Руководство по проектированию вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации. ТТК

Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории"

В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239; 6244, 6245, 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории".

И.Е. Левитин

Регистрационный N 20420

Утверждены федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории".

Данные требования не применяются к посадочным площадкам для выполнения разовой посадки, подобранным с воздуха или осмотренным с земли, а также используемым менее 30 дней в течение календарного года.

Если эксплуатационной документацией судна установлены иные требования к посадочным площадкам, то применяются они.

Требования к посадочным площадкам установлены отдельно для самолетов и вертолетов.

Поверхность взлетно-посадочной полосы (ВПП) площадки должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку воздушных судов. Нужно, чтобы она выдерживала нагрузки, возникающие при движении. Определена ширина ВПП в зависимости от ее длины.

Посадочная площадка оборудуется минимум 1 ветроуказателем. Он должен быть хорошо виден со всех точек летного поля. При полетах ночью его нужно освещать. Цвет ветроуказателя должен контрастировать с окружающей местностью.

На посадочной площадке для вертолета должны быть предусмотрены зоны приземления и отрыва, конечного этапа захода на посадку и взлета, безопасности.

На посадочной площадке, расположенной в акватории, необходимо иметь лодку со спасательными кругами для оказания помощи экипажам и пассажирам.

На берегу в непосредственной близости от такой площадки оборудуют стоянки воздушных судов и причал. Посадочная площадка должна маркироваться.

Приказ вступает в силу через 90 дней после официального опубликования.

Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории"


Регистрационный N 20420


Настоящий приказ вступает в силу через 90 дней со дня официального опубликования


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

СТРОИТЕЛЬСТВО НАЗЕМНОЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ ПЛОЩАДКИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ строительству наземной вертолетной площадки.

Рис.1. Наземная вертолетная площадка


1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по строительству наземной вертолетной площадки рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по строительству наземной вертолетной площадки с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по строительству наземной вертолетной площадки. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

Конструктивные особенности по строительству наземной вертолетной площадки решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по строительству наземной вертолетной площадки, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по строительству наземной вертолетной площадки.

2.2. Работы по строительству наземной вертолетной площадки выполняются вегетационный период с 20 мая до 20 сентября, в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при строительстве наземной вертолетной площадки входят:

- геодезическая разбивка площадки;

- срезка растительного слоя грунта;

- устройство насыпи из карьерного грунта;

- устройство щебеночного основания;

- монтаж железобетонных плит покрытия.

2.4. При строительстве вертолетной площадки в качестве основных материалов используются: щебень фракции 40-70 мм и фракции 10-20 мм , М 800 отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 ; песок строительный отвечающий требованиям ГОСТ 8736-93 ; железобетонные плиты аэродромные гладкие ПАГ-14 , размером 6,0х2,0х0,14 м, 4,2 т отвечающие требованиям ГОСТ 25912.0-91 , ГОСТ 25912.1-91 .

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватора Volvo EC-290B (емкость ковша 1,25 м); бульдозера Б170М1.03ВР (на базе Т-170, емкость отвала 4,28 м); грунтового катка ДУ-85 (эксплуатационная масса 13,0 т) и автомобильного крана КС-55713-1 "Галичанин" (грузоподъемностью 25,0 т) в качестве ведущего механизма.

Рис.2. Одноковшовый экскаватор Volvo EC-290B

Рис.3. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.4. Грунтовый каток ДУ-85

Рис.5. Автомобильный кран КС-55713-1

Рис.6. График грузоподъемности крана в зависимости от наличия и вылета стрелы

2.6. Работы по устройству вертолетной площадки следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 3.02.01-87 . Земляные сооружения, основания и фундаменты;

- СНиП 2.02.05-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования;

- СНиП 3.06.03-85 . Автомобильные дороги. Правила производства работ;

- СНиП 2.05.07-97*. Промышленный транспорт;

- Пособие к СНиП 2.05.07-85 . Проектирование земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии со СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по строительству вертолетной площадки необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- составить акта готовности объекта к производству работ;

- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Перед устройством вертолетной площадки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- произведена геодезическая разбивка площадки;

- подготовлены площадки для складирования материалов;

- устроены временные подъездные дороги;

- подготовлены к работе машины и механизмы;

- подготовлен инвентарь, приспособления и средства для безопасного ведения работ.

Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).

3.4. Геодезическая разбивка

3.4.1. Геодезическая разбивка площадки заключается в обозначении её размеров на местности. Разбивку ведут в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. При горизонтальной разбивке определяют и закрепляют на местности положение осей, а при вертикальной - расчетную высоту площадки. Разбивку ведут от оси подъездной автодороги.

3.4.2. Разбивку площадки начинают с нахождения и закрепления продольной оси подъездной автодороги, выполняя следующие действия:

- восстанавливают ось подъездной дороги;

- измеряют стальной лентой (дважды) расстояние от центра площадки до указанного ПК на продольной оси дороги;

- забивают в полученной точке стальной гвоздь длиной 100-120 мм;

- центрируют над гвоздем теодолит и переносят в натуру угол между продольной осью дороги и осью площадки, он должен быть равным проектному значению;

- закрепляют полученную продольную ось площадки четырьмя контрольными столбиками, по краям, центру и у продольной оси подъездной дороги;

- переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера, а также отметки верха земляного полотна и каждого слоя дорожной одежды;

разбивают очертания площадки по схеме (см. рис.7) с закреплением её контуров колышками, забитыми на расстоянии 1,0-1,5 м от бровки площадки.

Рис.7. Разбивочная схема вертолетной площадки и конструкция покрытия


Закрепительные знаки (колышки с отметками) сохраняются до сдачи площадки заказчику. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить.

3.4.3. Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта приёмки геодезической разбивки площадки, в соответствии с СНиП 3.01.03-84 .

3.5. Срезка растительного слоя грунта

3.5.1. При срезке растительного слоя грунта технологической картой предусматривается следующая последовательность работ:

- срезка "челночным способом" растительного слоя грунта I, II группы бульдозером и перемещение в отвалы на границах площадки;

- складирование и окучивание грунта.

3.5.2. При срезке грунта растительного слоя бульдозером Б170М1.03ВР "челночным способом" заполнение отвала грунтом, его перемещение производится при движении бульдозера вперед, а холостой ход - при движении бульдозера задним ходом по той же прямой.

Площадь участка строительства разбивают на пять захваток. Сначала бульдозер срезает грунт растительного слоя на продольной захватке и транспортирует его в ближайший отвал, путь перемещения грунта выбирается по кратчайшему расстоянию, поверхность пути перемещения следует предварительно выровнять бульдозером.

По окончании работ на первой захватке бульдозер разворачивается и ведет работы на второй продольной захватке. Срезка грунта растительного слоя бульдозером на первой и второй захватках ведется от середины участка в обе стороны, образуя двухстороннее размещение отвалов. Затем срезают грунт на третьей захватке расположенной у дальней стороны площадки, перпендикулярно первой и второй; затем на четвертой и пятой расположенным у выхода с вертолетной площадки перпендикулярно первой и второй захваткам (см. рис.8).

