Откуда и когда появился человек на Земле: место и период возникновения. История развития человека Исторический путь развития человечества

Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний произошел от . Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные .

Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio - «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.

Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.

Одни склонны верить в эволюцию , считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.

Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.

Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.

Австралопитеки

Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.

Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.


Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции

Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств.

Общепринятым стало деление исторического пути человечества на:

1. Первобытную эпоху;

2. Историю Древнего мира;

3. История Cpeдних веков;

4. Новое время (Новая история);)

5. Новейшее время Новейшая история).

Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн. лет. На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа (около 40-30 тыс. лет назад), постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.

Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения государств (IV-ІІІ тыс. до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение). Рacцвет рабовладельческий строй достиг в период античности (І тыс. до н.э. - начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима .

В последние годы определенную известность приобрели попытки математика Д.Т. Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историками многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты. В частности, они предлагают считать, что писаная история человечества была искусственно удлинена более чем на тысячелетие. Речь, однако, идет лишь о предположении, которое не получило признания большинства историков.

Эпоху Средневековья определяют временными рамками V–XVII вв.

І-й период эпохи (V-XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений - утверждение сословного строя в Европе (каждое сословие имеет свои права и обязанности). Характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

ІІ-й период (середина ХI - конец XV в.) - становление крупных феодальных государств и рост значения городов - центров ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.



ІІІ-й период (XV - середина XVII в.) - раннее Hoвое время, начало разложения феодального строя. Характерно создание колониальных империй, развитие ТДО, распространение мануфактурное производство, усложнение социальной структуры общества, вступающей в противоречие с сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют новый этап дyховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютные монархии.

Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» ( Э. Тоффлер) не разгpаничиваются , они рассматриваются как «тpaдиционное общество», основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики была земля, натуральное и полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство. Во всех этих странах жизнь была организована вокpyг деревенского поселения, существовали простое разделение труда и четко определенные касты и классы: знать, священники, воины, рабы или крепостные и авторитарный характер власти.

Исключения из описанных выше правил рассматриваются как особые варианты единственнoгo феномена - аграрной цивилизации.

Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения промышленной капиталистической цивилизации.

І-й период (с середины XVII в.) - время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.). Большое значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением веры в силу разума.

ІІ-й период наступает после Великой французской революции (1789-1794). Промышленный переворот , начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.

ІІІ-й период (с конца XIX - начало ХХ в.) - замедляется бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Время мировых кризисов перепроизводства и роста социальных противоречий в промышленных странах. Обострение борьбы за передел мира.

Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Показателем представлялась І-я мировая война 1914-1918 гг. и революция 1917 г. в России.

Периодизация и термин Новейшая история относятся к числу спорных в современной науке. Для советских историков и философов революция 1917 г. знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нaступление Новейшегo времени. Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpeмя» подразумевали период, связанный с историей современности ХХ в.

В рамках истории Новейшего времени выделяется ІІ основных периода.

І-й период (первая половина ХХ в.) - раннее Новейшее время - процесс углубления кризиса индустриальной цивилизации (Великий кризис 1929-1932гг.) поставил на гpaнь краха экономику развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко ІІ-й мировой войне 1939-1945 гг. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью человечеству.

ІІ-й период (вторая половина - конец ХХ в.) - качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира. С распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального тpyда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. На международной арене идут интеграционные процессы, создание единых экономических пространств (западноевропейское, североамериканское), развитие процессов глобализации экономической жизни и создание общемировой системы информационных коммуникаций.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.

3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?

Геологическая история Земли

Название нашей планеты – Земля – происходит от славянского «зем» – пол, низ. Самым большим отличием Земли от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни, достигшей высоких форм развития.

Геологическую историю Земли делят обычно на два неравных по величинœе этапа: криптозойский (большой интервал времени, лишенный явных остатков скелœетных живых существ), или докембрий, и фанерозойский (дословно – явная жизнь). В совокупности они составляют около 3570 млн. лет. Более раннее время относят к догеологической истории Земли (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Геологические зоны, эры и периоды

В архейскую эпоху были образованы самые древние эндогенные месторождения руд хрома, меди, никеля и золота͵ а также древнейшие метаморфогенные месторождения желœезистых кварцитов и метаморфогенные слюдяные и редкометальные пегматиты. В позднем архее за счет скопления многоклеточных водорослей начали формироваться залежи горючих сланцев.

В протерозойскую эпоху (2600 – 570 млн. лет) в связи с базальтовым магматизмом возникли магматические месторождения руд хрома, желœеза, титана, меди, никеля и платины, а в связи с гранитным магматизмом – залежи руд цветных, редких и благородных металлов. В эту же эпоху были сформированы метаморфогенные месторождения, представленные крупнейшими залежами желœезистых кварцитов типа Кривого Рога и КМА, а также золотоурановых конгломератов.

В фанерозойскую эпоху (570 млн. лет – современная эпоха) появились и развивались в возрастающих количествах экзогенные месторождения горючих сланцев, угля, нефти и газа, солей, фосфоритов, серы. В подвижных зонах возникли многочисленные эндогенные месторождения руд черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

Наиболее важным событием кайнозойской эры было появление человека. Считается, что древнейший человек появился на земле 1 – 2 млн. лет назад, в эпоху раннего палеолита͵ а человек современного вида (Homo sapiens, человек разумный) – не менее чем 40 тыс. лет назад, а может быть, и больше.

