывод можно сделать?

Существительное тоже изменяется по вопросам!

А кто знает, как называется это явление в русском языке?

Давайте спросим у Мудрой совы, ответ её на стр.36. Прочитайте.

Как называется изменение существительного по вопросам? (Склонением или изменение по падежам).

Ребята, склонение это наша тайна, которую мы не смогли отгадать в начале! Это грамматический признак существительного!

Предметные:

Изменяют слово по вопросам, определяют грамматические признаки существительного, выделяют окончание,;

Личностные:

Самооценка и оценка партнёра на основе анализа учебной деятельности;

Регулятивные:

Самостоятельно оценивают пра­вильность выполнения действия и вносят не­обходимые коррективы;

Познавательные:

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

выстраивают чёткие и ясные аргументы для доказательства своей точки зрения;

Предметные:

- получили возможность отработать изменение слов по вопросам, определять грамматические признаки существительного, выделять окончание,;

Личностные:

- организовано действие взаимоконтроля;

Регулятивные:

Проанализирована пра­вильность выполнения задания и внесены коррективы на основании сравнения с ответом;

Познавательные:

Нашли наиболее эффективные способы решения задач;

Коммуникативные:

Закреплено умение чётко и ясно обосновывать ответ;

Открытие нового.

8-10 мин.

Определить вопросы к каждому падежу

Мы узнали, что склонение – это изменение существительного по падежам . А кто знает, какие падежи есть в русском языке? И сколько их?

Проблема. - Какая цель следующего задания?

Узнать название падежей. (Слайд 6)

Почитайте рассказ мудрой совы на экране!

Сколько падежей в русском языке? Как они называются?

В одной школе, ребята придумали как легко запомнить их последовательность. Хотите узнать? (Слайд 7)

Теперь мы знаем название падежей. Можем определить падеж имени существительного? (Нет)

Что нужно узнать? (На какие вопросы отвечает каждый падеж!)

Эту тайну мы откроем, выполнив задание на оранжевой карточке ! (Слайд 8) Возьмите её.

Что вы увидели? (Таблицу)

Какие колонки есть в таблице?

Какая колонка осталась не заполненной? Как вы думаете, сможем мы её заполнить?

Какие колонки помогут нам определить вопрос ?

(Слова помощники и примеры)

Давайте заполним первую строку вместе!

В строчке именительный падеж, какое слово помощник? Пример одушевлённый? Задаём вопрос – есть КТО? Медведь, теперь задаём вопрос к неодушевлённому существительному?

Есть Что? Сосна. Понятно как задавать вопросы?

Теперь подберём вопрос к родительному падежу, аналогично!

Выполните оставшиеся пропуски в паре!

Проверим, правильно ли вы записали вопросы? (Слайд 9)

Откройте учебник на стр.38. Проверьте в паре!!!

Какую тайну мы открыли, выполнив задание?

(Узнали падежные вопросы)

Ребята, медведь говорит огромное спасибо за то, что вы правильно выполнили задание и предлагает выполнить физминутку!!! Давайте дружно встанем и повторим за ним!

Предметные:

Определяют вопросы, опираясь на слова помощники;

Личностные:

Проявляют внимание и желание узнать новое;

Регулятивные:

- самостоятельно находят варианты решения учебной задачи;

На основе выполненного задания делают выводы;

Познавательные:

- работают с текстовой информацией и таблицей

Коммуникативные:

используют чётко сформулированные речевые конструкции для обоснования своего выбора;

Предметные:

Сформировано умение определять падежные вопросы опираясь на слова помощники;

Личностные:

Регулятивные:

- самостоятельно найдены способы определения вопросов;

Сделаны выводы на основе выполненного задания;

Познавательные:

Проанализированы падежные вопросы и впоследствии занесены в таблицу

Коммуникативные:

Закреплено умение

работать в паре

Первичное закрепление.

4-5мин.

Закрепить грамматические признаки существительного

А теперь, давайте проверим. Все ли открытия вы помните. Откройте учебник, на стр.38. Найдите упр.67. Что нужно сделать? Все ли слова вам понятны?

Что такое ПОЛЫНЯ? Найдите значение этого слова (Слайд 11).