Рис.8. Схема производства работ при срезке растительного слоя грунта бульдозером


3.5.3. Полный цикл работы бульдозера состоит из операций:

- опускание отвала и установка его в требуемое положение;

- зарезание и заполнение отвала грунтом;

- перемещение грунта растительного слоя к месту укладки;

- разгрузка (укладка) грунта растительного слоя в отвал;

- возвращение бульдозера в забой.

3.5.4. Повышение производительности бульдозеров, используемых при разработке грунта растительного слоя, может быть достигнута за счёт совмещения операций:

- подъёма отвала с разгрузкой и разравниванием грунта;

- опускания отвала с переключением передачи трактора и началом движения бульдозера задним ходом.

3.5.5. Зарезание грунта растительного слоя производится на прямых участках по клиновой схеме. Клиновая схема зарезания грунта с применением переменного (по высоте) заглубления отвала обеспечивает наиболее полное заполнение его грунтом и использование тяговых возможностей трактора. Для обеспечения зарезания грунта и его набора режущая кромка ножа отвала бульдозера всегда должна быть острой.

При срезке грунта растительного слоя нож отвала бульдозера устанавливается под углом до 60° к горизонтальной поверхности.

3.5.6. Транспортирование грунта растительного слоя на подъем более 10° (1:5,6) должно производиться только в исключительных случаях, так как производительность бульдозера при этом значительно снижается.

3.5.7. Разгрузка грунта растительного слоя в насыпи производится резким поднятием отвала в конце транспортировки на расстоянии от 1,0 до 1,5 м при движении бульдозера вперед и последующим разравниванием отсыпаемого грунта тыльной стороной отвала при заднем ходе бульдозера. Перемещение грунта растительного слоя при коротких расстояниях или на подъём производится на первой передаче трактора, а при более значительных расстояниях - на второй передаче. Разгрузку грунта растительного слоя следует производить на скорости той передачи, на которой выполняется перемещение грунта бульдозером.

3.5.8. Обратный (холостой) ход бульдозера следует выполнять при повышенных скоростях.

3.5.9. Перемещенный в отвал грунт растительного слоя следует предохранять от размыва и выветривания путем устройства обваливания, уплотнения, укрытия.

3.5.10. При планировке поверхности бульдозером предусматривается перемещение грунта на расстояние до 30 м. Планировка ведется полосами, равными ширине отвала бульдозера, при рабочем ходе в одном направлении.

3.5.11. Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта освидетельствования скрытых работ по срезке растительного слоя грунта с площадки строительства, в соответствии с Приложением 3 , РД-11-02-2006 и разрешения последующих работ по устройству насыпи.

3.6. Возведение насыпи площадки

3.6.1. При возведении насыпи выполняют следующие работы:

- разработка грунта в карьере экскаватором;

- отсыпка грунта в насыпь автомобилями-самосвалами;

- разравнивание грунта бульдозером;

- увлажнение грунта (в случае необходимости);

- планировка поверхности слоя насыпи бульдозером;

- уплотнение слоя насыпи грунтовым катком;

- зачистка и окончательная отделка откосов насыпи экскаватором.

3.6.2. До начала производства работ по возведению насыпи, необходимо произвести расчеты по определению параметров устраиваемой насыпи, в том числе: толщину отсыпаемых технологических слоев насыпи.

Толщина слоя принимается в зависимости от применяемого катка - в нашем случае применяется грунтовый каток ДУ-85 для песка пылеватого и супеси, из которых отсыпается насыпь площадки толщина уплотняемого слоя равна 35-45 см.

3.6.3. Грунт для отсыпки насыпи разрабатывается при трассовом резерве экскаватором Volvo EC-290B и доставляется на место производства работ автосамосвалами КамАЗ-65115 (см. рис.9). Завезенный грунт выгружается из автомобилей самосвалов на поверхность площадки кучами. Расстояние между центрами выгружаемых куч грунта равно,

Рис.9. Устройство насыпи площадки из карьерного грунта


Выдерживание требуемого расстояния будет не только гарантией нужной толщины отсыпаемого слоя грунта и обеспечения качества его уплотнения, но и позволит минимизировать работу бульдозера по разравниванию куч и получить экономию времени и ГСМ. Прием грунта на месте выгрузки осуществляет дорожный рабочий 3 разряда. Рабочий подает сигнал на подход и отход автомобиля, регулирует движение автомобилей по ширине насыпи, чтобы не создавалась колейность и обеспечивалась более равномерное уплотнение слоя. Отсыпку грунта в насыпь следует производить от краев к середине слоями на всю ширину площадки, включая откосы. Ширина отсыпки насыпи принята на 0,5 м больше с каждой стороны, для уплотнения краевых частей, прилегающих к откосу. Последующая подсыпка краевых или откосных частей не допускается.

1. Основные требования к вертолетная площадке, базирующейся на крыше медицинской организации:

1.1. Объектами проектирования являются:

Основные объекты: оборудованная вертолетная площадка (ВП) и диспетчерский пункт (ДП), размещаемые на крыше медицинской организации субъекта Российской Федерации;

Дополнительные обеспечивающие объекты: воздушная трасса для захода вертолета на ВП на посадку и для взлета, оснащенная необходимым оборудованием; инженерно-технические сети и коммуникации.

1.2. Оборудованная ВП с ДП и дополнительными обеспечивающими объектами и оборудованием должны представлять собой единый функциональный комплекс с базированием ВП и ДП на крыше медицинской организации.

1.3. Оборудованная ВП с ДП на крыше здания медицинской организации должна обеспечивать зависание над ней, посадку, кратковременную стоянку и взлет вертолетов легкого класса.

1.4. Вертолетные площадки на крышах зданий не предназначаются для обеспечения временной стоянки (дежурства) вертолета. Дежурство вертолета должно обеспечиваться в наземных условиях: на вертодроме, аэродроме или наземной оборудованной вертолетной площадке.

1.5. Вертолетная площадка должна быть рассчитана на обеспечение как штатной, так и аварийной посадки вертолетов.

1.5.1. Вертолетная площадка должна обеспечивать посадку вертолетов штатно - по вертолетному, без влияния воздушной подушки.

1.5.2. Вертолетная площадка должна предусматривать обеспечение аварийной посадки вертолетов и проведение неотложных мероприятий по ликвидации последствий этой посадки: пожаротушение вертолета и близлежащих объектов, аварийно-спасательных работ, аварийной эвакуации пострадавших из вертолета, оказание им неотложной медицинской помощи.

