Литье пушек. Анатомия пушки Макеты старинных пушек

Вопрос что подарить мужчине на юбилей, день рождения, 23 февраля или другой памятный день, часто возникает перед его близкими. Украшение из бронзы может стать неожиданным и необычным презентом, купить модель пушки можно на нашем сайте, находясь в любом уголке России. Изделия выполнены вручную профессионалами своего дела. Каждый сувенир в миниатюре повторяет мельчайшие детали настоящих пушек, что повышает их уникальность в разы.

Модель пушки 17 века - казачья

Среди металлических моделей пушек из бронзы большим спросом в нашем интернет-магазине пользуется оригинальная модель пушки 17 века - ручная казачья пушка. Незаурядность этого бронзового сувенира в том, что в филигранном отлитом из бронзы презенте крутятся колеса, а сигнальное орудие можно как опускать, так и поднимать. Пушка оснащена одним отшлифованным стволом.

Впервые подобие казачьего орудия было сооружено в 15 веке, но тогда такой "военной техникой" пользовались только итальянцы и турки. Казакам доставалось пушечное добро не просто так - сражаясь с иностранными экипажами на Черном море, смельчаки, одержав победу, присваивали себе и это ценное оснащение. Благодаря одноствольным пушкам, казакам впоследствии удалось завоевать настоящую славу мощной казачьей артиллерии, которая отличалась мобильностью, подвижностью и почти 100% смертоносностью.

Свое название казачье оборонное орудие получило впервые в 1860 году, именно тогда П.М. Обухов впервые принял решение изготавливать собственное вооружение. Пушка проста в исполнении, снарядами заряжалась вручную, но при этом спасла немало жизней запорожских казаков.

Миниатюрную копию пушки из бронзы можно заказать на нашем сайте до доступной цене. Интересным сувениром можно пополнить собственную коллекцию боевых орудий, вошедших в историю, и затем показывать уникальную коллекцию друзьям. Подойдет казачья бронзовая пушка и в качестве единственного в своем роде украшения, которое подчеркнет уникальный вкус одариваемого.

Еще одни модели пушек 17 века, стоящие вашего внимания - это орудие, которое использовал в своих сражениях грозный и величественный Наполеон, знающий полководец и профессиональный артиллерист. Калибр пушки соответствовал европейским стандартам 17-19 века - 120 мм. Ядро поражало противника на расстоянии 2700 м. В роли зарядов также выступали картечь и разрывные бомбы. Чтобы зарядить уникальное французское орудие, нужна была помощь сразу 8 канониров и 7 пехотинцев. За 1 минуту пушка времен Наполеона выдавала 1,5 залпа. Свое существование орудие завершило в 1945 году, когда полностью было снято с выпуска по причине производства более мощной и эффективной военной техники.

Миниатюрную копию боевой артиллерии, которая прославила французского генерала, можно купить в нашем интернет-магазине. После оформления заявки, находясь на территории России, все что вам нужно - это дождаться быстрой доставки оригинального бронзового коллекционного подарка в ваш населенный пункт. Все изделия сделаны вручную, никакой штамповки, только авторское исполнение виртуозными мастерами, каждая деталь изготовлена с особенной точностью. Колеса пушки Наполеона подвижны, что позволяет разыграть настоящий бой с другими бронзовыми статуэтками.

Модели старинных пушек

Одной из моделей старинных пушек, применяемых в России в 1757 году, является гаубица Единорог. Сначала на орудии изображался фамильный герб Шуваловых, где обязательно присутствовал благородный скакун. Чуть позже коня заменили фантастическими единорогами, а в начале 19 века на орудие вовсе перестали наносить украшения. Купить отлитую под давлением статуэтку из бронзы гаубицу Единорог можно на нашем сайте, для этого необходимо оформить заказ, воспользовавшись сниженной ценой. Пушки пока еще относятся к категории новинок, поэтому стоимость их выгодна и доступна каждому покупателю.

Сделайте себе или близкому человеку незабываемый подарок - миниатюра пушки Единорог запомнится надолго и станет достойным украшением интерьера, а также оригинальным образцом в коллекции увлеченного историей военной техники России и всего мира.

Впервые гаубица Единорог появилась в 1757 году. Это был настоящий прорыв в развитии боевой мощи орудий тех времен - возможность стрелять позади отряда позволила укрепить положение российской армии, больше не было необходимости выкатывать пушку перед солдатами на всеобщее обозрение. При этом мощность удара оставалась прежней, впрочем, как и траектория. Вот почему единорогов, идущих в атаку, всегда сопровождала гаубица.

Бронзовая миниатюра уникальной пушки Единорог вызывает неподдельное восхищение у мужчин. Сувенир хорошо вписывается в деловую обстановку, а качественный металл не теряет своих свойств даже при длительном хранении.

Металлические модели пушек СССР

Если одариваемый интересуется эпохой советских времен, ему обязательно придется по душе миниатюра пушки М-42. Это орудие уже далеко не старинное, противотанковая единица техники работала на полуавтомате и успешно использовалась вплоть до завершения Отечественной войны. Чтобы заказать бронзовый сувенир, достаточно проживать на территории России и своевременно забрать приятную посылку с почты. Мы отсылаем необычные презенты по почте России или воспользовавшись услугой пересылки других транспортных компаний, как будет удобно вам.

Калибр ствола М-42 в оригинале составлял 45 мм, залп, который выдавало орудие, распространялся на дальность до 4550 м. Впервые пушку выпустили в 1931 году, за время активной эксплуатации боевой техники количество пушек, согласно исторических сведений, достигло 10843 единиц. Российские конструкторы работали над созданием мощной единицы, изучив перед этим немецкий аналог производителя Rheinmeyall. Вес одного орудия близился к 625 кг.

Но время не стоит на месте, поэтому в завершении Второй Мировой войны М-42 заменили ЗИС-2. Окончательное решение о снятии М-42 с выпуска было принято в 1945 году. Пушка прослужила верой и правдой российской армии много лет, поэтому заслуженно получила название Огня артиллерии.

Отлитый в бронзе Огонь артиллерии станет замечательным сувениром для ценителей истории, тех, кто интересуется оружием и желает подчеркнуть в интерьере делового кабинета свое мужское увлечение и хобби - коллекционирование раритетных пушек, сделанных в сложной скульптурной технике. Уникальность изделия подчеркивает подвижность колес и привлекает внимание окружающих.

