Опера "Сон на Волге" в четырех действиях. Опера "Сон на Волге" в четырех действиях Самый благоприятный сон с огромной волной

СОН НА ВОЛГЕ - опера А. Аренского в 4 д. (7 к.), либретто композитора по драме А. Островского «Воевода» («Сон на Волге»). Премьера: Москва, Большой театр, 21 декабря 1890 г., под управлением автора.

Пьеса Островского существует в двух авторских редакциях, значительно отличающихся в идейном отношении. Во 2-й социально-критические мотивы ослаблены и заменены этически-религиозными. В основе оперы Аренского - 1-я редакция; либретто воспроизводит последовательность действия и стихи Островского, сделаны только необходимые сокращения (в частности, исключены пролог и сцена встречи беглых с пустынником). Большим событием в художественной жизни России явилась постановка «Воеводы» Островского на сцене Малого театра в 1886 г., несомненно стимулировавшая работу композитора над оперой. Хотя события драмы относятся к XVII в., его тема - всевластье воеводы, угнетающего народ, нарастание протеста и гнева - не могла не звучать остро современно и в 80-90-х гг. XIX в. Правда, Аренский несколько смягчил социально-критическое звучание текста.

Воевода Нечай Шалыгин, насильник и грабитель, вызывает лютую ненависть народа. У посадского Дубровина он отнял жену, других разорил, бросил в тюрьму. Сластолюбивый воевода захватывает невесту дворянина Степана Бастрюкова. С помощью Дубровина Бастрюков пытается освободить девушку, но Шалыгину удается задержать беглецов. Расправа близка, однако царский гонец сообщает, что беззакония воеводы стали известны в Москве и он лишен власти.

Музыка Аренского продолжает традиции русской оперы, ближе всего она к "Чародейке" Чайковского, хотя уступает ей в силе и выразительности. Мелодика оперы ясна, задушевна, интересны жанровые и бытовые эпизоды, однако в целом музыке не хватает драматизма. Сильнее всего оказались сцены домового и в особенности сна воеводы, а также колыбельная старой крестьянки над зыбкой ребенка, ярко выражающая страдания обездоленных людей. Автор использовал подлинные народные песни и чутко следовал их интонационному строю в сочиненных им собственных темах. Свежесть мелодики, мастерство оркестровки, умелое использование приемов, выработанных русскими композиторами,- все это определило достоинства оперы. Произведение понравилось Чайковскому. Он писал брату 11 января 1891 г.: «Вчера ездил в Москву слушать „Сон на Волге" Аренского. Прекрасная опера! Иные сцены так хороши, что я настоящим образом был потрясен до слез. Особенно сцена сна удивительна. Я написал сейчас Всеволожскому (директору императорских театров.- А. Г.) горячую рекомендацию этой оперы для Петербурга».

Рекомендация не помогла. Сценическая судьба «Сна на Волге» сложилась неблагоприятно. После Москвы опера была поставлена в Петербурге, на сцене Народного дома (1903), но успеха не имела и больше не ставилась. Только на концертной эстраде изредка звучат арии из нее - в частности, песня Марьи Власьевны «Соловушко».

Действующие лица: Нечай Шалыгин, воевода (баритон); Влас Дюжий, богатырь посадский (баритон); Настасья, жена его (меццо-сопрано); Марья Власьевна, Прасковья Власьевна, их дочери (сопрано); Степан Бастрюков (тенор); Резвый, слуга (бас); Роман Дубровин, беглый посадский (бас): Олена, жена его (меццо-сопрано); Недвига, нянька (контральто); Мизгирь, колдун (баритон); Пустынник (бас); Домовой (бас); Старуха (контральто); Неустойко, слуга (бас); Большой боярин (бас); Шут (тенор), народ, стрельцы, слуги и пр. Место действия - На Волге, XVII век.

Действие первое . Картина первая . Сад посадского Дюжего. Марья и Прасковья Власьевны, дочери Власа Дюжего, слушают песни девушек. Марья Власьевна разсказывает сказку о девице в тереме и её милом дружке, который на самом деле боярский сын Бастрюков, её возлюбленный. Он тайком пробирается в сад, собираясь похитить Марью, если ее не выдадут за него замуж добром. Воевода, жених Прасковьи, страстный и своевольный старик, подслушал разговор Бастрюкова и его слуги Резвого и раскрывает их замысел отцу девушки. Отец Марьи велит запереть девушку в тереме до самой свадьбы.