Исследования последних лет показали, что предки ископаемых людей – австралопитеки – появились 5 млн. лет назад в Восточной Африке и около 2,6 млн. лет назад начали примитивно обрабатывать камень (главным образом обивать гальку). Первобытные люди – архантропы – появились тоже в Африке 1,4 – 1,2 млн. лет назад и постепенно распространились в Европе и Азии. Возле их останков обнаружены каменные рубила и скребки. Время существования архантропов – ранний палеолит – закончилось 350–400 тыс. лет назад.

Рисунок 2.2. Эволюция человека.

Их сменили палеоантропы, или неандертальцы , они жили в среднем палеолите (до 35 тыс. лет назад). За ними шли неоантропы , люди современного типа, достигшие успехов в обработке камня. Около 10 тыс. лет назад наступил мезолит, а около 6 тыс. лет назад – неолит. В это время человек уже знал первые металлы – медь и золото. Около 5 тыс. лет появились первые изделия из бронзы (бронзовый век), затем 3 – 2.5 тыс. лет назад наступила эпоха желœеза, которая продолжается и в наше время. Хронология человеческой цивилизации представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Хронология человеческой цивилизации

Читайте также

  • — История развития человека

    Геологическая история Земли Название нашей планеты – Земля – происходит от славянского «зем» – пол, низ. Самым большим отличием Земли от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни, достигшей высоких форм развития. Геологическую… [читать подробенее]

  • Основные этапы развития человека.

    Большинство учёных придерживаются эволюционной теории, которые подтверждаются последними биохимическими и генетическими исследованиями. Предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временном промежутке между 5 млн и 10 млн лет назад.

    В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн лет. Существо было названо «сахелонтроп из Чада» (Sahelantropus tchadeensis).

    Предполагается, что сахелонтроп, как и человек, был прямоходящим. Но некоторые антропологи считают, что это обезьяноподобное существо, а не человекоподобное. Австралопитек (от лат.

    australis –южный и греч. pithekos – обезьяна), живший на территории Африки 4.2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, и по внешнему виду он более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти.

    Объём мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

    Человек умелый (homo habilis), названный так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия труда, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят, а возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

    Человек прямоходящий делал более сложные орудия труда и умел использовать огонь.

    Его мозг по объёму близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.

    В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.

    Полтора столетия назад были обнаружены останки первобытного человека, названного неандертальцем (по названию местности в Германии).

    Объём мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец – прямой предок современного человека, но сейчас учёные склоняются к версии, что он – тупиковая, слепая ветвь эволюции.

    Новый человек разумный, то есть человек современного типа, появился в Африке около 130 тыс.

    (невозможно, и больше) лет назад, за короткое время этот расселился по Азии и Европе: ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами.

    Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры, пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д.

    Человек разумный заселил всю Землю 15-10 тыс.

    лет назад. Постепенно совершенствовались орудия и накапливался его жизненный исторический опыт, человек переходил к производящему хозяйству (земледелию и животноводству). Возникли первые крупные поселения, и во многих районах человечество вступило в эпоху цивилизаций.

    Основные факторы антропогенеза

    Биологические факторы:

    • прямохождение;
    • развитие руки;
    • большой мозг;
    • способность к членораздельной речи.

    Социальные факторы (формы деятельности):

    • труд;
    • коллективная деятельность;
    • мышление;
    • язык и общение;
    • нравственность.

    Считается, что из перечисленных факторов ведущую роль в процессе становления человека сыграл труд, на примере которого чётко проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов.

    Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий труда, строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило их эффективно применять. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к обузданию индивидуализма, заботе о членах племени (система запретов и норм), к необходимости общения (появления речи). Язык способствовал развитию мышления, позволяя выражать всё более абстрактные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами.

    Язык также позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества.

    Таким образом, биологические факторы и формы социальной деятельности тесно взаимосвязаны и зависят друг друга. В целом человека нельзя свести исключительно только к биологическим особенностям, поскольку человека человеком может сделать только общество (подтверждение тому – дети, воспитанные животными).

    Но его нельзя сводить и только к общественным качествам, поскольку для развития человека необходимы биологические предпосылки (развитый мозг, прямохождение и т.д.). Человек живёт одновременно в двух мирах – природном и общественном, являясь биосоциальным существом.

    Определения человека.

    Природа человека — это совокупность особенностей и признаков, отличающих человека от других живых существ. Особые качества человека : разум, способность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль, творчество, духовность, вера, воображение, фантазия, смех, осознание своей смертности и многие, многие другие специфические качества и свойства.

    Эволюция человека

    Когда то Платон дал следующее определение человеку: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

    Сущность человека это основное качество, которое определяет внутреннее содержание человека.

    Различные учёные давали самые разные определения сущности человека, которые видели её в общественной деятельности, разуме, творчестве, игре или вере.

    Существует множество определений понятия «человек».

    Аристотель называл человека животное политическое (zoonpolitikon), подчёркивая, что человек реализует свою сущность только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства).

    Карл Маркс также подчёркивал общественную сущность человека: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.

    В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений».

    Homo sapiens(человек разумный). Это определение усматривающее сущность человека только в разуме, тоже восходит к Аристотелю. В Новое время оно стало общепринятым, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификацией стало стандартным обозначением вида для современного человека.

    В огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логически мыслить и сознавать себя и мир вокруг.

    Homo faber (человек созидающий). Это понятие ввёл нидерландский философ Й. Хейзинге (1872-1945). Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причём его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована.

    Созидание есть основа всей многообразной деятельности совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человек в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий – от каменных скребков до компьютеров – создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь.

    Можно сказать, что современный человек живёт в мире техники и культуры, творцом которого он является.