Тот, кто впервые увидел интересную статуэтку, обязательно поинтересуется, кто преподнес такой уникальный подарок. Возможно, ему тоже захочется приобрести нечто подобное, но вам совсем необязательно раскрывать тайну, где удалось приобрести незаурядное бронзовое изделие по доступной и выгодной цене. Помните, что наша компания работает по всей России, мы бережно запаковываем миниатюрные изделия и отсылаем по адресам, указанным в заявках.

Знаменитые модели пушек из металла

Если вас заинтересовали модели пушек из металла прошлого столетия, предлагаем присмотреться к образцу пушки, которую знает каждый - всемирно известная Катюша БМ-13. Мастера изрядно потрудились чтобы воссоздать в изящной бронзовой копии все составляющие боевой машины и сделать подвижной ракетную установку. Чтобы придать орудию завершенный вид и реалистичность, мастера нанесли на металл благородную патину. Единицу боевой техники советских времен в миниатюре можно вертеть в руках и с интересом разглядывать, а затем поставить в укромное место, где коллекционное изделие станет украшением помещения.

БМ-13 относят к реактивной артиллерии 1941-1945 годов, когда шла ожесточенная война всего русского народа с фашизмом. За основу конструкторы взяли усиленный грузовик ЗИС-6, используемый в боях, начиная с 1941 года. Атаку "Катюши" сложно было спутать с другими военными машинами - меткие выстрелы всегда сопровождал характерный звук "Ииии", после которого земля усеивалась ракетами. В современное время "Катюша" - настоящий раритет, ведь всего в мире насчитывается не более 14 моделей БМ-13, остальные полегли вместе с воинами в сражениях за свободу русского народа.

Что касается звучного и нежного наименования - "Катюша" - ученые и историки спорят до сих пор, кто назвал так боевую пушку. Большинство экспертов склонны к тому, что постарались историки, ведь военные редко называют боевую технику именами. Конструкция подразумевала изображение буквы К. У солдат на слуху была подбадривающая песня "Выходила на берег Катюша", и все потому что машина удачно стреляла с возвышенностей. Но музыкальная композиция изначально была посвящена отнюдь не БМ-13, а храбро сражавшейся с противником девушке с чудным именем Екатерина. Красивая легенда гласит, что имя Катюша написал на БМ-13 солдат, однако исторических подтверждений этому пока нет.

Фашисты боялись "Катюши" как огня и между собой называли орудие Сталинскими ОргАнами, что связано с факторами:

  • появление характерного звука во время осуществления выстрела;
  • схожесть установки с трубками органа.

Купить модели пушек можно на нашем сайте - доступная цена не умаляет оригинального качества изделий в миниатюре, которые изготавливаются вручную. Даже тот, кто заказал точно такую же пушку, заметит особенности и отличия выпуска каждой бронзовой копии, что делает ее по-настоящему уникальной.

Как купить модели пушек с бесплатной доставкой по России

Вы можете купить модели пушек из бронзы с бесплатной доставкой по России и ближнему зарубежью. Для этого выполните простые условия действующей акции. А мы в свою очередь быстро доставим заказанный Вами товар в любую точку России. Условия проведения акции с бесплатной доставкой по России читайте в разделе

1.) 2-хъ фунт. пищаль. длиною отъ торели до конца дула 4 фута 6 1/4 дюймовъ; безъ цапфъ, дельфиновъ и винграда, съ поясами или фризами только у торели и у дула. На поверхности ея, совершенно гладкой, безъ всякаго, принятаго впоследствіи, разделенія на части: казенную, вертлюжную и дульную, вылита надпись: „По веленію Благовернаго и Христолюбиваго Великого Князя Ивана Васильевича, Государя всея Руси, сделана быстъ сія пищаль въ лето 6993 (1485) месяца Сентября 30, въ лето Господарьства его 23, лилъ Яковъ" (Рис. № 139 a). Пушка сія есть древнейшая изъ Россійскихъ, доныне известныхъ и, судя по времени, могла быть изъ числа вылитыхъ подъ наблюденiемъ упомянутаго выше Аристотеля (292).

2.) 1/4 пуд. гафуница, длиною отъ торели до конца дула 3 фут. и 2 дюйма; также какъ и предъидущая пищаль, безъ цапфъ, дельфиновъ и винграда, съ поясами или фризами въ пяти местахъ и съ разными, на поверхности, украшеніями, имеетъ на средней части надпись: „Іоанъ, Божiю милостiю Государь всея Росіи, въ лето 7050 (1542), делалъ Игнатей" (Рис. №139 b.) (293).

Рисунок - отсюда


3.) 5 1/2 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула 1 саж. 2 фут. и 6 1/2 дюймовъ; съ цапфами, дельфинами и съ выпуклымъ звездообразнымъ украшеніемъ, вместо винграда. Она состоитъ, какъ и все следующія за симъ пищали, изъ трехъ частей: казенной, вертлюжной и дульной, съ поясами или фризами, и на средней ея части вылита надпись: ,Iоанъ, Божію милостію Царь и Великiй Князь всея Русіи, въ лето 7071 (1563)". На казенной находится вылитое изображеніе двуглаваго орла, а подъ нимъ имя литейщика: „Богданъ" (Рис. № 140 , а) (294).

4.) 68 фунт. пищаль Инброгъ, длиною отъ торели до конца дула 2 саж. и 3 фута; съ цапфами, дельфинами и поясами, съ выпуклымъ изображеніемъ единорога, вместо винграда, и съ надписью: „Iнброгъ". На казенной части находится надпись: „Божею милостію, повеленiемъ Государя Царя, Великого Князя Ивана Васильевича всея Руссiи, зделана сія пищаль Инброгъ въ лето 7085 (1577), делалъ Ондрей Чоховъ"; а на средней „Med guds Hielp af kon; Carl d XII tagit med stden Elbing d 3 Decemb. 1703", т. е. „съ Божіею помощію Королемъ Карломъ ХІІ взята въ городе Элбинге, 3 Декабря 1703" (Рис. №140 b). По всей вероятности. пушка сія была взята или, во времена междуцарствія, увезена Поляками изъ Россіи и уже въ 1703 году досталась во власть Шведовъ (295).



5.) 40 фунт. пищаль Онагръ, длиною отъ торели до конца дула 14 футовъ 4 дюйма; съ цапфами, дельфинами, небольшимъ винградомъ, поясами и съ разными около нихъ литыми украшеніями. На дульной части находится изображеніе животнаго, съ надписью: „Онагръ"; на средней части надпись: „Божiею мілостію, повеленiемъ Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Русiи", а на казенной: „Зделана пищаль Онагръ въ лета 7089 (1581)., делалъ первой Кузминъ" (Рис. № 141 ) (296).