Картина вторая . Дом Бастрюкова. Резвый советует своему пригорюнившемуся хозяину обратиться за помощью к беглому посадскому Дубровину, врагу воеводы, поскольку последний украл у Дубровина его жену Олену. Дубровин предлагает спровадить воеводу на богомолье с помощью колдуна Мизгиря, а тем временем украсть женщин из терема. Бастрюков, обрадованный удачным планом, затевает веселье и пляски.

Действие второе. Картина первая . Светлица в доме воеводы. Воевода велит слугам слушаться Марью Власьевну и приглядывать за ней. Олена упрекает воеводу в насилии и грозит божьими карами. Колдун Мизгирь, постоянный советник воеводы, отправляет его на богомолье и заговаривает мед, который должен приворожить сердце Марьи к воеводе. Картина вторая . Лесное ущелье недалеко от монастыря. Дубровин повествует пустыннику о своих несчастьях и просит его благословения на борьбу со всемогущим воеводой.

Действие третье. Картина первая . Девушки-прислужницы пытаются развеселить Марью Власьевну песнями и плясками. Марья настроена мрачно, погружена в воспоминания о Бастрюкове. Олена тайком извещает её о плане Бастрюкова и Дубровина. Нянька Недвига для развлевения присутствующих начинает сонную песнь, все засыпают. На печи появляется домовой, который любуется спящей Марьей и ради веселья сбивает с няньки Недвиги шлык.

Действие четвертое. Картина первая. Деревенская изба, старуха качает люльку и тянет унылую песню. Воевода, остановившийся у неё проездом на богомолье, видит два страшных сна. Первый сон - будто на него подана челобитная великому боярину и на его место берут другого воеводу. Второй сон о том, как Бастрюков похищает у него Марью Власьевну. Воевода вскакивает ото сна и торопит слуг домой. Картина вторая. Сад воеводы, Марья и Бастрюков, Олена и Дубровин собрались бежать. Но влюбленных внезапно настигает воевода со своими слугами. Он бросается на Марью с ножом, но внезапно появляется новый воевода, назначенный боярином. Народ славит провидение и нового воеводу, приехавшего сместить старого проходимца.

Опера в 4 действиях. Либретто по пьесе А. Н. Островского «Воевода» (Сон на Волге) написано самим композитором.
Первое представление состоялось 21 декабря 1890 года в Москве на сцене Большого театра.

Действующие лица:

  • Нечай Шалыгин, воевода, баритон
  • Влас Дюжой, богатый посадский, баритон
  • Настасья, жена его, меццо-сопрано
  • Марья, Прасковья - их дочери, сопрано
  • Степан Бастрюкоз, тенор
  • Резвый, слуга его, бас
  • Роман Дубровин, беглый посадский, бас
  • Олена, его жена, меццо-сопрано
  • Недвига, нянька, меццо-сопрано
  • Мизгирь, колдун, баритон
  • Пустынник, бас
  • Домовой, бас
  • Старуха, меццо-сопрано
  • Неустройко, слуга Воеводы, бас
  • Ближний боярин, бас
  • Челобитчик, тенор
  • Новый Воевода, бас
  • Шут, тенор
  • Народ, стрельцы, слуги

Первое действие

Первая картина. Сад на берегу Волги. Марья Власьевна, младшая дочь богатого посадского, тоскует в отцовском тереме по воле, по простору лугов, по любви. Девушку полюбил молодой боярин Степан Бастрюков, и он любим ею. Однако Степан не может жениться на Марье - к ее старшей сестре, Прасковье, посватался заклятый враг Бастрюкова, старый Воевода, который не пожелает иметь его свояком. В довершение всех бед Воевода увидел красавицу Марью и воспылал к ней страстью. Теперь он сам задумал жениться на ней и отказался от брака с Прасковьей. Родители девушек боятся всемогущего Воеводы,- они согласны на все. Не дожидаясь свадьбы, Воевода приказывает перевезти Марью Власьевну в свой дом. Молодой Бастрюков отважно решает вступить в борьбу с Воеводой.

Вторая картина. В доме Бастрюкова. Разлученный с любимой, Степан подавлен глубокой печалью и тоской. Слуга советует ему обратиться за помощью к беглому посадскому Роману Дубровину, который «куда на выдумки горазд». Романа постигла такая же беда - Воевода выкрал его жену. Нужно добиться, чтобы Воевода уехал, хотя бы на два дня,- на охоту или на богомолье,- советует Дубровин. А для этого надо подкупить колдуна-гадателя Мизгиря. Его слово - закон для суеверного Воеводы.