    Homo ludens (человек играющий). Это понятие также ввёл Й. Хейзинге, полагающий, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека – правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила.

    Homo religiosus (человек религиозный).

    Здесь человек понимается прежде всего как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек – свободное существо, наделённое способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека – движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло – путь, уводящий человека от своей родовой сущности.

    А, например, Эрнест Касирер, называл человека «символическое животное», Эрнест Блох «человек мечтающий», Норберт Винер «человек общающийся», Мартин Хайдеггер «человек скучающий», усматривающие сущность человека в творении символов, способности мечтать, общаться и т.д.

    Фридрих Ницше называл человека «больным животным», одчёркивая его безынициативность. Стадность, потребность в подчинении. Историю общества рассматривает как постепенное вырождение человека. Некоторые современные философы говорят об агрессивности человека, которая проявляется в бесконечных войнах преступлениях, его неразумности, которая приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия массового поражения, перенаселению, техногенным катастрофам, а в итоге – к гибели всего человечества.

    «Человек – это безумная обезьяна, которой дали в руки бритву» — С. Лем.

    Определения понятия «человек», взятые из философских словарей.

    Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

    Человек это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе общественного труда.

    Таким образом, природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости сущности человека.

    Ф.М.Достоевский говорил: «Человек есть тайна…».

    Этапы развития человечества таблица

    Ответы:

    Этапы развития человечества. 1) Период: Первобытность, Хронология: 40 тыс.

    лет назад, Краткое содержание: Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства. 2) Период: Древний Мир, Хронология: 4 век до н.э.

    — 5 век н.э., Краткое содержание: Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем. 3) Период: Средние века, Хронология: 5 век н.э. — 15 век н.э., Краткое содержание: Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

    4) Период: Новое время, Хронология: 15 в — начало 20 века, Краткое содержание: Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира. 5) Период: Новейшая история, Хронология: конец 20 века — наши дни, Краткое содержание: державное сопернечиство, изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций.

    Вслед за греческим историческим гнездом возникли новые исторические гнезда, в которых шло становление серварного (античного) способа производства: этрусское, карфагенское, латинское.

    Античные социоисторические организмы вместе взятые образовали новую историческую арену — средиземноморскую, к которой и перешла роль центра мирового исторического развития.

    С возникновением новой мировой системы человечество в целом поднялось на новую стадию исторического развития. Произошла смена мировых эпох: эпоха Древнего Востока сменилась Античной.

    В последующем развитии, в IV в. до н.э. ближневосточная и средиземноморская исторические арены вместе взятые образовали социорную суперсистему — центральное историческое пространство (центропространство), и как следствие, стали его двумя историческими зонами.

    Средиземноморская зона была историческим центром, ближневосточная — внутренней периферией.

    За пределами центрального исторического пространства находилась внешняя периферия, которая делилась на первобытную (включая предклассовую) и политарную. Но в отличие от эпохи Древнего Востока политарная периферия существовала в античное время в виде не изолированных исторических гнезд, а значительного числа исторических арен, между которыми возникали различного рода связи.

    В Старом Свете образовались восточноазиатская, индонезийская, индийская, центральноазиатская арены и, наконец, велико-степная, на просторах которой то возникали, то исчезали кочевые империи. В Новом Свете в I тысячелетии до н.э. сформировались андская и мезоамериканская исторические арены.

    Переход к античному обществу был ознаменован существенным прогрессом производительных сил.

    Но почти весь рост продуктивности общественного производства был достигнут за счет не столько совершенствования техники, сколько увеличения доли работников в составе населения общества. Это — демографический способ повышения уровня производительных сил.

    В доиндустриальную эпоху возрастание числа производителей материальных благ внутри социоисторического организма без увеличения в той же пропорции всего его населения могло происходить только одним способом — путем притока извне готовых работников, причем не имеющих право иметь семьи и обзаводиться потомством.

    Постоянный приток извне работников в состав того или иного социоисторического организма с необходимостью предполагал столь же систематические вырывания их из состава других социоров.

    Всемирная история

    Все это было невозможно без применения прямого насилия. Привлекаемые извне работники могли быть только рабами. Рассматриваемый способ увеличения продуктивности общественного производства состоял в утверждении экзогенного (от греч. экзо — снаружи, вне) рабства. Только постоянный приток рабов извне мог сделать возможным появление самостоятельного способа производства, основанного на труде такого рода зависимых работников.

    Впервые этот способ производства утвердился только в эпоху расцвета античного общества, в связи с чем его и принято называть античным. В главе VI "Основные и неосновные способы производства" он был назван серварным.

    Таким образом, необходимым условием существования античного общества было непрерывное выкачивание человеческих ресурсов из иных социоисторических организмов. И эти иные социоры должны были относиться к типам, отличным от данного, причем предпочтительнее к обществу предклассовому.

    Бытие системы обществ античного типа было невозможно без существования обширной периферии, состоявшей преимущественно из варварских социоисторических организмов.

    Непрерывная экспансия, которая была необходимым условием существования серверных обществ, не могла продолжаться бесконечно. Рано или поздно она становилась невозможной. Демографический способ повышения продуктивности общественного производства, также как и темпоральный, был тупиковым.

    Античное общество, также как и политарное, было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Но если политарный исторический мир продолжал существовать чуть ли не до наших дней и после схода с исторической магистрали в качестве инфериорного, то античный исторический мир исчез навсегда. Но, погибая, античное общество передало эстафету иным обществам.