1.6. В составе вертолетной площадки должно быть предусмотрено и функционировать следующее авиационное оборудование:

Оборудование радиосвязи;

Оборудование для управления воздушным движением (УВД);

Кодовый неоновый светомаяк со средствами управления;

Маркировочные огни: посадочные, ограничения площадки и загради-тельные со средствами управления этим оборудованием;

Прожекторы для подсвета ВП;

Светоограждение ДП, зданий и сооружений, ближайших к ВП;

Светоограждение ДП, зданий и сооружений по воздушной трассе захода вертолета для посадки на ВП и взлета с ВП;

Метеооборудование в автоматическом режиме работы;

Ветроуказатель механический со светотехническим оборудованием для его подсветки;

Устройства для швартовки вертолета;

Оборудование для технического обслуживания ВП и вертолета.

1.7. ВП и ДП должны быть оборудованы средствами пожаротушения: гидрантами (гидромониторами) минимум с двух сторон, металлическим ящиком с песком, огнетушителями и др.



1.8. Объекты должны быть оборудованы молниезащитой и заземлением согласно существующим нормам.

1.9. ВП, ДП и дополнительные объекты должны обеспечивать круглосуточное применение вертолетов в светлое и темное время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в любое время года и в любых климатических условиях.

1.10. Специальные пункты дозаправки вертолета должны находиться за территорией вертодрома, аэродрома и медицинской организации в зоне ответственности вертолета, на незначительном относительно вертодрома, аэродрома расстоянии от оборудованной ВП медицинской организации.

1.10.1. Возможно оборудование и применение специального хранилища для дозаправки вертолета авиационным топливом.

1.10.2 Хранилище должно находиться на охраняемой территории и отвечать требованиям безопасности.

1.10.3 Специальные пункты дозаправки вертолета, оборудованные хранилищем, должны иметь специальное оборудование для заправки вертолета топливом и контроля качества топлива.

1.10.4. Возможна дозаправка вертолета от аэродромных автомобилей-топливозаправщиков вне территории аэродромов и вертодромов в зоне ответственности вертолета на специальных пунктах дозаправки.

1.11. Территория ВП должна иметь вертикальную планировку и ограждение по периметру.

2. Требования к оборудованной вертолетной площадке с диспетчерским пунктом, базирующейся на крыше здания медицинской организации.

2.1. Оборудованная ВП с ДП, размещаемые на крыше здания медицинской организации, должны отвечать следующим требованиям по нормам ИКАО:

2.1.1. ВП должна иметь размер по длине и ширине, в который должен умещаться круг диаметром не менее диаметра несущего винта (НВ) вертолета, имеющего наибольший диаметр НВ из прилетающих на данную площадку, но не менее предусмотренных норм.

2.1.2. Общая площадь ВП должна быть не менее установленных норм для категории легких вертолетов - 35х35 м.

2.1.3. Рабочая площадь ВП должна быть не менее установленных норм для категории легких вертолетов - 15х15 м.

2.1.4. Площадка для приземления и взлета вертолета должна иметь с внешней стороны (круга, прямоугольника или многоугольника) по всему периметру полосу безопасности не менее 3-х метров.

2.1.5. По внешней кромке крыши здания должно оборудоваться откидывающееся леерное ограждение.

2.1.6. Свободный сектор для захода вертолета на ВП, расположенную на крыше здания, для посадки и взлета с нее должен составлять 210 º .

2.1.7. Высоты препятствий над уровнем ВП в пределах боковых зон ее безопасности должны соотноситься не более 1:2 соответственно, т. е. препятствие высотой 1 м над уровнем ВП должно находиться на расстоянии не менее 2 м от ВП.

2.1.8. Боковое удаление препятствий от траектории взлета (посадки) до ВП должно соотноситься не менее 1:1 соответственно, т.е. препятствие высотой 1м над уровнем ВП должно быть удалено от ВП на расстояние не менее 1 м от ВП.

2.1.9. На расстоянии 2-х радиусов несущего винта вертолета от центра ВП не должны располагаться инженерные объекты выше уровня ВП.

2.2. ВП, размещаемая на кровле здания, должна устанавливаться на опоры из железобетона размером согласно требованиям к ВП и иметь искусственное покрытие плит ПАГ или из монолитного бетона.

2.3. ВП и полосы безопасности ВП должны выдерживать удельную нагрузку с учетом максимальной удельной нагрузки на ВП при аварийной посадке вертолета.

2.4. Должна быть обеспечена возможность стока воды и уборки снега с ВП и ДП.

2.4.1. Рабочая площадь и полосы безопасности ВП должны иметь требуемые уклоны для обеспечения стока атмосферных осадков в дождеприемные устройства и далее по водосточному коллектору в городскую сеть ливневой канализации.

2.4.2. Для отвода воды из-под покрытия необходимо предусмотреть дренирующий слой основания и закромочную дрену с низовой стороны, впадающую в коллектор.

2.5. Должны быть предусмотрены мероприятия и оборудование по защите ВП от обледенения и его предотвращению.

2.6. Поверхность ВП должна иметь шероховатость (ребристость), чтобы исключить скольжение вертолета.

2.7. Для предотвращения выкатывания вертолета с ВП во время стоянки должен предусматриваться ограничивающий комингс деревянного исполнения.

2.8. По периметру ВП должна сооружаться защитная сетка шириной 1,5 метра. Сетка должна выдерживать нагрузку 200кг на квадратный метр и иметь возможность подниматься и откидываться.

2.9. На крыше в районе ВП должны устанавливаться:

Метеооборудование;

Ветроуказатель механический;

Кодовый неоновый светомаяк;

Маркировочные огни (посадочные, ограничения площадки, заградительные).

Устройства для швартовки вертолета.

2.10. У выхода на крышу к ВП должна сооружаться защитная стенка до 1,5 метров высотой для защиты людей от воздушного вихря, созываемого от несущего винта вертолета, в период ожидания для посадки. Допустимый воздействующий поток до 5 м/сек. От места выхода (ожидания) до ВП делаются поручни.

2.11. ВП должна иметь лестницу или съездной пандус для схода и подъема людей и транспортировки эвакуируемых пострадавших.

2.12. У выхода на крышу здания в районе ВП должна быть оборудована защищенная от ветра и осадков площадка для перекладывания и временного размещения эвакуируемых пострадавших и медицинских специалистов сопровождения.

2.13. Рядом с ВП может устанавливаться пандус с частичным покрытием, который может использоваться в качестве защитного сооружения от воздушного потока во время ожидания прибытия вертолета, его посадки и взлета. В этом случае защитная стенка от ветрового потока не требуется.

2.14. В здании медицинской организации, на крыше которой оборудуется ВП, должно быть предусмотрено подъемное устройство (лифт) для обеспечения поочередного подъема-спуска: дежурной смены, медицинского экипажа с укладками, 1-2 эвакуируемых пострадавших (на носилках, столе-каталке или кресле-каталке), 1-2 медицинских специалистов сопровождения.

2.15. Кабина подъемного устройства должна обеспечивать:

Удобство погрузки-выгрузки и размещения эвакуируемых постра-давших;

Удобство доступа медицинских специалистов к эвакуируемым пост-радавшим для оказания им неотложной медицинской помощи;

Телефонную связь с диспетчером ДП и дежурным лифтером;

Аварийное освещение.