Предметные:

Обобщают и закрепляют грамматические признаки имени существительного;

Личностные:

Проявляют внимание и желание выполнить задание правильно;

Аргументируют свой выбор к самооценке и оценке партнёра на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

Выделяют и осознают то, что уже усвоено Познавательные:

Строят логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные:

Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Предметные:

Сформировано умение определять грамматические признаки имени существительного - одушевлённые /неодушевлённые, собственные /нарицательные, число, род; ознакомились с изменением существительного по падежам;

Личностные:

Закрепили способность к самооценке и оценки партнёра;

Регулятивные:

Проанализирована информация о грамматических признаках имени существительного

Познавательные:

Проведена аналогия между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Закреплено умение

строить правильные высказывания;

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1-2мин.

уч.с.38, упр.66

Посмотрите, что нужно сделать. Устно проговариваем одно слово.

Рефлексия

Обобщить и повторить грамматические признаки существительного, закрепить грамматический признак существительного - склонение

Какую цель мы ставили на уроке?

(УЗНАТЬ ПРИЗНАК СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО)

Какой признак существительного мы узнали? (склонение)

Что такое склонение?

Какие падежи вы запомнили?

На какие вопросы они отвечают?

Какие слова помогают определить падеж существительного?

Возьмите голубые карточки . Обратите внимание на задание № 1. Как вы думаете, что нужно сделать? Заполнить пропуски! Выполните задание в парах! (Слайд 12).

Название падежа

Вопрос

Именительный

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Винительный

О ком? О чём?

Проверьте товарища! (Слайд 13) Оцените себя и товарища в листах оценивания!

Посмотрите на задание № 2? (Слайд 14) Что вы там видите? Как вы думаете, что нужно сделать?

Задание: заполните схему, используя знания о имени существительном!

Проверьте товарища! (Слайд 15) Оцените себя и товарища в листах оценивания!

(Слайд 16)

Подведём итоги по листам оценивания! Оцените себя за урок в целом! Оцените товарища за весь урок! Напишите свои пожелния, предложения или замечания по организации и содержанию урока?

Спасибо за урок, до свидания!

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ ПО ТЕМЕ УРОКА

Тип урока: закрепление нового знания и формирование умений
Цели урока:
· Закреплять умения различать по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже
· Развивать речь, мышление, внимание
· Воспитывать интерес к русскому языку
· Развивать интеллектуальные способности
· Творческую взаимосвязь между учащимися
· Прививать и воспитывать любовь к природе

Оборудование: презентация к уроку, музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока:
I. Орг.момент -
Подравнялись, тихонечко садитесь
Откройте тетради, произнося стихотворение
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу.

Запишите число, классная работа, обозначьте орфограммы.
II. Сообщение темы и цели урока -
III. Словарная работа -
Погода Декабрь
Север Январь
Ветер Февраль
Мороз Береза
Валенки Осина
Как работаем со словарными словами?
Запишите в два столбика, вставляя непроверяемые гласные
А сейчас проверьте
К какому времени года можно отнести все словарные слова?
Почему?
IV. Беседа
Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра.
Закроем глаза и шепотом произнесем: зима… Какое чувство у вас вызвало?
(стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму…)

А каким вы видели или представляете себе зимний лес.

V. Упражнения

Под музыку И.П. Чайковского «Времена года» прочитать и записать предложение -

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
С.Есенин
· Назовите имена существительные, записанные на второй строчке
· Форма какого падежа является начальной для имен существительных. (форма именительного падежа единственного числа)
· Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?
· Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род.

VI. Физминутка для глаз
VII. Работа с именами существительными в начальной форме
- Диктант
Запишите слова в тетрадь:
Мороз, метель, снегопад, шубка, снеговик, лед, снегирь, лыжник, северный
· Какое слово вызвало затруднение?
· Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли лишнего слова? Почему так решили?
· В каком падеже стоят имена существительные?
· Что вы знаете об именительном падеже? (сущ. в И.п. всегда употребляются без предлога)
· Как называются остальные падежи? (косвенными)
· Как по другому называется изменение имен существительных по падежам? (склонение)

Раз, два, три, четыре, пять будем слово снег склонять (устно)
· Что происходить с существительными при склонении?
· Составьте предложение с существительным снег так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. Падеж назвать

Пошел снег и закрыл несколько букв в следующем задании.