    Переход человечества на более высокую стадию общественного развития снова произошел путем, который выше был назван формационным сверхвозвышением, или ультрасупериоризацией.

    Эпоха Средних веков (VI-XV вв.).

    Подточенная внутренними противоречиями Западная Римская империи рухнула под натиском германцев. Произошло наложение германских предклассовых демо-социальных организмов, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протомилитомагнарной, на обломки западно-римского геосоциального организма. В результате на одной и той же территории часть людей жила в составе демосоциальных предклассовых организмов, а другая — в составе наполовину разрушенного классового геосоциального организма.

    Такое сосуществование двух качественно отличных социально-экономических и других общественных структур не могло продолжаться слишком долго. Должно было произойти либо разрушение демосоциальных структур и победа геосоциальных, либо распад геосоциальных и торжество демосоциальных, либо, наконец, синтез тех и других.

    На территории погибшей Западной Римской империи произошло то, что историки называют романо-германским синтезом. В результате его родился новый, более прогрессивный способ производства — феодальный и соответственно новая общественно-экономическая формация.

    Возникла западноевропейская феодальная система, которая стала центром всемирно-исторического развития.

    На смену Античной эпохе пришла новая — эпоха Средних веков. Западноевропейская мировая система существовала как одна из зон сохранившегося, но при этом перестроившегося центрального исторического пространства. В это пространство в качестве внутренней периферии входили византийская и ближневосточная зоны.

    Последняя в результате арабских завоеваний VII-VIII вв. значительно увеличилась, включив часть византийской зоны, и превратилась в исламскую зону. Затем началось расширение центрального исторического пространства за счет территории Северной, Центральной и Восточной Европы, заполненной предклассовыми социоисторическими организмами, которые тоже относились к той же проформации, что и германские предклассовые общества, — протомилитомагнарной.

    Эти общества, одни под воздействием Византии, другие — Западной Европы, стали превращаться и превратились в классовые социоисторические организмы.

    Но если на территории Западной Европы произошла ультрасупериоризация и появилась новая формация — феодальная, то здесь имел место процесс, который выше был назван литерализацией.

    В результате его возникли две близкие общественно-экономические параформации, которые, не вдаваясь в подробности, можно условно охарактеризовать как парафеодальные (от греч.

    пара — возле, около): к одной относились социоры Северной Европы, к другой — Центральной и Восточной. Возникли две новые периферийные зоны центрального исторического пространства: североевропейская и центрально-восточноевропейская, в состав которой вошла и Русь. Во внешней периферии продолжали существовать первобытные общества и те же самые политарные исторические арены, что и в античную эпоху.

    В результате монгольского завоевания (XIII в.) Северо-Западная Русь и Северо-Восточная Русь, вместе взятые, оказались вырванными из центрального исторического пространства.

    Центрально-восточноевропейская зона сузилась до центрально-европейской. После избавления от татаро-монгольского ига (XV в.) Северная Русь, получившая в последующем название России, вернулась в центральное историческое пространство, но уже в качестве особой ее периферийной зоны — российской, которая в последующем превратилась в евразийскую.

    Новое время (1600-1917 гг.).

    На грани XV и XVI вв. на территории Западной Европы начал формироваться капитализм. Западноевропейская феодальная мировая система сменилась западноевропейской же капиталистической системой, которая стала центром всемирно-исторического развития. За Средними веками последовало Новое время. Капитализм развивался в эту эпоху как вовнутрь, так и вширь.

    Первое выразилось в вызревании и утверждении капиталистического уклада, в победе буржуазных социально-политических революций (Нидерландской XVI в., Английской XVII в., Великой Французской XVIII в.).

    Уже с возникновением городов (Х-ХII вв.) западноевропейское общество вступило на единственный путь, который был способен обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил — роста производительности труда за счет совершенствования техники производства.

    Технический способ обеспечения роста продуктивности общественного производства окончательно возобладал после промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в.

    Капитализм возник в результате закономерного развития предшествовавшего ему общества только в одном месте земного шара — в Западной Европе. В результате человечество разделилось на два основных исторических мира: мир капиталистический и мир некапиталистический, включавший в себя первобытные (в том числе предклассовые), политарные и парафеодальные общества.

    Наряду с развитием капитализма вглубь шло его развитие вширь.

    Капиталистическая мировая система постепенно втянула в орбиту своего влияния все народы и страны. Центральное историческое пространство превратилось во всемирное историческое пространство (миропространство). Вместе с формированием всемирного исторического пространства шло распространение капитализма по всему миру, становление всемирного капиталистического рынка.

    Весь мир стал превращаться в капиталистический. Для всех социо-исторических организмов, отставших в своем развитии, независимо от того, на какой стадии эволюции они задержались: первобытной, политарной или парафеодальной, стал возможным только один путь развития — к капитализму.

    ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
    перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

    Виталий Ашер

    История человечества как результат развития желаний

    Размышляя над разгадкой цели человеческого бытия, ученые, философы выдвигали разные противоречивые гипотезы, и все же остается неразрешимой проблема – развивается ли человечество по некой программе или его путь стихиен и не имеет конечной цели.

    Существуют несколько подходов к интерпретации исторического процесса.

    Историю рассматривают как последовательность событий , династий, войн и законодательств. В таком виде историю, как правило, преподают в школах.

    Широко известен марксистский экономический подход, согласно которому ход истории определяется способом производства товаров.

    Способ производства влечет за собой изменение социальных институтов страны – ее идеологии, этики, морали.

    Зигмунд Фрейд основал метод, который объясняет историю как результат подавления подсознательных импульсов. Подход увязывает формы культуры, как производные от успеха управления импульсов.