2.16. К стоянке вертолета (к ВП) должен быть обеспечен подвод электропитания необходимых номиналов и мощностей для обеспечения питания:

Борта вертолета при устранении его неисправностей;

Наземных средств технического обслуживания вертолета;

Наземных переносных (передвижных) воздушно-вентиляторных отопителей, предназначенных для обогрева кабин вертолета при его кратковременной стоянке и при устранении его неисправностей в зимнее время года.

3. Требования к диспетчерскому пункту в составе оборудованной вертолетной площадки, базирующейся на крыше здания медицинской организации:

3.1. ДП предназначается для следующих целей:

Управления полетами вертолетов;

Обзора посадочной площадки и полос воздушных подходов;

Выдачи условий для захода и посадки на ВП летному экипажу;

Управления навигационными и посадочными системами;

Управления специальным светотехническим оборудованием ВП, свето-маяком и маркировочными огнями;

Обеспечения радио и телефонной связи;

Размещения специального оборудования;

Обеспечения постоянного дежурства сменного диспетчера;

Временного размещения дежурного летного экипажа;

Временного размещения медицинских специалистов, обеспечивающих прием эвакуируемых пострадавших;

Обеспечения условий для оказания экстренной медицинской помощи эвакуируемым штатно и в условиях аварийной посадки вертолета;

Временного нахождения персонала, обслуживающего ВП.

3.2. При выборе места размещения ДП необходимо предусмотреть возможность его установки на кровле крыши по линии ограничения летных препятствий с расположением бытовых помещений на техническом этаже.

3.3. Режим работы ДП должен быть постоянным, круглосуточным.

3.4. В помещениях ДП должны быть обеспечены условия:

Для несения постоянного дежурства одного сменного диспетчера и одного сменного помощника диспетчера;

Для кратковременного отдыха летного экипажа;

3.5. Летный экипаж должен находиться в режиме постоянной готовности к вылету.

3.6. Медицинский персонал для обеспечения приема и отправки пострадавших должен привлекаться из лечебного учреждения на момент прилета-вылета вертолета.

3.7. Доставка пострадавших к вертолету (с вертолета) должна осуществляться на момент прилета-вылета вертолета.

3.8. В составе ДП должны быть предусмотрены следующие помещения:

Диспетчерская площадью не менее 15 м² с прилегающими электрощитовой площадью не менее 6 м² и туалетом с умывальником - 6 м²;

Комната отдыха для дежурного диспетчера смены и летного экипажа вертолета площадью не менее 15 м².

3.9. На плоскости кровли здания с ДП необходимо предусмотреть ограждение и установку антенн радиостанции, импульсного маяка, ветроуказателя, датчика скорости и направления ветра.

3.10. Помещение для службы технического обеспечения ВП с ДП должно оборудоваться отдельно от ДП в близлежащих к ВП помещениях медицинской организации.

3.11. Необходимо предусмотреть систему видеонаблюдения стоянки вертолета на ВП и территории ВП. Видеоконтроль должен быть обеспечен из помещения диспетчерской ДП и из дежурного помещения внутренней охраны медицинской организации.

3.12. ДП должен иметь внешнее электрическое освещение.

Приложение № 41-13

к Положению об организации

деятельности ОЭКСМП

Вертодром предлагается строить на основе существующего аэродрома Смышляевка, ввиду экономии затрат на строительство летной полосы и его географического положения.

Смышляевка -- аэропорт местных воздушных линий города Самара. Расположен на восточной окраине Самары (в 15 км к востоку от центра города) в микрорайоне Аэропорт-2, входящем в черту города. Аэродром Смышляевка 4 класса, способен принимать самолёты типа Ан-2, Л-410 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов. С 15 июня 2012 года аэродром закрыт, преобразован в посадочную площадку и используется для производства авиационных работ.

Рисунок 7 - Схема аэропорта Смышляевка

Требования к посадочным площадкам для вертолетов

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» разработанных в соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» посадочные площадки должны отвечать следующим требованиям.

Посадочная площадка, предназначенная для самолетов, может быть использована вертолетами и иными видами воздушных судов при соблюдении требований, указанных в настоящих Правилах.

На посадочной площадке должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (далее - зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (далее - зона FATO) и зона безопасности.

Зона FATO может быть расположена на ВПП или РД посадочной площадки, предназначенной для самолетов, либо вблизи них.

Зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие:

Для вертолетов с максимальной взлетной массой более 3100 кг - поместить круг диаметром не менее диаметра, равному длине вертолета с вращающимися винтами (D), для полетов которого предназначена данная посадочная площадка;

Для вертолетов с максимальной взлетной массой 3100 кг и менее - поместить круг диаметром не менее 0,83D самого большого вертолета, для обслуживания которого предназначена данная посадочная площадка.

Средний уклон зоны FATO в любом направлении составляет не более 3%. Локальный уклон любой части зоны подхода, измеряемый по размеру колеи вертолета, не превышает 7%.

Поверхность зоны FATO должна быть свободной от препятствий и выдерживать воздействие струи несущего винта.

На посадочной площадке предусматриваются не менее одной зоны TLOF, которая может располагаться в пределах зоны FATO или вне нее.

Зона TLOF может быть любой конфигурации и должна иметь достаточные размеры, чтобы вместить круг диаметром 0,83D вертолета (11,5 метров), для полетов которого рассчитана данная зона.

Уклоны зоны TLOF устанавливаются достаточными для предотвращения скопления воды на поверхности зоны, но не должны превышать 2% в любом направлении, если иное ограничение не указано в эксплуатационной документации на воздушное судно.

Зона TLOF должна выдерживать нагрузку, создаваемую воздушными судами, для посадки которых она рассчитана.

Вокруг зоны FATO располагается зона безопасности, поверхность которой не обязательно должна быть твердой.

В зоне безопасности не допускается наличие предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне.

Объекты, которые в силу их функционального назначения необходимо размещать в зоне безопасности, должны быть ломкими объектами и не выше 0,25 метров. Если они располагаются вдоль границы зоны FATO, то они не должны выходить за пределы плоскости, берущей начало на высоте 0,25 метров над границей зоны FATO и восходящей в сторону от зоны FATO с градиентом 5%.

Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для использования вертолетами в визуальных метеорологических условиях, простирается за пределы контура зоны FATO на расстояние 0,5D вертолета, для обслуживания которого рассчитана посадочная площадка.

В случае:

Если зона FATO имеет форму четырехугольника, каждая внешняя сторона зоны безопасности должна быть не менее 2D;

Если зона FATO имеет форму окружности, диаметр зоны безопасности должен быть не менее 2D.

Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для полетов вертолетов в приборных метеорологических условиях должна иметь размеры в поперечном направлении, не менее 45 м с каждой стороны от осевой линии и в продольном направлении, не менее 60 м от границ зоны FATO.