На старой б__резе с__дела любопытная с__ничка.
Она с интересом наблюдала за д__тьми под деревом.

· Какое правило вспомнили, вставляя буквы? (о правописании безударных гласных)
· Как же проверить безударную гласную?
· Подчеркнуть главные члены в первом предложении. Какой частью речи они выражены?
· Что знаете о падеже подлежащего?
· Как определить падеж имени существительного в предложении?

VIII. Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь,
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь!
Встанем вместе все в кружок,
Получается снежок!
Мы деревья побелили,
Крыши снегом залепили,
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.

IX. Самостоятельная работа
Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить.
Ветка (рябина) Р.п.
Гулять (улица) Д.п.
Любоваться (снежинка) Т.п.
Какая особенность у существительных в Д.п.? (предлоги к, по)

Русская природа красива во все времена года. Вот так вдохновенно Р.Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней:
· Узнали падеж? Докажите
· Какая особенность у существительных в предложном падеже? (употреблять только с предлогами)

А теперь отправимся в музей Зимы, где она выставила картины, показывающие красоту зимней природы. Рассмотрите их внимательно и выберите для себя одну, которая вам больше всего понравилась.

X. Домашнее задание
Просклонять существительное зима
Рефлексия
- Наш урок идет к финалу,
- Убедилась я вполне:
- Все падежные вопросы
- Вы усвоили легко.

XI. Итог урока
· Чем же мы занимались на уроке?
· Какое задание вызвало затруднение?
· Какое задание понравилось?
· Спасибо за работу.

Оценки за урок

Грамматический признак, который указывает на количество называемого предмета, называют числом. Вы узнаете об особенностях данной категории существительных, познакомитесь, на какие виды она делится. В дополнение ко всему мы расскажем, как образуется множественное число у имён существительных.

Что такое число имен существительных?

Число существительных в русском языке – это словоизменительный грамматический признак существительных, указывающий на количество называемых предметов – их единичность или множественность. Соответственно, в русском языке выделяют единственное и множественное число имен существительных.

  • Примеры существительных единственного числа: квартира, ветер, щенок, поле, рубанок, скрипка .
  • Примеры существительных множественного числа: дома, ложки, кролики, тропинки, встречи, специалисты .

Особенности категории числа у существительных

В русском языке все существительные можно разделить на три группы:

  • Существительные, которые изменяются по числам (рука – руки; брат – братья; окно – окна) ;
  • Существительные, которые употребляются только в единственном числе (мука, любовь, бархат, олово) ;
  • Существительные, которые употребляются только во множественном числе (брюки, ножницы, сливки, жмурки) .

Некоторые существительные, которые употребляются только в единственном числе, могут образовывать формы единственного числа, при этом новая форма будет иметь другое лексическое значение.

Например : высота дома – недоступные высоты; глубина оврага – морские глубины.

Образование множественного числа существительных

При изменении имен существительных по числам в большинстве случаев к основе единственного числа существительного в И. п. добавляется окончание множественного числа – -и(-ы) (ночь – ночи, ветка – ветки, гора – горы) .

В некоторых случаях множественное число образуется за счет изменения места ударения (лес – леса, дерево – деревья) , изменений в основе слова (сын – сыновья, котенок – котята) или замены корня (человек – люди, ребенок – дети) .

Изменение имен существительных. Падежи

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имен существительных;

знакомство учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

Оборудование: учебник, таблички падежей, карточка-помощница на каждого ученика,

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

II. Актуализация.

- Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те слова, которые меняют свою форму.

Ну, слушайте.

Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

- Какие два слова здесь встречаются (ромашка и мотылек )

мотылёк ромашка

мотылька ромашки

мотыльку ромашке

мотылька ромашку

мотыльком ромашкой

о мотыльке о ромашке

- Что заметили? Какая часть слова изменяется? (Изменяется окончание .)

- Для чего служит окончание?(Окончания служат для связи слов в предложении .

Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.)

Давайте поставим к словам вопросы.