Рисунок - отсюда



6.) 120 пуд. дробовикъ, длиною, отъ торели до конца дула, 2 саж. 3 фут. 9 дюйм.; безъ цапфъ, дельфиновъ и винграда, съ четырьмя скобами на каждой стороне и съ литыми украшеніями около поясовъ. На дульной части находится конное изображеніе Царя Феодора Іоанновича съ надписью: „Божiею милостiю, Царь и Великій Князь Феодоръ Ивановичъ, Государь и Самодержецъ всея Великія Россiя", а на средней: съ правой стороны—„Повеленiемъ Благовернаго и Христолюбиваго Царя и Великого Князя Феодора Ивановича, Государя Самодержца всея Великія Росія, при Его Благочестивой и Христолюбивой Царице Великой Княгине Iрине"; съ левой (стороны—Слита бысь сія пушка въ преименитомъ Царствующемъ граде Москве, 7094 (1586) года въ третье лето Государства Его; делалъ пушку пушечной мастеръ Ондрей Чоховъ" (Рис. № 142 ). Дробовикъ сей, огромнейшее изъ всехъ Артиллерійскихъ орудій, поныне известныхъ, получилъ въ народе прозваніе Царь-Пушки, вероятно по своей необыкновенной величине, а можетъ быть и по находящемуся на дульной его части изображенію Царя Феодора Іоанновича (297).

Иллюстрации из альбома Висковатова "Исторического описания одежды и вооружения Российских войск", 1899 г., т. 1. Рисунок - отсюда



7.) 6 1/2 пуд. можжира, или мортира, длиною 4 фут. 4 дюйма, имеетъ цапфы и пояса, или фризы. На дульной ея части находятся надписи: литая—„Слита бысть сія пушка при державе Государя Царя Федоре Iвановиче всея Великия Росия, лета 7095(1587), делалъ Ондрей Чоховъ", и врезанная, вероятно, впоследствіи — „Можжира весомъ 77 пудъ 10 фун. къ ней ядро весомъ 6 пудъ 20 фун." (Рис. № 143 ) (298).

Иллюстрации из альбома Висковатова "Исторического описания одежды и вооружения Российских войск", 1899 г., т. 1. Рисунок - отсюда



8.) 52 фунт. пищаль Троилъ, длиною отъ торели до конца дула 1 саж. 1 футъ 4 дюйма:, съ цапфами, дельфинами, небольшимъ винградомъ, поясами или фризами, и разными около нихъ литыми украшеніями. На казенной части находится надпись: „Божiею милостію, повеленіемъ Государя Царя и Великаго Князя Феодора Івановича всея Русіи, зделана сія пищаль Троилъ лета 7098 (1590), делалъ Ондрей Чоховъ" (Рис. № 144 а) (299).
9.) 38 фунт. пищаль Медведь, длиною отъ торели до конца дула 2 саж. 2 фута и 10 дюймовъ; съ цапфами, дельфинами, выпуклымъ изображеніемъ медведя, вместо винграда, и надписью,Медведь”. Она имеетъ пояса, или фризы, съ разными около нихъ литыми украшеніями, а на казенной части надписи: съ правой стороны—„Божіею милостiю, Царь и Великiй Князь Государъ Федоръ Івановичъ всея Руси, зделана пищаль Медведь"; съ левой—„Лета 7098 (1590), „делалъ Семенка Дубининъ"; на средней части слова: „Мed guds Hielp af kon. Carl d XII tagit med Narwen d 20 Nov „1700" т . е . „ съ Божіею помощію Королемъ Карломъ XII „взята при Нарве, 20 Ноября 1700 года" (Рис. № 144 b) (300).

Иллюстрации из альбома Висковатова "Исторического описания одежды и вооружения Российских войск", 1899 г., т. 1. Рисунок - отсюда



10.) 40 фунт. пищаль Свитокъ, длиною отъ торели до конца дула 2 саж. 1 футъ и 5 дюймовъ; съ цапфами, дельфинами и выпуклымъ изображеніемъ льва, сражающагося съ орломъ, вместо винграда. На казенной части вылита надпись: „Божею милостію Царь и Великiй Князь Государъ Федоръ Ивановичъ всея Русіи, зделана пищаль Свитокъ лета 7099 (1591), делалъ Семенка Дубининъ" (Рис. № 145 ) (301).


11.) 21 пуд. можжира, или мортира времени Димитрія Самозванца, длиною 2 фута 3 дюйма; съ цапфами, поясами и надписями: „Божіею милостію, повеленіемъ Великого Государя и Великого Князя Димитрея Iвановича всея Великiя Россіи Самодержца, въ первое лета Государства его зделана бысть сія пушка, въ Царствующемъ Граде Москве въ лета: 7114 (1605), месяца Сентября въ 27 день, мастеръ Ондрей Чеховъ. Делалъ пушечной литецъ Проня Федоровъ" (Рис. № 146 ) (302).

Иллюстрации из альбома Висковатова "Исторического описания одежды и вооружения Российских войск", 1899 г., т. 1 Рисунок - отсюда



12.) 1 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула 1 сажень; съ цапфами, дельфинами, винградомъ и поясами, на казенной части имеетъ надпись: „ Слита пищаль при Царе Михаиле Федоровиче всея Руссіи, лета 7126 (1618). Мастеръ Григорiй Наумовъ" (Рис. № 147 а) (303).

13.) 3/4 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула, 4 фута и 8 дюйм.; съ цапфами, дельфинами, винградомъ и надписями: на дульной части— „ 174 (1666) году", а на казенной: „Лилъ ученикъ Яковъ Дубина. Длина 2 арш., ядромъ безъ четверти гривенки, весу 6 пудъ 20 гривенокъ" (Рис. №147 b) (304).

14.) 3/4 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула 2 фута; съ цапфами, дельфинами, винградомъ и литыми украшеніями около поясовъ. На поверхности находятся надписи: на средней части—„Пушка весомъ 5 пудъ 30 гривенокъ, ядромъ безъ четверти гривенки, длина 2 аршина"; а на казенной—„174 (1666) году, лилъ мастеръ Харитонъ Ивановъ" (Рис. №147 с) (305).