    О.Шпенглер и А.Тойнби рассматривают схемы развития цивилизации.

    Длительность жизни цивилизации, по их мнению, зависит от тех идей и идеалов, на которых она основана. Такое постижение истории стремится вскрыть внутренние источники развития социумов, пытаясь обнаружить присущие им черты.

    Прогресс науки и технические достижения не привели человечество к уверенности в своем будущем. Напротив, наша жизнь наполнена предчувствием катастрофы, мы осознаем экологическую опасность, грозящую планете. В этой противоречивости существования скрывается нечто загадочное, некая тайна предназначения человека, когда рост эгоистического желания встает на пути его безграничного стремления к совершенствованию бытия и творческому росту.

    Он, овладевающий законами природы, расширивший границы познания вселенной, тщетно пытается понять смысл своего существования.

    В современном мире заметнее проявляются противоречивые свойства натуры человека, многогранность его натуры.

    Логическая обработка, обобщение фактического материала наблюдений и эмпирических исследований позволяет проникнуть в глубину содержания, выявить закономерность развития. В своем описании исторического процесса мы попытались использовать макро-антропологический подход на основе науки каббала. Этот подход к изучению взаимодействия системы «человек-природа» в настоящее время приобретает большое значение, как междисциплинарное средство изучения целостных явлений природы, общества, группы и личности.

    Можно сказать, что предметом нашего исследования является изучение и описание наиболее эффективных форм взаимодействия людей в обществе, которые бы самым оптимальным образом способствовали процессу естественного развития человека, природы и общества, приводили к созданию условий для формирования и развития оптимальной формы сосуществования внешних и внутренних сил развития природы.

    Новые тенденции в понимании исторического процесса

    Человечество развивается постепенно, и силой его развития является растущий в нем эгоизм.

    Если бы в людях не развивался эгоизм, прошлое поколение ничем не отличалось бы от настоящего, подобно тому, как мы наблюдаем это у животных. Эгоистическое желание является сущностной природой творения на всех его уровнях – это единственное, что было создано в акте сотворения мироздания. Мы назвали его «желанием получать наслаждение» или «эгоизмом».

    Эгоистическое желание эволюционирует только в человеке, тогда как во всех остальных частях творения (неживой, растительной, животной) оно неизменно.

    Именно возрастающие желания получения новых наслаждений и нахождение способов их удовлетворения и определяют уровень развития цивилизации и всего того, что мы называем словом «прогресс». Благодаря тому, что в нас постоянно растут желания, человечество движется вперед. Эгоизм развивается вдоль временной оси постепенно и беспрестанно: он увеличивается количественно, и по мере роста обращается в качественно иные желания.

    Макро-антропология разделяет весь комплекс человеческих желаний на пять уровней, каждый из которых развивает именно свой вид наслаждения:

    первичные желания – телесные (пища, кров, продолжение рода);

    2. стремление к богатству;

    3. стремление к почету, власти и славе;

    4. жажда знаний;

    5. духовный уровень – стремление постичь смысл жизни, замысел творения.

    Эти уровни последовательно проявляются в человеке в течение тысяч лет и образуют стадии развития человечества.

    Первичные желания называются также «животными желаниями», поскольку они присущи и животным. Даже находясь в полной изоляции, человек испытывает голод и половое влечение.

    Желания богатства, власти и знаний – это уже «человеческие желания», так как возникают под влиянием социальной среды, и для их удовлетворения человек должен находиться в обществе себе подобных, что позволяет формировать классы и всевозможные иерархические структуры.

    В свете данной концепции обзор таких сфер человеческой деятельности, как культура, образование, наука и технология, подводит нас к выводу о том, что именно развивающийся в человеке эгоизм породил все наши идеи, изобретения и новшества.

    В сущности, они представляют собой лишь «технические инструменты», «средства обслуживания», созданные человеком исключительно для того, чтобы удовлетворять потребности, возникающие под давлением желания получать .

    Рамки развития

    Все развитие человечества подобно развитию одного человека, проходящего этапы детства, юношества и зрелости – когда он уже действительно использует изначально заложенный в себе потенциал.

    Разберем характерные отличия каждого из трех этапов.

    Прежде всего, следует помнить, что развитие человечества базируется на развитии и актуализации внутренних потребностей , т.е.

    на росте эго. Чем больше эго, тем больше потребности, что является стимулом развития интеллекта и способности более глубокого восприятия окружающей реальности.

    Рассмотрим коротко этапы развития истории. Даты здесь даны приблизительно, только чтобы очертить основные этапы:

    1 .Первичные желания( 4500 – 1200 гг. до н. э.)

    4500–2400 до н. э. Цивилизация Шумер и Акад

    2000–1200 до н. э. Вавилонская империя.

    Эпоха патриархов

    На протяжении первого периода человечество в целом было погружено исключительно в насущные телесные желания. Более развитые человеческие желания, устремленные к власти, почестям и знаниям, раскрывались лишь у одиночек. Поэтому достигнутое на данном этапе развитие представляет собой запас накопленных впечатлений от трудностей существования и не более. На протяжении веков человечество развивалось неосознанно.

    В конце этого периода родился Авраам – первый, кто постиг интегральную картину природы.

    Его достижение символизирует переход к следующему этапу развития.

    2 . Стремление к богатству (1200 г. до н. э. – 200 г. н. э.)

    1200–600 Ассирийская империя. Основание Израиля

    500–300 Персидская империя

    400–300 Македонская империя

    100 до н.э.–200 н.э.

