Орнаментальный украшать. Специфика орнаментально-декоративного оформления рукописей

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Всероссийская проверочная работа для 7 класса. Вариант 1.

Выполнила Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга


Прочитайте текст и выполните задания 1–5.

(1)Для оформления документов в государственной, общественной жизни страны используется стиль. (2)Пример этого стиля – Конституция РФ. (3)Но не только на государственном уровне создаются тексты такого стиля, любому человеку на протяжении всей его жизни приходится составлять договоры, писать заявления, заполнять анкеты, получать справки.


1. Какое сл ово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в первом

предложении текста?

2. Выпишите грамматическую основу из второго (2) предложения текста.

Ответ: _______________________


3. На месте пропуска вставьте слово, указав верную характеристику первого (1) предложения текста.

Предложение простое (по количеству грамматических основ), (по наличию второстепенных членов предложения).

Ответ: _______________________


4. Укажите, какой частью речи является слово ТАКОГО из третьего (3) предложения текста. Ответ: _______________________

5. Выпишите из текста слово со значением «основной закон страны». Ответ: _______________________


Прочитайте текст и выполните задания 6–20

(1)Старинные книги писали на пергаменте – особым способом

обработанной телячьей коже. (2)Историки утверждают, что на одну книгу в зависимости от размера и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных, вот почему книга стоила недёшево. (3)Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева, украшали металлом – своего рода суперобложкой.


(4)Рукописные книги старались украсить чудесными рисунками.

(5)Перед текстом делали небольшую орнаментальную рамку – заставку. (6)Первую, заглавную букву – инициал – писали крупнее и красивее остальных, иногда придавая ей вид человечка или животного. (7)Обычно инициал был красного цвета – с тех пор говорят «писать с красной строки». (8)3авершался раздел текста концовкой – небольшим рисунком, чаще изображением двух птиц.

(По Ю.С. Рябцеву)


1–2 предложениями. Ответ: _______________________

7. В каком предложении текста есть объяснение, почему древние книги сохранялись на протяжении долгого времени? Запишите номер этого предложения. Ответ: _______________________


8. Среди предложений текста найдите такие, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему возникло выражение писать с красной строки?» Напишите номера этих предложений. Ответ: _______________________ 9. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение

написания НН в слове СТАРИННЫЕ (предложение 1).

Ответ: В слове СТАРИННЫЕ пишется -НН-, потому что …


10. Найдите ряд слов, в котором оба слова содержат безударную проверяемую гласную корня. Продолжите этот ряд одним словом из текста, также содержащим безударную проверяемую гласную корня. Запишите получившийся ряд слов (три слова).

орнаментальный, украшать,

количество, старинный,

рисунок, изображение,

концовка, инициал,

Ответ: _______________________


11. В каком слове текста правописание приставки зависит от её значения? Запишите это слово.

обработанной

сохранности

придавая

завершался

небольшую Ответ: _______________________


12. К какому слову текста применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения»? Запишите это слово.

писали

требовалось

утверждают

делали

говорят Ответ: _______________________


13. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение слитного написания НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ (предложение 8).

Ответ: НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ пишется слитно, потому что …


14. Какие формы прилагательного КРАСНЫЙ образованы неверно? Укажите номера ответов.

1) краснее

2) более красный

3) более краснее

4) самый краснейший Ответ: _______________________


15. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

требуют

(за) двумя

(из) букв

(с) ею Ответ: _______________________


16. Из предложений 1–3 выпишите возвратный глагол. Ответ: _______________________

17. В каком примере выделенное слово является эпитетом? Выпишите этот эпитет.

ТЕЛЯЧЬЕЙ коже (предложение 1)

РУКОПИСНЫЕ книги (предложение 4)

ЧУДЕСНЫМИ рисунками (предложение 4)


КРАСНОГО цвета (предложение 7)

НЕБОЛЬШИМ рисунком (предложение 8) Ответ: _______________________


18. Из предложений 7–8 выпишите синоним слова РИСУНОК. Ответ: _______________________

19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованызнаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания, разделяющий(-ие) части сложного предложения.