Иллюстрации из альбома Висковатова "Исторического описания одежды и вооружения Российских войск", 1899 г., т. 1. Рисунок - отсюда



15.) 70 фунт. пищаль Единорогъ, длиною отъ торели до конца дула 3 саж. 2 фута 4 д.; съ цапфами, дельфинами, винградомъ и литыми украшеніями у дульныхъ поясовъ или фризовъ. На дульной части находится изображеніе единорога, съ надписью „Единорогъ", а на казенной—двуглавый орелъ и подъ нимъ въ щите надпись: „Божею Милостію, повеленiемъ Самодержавнаго Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великія и Малыя и Белыя Россіи Самодержца, въ 25 лето Благочестивыя и Богомъ хранимыя Державы Царства Его, въ славномъ и преименитомъ Царьствующемъ Граде Москве, въ лета 7178 (1670), вылита сія пушка весомъ 779 пудъ, ядро безъ четверти 2 пуда, единорогъ яблоко держитъ, пушка ядро пуститъ, яблоко ядромъ умертви и ядро супостата победи. ,Лилъ сiю пушку пушечной мастеръ Мартьянъ Осиповъ" (Рис. № 148 a) (306).

16.) 2 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула, 1 саж. 1 ф. 1/4 дюйма; съ цапфами, дельфинами, винградомъ и литыми украшеніями у края дула. На средней части находится надпись: „Лета 7180 (1672) вылита пищаль 2 гривенки ядромъ, въ ней весу 19 пудъ 10 гривенокъ, длина 3 аршина 7 вершковъ"; а на казенной—литое изображеніе двуглаваго орла и слова: „Лилъ мастеръ Якимъ Никифоровъ" (Рис. №148 b) (307).

17.) 2 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула 1 саж. 1 футъ и 1/4 дюйма; съ цапфами, дельфинами, винградомъ и литыми украшеніями у дульныхъ поясовъ. На средней части находится изображеніе двуглаваго орла, а на казенной надпись: ,Пищаль 2 гривенки ядромъ, длина 3 арш., 7 вершковъ, вней весу 22 пуда 25 гривенокъ, лилъ ученикъ Андрей Екимовъ, лета 7182 (1673)" (Рис. № 149 a) (308).
18.) 2 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула 1 саж. 1 фут. 1/4 дюйма; съ цапфами, дельфинами, винградомъ и литыми украшеніями у дульныхъ поясовъ. На средней части находится изображеніе двуглаваго орла, а на казенной надпись: „Пищаль 2 гривенки ядро, длина 3 аршина 7 вершковъ, вней весу 21 пудъ 30 гривенокъ. Лилъ Пантелей Яковлевъ, лета 7182 (1674)"" (Рис. №149 b) (309).


19.) 20 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула 4 фута; съ цапфами, дельфинами и винградомъ. Годъ, въ которомъ пушка сія отлита, не означенъ, но находящіеся на казенной части: Животворящій крестъ и имя литейщика — Тимофей (Рис. № 150 ). встречаемые на другихъ орудіяхъ времени Царя Алексея Михайловича, заставляютъ полагать, что и эта пушка принадлежитъ тому же царствованію, продолжавшемуся съ 1645 до 1676 года (310).

Иллюстрации из альбома Висковатова "Исторического описания одежды и вооружения Российских войск", 1899 г., т. 1. Рисунок - отсюда


20 и 21.) Две железныя, кованыя пищали; съ цапфами и винградами, безъ дельфиновъ: одна 2-хъ фунтовая, длиною отъ торели до дула 1 саж. 2 фута 9 дюйм.; другая 3-хъ фунтовая, длиною 1 саж. 3 фут. 4 дюйма. Обе украшены серебряными и вызолочеными накладками и насечкою и имеютъ пустоту или каналъ: первая — винтообразный, вторая—гладкій, цилиндрическіе (Рис. № 151 ) (311). Такихъ пищалей сохранилось несколько, Время, какому оне принадлежатъ, неизвестно; но, по соображенію, оне должны быть сделаны не позже царствованія Царя Алексея Михайловича и до половины прошедшаго столетія находились на стенахъ Троицко-Сергіевой Лавры.


22.) 6 фунт. пищаль Волкъ, длиною отъ торели до конца дула 1 саж. 6 фут. 4 дюйм.; съ цапфами и винградомъ, но безъ дельфиновъ. На дульной части находится литое изображеніе волчьей головы, на средней—двуглавый орелъ, а на казенной—надпись: „Божею Милостію, повеленіемъ Самодержавнаго Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея Великія и Малыя и Белыя Россiи Самодержца, въ 4-е лето Благочестивыя Богомъ хранимыя державы царства Его, въ славномъ и преименитомъ Царьствующемъ Граде Москве, лета 7187 (1679), вылита сiя пушка Волкъ, 6 гривенокъ ядромъ; длина 7 аршинъ 4 верш., вней весу 118 пудъ 1 гривенокъ, лилъ мастеръ Яковъ Дубина" (Рис. № 152 a) (812).

23.) 2 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула 1 саж. 1 футъ 1/4 дюйма; съ цапфами, дельфинами и винградомъ. На дульной части находятся литыя изображенія двуглаваго орла и льва, а на казенной—надпись: „Пищаль 2 гривенки ядро, длина 3 аршина 7 вершковъ, вней весу 23 пуда 20 гривенокъ. Лета 7187 лилъ Осипъ Ивановъ (1679) года" (Рис. №152 b) (313).


24.) 2 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула 1 саж. 1 футъ 1/4 дюйма; съ цапфами, дельфинами и винградомъ. На дульной части находятся литыя изображенія двуглаваго орла и льва, а на казенной—надписи: „Лета 7188 (1680) вылита пищаль 2 гривенки ядро, въ ней весу 22 пуда 8 гривенокъ, длина 3 аршина 7 вершковъ. Лилъ Евсей Даниловъ" (Рис. № 153 а) (814).

25.) 2 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула 1 саж. 1 фут. и 1/4 дюйма; съ цапфами, дельфинами, винградомъ и литыми украшеніями у дульныхъ поясовъ. На дульной части находятся изображенія двуглаваго орла и льва, а на казенной—надпись: „Пищаль 2 гривенки ядро, длина 3 аршина 7 вершковъ, вней весу 25 пудъ 5 гривенокъ, лета 7189 (1681), лилъ Евсей Даниловъ". (Рис. №153 b) (ЗІ5).