Восходящий уклон поверхности зоны безопасности, когда она является твердой, в направлении от границы зоны FATO не должен превышать 4%.

На посадочной площадке обеспечивается, чтобы препятствия со стороны зоны FATO не были выше боковой поверхности ограничения препятствий, простирающейся с восходящим уклоном 45° от границы зоны безопасности до высоты 10 м.

В тех случаях, когда рельеф местности или препятствия делают невозможным осуществление взлета и посадки в двух направлениях, допускается устройство посадочных площадок со стартом в одну сторону. В таких случаях расстояние от торца посадочной площадки, включая зону безопасности, до препятствий, перекрывающих второе направление полосы воздушных подходов должно быть не менее 2D (27,5 метров).

При применении криволинейной траектории набора высоты и снижения зона, свободная от препятствий, должна обеспечивать возможность осуществления начала разворота при взлете и завершения разворота при посадке на высоте не менее 30 м для всех классов летно-технических характеристик вертолетов.

Место стоянки вертолета должно иметь размеры, достаточные для того, чтобы поместить круг диаметром, равным величине 1,2D вертолета, для которого планируется использовать место стоянки. В данном случае диаметр круга равен 16,5 метров.

Если место стоянки используется для разворота вертолета:

а) вокруг него располагается защитная зона, которая простирается в стороны на расстояние 0,4D (5,5 метров) от границы места стоянки;

б) минимальный размер места стоянки и защитной зоны должен быть не менее 2D.

Если на посадочной площадке предусматривается одновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, защитные зоны мест стоянки вертолетов и связанные с ними маршруты руления не перекрываются.

Если предусматривается неодновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, допускается перекрытия защитных зон мест стоянки вертолетов и связанных с ними маршрута руления.

Если место стоянки вертолета предназначено для руления по земле вертолетов, имеющих шасси с колесами, его размеры должны учитывать минимальный радиус разворота вертолетов, для размещения которых предназначено место стоянки.

Если место стоянки вертолета используется для сквозного руления по земле, то минимальная ширина места стоянки и соответствующей защитной зоны должна быть не менее ширины наземного маршрута руления.

Центральная зона места стоянки вертолета должна выдерживать статическую нагрузку и нагрузку, обусловленную движением вертолетов, для обслуживания которых она предназначена и должна иметь:

а) диаметр не менее 0,83D вертолета, для обслуживания которого она предназначена;

б) ширину не менее ширины наземной РД для руления по земле, если место стоянки вертолета предназначено для выполнения сквозного руления по земле.

Допускается совмещение зоны TLOF и места стоянки.

Уклон места стоянки вертолета в любую сторону не должен превышать 2%, если иное не предусмотрено эксплуатационной документацией воздушного судна.

Места хранения вертолетов, на которых не будет производиться запуск двигателей, должны иметь размеры, необходимые для безопасного хранения вертолетов.

Ширина наземной РД для руления по земле равняется не менее 1,5 размера колеи вертолета, для обслуживания которого предназначена РД.

Пространство над РД для руления по земле освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии на расстояние не менее 0,75D вертолета, для руления которого предназначена РД.

Продольный уклон РД для руления по земле вертолетов не должен превышать 3%, поперечный уклон не более 2%.

На РД для руления по земле вертолетов не допускается наличие каких-либо объектов, за исключением ломких объектов, которые вследствие своего функционального назначения должны там находиться.

РД для руления вертолетов по земле должна быть оборудована таким образом, чтобы исключить воздействие незакрепленных предметов на вертолет.

РД, предназначенные для руления по земле вертолетами и самолетами, должны соответствовать наиболее строгим требованиям к РД для самолетов и к РД для руления по земле вертолетов.

Ширина РД для руления по воздуху должна быть не менее 2 размеров колеи наибольшего вертолета, для руления которого предназначена РД.

Пространство над РД для руления по воздуху освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии РД на расстоянии не менее диаметра несущего винта вертолета, для руления которого предназначена РД, поверхность под указанным пространством должна быть пригодной для аварийной посадки и должна исключать повреждение вертолетов незакрепленными предметами.

Поперечные и продольные уклоны поверхности РД для руления по воздуху для вертолетов не должны превышать 10% и 7% соответственно или не должны превышать ограничений уклонов, установленных в эксплуатационной документации вертолетов, для руления которых рассчитана РД.

Вертолетные посадочные площадки с искусственным покрытием должны иметь опознавательную маркировку - букву «Н» белого цвета. На посадочных площадках при учреждениях здравоохранения наносят букву «Н» красного цвета на фоне белого креста.

Поперечная линия буквы «Н» должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку. Размеры опознавательной маркировки должны быть не меньше размеров, указанных на рисунке 8.


Рисунок 8 - Опознавательная маркировка посадочной площадки при учреждении здравоохранения.

Маркировка зоны FATO прямоугольной формы состоит из трех одинаковых маркировок, расположенных вдоль границы каждой стороны, включая угловые, через равные интервалы. Если зона FATO имеет форму окружности или любую другую форму, минимальное количество маркировок, расположенных через равные интервалы, равно пяти. Белая линия маркировки границы зоны FATO должна быть шириной не менее 0,3 м.

Маркировка зоны TLOF должна быть обеспечена в том случае, если периметр зоны TLOF не является четко выраженным. Маркировка зоны TLOF состоит из непрерывной белой линии шириной не менее 0,3 м.

Маркировка точки приземления наносится таким образом, чтобы обеспечить нахождение вертолета на безопасном расстоянии от любого препятствия, если кресло пилота вертолета находится над маркировкой и представляет собой окружность желтого цвета с шириной линии не менее 0,5 м и внутренним диаметром равным 0,5D вертолета, для посадки которого предназначена зона приземления.

Рисунок 9 - Схема маркировки посадочной площадки с искусственным покрытием

Вертолетные посадочные площадки без искусственного покрытия обозначаются в соответствии с настоящими правилами.

Знаки посадочной площадки без искусственного покрытия могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, или флажки.


1 - рабочая площадь посадочной площадки; 2 - усеченный конус или призма; 3 - флажки-ориентиры или дорожный сигнальный конус или автопокрышка

Рисунок 10 - Обозначение рабочей площади вертолетной посадочной площадки без искусственного покрытия

На месте стоянки вертолетов с искусственным покрытием маркируется граница центральной зоны желтой или оранжевой линией шириной не менее 0,15 м.

Места стоянки, не имеющие искусственного покрытия, обозначаются четырьмя дорожными сигнальными конусами, автопокрышками или флажками, расположенными по углам квадрата, в который может быть вписан круг, размером 1,2D вертолета, для которого предназначена данная стоянка.

На искусственном покрытии осевые линии РД для руления по земле и РД для руления по воздуху маркируются пунктирной линией желтого или оранжевого цвета шириной 0,15 м и длиной 1,5 м с разрывами 3,0 м.