Историки утверждают,(1) что на одну книгу в зависимости от размера и

количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных,(2) вот

почему книга стоила недёшево. Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева,(3) украшали металлом – своего рода суперобложкой… Завершался раздел текста концовкой – небольшим рисунком,(4) чаще изображением двух птиц. Ответ: _______________________


20. Среди предложений 2–4 найдите предложения с однородными членами.

Запишите номера этих предложений.

Ответ: _______________________


Ответы:

1. официально-деловой деловой

2. пример – Конституция пример – Конституция РФ

3. распространённое

4. местоимение указательное местоимение

5. Конституция

6. Сообщить познавательные сведения о рукописных книгах.


Ответы:

9. В слове СТАРИННЫЕ пишется -НН-, потому что это имя прилагательное образовано с помощью суффикса -Н- от основы имени существительного, оканчивающейся на -Н-.

10. старинные любое другое слово из текста с проверяемой безударной гласной корня.


Ответы:

11. придавая

12. утверждают

13. НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ пишется слитно, потому что это

имя прилагательное можно заменить синонимом без НЕ,

например словом «маленьким».

14. 3, 4


Ответы:

15. (с) нею (с) ней

16. требовалось

17. чудесными (рисунками)

18. изображением

19. 1, 2

20. 2, 3


Использованная литература:

  • Сайт ФИПИ.Открытый банк оценочных средств по русскому языку. Контрольные измерительные материалы по русскому языку в 7 классе- http://www.fipi.ru/newrubank

Фон презентации - http://www.xsjjys.com/old-paper-wallpapers.html

Орнаментально-стилевые особенности восточнославянских рукописей в течение много веков, начиная с XI века и до XVI века, постоянно трансформировались. В. Щепкин обозначил шесть орнаментальных стилей: византийский, тератологический, балканский, нововизантийский, старопечатный и развитый растительный. Орнамент византийского стиля (первая половина XI-XIII веков). Этот орнамент базировался на декоративных мотивах растительного и геометрического орнамента.

В основу византийского растительного орнамента положен рисунок византийского трилистника - лилии, мотив которого появился в IX веке в греческих рукописях.

Не менее выразительным было книжное оформление, исполненное из элементов византийского геометрического орнамента, который состоял из ромбов, треугольников, других геометрических фигур, различных знаков, парных скобок, узоров и плетенок.

Орнамент тератологического стиля (вторая половина XIII-XIV века). Этот орнамент стал главным в книжном искусстве с XIII века, хотя его элементы появились в восточнославянских рукописях еще в XI веке.

Украшения тератологического характера строились на основе слияния изображении чудовищ и декоративных мотивов плетенного и растительного орнамента. Эти элементы, соединены в целостную композицию вставок, инициальных букв и разнообразных обрамлений, создавали фантастические образы.

В XIV веке орнаментовка тератологического характера достигла своего развития. К лучшим искусственно оформленных тератологией рукописей следует отнести Оршинскую Евангелию и Пандекты Антиоха Черноризца, тератологические вставки к которым хорошо раскрашены темно-голубым, зеленым, желтым и вишневым цветами.

Орнамент балканского стиля (конец XIV- первая половина XVI века). Для этого орнамента характерно геометрическое ленточное плетение с элементами стилизованных украшений растительного характера. В XV века он стал главным в украшении украинских книг.

В середине XV века среди книжных украшений плетеного характера ведущее место начали занимать вставки, сделанные в округлых геометрических формах так называемого циркульного, или концентрического, орнамента. Эти геометрические формы напоминали круг, а также цифру „8”. В рукописях XV века, которые дошли до наших дней, встречаются плетеные вставки из концентрических кругов, сделанные на достаточно высоком уровне.

Орнамент нововизантийского стиля (конец XIV-начало XV века). Этот орнамент создан на основе вставок византийских манускриптов X-XII веков, сделан геометрическим орнаментом в соединении с растительно-цветочными мотивами. Ярко раскрашенные декоративные элементы во вставках компоновались с многочисленными перегородками и с творческой манерой отдаленно напоминали технику киевской с перегородками эмали XI века.

Орнамент старопечатного стиля (первая половина XVI- начало XVII века). Этот орнамент создан на основе ксилографических орнаментально-декоративных украшений печатей Ивана Федорова.