    Всемирная история

    Римская империя. Зарождение христианства

    На протяжении второго периода растет мощь эгоизма , в результате чего человечество поэтапно обретает структуру народов и государств. Пик этого развития приходится на время, когда расцветают и рушатся великие империи – Греция и Рим, а мир захлестывают войны.

    Стремление к почету, власти и славе (200-1500)

    200–600 упадок цивилизации

    600–1000 Мусульманская империя

    800–1100 мрачный период средневековья

    1100–1300 Крестовые походы

    1300–1500 Возрождение

    Новые идеи не появляются на пустом месте. Они взрастают только на хорошо подготовленной интеллектуальной почве. Достижения научной мысли, утраченные во времена упадка греческой цивилизации, получили возрождение в 12-15 веках благодаря работам Авраама Бар Хия, Ибн Латифа, Раймонда Луллия, Иммануэля Бонфиса, Пико дела Мирандола.

    В это время были переведены на латынь с иврита, греческого и арабского важные научные сочинения.

    Ибн Литиф и Луллий пытались представить единую систему наук.

    В период с 1320 до 1520 год Италия стала центром гуманистического обновления. Леонардо да Винчи, Беллини, Петрарка, Боккаччо, Тициан, Микеланджело и другие оказались способны воплотить новые стремления общества.

    Возрождение освободило людей от старых представлений о мире, заставляло их думать по-другому и менять установленный порядок вещей.

    На рубеже этих этапов зарождается бурный рост науки.

    4. Жажда знаний (1500–1995)

    1500–1700 Реформация. Наука и техника

    1700–1800 Рост индустрии

    1800–1900 Промышленная революция

    1900–2000 Мировые войны

    Этот период характеризуется ускоренным развитием желания знаний. Революционные труды Спинозы и Рене Декарта способствовали рождению современной науки.

    Именно в это время появляется реформатор религии Мартин Лютер, критический мыслитель, идеи которого взволновали Европу того времени.

    Новое мировоззрение было благотворно для развития классической механики и техники.

    Открытия следовали одно за другим, так что практически за два последних столетия окружающий нас материальный мир изменился до неузнаваемости. Однако технический прогресс не привел к желаемому решению проблем глобального социума.

    5.Духовный уровень (1995–)

    Приблизительно с 1995 года в человечестве начала проявляться потребность в духовном наполнении. Духовная потребность – это не религиозное понятие.

    Это необходимость поддержания равновесия с природой. А поскольку природа альтруистична, а человек нет, то возникает несоответствие, которое человек чувствует как страдания.

    Выход на вершину пирамиды – это не конец развития, а начало нового мира. Это переход системы на следующий этаж, где вектор сил в человеке меняется и открываются такие возможности, о которых он и не подозревал. Т.е. человечество, реализовавшее последнюю потребность, не переходит в состояние, в котором исчезают крупные потребности.

    Наоборот, реализовав последнюю эгоистическую потребность, оно переходит в состояние непрерывной реализации первой альтруистической потребности.

    Поиск Лекций

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Общепринятым стало деление исторического пути человечества на:

    1. Первобытную эпоху;

    2. Историю Древнего мира;

    3. История Cpeдних веков;

    Новое время (Новая история);)

    5. Новейшее время Новейшая история).

    Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн.

    лет. На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа (около 40-30 тыс. лет назад), постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.

    Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения государств (IV-ІІІ тыс. до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение).

    Open Library — открытая библиотека учебной информации

    Рacцвет рабовладельческий строй достиг в период античности (І тыс. до н.э. — начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима .

    В последние годы определенную известность приобрели попытки математика Д.Т.

    Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историками многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты.

    Эпоху Средневековья определяют временными рамками V–XVII вв.

    І-й период эпохи (V-XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений - утверждение сословного строя в Европе (каждое сословие имеет свои права и обязанности).

    Характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

    ІІ-й период (середина ХI — конец XV в.) - становление крупных феодальных государств и рост значения городов - центров ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

    ІІІ-й период (XV — середина XVII в.) - раннее Hoвое время, начало разложения феодального строя.

    Характерно создание колониальных империй, развитие ТДО, распространение мануфактурное производство, усложнение социальной структуры общества, вступающей в противоречие с сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют новый этап дyховной жизни.

    В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютные монархии.

    Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» ( Э. Тоффлер) не разгpаничиваются , они рассматриваются как «тpaдиционное общество», основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики была земля, натуральное и полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство.

    Во всех этих странах жизнь была организована вокpyг деревенского поселения, существовали простое разделение труда и четко определенные касты и классы: знать, священники, воины, рабы или крепостные и авторитарный характер власти.

    Исключения из описанных выше правил рассматриваются как особые варианты единственнoгo феномена - аграрной цивилизации.

    Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения промышленной капиталистической цивилизации.

    І-й период (с середины XVII в.) - время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.).

    Большое значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением веры в силу разума.

    ІІ-й период наступает после Великой французской революции (1789-1794). Промышленный переворот , начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений.

    Это время быстрого роста колониальных империй, мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.

    ІІІ-й период (с конца XIX - начало ХХ в.) - замедляется бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий.

    Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Время мировых кризисов перепроизводства и роста социальных противоречий в промышленных странах.

    Обострение борьбы за передел мира.

    Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Показателем представлялась І-я мировая война 1914-1918 гг. и революция 1917 г. в России.

    Периодизация и термин Новейшая история относятся к числу спорных в современной науке. Для советских историков и философов революция 1917 г. знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нaступление Новейшегo времени.

    Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpeмя» подразумевали период, связанный с историей современности ХХ в.