Иллюстрации из альбома Висковатова "Исторического описания одежды и вооружения Российских войск", 1899 г., т. 1. Рисунок - отсюда



26.) 50 фун. пищаль Троилъ, длиною отъ торели до конца дула 2 саж. 2 фута и 4 дюйма; съ цапфами, дельфинами и литыми украшеніями у поясовъ, но безъ винграда, вместо котораго находится литое изображеніе человека, въ царскомъ облаченіи, и надъ нимъ надпись „Троилъ". На средней части вылитъ двуглавый орелъ, а на казенной— надпись: „Божею Милостiю, повеленіемъ Великихъ Государей Великихъ Князей Іоана Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великія и Малыя и Белыя Россiи Самодержцевъ, вылита сія пищаль названа Троилъ, на которой пищали Царь Троянскій изображонъ, въ Царствующемъ Граде Москве, при сиденье Пушкарской Канцеляріи и Царственные большіе печати Государственныхъ великихъ Посольскихъ делъ Оберегателя, ближняго Боярина и Наместника Новгородцкаго Князя Василья Васильевича Голицына, стоварищи, лета отъ созданiя мiра 7195 году месяца Августа въ 30 день, ядро пищали пудъ 10 гривенокъ, длиною 7 арш., вней весу 402 пуда 51 гривенокъ. Anno 1685, лилъ мастеръ Яковъ Дубина". (Рис. №

Каждому хотелось бы иметь на даче, дома, что-то особенное. Такое, чем бы прохожие, соседи, друзья восхищались. В этой статье я опишу процесс изготовления декоративной пушки. Если сделал я, то получится и у вас. Достаточно иметь хоть какие-то навыки сварщика, уметь обращаться с угловой шлифовальной машиной (болгаркой), а также с нехитрым столярным инструментом. Первое, что вам нужно сделать, это само дуло пушки.

Для этого понадобится труба разного диаметра. Диаметр зависит от размера вашей пушки. Я делал общую длину полтора метра. Дуло состоит из трёх частей. Основание режется болгаркой (я резал сваркой), загибается, чтобы получился конус. Средняя часть прямая, а на конце длинной делается обод из трубы. Я делал из витой, но подойдёт и обычная.

Далее вырезаем круг под наименьший диаметр, а в нём отверстие под внутреннюю трубу. Соотношение диаметров один к двум. Можно украсить дуло прокатанной полосой, но сойдёт и обычная. По бокам приварить трубочки для крепления к каркасу. Это основное. Если у вас хорошо развита фантазия, то можно придумать ещё множество мелких деталей. Далее делаем каркас. Я брал металлический профиль. Но это не обязательно, подойдёт и уголок. Габариты зависят от дула пушки. Не забывайте про крепление для него и для колёс. Обивается каркас исключительно деревом. Если делаете как я, из профиля, то понадобиться полоса для обшивки. Проще взять уголок. Колёса у меня из железа.



А отлично смотрятся и деревянные из дуба. По окончании сварочных и слесарных работ переквалифицируемся в художника. Я красил, так называемой, чугункой. А узоры под медь и золото. Получилось неплохо. В общем, смотрите фотографии, вдохновляйтесь и создавайте сами необычные вещи из простых предметов.

С литьем пушек возросла социальная и общественная роль литейщика. Произошло это после изобретения пороха и появления огнестрельного оружия.
Порох, на основании ряда исследований, был изобретен в Китае в IX в. и уже в X в. применялся для огнестрельного оружия. Арабы использовали его в конце XIII—начале XIV вв., они же завезли его в Европу в XIV в. через Испанию. В 20—40-х годах XIV в. первые образцы огнестрельного оружия появились в Италии, Франции, Германии, Англии. Наиболее раннее из известных упоминаний о применении артиллерии на Руси относится к 1382 г. (оборона Москвы от орд хана Тохтамыша).
Первые орудия представляли собой гладкоствольные трубки с глухой казенной частью, в которой имелось затравочное отверстие. Заряжали их с дульной части. Такая конструкция просуществовала почти до второй половины XIX в.
Орудийный ствол изначально получали при помощи сварки свинцом откованных железных полос, скрепленных затем медными обручами. Отдельно изготавливали казенную часть. Такая техника была пригодна для изготовления лишь орудий небольшого размера и не могла обеспечить их надежную эксплуатацию.
С этих позиций цельнолитая пушка даже из бронзы была предпочтительнее. При этом значительно ускорился и упростился процесс производства, появилась возможность более точно воспроизводить калибр орудия, улучшать его конструкцию. К конструкционным улучшениям следует отнести цапфы, позволявшие более просто менять угол наклона орудия при стрельбе, скобы на стволе — для его удобной переноски, простейшие прицельные приспособления (мушка и прорезь).

Рис. 159. Пищаль «Медведь». Бронза. Литейный мастер Семен Дубинин. 1590 г., Москва, Кремль

Первые шаги развития артиллерии на Западе и в Московском государстве характеризовались тем, что каждый литейный мастер создавал свой особый тип пушки, назначал по своему усмотрению длину, толщину и прочие размеры изделия. До появления общих требований к орудиям30 был распространен обычай украшать пушки орнаментами, надписями, отличительными скульптурами, от которых они часто получали свое название: «Аспид», «Лев», «Барс», «Гамаюн» и т.п. (рис. 159). В этом, как и в других отличиях, проявлялось своеобразное соперничество между литейщиками. Характерно, что старейшая из дошедших до наших дней русских литых пушек (1492 г.) не имеет цапф и скоб, но ее дуло и торец украшены орнаментом. Богато украшались вначале и появившиеся позже лафеты (рис. 160). Так что пушки также можно причислить к разряду художественных отливок прикладного назначения.

Рис. 160. Пищаль с «витым» стволом. Бронза. Литейный мастер Яков Осипов. 1671 г. Литой лафет — чугун. XIX в.
Техника литья к моменту появления огнестрельного оружия получила достаточное развитие, этому способствовало изготовление крупных колоколов. С технологической точки зрения, как пишет Н. Н. Рубцов , форма пушки представляет собой упрощенную форму колокола. Вследствие этого освоение производства пушек не представляло слишком серьезных затруднений для колокольных мастеров. Например, такие известные мастера-литейщики, как А. Чохов, Моторины, отливали и колокола, и пушки. На старинных гравюрах, где показаны литейные мастерские, можно увидеть одновременно изображение колоколов и пушек.
Литейщики достаточно быстро поняли, что хорошо звучащая, но хрупкая «колокольная бронза» мало подходит для изготовления пушек. Традиционная пушечная бронза содержит в два раза меньше олова, чем колокольная, что делает ее существенно пластичнее, т.е. более пригодной для эксплуатации при ударных нагрузках.
Хотя, к сожалению, и для военных целей, но именно массовое литье пушек положило начало созданию первых крупных литейных предприятий. Уже в царствование Ивана Грозного приглашенный из Италии знаменитый архитектор, инженер и артиллерист А. Фиорованти расширяет в Москве литейные мастерские и создает на их базе пушечнолитейное предприятие «Пушечную избу» (1478 г.). Вскоре на р. Неглинной, в районе Пушечной улицы, где сейчас находится здание «Детского мира», был построен завод — знаменитый «Пушечный двор», проработавший несколько столетий («Пушечная изба» сгорела через 10 лет после постройки).
При создании полковой артиллерии упорядочивается технологический процесс, разрабатываются основные элементы классификации пушек. Их стали делить
на группы в зависимости от величины ядра, заряжаемого в них. В 1540 г. в Нюрнберге была разработана таблица калибров с указанием диаметров каменных и чугунных ядер. Например, в России трехфунтовая пушка имела калибр 2,8 дюйма (70 мм); двенадцатифунтовая — 4,7 дюйма (120 мм) и т.д.
Формовка пушек, установившаяся в XIV в. — так называемая «медленная формовка», по аналогии с производством колоколов, использовалась сравнительно долго. В ее основу был положен древний способ изготовления колоколов по шаблону с горизонтальной осью вращения (по Теофилу).