Орнамент развитого растительного стиля (конец XV-XVII веков). В украинских рукописях XIV-XV веков растительный орнамент еще занимал незначительное место: упрощенные элементы использовались только для дополнения тератологических и плетеных вставок и инициальных букв. С конца XV-начало XVI веков декор из растительного орнамента значительно усложнился, его элементы начали приближаться к природным формам. Растительные украшения появились на книжных полях, иногда обрамляя текстовые столбцы на страницах. Отечественные мастера книг переняли этот прием оформление книжных разворотов в западноевропейских, чешских и польских искусств.

Орнамент это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы -- листочки, цветы, насекомых, птиц -- с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы -- прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.

Орнамент может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур. Полоска первого узора возникает в результате повтора одного декоративного элемента, во втором узоре ритмически организовано множество элементов, а третий узор строится на основе повтора одной группы, составленной из четырех элементов. Такую компактную целостную группу декоративных элементов, которая своим повтором создает орнамент, называют декоративным звеном. Асимметричные декоративные элементы и звенья придают орнаменту динамичность. Сюжетные, символические изображения и орнаменты своими ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их формы, единство их внешнего вида и содержания. По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, зооморфные, символические и комбинированные. Чаще всего украшаемые поверхности имеют форму квадрата, прямоугольника, круга или узкой полосы. Поэтому все орнаменты можно классифицировать по трем основным формам: замкнутой, ленточной и сетчатой.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Возможны пять основных видов построения замкнутых орнаментов с помощью одной плоскости симметрии; с помощью одной оси симметрии; с помощью одной оси и нескольких плоскостей симметрии; с помощью нескольких осей и плоскостей симметрии; и по принципу свободного ритма. Замкнутый орнамент, украшая поверхность предмета, выделяет этот предмет или его главные части и выражает динамическое напряжение формы или ее покой

По принципам замкнутого орнамента строятся символические изображения -- эмблемы, гербы и знаки.

Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Существует семь видов построения ленточных симметричных орнаментов.

Наиболее распространенные из них строятся из элементов, движущихся вдоль оси переноса в одном направлении; в двух направлениях с помощью поперечной плоскости симметрии; в одном направлении с помощью продольной плоскости симметрии; в двух направлениях с помощью продольной и поперечной плоскостей симметрии.

Асимметричный ленточный орнамент строится путем свободного ритмического повтора. Данные композиционные схемы позволяют получить орнаменты с разными статико-динамическими качествами.

Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях. Если ленточный орнамент, обладая одной осью переноса, может выделять только край поверхности, то сетчатый орнамент, обладая многими осями переноса, может равномерно покрыть и выделить поверхность как единое целое. Сетчатый орнамент часто применяется при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть замкнутость внутреннего пространства. В основе сетчатого орнамента всегда лежит параллелограмная система узлов, определяющая расположение, декоративных элементов. Насчитывают пять таких систем: квадратную, прямоугольную, косую параллелограмную, ромбоидальную и треугольную.

Для оформления закладок используют ленточный орнамент.

В закладках мы объединили орнамент, композицию и миниатюру. В каждой закладке присутствует определенная тема. При выполнении книжных закладок были учтены все выше сказанные законы композиции. Каждая закладка состоит из нескольких сюжетных композиций объединенные ленточным орнаментом в виде росписи. После изготовления серий закладок, они были оформлены на отдельном листе.

Экслибрис (с латинского - из книг) развился из надписей, которые указывали в рукописной книге на ее хозяина. Еще на футлярах для сувоев, которые принадлежали египетским фараонам, прикреплялись таблички - титулы. Экслибрис это усовершенствованный титул.

Открыла презентация книги об орнаментах рукописных старообрядческих книг, которую представляла ее автор – Варвара Каширина – доктор филологических наук, преподаватель палеографии Российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Книга «Орнамент старообрядческих рукописей. Поморье. Гуслицы» вышла в 2015 году. В ней систематизированы и опубликованы образцы орнаментов и буквиц нескольких рукописей из собрания Музея имени Андрея Рублева.