Маркировка маршрутов руления по воздуху над поверхностями без искусственного покрытия может быть выполнена флажками или дорожными сигнальными конусами или покрышками.

Посадочные площадки для вертолетов оборудуются ветроуказателем. Ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных на рисунке 11


Рисунок 11 - Размеры ветроуказателя

Государственный проектно-изыскательский

и научно-исследовательский институт

АЭРОПРОЕКТ

РУКОВОДСТВО

по ПРОЕКтированию вертодромов

И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АвИАЦИИ

(дополнено вертолетами Ми-26, Ка-32)

Отдел научно-технической информации

Москва, 1970

В «Руководстве» приведены основные определения, об­щие положения и составные элементы вертодромов и поса­дочных площадок, состав зданий и сооружений, требования к взаиморасположению на вертодроме грунтовой летной полосы или ВПП, МС, РД, швартовочных площадок и перронов, расчетные нагрузки для взлетно-посадочных платформ , трапов в якорных креплений швартовочных площадок и МС, а также нагрузки приходящиеся на основные и передние опоры вертолета на стоянке.

На основании летных испытаний ГосНИИ ГА даны разме­ры рабочей площади вертодромов (посадочных площадок) к воздушных подходов к ним, обеспечивающих безопасность эксплуатации вертолетов.

Настоящим «Руководством» следует пользоваться при изысканиях, проектировании и эксплуатации вертодромов и посадочных площадок, предназначенных для вертолетов гражданской авиации.

Ранее изданные «Технические требования к вертодромам ГВФ» (приказ ГУГВФ №784 от 20.12.63 г.), а также разделы других руководящих документов, касающиеся размеров назем­ных вертодромов, посадочных площадок и воздушных подходов к ним, считать утратившими силу.

Руководство по проектированию вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации разработано ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» при участии ГосНИИ ГА и утверждено Министерством гражданской авиации 25.06.1970г.

Ответственные исполнители: старший научный сотрудник ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» кандидат технических наук Бородач А.И. и начальник отделения ГосНИИ ГА Бубнов А.А.

УДК 625.712.65:629.735.45


Редактор А.М. Назаркина, исправление и дополнение Я.В. Мороз

1. Общие требования 6

2. Летные полосы и воздушные подходы к ним 7

3. Места стоянки, швартовочные площадки, рулежные

Дорожки и перроны 12

4. Служебно-техническая территория 17

5. Надводные вертодромы и посадочные площадки 18

6. Вертодромы и посадочные площадки в аэропортах 19

Приложения

1. Маркировка вертодромов и посадочных площадок 22

2. Основные летно-технические характеристики

вертолетов гражданской авиации 28


I. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§1. Вертодром - специально подготовленный участок, имеющий комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающий взлеты, посадки, руление, хранение и обслуживание вертолетов.

§2. Посадочная площадка - участок местности или различного рода сооружения, пригодные для взлетов и посадок вертолетов.

§3. Вертодромы и посадочные площадки могут быть по­стоянными и временными. К первым относятся вертодромы, обо­рудованные для постоянной эксплуатации вертолетов, зареги­стрированные в установленном порядке и имеющие свидетельства о регистрации.

Временные - вертодромы и посадочные площадки , не имеющие стационарного оборудования и подготовленные для взлетов и посадок вертолетов на ограниченный срок (не более одного года).
Примечание . Условия летной работы на них соответству­ют полетам с подбором посадочных площа­док с воздуха.
Производство полетов с временных вертодромов и поса­дочных площадок разрешается в следующих случаях:


  • при полетах с санитарными заданиями ;

  • выполнении авиационно-химических работ;

  • выполнении транспортно-связных полетов по обслужива­нию геологических я других экспедиций;

  • аварийно-спасательных работах;

  • производстве съемочно-поисковых работ;

  • при других видах работ, где выполняются эпизодичес­кие попеты не один и тот же участок.
На вертодромы (посадочные площадки) распространяют­ся требования к аэродромам, перечисленные в главе IV (§ 30-38) Воздушного Кодекса СССР.

§4. Постоянные вертодромы подразделится на три клас­са:


  1. для эксплуатации вертолетов всех классов;

  2. для эксплуатации вертолетов II , III и IV классов;

  3. для эксплуатации вертолетов III и IV классов.
§5. Основными составными элементами вертодрома яв­ляются:

  • летная полоса;

  • полосы воздушных подходов;

  • рулежные дорожки;

  • места стоянки вертолетов;

  • перрон;

  • швартовочные площадки ;

  • служебно-техническая территория.
Летная полоса (ЛП) - участок вертодрома, спе­циально выбранный по условиям ветровой загрузки, рельефа местности и воздушных подходов, обеспечивающий взлет и по­садку вертолетов в двух взаимно противоположных направлениях.

В состав летной полосы входят: рабочая площадь, конце­вые и боковые полосы безопасности,

Рабочая площадь - часть летной полосы, предназначенная для разбега и отрыва при взлете, приземлении пробега при посадке вертолетов.

Взлетно-посадочная полоса (ВПП) - ра­бочая площадь летной полосы или часть ее, имеющая искусственное покрытие и обеспечивающая круглогодичную эксплуатацию вертолетов.

Концевые полосы безопасности (КПБ) - спланированные участки летной полосы , расположенные у концов её рабочей площади. Они предназначены для использо­вания при выкатывании или преждевременном приземлении вертолетов при взлете и посадке по самолетному, а также выкатывании за пределы рабочей площади для погашения скорости и случае прерванного взлета.

Боковые полосы безопасности (БПБ) - грунтовые участки летной полосы, расположенные вдоль ее рабочей площади и предназначенные для обеспечения безопасности движение по грунту в случае возможных отклонений вертолетов за пределы рабочей площади при разбеге и пробе­ге.

Полосы воздушных подходов (ПВП) - часть территории, примыкающая к концам летной полосы и расположенные в направлении продолжения ее оси, над которой производится набор высоты и разворот при взлете, а так­же заход на посадку и снижение вертолета.

Препятствия - естественные и искусственные возвышения, находящиеся на территории, прилегающей к верто­дрому (посадочной площадка), которые могут явиться причиной аварии при производстве полетов.

Высота препятствий в полосе воздушных подходов ограничивается условной наклонной плоскостью, составляющей с горизонтом угол θ . В плане указанная плоскость имеет форму трапеции (a , b , c , d ).

Боковая плоскость ограничения препятствий является ус­ловной плоскостью, проходящей от внешней границы боковой полосы безопасности под углом β до той же высоты, что и плоскость ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов (рис.1).

Рулежные дорожки (РД) - специально подготовленные и оборудованные пути , предназначенные для руления и буксирования вертолетов. Рулежные дорожки соединяют между собой отдельные элементы вертодрома (посадочной площадки).

Место стоянки (МС) - специально изготовлен­ные и оборудованные площадки, предназначенные для хранения эксплуатационно-технического обслуживания вертолетов.

Перрон - площадка, предназначенная для стоячки вертолетов во время посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки почты, багажа и грузов, в также для технического обслуживания транзитных вертолетов.