Рис. 161. Пооперационное изготовление литейной формы пушки по способу «медленной формовки»
В первую очередь готовили глиняную модель корпуса пушки. На деревянный круглый или граненый сердечник слегка конической формы накладывали соломенный жгут, повторяя приблизительно наружные очертания ствола пушки (рис. 161, б). Далее формовщик руками наносил слои глины, предварительно просушивая предыдущий слой на воздухе. Первые слои состояли из жирной влажной глины, смешанной с молотым кирпичом, последние — из тонко размолотой жирной глины, смешанной с волосом (шерстью) и конским навозом. Излишек глины срезали шаблоном, повторяющим конфигурацию наружной поверхности ствола (рис. 161, в).
На полученную глиняную модель прибивали деревянные модели цапф, закрепляли модели ручек и украшений (рис. 161, г, рис. 162). Последние изготавливали из смеси воска, сала и толченого древесного угля в специальных гипсовых формах (рис. 163).
После получения модели переходили к изготовлению кожуха формы. Для этого модели пушек смазывали разделительным составом, состоящим из сала с растительным маслом. Затем наносили насколько слоев влажной смеси, аналогичной той, которую использовали в последних слоях модели. Каждый слой просушивали на воздухе. И далее па них наносили слои из густой глины до тех пор, пока не получали кожух толщиной от 175 до 300 мм (в зависимости от величины пушки). Затем извлекали модели цапф, а образовавшиеся отверстия заделывали глиной. Сверху на кожух для прочности накладывали железные обручи, продольные полосы (рис. 161, д) и снова железные обручи (рис. 161, е). Места пересечения поперечных и продольных бандажей скрепляли проволокой. После этого форму просушивали на козлах, разжигая под ней огонь (рис. 161, е, рис. 164). Высушенную форму снимали с козел, выбивали из модели сердечник, который тянул за собой соломенный жгут, вследствие чего его можно было легко извлечь из модели, разматывая жгут.

Рис. 162. Способ «медленной формовки»: закрепление на глиняной модели пушки моделей цапф, ручек и украшений. Илл. к «Энциклопедии» Ж. Л. Даламбера и Д. Дидро
Форму с оставшейся в ней глиняной рубашкой модели ставили вертикально в яму на железные подкладки и разводили огонь внутри ствола, чтобы растопить разделительный слой между кожухом (формой) и рубашкой модели, а также выплавить восковые модели ручек и украшений.

Рис. 163. Гипсовые формы для изготовления восковых деталей модели пушки

Рис. 164. «Способ» медленной формовки». Сушка и обжиг литейной формы пушки. Иллюстрация к «Энциклопедии» Ж. Л. Даламбера и Д. Дидро
Оставшаяся глиняная рубашка модели от прогрева становилась хрупкой и ее легко можно было удалить. Чтобы облегчить удаление рубашки, особенно из формы пушек малых калибров, на ней при изготовлении модели вырезали по винтовой линии пазик глубиной до соломенного жгута, затем пазик заливали канифолью или смолой. Таким образом, после удаления (разрушения) глиняной модели оставалась литейная форма для ствола пушки с отпечатками на внутренней поверхности всех украшений, надписей и т.п.
Стержень для формы пушки изготавливали также, как и модель, с той разницей, что сердечником служил железный прут; вместо соломенного жгута брали пеньковую веревку, а шаблон, по которому вытачивали стержень, имел конфигурацию внутреннего канала пушки.
Затем литейную форму собирали: устанавливали внутри стержень, раскрепляя его специальными приспособлениями — жеребейками, прикрепляли к форме ствола форму для казенной части. Продольный разрез формы показан на рис. 161, а.
Собранную форму ставили вертикально в заливочную яму казенной частью вниз. Пространство вокруг формы забивали сухой землей и на пей делали литниковую чашу, из которой металл поступал в литейную форму. Заливку форм, как и для всех других крупных отливок, выполняли непосредственно из печи по каналам в полу литейной. Так отливали бронзовые пушки в западно-европейских феодальных государствах и Московской Руси. В годы царствования Ивана III в Москве было налажено производство литых артиллерийских орудий, там работали литейный мастер Яков, его ученики Ваня-да-Васюк, Федька-пушечник, Павлин Фрязин Деббосис и др. .
Во времена Ивана Грозного русская артиллерия по мощи и силе не уступала артиллерии западно-европейских стран, а кое в чем и превосходила их. Об этом сообщали послы Византии, Венеции, Англии, побывавшие в Москве. Английский посол Дж. Флетчер писал в конце 80-х годов XVI в. «...ни один из христианских государей не имел такого хорошего запаса военных снарядов, как русский царь» . Так, в осаде г. Казани в 1552 г. участвовало 150 огнестрельных орудий.
В 70-х годах XVI в., готовясь к новому походу в Ливонию, Иван Грозный решил значительно повысить мощь осадной артиллерии. В осаде Полоцка в 1563 г. было использовано лишь 4 стенобитных орудия, между тем эффект от их применения оказался колоссальным. Тогда-то на московский Пушечный двор, только что отстроенный после опустошительного набега крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г., поступило задание изготовить несколько тяжелых стенобитных орудий. Работами руководил знаменитый русский литейщик А. Чохов (ок. 1545— 1629 гг.).
В то время на Руси литье крупнокалиберных орудий не было новым делом для литейщиков . Еще в 1554 г., за двадцать с лишним лет до Ливонского похода 1575 г., на Пушечном дворе Кашпир Ганусов, учитель А. Чохова, отлил крупную пушку, получившую название «Кашпирова пушка». Она имела длину 448 см, весила 1200 пудов (19,65 т) и стреляла каменными ядрами по 20 пудов (327,6 кг); калибр ее был 53 см. Аналогичное орудие — мортиру «Павлин» — в 1555 г. отлил Степан Петров. Весила она 1020 пудов (16,7 т) и стреляла каменными ядрами массой 15 пудов (245,7 кг). Но и эти орудия имели предшественника: в 1488 г. при Иване III в Москве П. Деббосис отлил, по-видимому, не менее грозное орудие, которое историк Н. М. Карамзин назвал «Царь-пушкой». Позже, в XVII в. его называли «Павлином», как и орудие, отлитое позднее С. Петровым.
Только под руководством А. Чохова на Пушечном дворе было отлито около полутора десятков стенобитных пушек, не считая короткоствольных мортир " и пищалей32 малого калибра. Некоторые крупные пушки А. Чохова сохранились до наших дней. В Московском Кремле находятся стенобитные орудия «Аспид» и «Троил» (1590 г.). В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи Санкт-Петербурга хранятся 4 стенобитные пушки А. Чохова: «Инрог» (1577 г.), «Лев» и «Скорпея» (1590 г.) и «Царь Ахиллес» (1617 г.). Каждая из них имеет особую историю. Например, пушка «Царь Ахиллес» (рис. 165) использовалась при осаде Дорогобужа, Новгорода-Северского и других городов в 1632 г. В том же году она была захвачена поляками под Смоленском, а в 1703 г. взята шведами при осаде г. Эльбинга. В 1723 г. пушку выкупили русские купцы и возвратили ее па родину . Калибр орудия 152 мм, длина ствола 6080 мм, масса 3603 кг, лафет его изготовлен из чугуна, видимо, много позже. Однако венцом творчества выдающегося мастера является «Царь-пушка», отлитая им в расцвете творческих сил и являющаяся в наши дни одним из самых известных музейных экспонатов Московского Кремля (рис. 166).