Варвара Каширина:

Особенности орнаментов старообрядческих книг

Среди рукописных книг своими затейливыми узорами выделяются старообрядческие рукописи. Орнаментальные узоры указывают не только на принадлежность рукописи к старообрядчеству, но и позволяют сразу определить, к какому согласию принадлежит книга.

Основные элементы орнаментального декора книг

– заставки-рамки (служат для обрамления текста на титульном листе, фронтисписе и т. п.);

– заставки (предназначены для украшения начальных разделов текста, большие заставки – для основных разделов, малые заставки – для второстепенных);

– инициалы (заглавные буквы укрупненного размера в начале текста, выступают как связующее звено между заставкой и текстом, соответственно могут быть большими и малыми);

– полевые украшения (украшения на полях рукописи, как правило, в начале раздела текста).

– концовки (завершают текст отдельных произведений, глав и т.д.)

Художественные особенности книжного орнамента поморского типа

Заставки, в которых доминирует золото, красный и белый цвет, органично сочетают особенности художественного оформления старопечатных книг с орнаментом народного прикладного искусства. Приемы и формы стилизованного старопечатного орнамента, пришедшие в русскую книгу из западных изданий: крупные барочные цветы, «крины» европейского барокко для придания объемности снабжены легкой темной подштриховкой.

В заставках присутствуют образцы народного стилизованного орнамента растительных форм, которые сочетаются с характерными природными элементами Северного края: гроздей морошки, ягод брусники, клюквы. В орнамент во множестве включены фигурки чаек с веточками в клювах.


Миниатюра Андрей Денисов и заставка из его жития (1810-е гг.)

В инициалах присутствуют длинные орнаментальные ветки-отростки, стелющиеся иногда вдоль всего поля листа. В орнаментальных украшениях на поле первого листа может присутствовать изображение птицы Сирин как напоминании о рае.

В Поморье ко второй половине XVIII в. сформировался особый тип письма, получивший название поморского полуустава. Это было строгое, почти вертикальное, четкое и убористое письмо, ориентированное на старопечатные шрифты, украшенное киноварными инициалами с тонкими орнаментальными отростками, иногда необычайно пышным.

Художественные особенности книжного орнамента гуслицкого типа

Гуслицкие заставки отличаются ярким орнаментом, совмещающим русское узорочье и элементы европейского барокко. Краски всегда яркие, насыщенные: синий, голубой, розовый, бирюзовый, желтый с оранжевым оттенком, с середины XIX в. – в сочетании с обильным золочением. В отличие от поморского, гуслицкий орнамент лишен той графичности, которую придает штриховка чернилами.

В гуслицком орнаменте присутствует цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений. Штриховка делалась цветом основного тона раскраски, накладывалась или по белому фону бумаги, как бы обрамляя основную раскраску, или поверх основного тона более темным цветом. Яркая манера раскраски веерообразными пучками цвета из одной точки была тесно связана с народным искусством раскраски деревянной утвари и посуды.

Заставки-рамки часто занимают всю страницу и представляют собой художественно-законченную композицию, в которой присутствуют вертикальные колонны, обвитые криулем (ведущим стеблем), а также горизонтальные основания для трех разделов рисунка. Верхний ярус имеет некую динамику, устремление ввысь. Возможно, наличие этих полос, или ярусов, соответствуют трем мирам – подземному, наземному и небесному – мотив, характерный для народного декоративно-прикладного искусства.

В инициалах присутствует лишь один пышный стебель-цветок вьюна, расположенный рядом и вровень с инициалом. Внутренняя часть букв, всегда объемных и широких, декорирована цветными (иногда с золотом) завитками орнамента. Часто ножки больших инициалов украшены чередующимися разноцветными орнаментальными полосами. Инициалы, в основе своей восходящие к старопечатным, дополнены необыкновенными цветами, травами и виноградными гроздьями.

Инициалы украшались по-разному, в зависимости от того, какое песнопение в службе они начинали. Заглавные стихиры на «Господи воззвах» на Великой вечери чаще всего были полихромными. Киноварные инициалы в первых стихирах, как правило, с более пышной орнаментикой, во всех последующих стихирах – украшены более скромно.