    В рамках истории Новейшего времени выделяется ІІ основных периода.

    І-й период (первая половина ХХ в.) - раннее Новейшее время - процесс углубления кризиса индустриальной цивилизации (Великий кризис 1929-1932гг.) поставил на гpaнь краха экономику развитых стран.

    Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко ІІ-й мировой войне 1939-1945 гг. Рушится колониальная система европейских держав.

    Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью человечеству.

    ІІ-й период (вторая половина - конец ХХ в.) - качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира.

    С распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального тpyда.

    В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. На международной арене идут интеграционные процессы, создание единых экономических пространств (западноевропейское, североамериканское), развитие процессов глобализации экономической жизни и создание общемировой системы информационных коммуникаций.

    Вопросы для самопроверки:

    Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

    2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.

    3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?

    ©2015-2018 poisk-ru.ru
    Все права принадлежать их авторам.

    Эволюционная теория Чарльза Дарвина рассказывает нам о том, когда появился человек на Земле. Данная точка зрения считается общепринятой среди научных исследователей. Ранее люди не могли точно сказать, кто создал человека. Тысячелетиями считалось, что человечество – дело рук богов, однако на вопрос, кто создал человека, отвечает – эволюция.

    Вконтакте

    Первые представители

    Человек появился в далекие времена совсем не в том подобии, в каком мы можем наблюдать его сейчас. Самый первый представитель нашего вида на был больше похож на обезьяну, нежели на современного представителя людского социума. Некоторые исследователи считают, что первым человеком был австралопитек. Многие критикуют подобные предположения, так как он действительно больше схож с низшим классом приматов. Следующей вехой развития после австралопитека стал homo habilis или «человек умелый».

    Он ходил на двух ногах, имел относительно прямую осанку. Эти люди создали первые орудия труда, чтобы пользоваться ими для добывания пищи и строительства жилья. Современные археологические открытия позволили установить максимально точную дату, когда на Земле появился человек умелый. Это произошло приблизительно 2,6 млн. лет назад.

    Внимание! Первые представители нашего вида на Земле были сравнительно невысокого роста. Если сейчас средний рост среднестатистического человека составляет порядка 1,7 метра, то человек умелый был не выше 1,2 метра.

    Место проживания

    Исследователи пытаются установить, где появилось первое поселение людей. Долгие годы считалось, что человеческая раса зародилась на территории Западной Европы.

    Главная причина тому – теория евроцентризма, которая говорила, что именно на территории Европы были созданы могущественные цивилизации, и именно отсюда начался прогресс.

    Во второй половине ХХ века археологи нашли останки того самого человека умелого на территории современной Танзании, так называемого Афарского треугольника.

    Именно там были сделаны ключевые находки, которые пролили свет на происхождение человечества. Археологи нашли рядом с человеческими костями созданные из камня орудия труда, которые вполне могли служить неплохим инструментом для добычи пищи.

    В 1960 году уже мало у кого вызывала сомнения. Археологические находки также дали понять, как развивался человек, каким образом с течением времени увеличивался объем его мозга и улучшалась интеллектуальная деятельность.

    Что касается классификации по периоду, то зарождение человечества следует датировать Кайнозоской эрой , которая началась 65 млн. лет назад. О данном периоде отзываются, как об «эре новой жизни», ведь она стартовала сразу же после падения огромного метеорита, который уничтожил динозавров и большую часть жизни на планете.

    Процесс эволюции

    Мы узнали, откуда появился человек и как назывался самый первый человек на земле, однако на этом эволюция нашего вида не остановилась – предстояли еще более удивительные изменения.

    Homo ergaster

    Приблизительно 1,8 млн. лет назад homo habilis эволюционировал в человека работающего, то есть – homo ergaster. Размер мозга данного вида значительно превышает homo habilis. Ученые считают, что именно homo ergaster обрели возможность пользоваться разговорной речью.

    Возле скелетов homo ergaster археологи нашли следы первых кострищ. Следовательно, именно данный вид впервые начал добывать огонь. Кроме того, человек работающий изобрел рубило.

    Homo ergaster стали чаще охотится на животных, а до этого момента первые люди на Земле были скорее собирателями и падальщиками. Достаточно высокий уровень интеллекта позволил им собираться в группы, которые стали отправляться на охоту – это значительно повысило шансы выживания и на успешный финал.

    Homo erectus

    Еще предыдущий вид человека начал колонизировать планету. С территории Африки первые люди на Земле отправились на территории Западной Европы и Азии. Именно на Далеком Востоке были найдены останки следующего этапа развития человеческой расы – homo erectus или человека прямоходящего.

    На этом этапе развития человечества типичный его представитель имел рост в среднем 1,4 м. Homo erectus уже не сутулились, похода была прямой. По-прежнему использовались каменные орудия труда . Люди собирали корешки и растения, охотились на среднюю и небольшую дичь.

    Поскольку человек в древнее время не мог защитить себя в одиночку, эректусы стали сбиваться в достаточно большие праобщины, которые насчитывали несколько десятков человек. Эректусы также впервые стали готовить мясо на костре. На данном этапе развития в период голода человек прибегал к каннибализму.

    Между эректусами впервые появились зачатки отношений, напоминающие постоянную семейную пару, однако преимуществом пользовались беспорядочные половые связи. Археологические находки также подтвердили, что эректусы ухаживали за раненными соплеменниками и понимали лечебные свойства трав.

    Важно! Возможно, уже тогда появились люди, которые назывались шаманами или знахарями.

    Развитие мышления

    Долгое время считалось, что человек разумный был предком неандертальца.