Рис. 165. Стенобитная пищаль «Царь Ахиллес». Бронза. Литейный мастер А. Чохов. 1617 г. Литой лафет — чугун, XIX в, Санкт-Петербург

Рис. 166. «Царь-пушка» в Кремле (фотография начала XX века). Бронза. Литейный мастер А. Чохов. 1585 г. Литой лафет — чугун. Автор А. П. Брюлов, 1835 г., Москва

Рис. 167. Царь Федор Иоаннович (изображение на «Царь-пушке»)
Произнося слова «Царь-пушка» мы думаем, прежде всего, о размерах этого орудия. Между тем, название этой мортире дало литое изображение царя Федора Иоанновича, в годы правления которого она была отлита (рис. 167). Тем не менее, неизвестный автор так называемого «Пискаревского летописца», отмечая отливку мортиры как событие чрезвычайной важности, писал: «...повелением государя царя и великого князя Феодора Иоанновича всея Руси слита пушка большая, такова в Руси и иных землях не бывала, а имя ей «Царь» . Справедливости ради следует заметить, что в это время существовала более крупная бронзовая пушка массой 57 т, отлитая в г. Ахмандагаре в Индии в 1548 г. Она стоит и сейчас на стене городской крепости близ знаменитого мавзолея Гол-Гумбаз , но ни А. Чохов, ни его современники могли об этом не знать. Этот факт и сейчас особенно не афишируется.
Размеры «Царь-пушки» А. Чохова — этого великолепного образца литейного искусства — впечатляют и в наши дни: длина мортиры 5,34 м, диаметр ствола 120 см, диаметр по поясу более 134 см, масса орудия 39,3 т, масса каменного ядра 52 пуда (352 кг).
Нельзя сказать, что конструкция «Царь-пушки» была технологичной, учитывая используемые приемы литья. Традиционная форма мортир, в том числе изготовленных А. Моховым (рис. 168, а), характеризуется ступенчатым внешним контуром, повторяющим внутреннюю форму ствола. Это позволяет уменьшить разность толщин стенок ствола и казенной части.