Швартовочные площадки (ШП) - специаль­но оборудованные якорными креплениями площадки с искусственным покрытием, предназначенные для опробования вер­толетов на привязи, обеспечивающей форсированный режим работ двигателей, и для проведения ресурсных испытаний вер­толетов.

Служебно-техническая территория (СТТ) - часть участка вертодрома, на которой располагают­ся пассажирские, служебно-технические здания и инженерные сооружения.

§6. По своему производственному и эксплуатационно-технологическому назначению постоянные вертодрому (поса­дочные площадки) подразделяются на транспортные и специ­ального применения.

Транспортные - предназначены для обеспечения регулярных пассажирских , почтовых и грузовых перевозок на воздушных линиях местного значения. Они могут располагаться на земле, на крышах зданий, на приподнятых над землей или водной поверхностью специальных платформах.

В свою очередь транспортные вертодромы подразделяются на базовые, конечные и промежуточные.

Базовыми называются вертодромы постоянного ба­зирования вертолетов, обеспечивающие их формами регламен­тного обслуживания.

Конечными называются вертодромы, в которых вертолет заканчивает полет по заданному маршруту. В них производится полная разгрузка вертолета, техобслуживание и загрузка для возвращения на базовый вертодром.

Промежуточными называются вертодромы, в которых вертолет совершает посадку согласно расписанию при полете по заданному маршруту,

Вертодром специального применения - предназначен для базирования и технического обслуживания вертолетов , выполняющих авиационно-химические, геологоразведочные и другие работы народнохозяйственного значения, включая и оказание скорой медицинской помощи населению.

Рис.1. Основные элементы вертодрома: 1 - подъездная автодорога; 2 - привокзальная площадь; 3 - аэровокзал (пассажирский павильон); 4 - служебно-техническая территория; 5 - перрон; 6 - индивидуальное место стоянки вертолета (МС); 7 - рулежные дорожки; 8 - групповая МС; 9 - швартовочная площадка; 10 - грунтовая летная полоса или ВПП; 11 - боковая плоскость ограничения препятствий ; 12 - плоскость ограничения препятствий в полосе воздушных подходов.


§7. Полеты с вертодромов и посадочных площадок долж­ны производиться в соответствии с Руководством по летной эксплуатации вертолетов.

§8. При разработке планировки служебно-технической территории вертодромов и определении основных норм площади объемных сооружений необходимо руководствоваться «Указаниями по планировке и застройке служебно-технической территории аэропортов гражданской авиации».

II. ПОСТОЯННЫЕ ВЕРТОДРОМЫ И ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ
1.Обшие требования

§9. Предназначенный для строительства вертодрома земельный участок должен удовлетворять следующим требова­ниям:


  • иметь достаточные размеры для расположения одной или нескольких летных полос и служебно-технической терри­тории, с учетом перспективного развития вертодрома;

  • располагать свободными воздушными подходами к ра­бочей площади;

  • не находиться в районе, где регулярно наблюдаются неблагоприятные атмосферные условия (низкая облачность, туманы, затопляемость ливневыми или паводковыми водами), а также вблизи заводов, фабрик, теплоэлектростанций и других объектов, создающих задымление и тем самым ухудшающих условия видимости;

  • не располагаться в непосредственной близости от жилых кварталов и не мешать перспективному развитию заселенного пункта;

  • находиться вблизи источников электроснабжения, линий теплофикации , водоснабжения, связи, канализации, наземных видов транспорта и станций метрополитена;

  • иметь минимальные затраты на освоение. Минимальные площади земельных участков, необходимые для строительства вертодромов, даны в таблице 1.
§10. Под рабочую площадь вертодрома (посадочную площадку) надлежит выбирать участок с прочным грунтом и плотным дерновым покровом (где это возможно), предотвращающим возникновение пыли, выдувание и размывание почв, а также образование грязи.
Таблица 1. Площади земельных участков min.

Весовые категории

вертолетов



Площади земельных участков, Га

Промежуточный вертодром

конечный вертодром

базовый вертодром

Тяжелые (Ми-6, Ми-10К, Ми-26)

2,5

4,0

25

Средние (Ми-4, Ми-8)

1,5

2,5

12

Легкие (Ми-2, Ка-2б, Ка-18)

1,0

1,5

8

§11. Вертодромы и посадочные площадки, совмещенные с транспортными и другими сооружениями города, располагаются на плоских крышах этих зданий только в том случае, если рядом отсутствует необходимый земельный участок.

§12. На крыше здания, кроме рабочей площади, МС и дру­гих составных элементов вертодрома (посадочной площадки), рекомендуется сооружать только диспетчерскую. Пассажирские, служебные и подсобные помещения следует располагать на техническом этаже. В направлении взлета и посадки и необхо­димо предусматривать свободную площадь, в виде газона сквера с низкорослым кустарником, спортплощадки и т.п. для ава­рийной посадки вертолета на режиме авторотации.

§13. При расположении вертодромов и посадочных площадок в ущельях гор, ширина ущелья должна быть не менее 1500м для тяжелых вертолетов (типа Ми-26) и 1000м для средних (Ми-8, Ми-4) и легких (Ми-2, Ка-26 и др.).

§14. При устройстве вертодромов и посадочных площадок на косах рек и берегах водоемов, верхний слой которых состоит из гальки или уплотненного песка, необходимо обращать особое внимание на качество подстилающего слоя , который должен выдерживать нагрузку от колес вертолета.

§15. Вертодромы и посадочные площадки должны иметь конус-ветроуказатель установленного образца для местных воздушных линий. Мачта, на которой крепится ветроуказатель, должна иметь высоту 6÷8м.

§16. Для выполнения взлетно-посадочных операций ночью и в условиях плохой видимости постоянные вертодромы и посадочные площадки должны иметь радионавигационное и световое оборудование, временные – световое оборудование упрощенного типа.
2. Летные полосы и воздушные подходы к ним

§17. Количество летных полос принимается в зависимос­ти от местных условий, размеров земельного участка, его рельефа, интенсивности движения, воздушных подходов, ско­рости и направлении господствующих ветров. При наличии свободной площади, спокойного рельефа местности и свободных воздушных подходов рабочую площадь следует принимать в виде круга или квадрата, форма которых является наиболее оптимальной для обеспечения взлета и посадки вертолетов. В случае отсутствия указанных условий рабочая площадь принимается в форме вытянутого прямоугольника (летной полосы), допускающего устройства старте только в двух взаимно про­тивоположных направлениях.

Диаметр круга и размеры квадрата принимаются по длине расчетной летной полосы для соответствующего типа вертолета. Маркировка рабочей площади вертодромов и посадочных площадок дана в Приложении 1.

§18. При недостаточной несущей способности грунта или его запыленности , когда эксплуатация вертолетов не обеспечи­вается в любое время года, на грунтовой летной полосе, в ее центральной части, устраивается взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием, как указано на рис. 2.