Второе действие

Первая картина. Светлица в доме Воеводы. Мизгирь наколдовал, что Воевода сможет приворожить красавицу только своей отлучкой из дому: пусть отправится на два дня в монастырь, в лесную пустынь. Перед уходом старик отдает слугам строгий приказ - зорко охранять терем и никого не выпускать из ворот.

Вторая картина. Лесное ущелье. Вдали, на берегу реки, виден монастырь. Подъезжает на лодке Дубровин с несколькими гребцами и прячется за дерево. Вскоре показывается Воевода, приближающийся вместе со свитой к монастырю.

Теперь на лодку, в город, и за дело!- восклицает Дубровин из засады.

Третье действие

Терем в доме Воеводы. Сенные девушки развлекают Марью Власьевну песнями и плясками. Марья Власьевна поет грустную песню о соловушке. Неожиданно Олена, жена Дубровина, тайком передает Марье Власьевне, что Бастрюков будет ждать ее завтра вечером в саду. Сторожей пусть она не боится - их опоят вином.

Четвертое действие

Первая картина. Деревенская изба. Заунывной, печальной колыбельной убаюкивает старуха ребенка. В избе неспокойным сном спит Воевода - тяжелые видения мучают его. Ему снится, что в Москве, в кремлевском дворце, челобитчик подает жалобу на его беззаконные, злые дела, что Большой боярин снимает его с воеводства и посылает вместо него нового воеводу. В ужасе проснувшись, он задумывается - не обманул ли его Мизгирь своей ворожбой? Не пробрался ли кто в терем к Марье?

Опять засыпает старик, и новое сновидение возникает перед ним. По Волге к терему подплывает Бастрюков с гребцами и увозит в своей лодке Марью Власьевну, Воеводу же сбрасывает в реку.

Коней живей, коней!- приказывает Воевода, проснувшись.- Домой скорей, чтоб к ночи дома быть!

Вторая картина. Сад перед теремом Воеводы. Темная ночь. Марья Власьевна, Бастрюков, Олена и Дубровин приготовились к побегу. Неожиданно у ворот их настигает вернувшийся домой Воевода. Разгневанный, он уводит Марью Власьевну. В этот момент во двор въезжает новый Воевода, присланный из Москвы. Кончилась власть притеснителя народа - старый Воевода смещен со своего поста. Ничто теперь не помешает счастью Марьи Власьевны и Бастрюкова, Олены и Дубровина.

Наиболее яркой стороной оперы «Сон на Волге» являются жанровые моменты. Большое развитие получает ариозно-декламационная сторона вокальных партий. В этом отношении опера Аренского продолжает традиции композиторов - членов «Могучей кучки», в частности М. Мусоргского.

Чистая, тихо текущая река с прозрачной водой во сне предвещает радость, удовлетворение течением своей жизни.

Шум реки во сне предвещает какой-то скандал, ссору или зло. Иногда такой сон предупреждает об опасности.

Гладкая поверхность реки, отражающая окружающую природу, предвещает грядущие перемены, покой и счастливую, благополучную жизнь.

Если же в вашем сне отражение в воде будет отличаться от того, что должно бы там отражаться, то вас ждут большие разочарования, неудачи и обман близких людей. Неудачи, предрекаемые этим сном, могут неблагоприятно сказаться на вашем будущем.

Кровавую реку видеть во сне - знак большой беды, тяжелой болезни. Упасть в нее во сне - предвестье тяжелой болезни или смерти.

Молочная река во сне предвещает большую радость, прибыль, богатство и удовольствия.

Если вам приснится, что река вышла из берегов и затопила окрестности, то вас ждет большое потрясения и вам понадобится все ваше терпение, чтобы справиться с шоком. Такой сон также может означать большой скандал, который может плохо отразиться на вашем будущем.

Сон, в котором вы увидели, что река уносит вас своим течением, означает, что вам следует контролировать свои чувства и не пытаться сорвать зло на друзьях или близких, так как это может привести к разрыву каких-то отношений. Такой сон также предвещает опасность, болезнь или продолжительный судебный процесс.

Лучше увидеть во сне, что вы смогли выбраться из реки, так как в этом случае сон предсказывает, что вы сможете избежать опасности и благополучно довести начатое дело до конца.

Смотреть на реку с высокого берега во сне означает, что скоро вам предстоит дорога. Чем длиннее будет река, тем длиннее будет и ваша дорога.

Если вам приснится, что река преградила вам путь, то вам нужно приготовиться к преодолению больших трудностей, без чего ваше дело потерпит крах.