Рис. 168. Конструкция стволов древних мортир А. Чохова: а — Мортира «Самозванец», 1605 г.; б — «Царь-пушка», 1585 г.
По-видимому, впервые нарушил эту традицию К. Ганусов (1554 г.) при отливке мортиры крупного калибра, известной нам как «Кашпирова пушка». Стремясь сделать казенную часть ее более прочной, чтобы толстые стенки камеры могли противостоять давлению газов при выстреливании 20-пудовым ядром, он выполнил ствол пушки с постоянным наружным диаметром. Такая же конструкция и у «Царь-пушки» (рис. 168, б). Средняя толщина стенки ее ствола в дульной части — около 15 см, пороховой камеры — 38 см, задняя стенка имеет толщину 42 см. При такой разнице толщин стенок и принятом положении формы при заливке (казенной частью вниз) имеется большая вероятность появления внутренних дефектов усадочного происхождения в массивных частях отливки. Во избежание этого следует перевернуть форму казенной частью вверх и на дно пушки поставить прибыль33 для ликвидации возможных усадочных дефектов в задней стенке и стенках казенной части. Однако при этом возникают дополнительные трудности при формовке и сборке такой крупной формы. Ухудшаются условия удаления газов из стержня во время заливки формы и затвердевания отливки. Кроме того, в то время вряд ли можно было отрезать от пушки прибыль диаметром почти 1,5 м.
Тем не менее, все обошлось благополучно. Во всяком случае крупных дефектов, выходящих наружу, которые могли бы существенно снизить прочность металла пушки не обнаружено. Положительную роль, видимо, сыграли и относительно тонкие ручки (скобы) на казенной части, выполнившие функцию холодильников.
Гигантская пушка создавалась не для бутафории, поэтому ее установили без лафета на Красной площади, близ Москворецкой переправы, рядом с мортирой «Павлин» С. Петрова, которая находилась там уже 30 лет. С Пушечного двора на Красную площадь «Царь-пушку» перевозили на катках из толстых бревен. Волокли ее не менее 200 лошадей. В 1626 г. были построены специальные «раскаты» для этих пушек и с большими трудностями в 1627 г. их переместили к Лобному месту.
В 1701 г. Петр I, создавая новую артиллерию, издал указ, по которому пушку «Павлин» и «Кашпирову пушку» переплавили наряду с другими старыми орудиями. Однако, сознавая историческую ценность «Царь-пушки», он приказал сохранить ее. В 1765 г. «Царь-пушку» перевезли в Кремль и поместили под специально построенным каменным шатром вблизи Воскресенского монастыря. В 1835 г. для «Царь-пушки» по проекту академика Российской Академии художеств А. П. Брюллова в Петербурге на заводе Берда отлили чугунный лафет и установили пушку на лафете у главных ворот московского Арсенала.
В 1843 г. «Царь-пушку» перевезли от главных ворот Арсенала к старому зданию Оружейной палаты (здание было разобрано в 1960 г. в связи со строительством на этом месте Дворца Съездов). Перед пушкой сложили пирамиду из четырех полых (декоративных) чугунных ядер, масса каждого ядра — 1000 кг. По обе стороны от орудия сложили еще две пирамиды из менее крупных ядер (рис. 166). Поставили доску с надписью: «Дробовик Российский лит 1586 г. Вес ядра 120 пуд». Вес ядра ошибочно завышен вдвое, отсюда и возникла широко известная версия о бутафорском назначении пушки, так как при указанном весе снаряда пушку бы разорвало.
В 1960 г. пушку окончательно установили неподалеку от церкви Двенадцати Апостолов, рядом с «Царь-колоколом», где она находится и в настоящее время. Следует отметить, что соседство с гигантским бронзовым колоколом невыигрышно для пушки. По проекту Монферрана, «Царь-пушка» находилась среди других древних пушек кремлевской экспозиции, на фоне которых сильнее ощущалась ее мощь. Остальные пушки сейчас расположены на другом конце площади, у здания Арсенала, куда доступ посетителей Кремля ограничен.
Дальнейшее совершенствование процесса литья пушек было связано с необходимостью повышать их надежность, срок службы, подвижность, увеличивать их количество. Требование снизить массу орудий привело к жесткой стандартизации их размеров, уменьшению, а затем и ликвидации украшений. Последнее также упрощало их производство.
В XVII в. во многих странах начинает распространяться технология отливки орудий и снарядов из чугуна. Этот материал появился в Китае по одним источникам в VI в. до н.э., по другим — на рубеже старой и новой эр. Во всяком случае, уже к 954 г. относится упоминавшаяся гигантская чугунная отливка «Царь-лев» (см. рис. 50). В Европе же появление чугуна относится к XIV в., что послужило основанием ряду исследователей связать изобретение чугуна с Германией XIV в.
На самом деле, это яркий пример разновременного, но практически независимого появления новшества из-за слабого распространения информации.
Как в средневековье стали плавить чугун, точно не известно. По-видимому, это произошло случайно. При увеличении количества дутья в шахтных печах, использовавшихся в это время для получения железной крицы из руды, было замечено, что из домницы вместе со шлаком вытекает непохожее на шлак вещество. Затвердев, оно имело металлический блеск в изломе, было таким же прочным и тяжелым, как железо, но отличалось от него хрупкостью и не могло коваться . Так как его появление при плавке снижало выход готового железа, это вещество считали нежелательным. Не случайно, до сих пор за чугуном в Англии сохранилось старое, весьма нелестное название pig iron, т.е. «свинское железо».
Литейщики стали использовать чугун для пушек как материал более прочный, технологичный34, а главное, менее дефицитный. Но его применение требовало более совершенной металлургической базы. Поэтому до XVIII в. в одних странах отливали пушки по-прежнему из бронзы, в других — из чугуна.
Возраставшая потребность в пушках вступает в противоречие с процессом их «медленной формовки». Изготовление для каждой отливки разовой, уничтожаемой глиняной модели было явно нерационально, особенно после стандартизации размеров пушек одинакового калибра. Трудоемким был и процесс получения слоеной формы из глины. По существу, переворот в этой области осуществил известный французский ученый, инженер и политический деятель Гаспар Монж (1746—1818 гг.), автор способа так называемого быстрого литья пушек.
Г. Монж был создателем начертательной геометрии, без которой невозможно техническое черчение, соавтором современной десятичной метрической системы измерения и многого другого. Активный сторонник Великой Французской революции, он в 1792— i 793 гг. был морским министром, в 1793 г. заведовал пороховыми и пушечными делами в республике. По результатам своей деятельности он выпустил популярную в свое время книгу «Искусство литья пушек», переведенную в 1804 г. на русский язык. Благодарные потомки, отмечая его заслуги, в 1849 г. установили на доме, где он родился, его бюст и четыре трехцветных знамени с надписями: «Начертательная геометрия», «Политическая школа», «Каирский институт», «Литье пушек» .
По предложению Г. Монжа постоянная модель пушки разделена на части, которые формуются отдельно (подобно делению статуи на части). На рис. 169 показан продольный разрез формы с неизвлеченными частями модели. Пустотелая латунная или чугунная модель пушки состоит из шести отдельных, плотно пригнанных одна к другой, частей: четырех кольцевых моделей ствола, одного кольца — прибыльной надставки и одной казенной части. Выступы на модели в месте стыков воспроизводят пояски на теле пушки. Каждая из шести частей модели для облегчения сборки и разборки имеет крючки с внутренней стороны. Верхняя часть модели формирует прибыль, которую потом отрезают от тела пушки.
Форма изготавливалась в разборном металлическом жакете (опоке3"1), состоящем из кольцевых частей, соответствующих частям модели и дополнительно разделенных по оси симметрии, т.е. на 6 частей модели приходилось 12 частей жакета. Отдельные части жакета скреплялись при помощи чек и шпилек (клиньев).

Рис. 169. Способ «быстрого литья» пушек. Общий вид и разрез формы
Такая конструкция жакета облегчает формовку, а главное — извлечение готовой отливки из формы.
Форму изготавливали в вертикальном положении: сначала в нижней части кольцевого жакета формовали нижнюю часть модели. Ее предварительно смазывали разделительным составом. Затем пространство между стенкой модели и жакета заполняли формовочной смесью, состоящей из жирного песка, смешанного с конским навозом, и уплотняли ее. После чего и модель, и кожух постепенно наращивали. Поверхность контакта отдельных частей формы покрывали при этом разделительным составом. Заформованные части снимали (форму разбирали), извлекали из них модели и сушили части формы отдельно одну от другой. После этого внутреннюю поверхность частей формы красили формовочными чернилами и подсушивали. Стержень для оформления внутренней поверхности пушки изготавливали также, как при способе «медленной формовки».
Форму собирали, устанавливали стержень, все части жакета скрепляли. Заливку формы проводили в вертикальном положении. Позже модернизированный способ быстрого литья пушек использовали для получения чугунных водопроводных и канализационных труб (до широкого применения для этих целей центробежного литья).
Следует остановиться на качестве отливаемых пушек. Длинные стержни из глины имели плохую газопроницаемость, поэтому получить отливки без газовых раковин на внутренней поверхности орудий было трудно. Пока требования к качеству не отличались большой строгостью, мелкие дефекты заделывали. Однако, когда была установлена связь между наличием газовых раковин в канале и сроком службы пушки, требования к чистоте внутреннего канала ужесточились. В результате стали отбраковывать от 40 до 90% чугунных пушек }