кто? мотылёк что? ромашка

кого? мотылька чего? ромашки

кому? мотыльку чему? ромашке

кого? мотылька что? ромашку

кем? мотыльком чем? ромашкой

о ком? о мотыльке о чем? о ромашке

Какие вопросы поставили к слову мотылек и к слову ромашка?(Ответы детей.)

Почему поставили разные вопросы?

( Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)

- Какие вопросы поставили к одушевленным именам существительным?

Какие вопросы поставили к неодушевленным именам существительным?

- Какие изменения в именах существительных вы заметили?

(Вопросы помогали изменить форму слова.)

- Кто из вас знает, как называется по другому такое изменение формы имени существительного.

Такое изменение формы имени существительного называется изменением по падежам.

III. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи русского языка мы должны решить сегодня на уроке?

Узнать названия падежей, вопросы каждого падежа;

Начать приобретать навык определения падежей имён существительных; навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных;

Развивать навыки грамотного письма.

В русском языке 6 падежей . Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.

В других языках мира иначе: в английском -2,в немецком – 4, а у финнов – 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. В этом вам может помочь стихотворение. Послушайте его. Если пока какие-то формулировки вам непонятны, это будет нашей целью на последующие уроки: объяснить и понять до конца это определение. А пока давайте попытаемся понять на доступном уровне, что же такое падеж?

Кто знает их и может назвать?

именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку о падеже.

(На доске карточки)

Он еще не родилось, а уже все думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный , от слова имя.

Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным .

Но он был еще и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.

VI Работа над новым материалом.

- Ребята, положите перед собой карточку-помощницу, которую мы сейчас будем заполнять. Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать.

И.п. отвечает на вопросы кто? что?

Р.п. отвечает на вопросы кого? чего?

Д.п. отвечает на вопросы кому? чему?

В.п. отвечает на вопросы кого? что?

Т.п. отвечает на вопросы кем? чем?

П.п. отвечает на вопросы о ком? о чем?

    Знакомство с падежами русского языка. Работа по вариантам.

Каждый вариант получил стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Итак, давайте же с ними познакомимся.

    Есть именительный падеж,
    Его легко все узнают
    И в
    подлежащее зовут.
    Предлогов с детства нет при нем ,
    Его вопросы – кто? и что?
    Ни с чем не спутаешь его.

С каким падежом познакомились ребята первого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в И.П. с предлогами?

    А я – падеж родительный.
    Характер мой – общительный.
    Кого? Чего?
    Нет – вот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И с, и до, и у, и из –
    До неба вверх и с неба вниз.
    Похож я на
    винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.

С каким падежом познакомились ребята второго варианта? На какие вопросы отвечают существительные в Р.П падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

    Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому от
    дать ? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогом к и по дружу,
    Но и один гулять хожу.

С каким падежом познакомились ребята третьего варианта? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

    А я – винительный падеж
    И я во всём виню
    невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятёрки» я ловлю.
    Я вижу всех Кого позвать?

Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

С каким падежом познакомились ребята четвёртого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?

    А я – творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Любуюсь ! – Чем?
    Творите! – С кем?
    Я подскажу вам – нет проблем!
    Предлогам перед, под и над
    В любой момент я очень рад.

С каким падежом познакомились ребята пятого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я
говорил ?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

С каким падежом познакомились ребята шестого варианта?

На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

Постепенно учащиеся заполняют таблицу.

V II. Физминутка.

VIII .Упражнение в изменении и употреблении нужной формы имён существительных

с.91, упр.96

- Кто запомнил, сколько падежей в русском языке? Кто их сможет назвать?

I Х. Самостоятельная работа.

Определите в каком падеже стоят имена существительные?

Как будем определять?

Остался без (…)яблока, шёл по(…) улице, зашёл за (…) товарищем, говорили о (…) работе, перебежал через (…) дорогу

( Проверка у доски)

Х. Итог урока.

Итак, подводя итоги урока, традиционный блиц-опрос:

    Сколько падежей в русском языке? (6)

    Перечислите их. Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)

    Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)

    Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

    В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?

Х I . Домашнее задание .

Урок 78 упр.4, правило.