Переплыть реку во сне означает исполнение сокровенного желания или достижение большой цели. Такой сон часто предвещает получение большой прибыли.

Если во сне кто-то поможет вам переплыть реку, то вас ждет счастливый случай. Такой сон может предвещать выигрыш или неожиданные деньги.

Переходить реку вброд во сне - знак преодоления препятствий.

Если вам приснится, что в вашем доме течет спокойная река с чистой и прозрачной водой, то вскоре ваш дом посетит богатый гость, который может стать вашим покровителем и помочь вам устроить вашу судьбу.

Если же во сне река будет портить мебель или наносит вред вашим пожиткам, то вам следует опасаться скандалов или ссор в доме, так как это нарушит спокойное течение вашей жизни и повлечет длительный раздор между членами вашей семьи.

Прыгать в реку во сне означает, что вы надеетесь на поправку ваших дел в скором времени. Смотрите толкование: наводнение, тонуть, плыть.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

Опера в четырех действиях. Либретто – по комедии Александра Островского «Воевода». Музыка . Впервые поставлена в 1890 г. В Москве.

Нечай Шалыгин, воевода баритон
Власть Дюжой, богатырь посадский баритон
Настасья, жена его меццо-сопрано
Марья Власьевна их дочери сопрано
Прасковья Власьевна сопрано
Степан Бастрюков тенор
Резвый, слуга его тенор
Роман Дубровин, беглый посадский бас
Олена, жена его меццо-сопрано
Недвига, нянька контральто
Мизгирь, колдун баритон
Пустынник бас
Домовой бас
Старуха контральто
Неустойко, слуга бас
Большой боярин бас
Шут тенор
Народ, стрельцы, слуги и пр.
Место действия: на Волге

Время – XVII век.

Действие первое.

Картина первая . Сад посадского Дюжого. Марья и Прасковья Власьевны, дочери посадского Власа Дюжого, слушают песни девушек. Марья Власьевна рассказывает сказку о девице в тереме и ее милом дружке. Этот дружок – боярский сын Бастрюков, который тайком пробирается в сад, собираясь похитить Марью, если ее не выдадут замуж добром. Воевода, жених Прасковьи, страстный и своевольный старик, увидав Марью Власьевну, просит ее руки. План Бастрюкова и Резвого, его слуги – похитить девушку – подслушан и не удается. Отец Марьи велит запереть невесту до свадьбы в своем доме.

Картина вторая . Сени в доме Бастрюкова. Резвый советует пригорюнившемуся Бастрюкову обратиться за содействием к беглому посадскому Дубровину, врагу воеводы, у которого последний украл жену Олену. Дубровин предлагает спровадить воеводу на богомолье с помощью колдуна Мизгиря, а тем временем похитить женщин. Бастрюков, обрадованный, затевает пир с песнями.

Действие второе.

Картина первая . Светлица в доме воеводы. Воевода велит слугам слушаться своей невесты, Марьи Власьевны, и охранять ее. Олена упрекает его в насильстве и грозит Божьим судом. Колдун Мизгирь, постоянный советник воеводы, отправляет его на богомолье и заговаривает мед, который должен приворожить к воеводе сердце Марьи.

Картина вторая . Лесистое ущелье, вдали монастырь. Дубровин повествует пустыннику о своих несчастиях и просит благословения на борьбу со всемогущим воеводой.

Действие третье .

Терем в доме воеводы. Сенные девушки увеселяют Марью Власьевну песней и пляской. Марья мрачно настроена, вспоминая о Бастрюкове. Олена тайком извещает ее о плане Бастрюкова и Дубровина. Нянька Недвига, для развлечения присутствующих, начинает сквозь сон сказку, которая всех усыпляет. На печи появляется домовой, который любуется Марьей Власьевной и от скуки сбивает с Недвиги шлык.

Действие четвертое.

Картина первая . Деревенская изба. Старуха качает люлбку и тянет унылую песню. Воевода, остановившийся у нее проездом на богомолье, видит два страшных сна: будто на него подана челобитная большому боярину, которй назначает на его место нового воеводу, и будто Бастрюков похищает у него марью Власьевну. Он вскакивает со сна и торопит слуг домой.

Картина вторая . Сад воеводы. Марья и Бастрюков, Олена и Дубровин только что собрались бежать, как их всех настигает воевода с его слугами. Он бросается на Марью Власьевну с ножом, но ее спасает появление нового воеводы со свитой. Народ славит провидение и приехавшего сместить старого воеводу.