Рис.2. А – грунтовая летная полоса (ЛП); Б – летная полоса с ВПП; 1- рабочая площадь; 2 – боковая полоса безопасности (БПБ); 3 – концевая полоса безопасности (КПБ); 4 – полоса воздушных подходов (ПВП); 5 – взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием (ВПП).


§19. Конструкция искусственных покрытий вертодромов (посадочных площадок) рассчитывается согласно Техническим условиям на проектирование аэродромных покрытий СН 120-70. Нагрузка на опоры при стоянке даны в таблице 2.
Таблица 2. Распределение нагрузок на опоры вертолетов при стоянке.

Модель вертолета

Расчетный вес вертолета, кг

Распределение нагрузки, %

Передняя опора

Основные опоры

Ми-2

3550

25,6

74,4

Ми-4

7500

17,0

83,0

Ми-6

42500

23,0

77,0

Ми-10К

38000

18,8

81,2

Ми-26

56000

20,0

80,0

Ка-26

3250

20,0

80,0

Ка-18

1480

16,0

84,0

Примечание . Основные характеристики отечественных вертолетов, необходимые для расчетов конструкции искусственных покрытий и решения планировки вертодромов , приведены в Приложении 2.
§20. Поверхность летных полос вертодромов (посадочных площадок) должна иметь уклоны, обеспечивающие нормальную работу вертолетов, а также естественный сток поверхностных вод.

Максимально допустимые уклоны летных полос постоянных наземных вертодромов и посадочных площадок приведены в таблице 3.


Таблица 3. Уклоны летной полосы и ВПП.

Весовая категория вертолетов

Грунтовая летная полоса

ВПП с искусственным покрытием

продольный уклон

поперечный уклон

продольный уклон

попереч­ный уклон

Тяжелые (Ми-6, Ми-26)

0,025

0,02

0,02

0,015

Средние и легкие

(Ми-8, Ми-4, Ми-2,

Ка-26, Ка-18)


0,03

0,02

0,025

0,015

грунтовая летная полоса - 0,005;

ВПП с искусственным покрытием - 0,008 (поперечные).

Наиболее рационально устраивать двускатный поперечный профиль искусственных покрытий вертодрома.

Уклоны рабочей площади вертодромов и посадочных пло­щадок, расположенных на крышах зданий и приподнятых плат­формах, не должны превышать 0,01.

§21. Размеры летных полос вертодромов, посадочных площадок и воздушных подходов к ним даны в таблице 4 и на рисунке 3.
Таблица 4. Размеры элементов вертодромов и посадочных площадок, также воздушных подходов к ним 1 .


№ пп

Наименование единицы измерения

Тип вертолета

Ми-6, Ми-10К

Ми-8

Ми-4

Ми-2

Ка-26,

1

Минимальные размеры летных полос при взлетах и посадках, м:

- по-самолетному или с коротким разбегом-пробегом,

в т.ч. рабочая площадь



250x100 200x50

180x60 150x30

150x60

150x45

120х40 100x20

- по-вертолетному с учетом влияния "воз­душной подушки",

в т.ч. рабочая площадь



200x100

120x60

120x60

120x45

100x40

- по-вертолетному с учетом влияния «воз­душной подушки»,

в т.ч. рабочая площадь



100x100

60х60

60х60

36х36

36x36 16x16

2

Минимальные размеры ВПП постоянных вертодромов и посадочных площадок при взлетах и посадках, м:



200x50

120x30

90x30

110x25

80x20

- по-вертолетному 2

50x50

30x30

30x30

16x16

16x16

3

Минимальные размеры рабочей площади временных вертодромов посадочных площадок при взлетах и посадках, м:

- по-самолетному или с коротким разбегом-пробегом

200x50

120х30

90x30

110x25

80x20

- по-вертолетному 3

30x30

10x10

10x10

6x6

6x6

4

Минимальные размеры концевых и боковых полос безопасности l 3 , окружающих рабочую площадь вертодромов и посадоч­ных площадок, м 4

25

15

15

10

10

5

Высота h ограниченна препятствий в зоне воздушных под­ходов вертодромов или посадоч­ных площадок, м

150

150

150

150

150

6

Минимальные размеры участков воздушных подходов l 1 и l 2 , м, а также макси-мальные вели­чины тангенсов углов наклона условной плос-кости ограничения препятс-твий tg θ 1 , tg θ 2 при взлетах и посадках:

а) по-самолетному и по-вер­толетному с использованием вли­яния «воздушной по-душки»:

l 1

100

100

100

100

100

l 2

1160

1120

1160

1160

1150

tg θ 1

1:20

1:10

1:20

1:20

1:15

tg θ 2

1:8

1:8

1:8

1:8

1:8

tg β

1:2

1:2

1:2

1:2

1:2

ширина раструба (b ) ус-ловной плоскости ограниче-ния препятст­вий в конце участка l 1 , м

150

100

100

85

80

ширина раструба (b 1 ), ус-ловной плоскости ограниче-ния препятст­вий в конце участка l 2 , м

700

660

660

645

640

б) по-вертолетному без исполь­зования влияния «воздушной подушки»:

l 1

300

300

300

300

300

tg θ 1

1:2

1:2

1:2

1:2

1:2

tg β

1:1

1:1

1:1

1:1

1:1

7

Минимальные размеры посадочных площадок, расположенных на вершинах гор, седловинах, террасах с открытыми воздушными подходами в направлении старта , м

50x50

40x30

30x25

30x25

30x25

при этом:

- способ взлета или посад­ки на эту площадку

по-верто­летному без ис­пользова­ния влия­ния «воз­душной подушки»



по-верто­летному с исполь­зованием влияния «воздуш-ной подушки»

по-верто­летному с исполь­зованием

влияния «воздуш-ной подушки»



по-верто­летному

с исполь­зованием влияния

«воздуш-ной подушки»


- минимальное превышение такой площадки над общим рельефом местности в сторону взлета должно составлять, м

0

300

300

300

300

- минимальное расстояние от площадки до препятствий, м

500

500

500

500

500

8

Минимальные размеры посадочных площадок, расположенных на крышах зданий и приподнятых платформах, м

45x35

25x20

25x20

20x15

20x15

Примечание. 1. Размеры летных полос и воздушных подходов к ним даны без учета отказа двигателя.

2. Взлёт с использованием влияния воздушной подушки выполняется при наличии подходов, указанных в п.6(а).

3. Взлёт без использования влияния воздушной подушки при подходах, отвечающих лишь условиям п.6(б).

4. На концевых и боковых полосах безопасности временных вертодромов и посадочных площадок, обеспечивающих взлёт и посадку по-самолетному или с коротким разбегом-пробегом, допускаются препятствия высотой не более 0,5м. Исключение составляют временные вертодромы и посадочные площадки, обеспечивающие взлёт и посадку только по-вертолётному. В этом случае на концевых полосах безопасности никакие препятствия не допускаются.