    Однако исследования ХХ века доказали, что неандерталец был тупиковой веткой развития на территории Западной Европы, а homo sapiens пришел из Африки. Более того – именно он истребил и ассимилировал неандертальцев.

    Археологи установили, что первые люди с зачатками разума появились приблизительно 350-250 тыс. лет назад.

    Изначально homo sapiens были кочевниками и собирателями, и лишь 15 тыс. лет назад начали:

    • осваивать сельское хозяйство,
    • изготавливать орудия труда из кости,
    • строить постоянные жилища,
    • основывать небольшие постоянные поселения,
    • шить одежду,
    • рисовать на стенах пещер.

    10 тысяч лет назад люди общались при помощи речи, а жесты и мимика ушли на второй план.

    На этом этапе развития люди впервые стали создавать семьи и заключать браки. Развитие сельского хозяйства позволило сохранять часть продукции, благодаря чему стало возможно появление классов, власти и возможности выживать в неблагоприятные времена.

    Homo sapiens одомашнили животных, что дало толчок развитию скотоводства. Это также облегчило процесс добывания пищи – не нужно было тратить огромное количество времени и сил на охоту. Тогда же возникает и торговля между племенами: одни предлагали шкуры, а другие — красивые ракушки или рыбу.

    10 тыс. лет назад homo sapiens начал строить города, изобрел первые языки и построил цивилизации на территории Ближнего Востока, Северной Африки, Индии, Латинской Америки.

    Мы проследили как развивался человек на протяжении всего периода эволюции, где появились первые люди 2,5 млн. лет назад, как шел эволюционный процесс, продолжающийся по сей день.

    Современные научные достижения опровергли теорию о божественном происхождении человека и закрепили позиции Дарвинизма. Люди, прежде, чем стать такими, как сейчас, прошли долгий путь эволюции – от обезьяноподобного существа до современного человека информационной эпохи.

    В какой период появились первые люди

    Этапы развития человека разумного на Земле

    Вывод

    Первый человек появился на Африканском континенте, его родиной стала территория современной Танзании. Археологи называют данный регион Афарским треугольником или «колыбелью человечества». Из Африки небольшие племена людей стали расселяться по всей планете, покорив Европу, Азию, а затем Австралию и Америку.

    Общепринятым стало деление исторического пути человечества на:

    1. Первобытную эпоху;

    2. Историю Древнего мира;

    3. История Cpeдних веков;

    4. Новое время (Новая история);)

    5. Новейшее время Новейшая история).

    Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн. лет. На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа (около 40-30 тыс. лет назад), постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.

    Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения государств (IV-ІІІ тыс. до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение). Рacцвет рабовладельческий строй достиг в период античности (І тыс. до н.э. - начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима .

    В последние годы определенную известность приобрели попытки математика Д.Т. Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историками многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты. В частности, они предлагают считать, что писаная история человечества была искусственно удлинена более чем на тысячелетие. Речь, однако, идет лишь о предположении, которое не получило признания большинства историков.

    Эпоху Средневековья определяют временными рамками V–XVII вв.

    І-й период эпохи (V-XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений - утверждение сословного строя в Европе (каждое сословие имеет свои права и обязанности). Характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

    ІІ-й период (середина ХI - конец XV в.) - становление крупных феодальных государств и рост значения городов - центров ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

    ІІІ-й период (XV - середина XVII в.) - раннее Hoвое время, начало разложения феодального строя. Характерно создание колониальных империй, развитие ТДО, распространение мануфактурное производство, усложнение социальной структуры общества, вступающей в противоречие с сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют новый этап дyховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютные монархии.

    Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» ( Э. Тоффлер) не разгpаничиваются , они рассматриваются как «тpaдиционное общество», основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики была земля, натуральное и полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство. Во всех этих странах жизнь была организована вокpyг деревенского поселения, существовали простое разделение труда и четко определенные касты и классы: знать, священники, воины, рабы или крепостные и авторитарный характер власти.

    Исключения из описанных выше правил рассматриваются как особые варианты единственнoгo феномена - аграрной цивилизации.

    Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения промышленной капиталистической цивилизации.

    І-й период (с середины XVII в.) - время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.). Большое значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением веры в силу разума.

    ІІ-й период наступает после Великой французской революции (1789-1794). Промышленный переворот , начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.

    ІІІ-й период (с конца XIX - начало ХХ в.) - замедляется бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Время мировых кризисов перепроизводства и роста социальных противоречий в промышленных странах. Обострение борьбы за передел мира.

    Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Показателем представлялась І-я мировая война 1914-1918 гг. и революция 1917 г. в России.

    Периодизация и термин Новейшая история относятся к числу спорных в современной науке. Для советских историков и философов революция 1917 г. знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нaступление Новейшегo времени. Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpeмя» подразумевали период, связанный с историей современности ХХ в.

    В рамках истории Новейшего времени выделяется ІІ основных периода.

    І-й период (первая половина ХХ в.) - раннее Новейшее время - процесс углубления кризиса индустриальной цивилизации (Великий кризис 1929-1932гг.) поставил на гpaнь краха экономику развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко ІІ-й мировой войне 1939-1945 гг. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью человечеству.

    ІІ-й период (вторая половина - конец ХХ в.) - качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира. С распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального тpyда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. На международной арене идут интеграционные процессы, создание единых экономических пространств (западноевропейское, североамериканское), развитие процессов глобализации экономической жизни и создание общемировой системы информационных коммуникаций.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

    2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.

    3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?