Гудит дренажный насос. Основные неисправности насосного оборудования

Загородный житель хорошо знаком с присущим для погружных насосов свойством отказывать качать воду в самый неподходящий момент. Хорошо, если есть запасной или хозяин предусмотрительно установил на колодце оголовок с подъёмным воротом. В противном случае можно дожить до того, что придётся с вёдрами отправляться до ближайшей колонки и на время ограничить потребление воды.

Поломка может лежать на поверхности, и устранение её займёт несколько минут. Нельзя откидывать и крайнюю ситуацию, когда реанимация невозможна либо нерациональна, даже с привлечением специалистов. Подобные выводы можно сделать самостоятельно. Погружные насосы страдают одними и теми же недостатками. Методом исключения найти причину отказа будет несложно.

Насос гудит, а воду не качает

К этому же случаю следует отнести слабую подачу воды. Возможной причиной неисправности может быть:

  • ослабление гаек штока над амортизатором. У насосов вибрационного типа такое происходит часто. Требуется разобрать корпус и затянуть крепёж. Верхнюю гайку законтрить. Сложность ремонта связана с коррозией винтового соединения корпуса. Подходить в этом случае следует радикально: зубилом, ножовкой либо болгаркой срезать крепёж. В последующем для соединения половинок внешней оболочки использовать болтовое соединение;
  • поломка клапана. Наиболее распространённая причина выхода из строя насоса и столь же легко устранимая, если, конечно, есть ремкомплект. Стоимость копеечная, но от его наличия зависит и быстрота устранения неисправности. Установить такую причину легко. Необходимо поочерёдно сильно подуть в заборный и подающий патрубки. Если воздух в том и другом случае проходит легко, причина установлена;
  • обрыв штока. Предварительный диагноз почему не качает погружной насос можно дать, если его потрясти. Пружинки, шайбы и втулка, в этом случае, получают свободу перемещения. Поэтому будет наблюдаться характерный для погремушек шум. Окончательно неисправность выявляется при разборке. Ремонт возможен в домашних условиях.

Наблюдаются признаки короткого замыкания

Выбивание пробок и обугливание токоподводящего кабеля говорит:

  • о сгоревшей обмотке якоря. Несмотря на страшное озвучивание неисправности, поломка устраняется легко путём замены сгоревшего элемента. При разборе насоса причина будет явно не только видна, но и осязаема по запаху;
  • неисправности кабеля. В каком-то месте изоляция оказалась пробитой. Наиболее сложным в устранении неисправности будет нахождение такого участка. Достаточно наложить на повреждённое место дополнительную изоляцию.

Сильная вибрация в сочетании с перегревом

Как правило, причина этого одна — отслоение компаунда, которым заливают электромагнит для фиксации в корпусе. Одновременно он играет роль теплоотводящего и изоляционного материала. Для устранения проблемы необходимо обратиться в специализированную организацию. По сравнению с покупкой нового погружного насоса это обойдётся, примерно, в два раза дешевле.

Низкое давление

Означает недостаточный зазор между катушкой и якорем. В течение секунды шток совершает 100 поступательных движений. Если амплитуда их небольшая, колебания мембраны демпфируются, и работоспособность насоса падает. Для устранения поломки опытным путём добавляются шайбы.

Совет: чтобы заниматься всем этим, следует иметь в запасе ещё один насос и позаботиться о ремкомплекте.

Надежная канализация в частном доме обеспечивает максимальный комфорт для всех жильцов. Однако, в некоторых случаях она способна выйти из строя, засорившись от крупных частиц либо не сумев переработать ливневые стоки. В таком случае используют дренажные насосы, в связи с этим они должны содержаться в исправности и быть наготове.

Дренажное самовсасывающее оборудование

Интенсивная работа гидравлических устройств способна привести их к поломкам. Пользователям приходится быстро ремонтировать забившиеся каналы аппаратов, менять перегоревший двигатель или чинить поплавковый выключатель уровня воды своими руками. Не всегда получается в сжатый срок сделать эти операции правильно, поэтому о качественном ремонте нужно побеспокоиться заранее.

Конструктивные особенности дренажных насосов

Дренажная водяная помпа для откачки воды использует основной свой элемент - крыльчатку, для нагнетания давления в системе. Кроме нее в конструкции присутствуют следующие элементы:

  • насосный узел;
  • электромомтор, работающий от бытовой сети 220 В;
  • всасывающий узел с фильтрующим элементом;
  • поплавковый автоматический выключатель.

Конструкция

Так как условия работы подразумевают наличие соприкасающейся с корпусом жидкости, то наружная часть представляет собой плотно подогнанные части составного корпуса. При этом обеспечивается качественная герметизация, а материалом для корпуса служит:

  • нержавеющая сталь с достаточным содержанием легирующего хрома;
  • устойчивый к влажной среде пластик.

При эксплуатации необходимо беречь корпус от механического повреждения, чтобы не разгерметизировать установку.

Нужно соблюдать эксплуатационные рекомендации производителя, чтобы поплавковый насос для откачки воды работал с жидкостью, в которой присутствуют загрязняющие частички допустимой фракции. Пороговое геометрическое значение указано в паспорте прибора. Обычно разрешенный интервал составляет 3-50 мм в диаметре.

Промышленные агрегаты могут работать и с большими фракциями. Неправильная эксплуатация насосов может приводить тому, что электродвигатель гудит, но не запускается на отдачу, или к другим вариантам поломок.

Диагностика неисправностей

В большинстве случаев разобраться можно самостоятельно. Для этого потребуется набор ключей, отвертки, плоскогубцы, мультиметр и возможно паяльник. В некоторых случаях придется воспользоваться ремкомплектом, предусмотренным заводом-изготовителем.

ВИДЕО: Дренажный насос. разборка и ремонт

Механические поломки

В тех случаях, когда электродвигатель гудит, но не вращается, причина чаще всего кроется в механической неисправности.

  • Стоит проконтролировать целостность всех лопастей. Отколовшаяся частичка способна заблокировать вращение головного вала, расположенного в корпусе.
  • Блокирование вращения, от которого возникает характерный гул, вызывает поврежденный подшипниковый узел на валу. Он под воздействием выработки ухудшает соосность и приводит к остановке вала.

Для проверки этих причин необходимо:

  • отключить электропитание;
  • вынимать насос из воды и устанавливать на ровную площадку;
  • попробовать от руки вращать рабочую крыльчатку, проконтролировав визуально ее целостность.

При затруднении узел подвергается замене или ремонту, ведь если электродвигатель не запускается на откачку, но гудит, то дело часто не в электрике, а в блокировании вращения.

Пониженный уровень воды

Дренажное оборудование в большинстве моделей имеет погружной тип конструкции. За счет этого удается эффективно осуществлять откачку жидкости. Эксплуатация без жидкости внутри рабочих полостей таких насосов приводит к скорому выходу агрегатов из строя. Важным фактором защиты от работы без воды является специальное приспособление - поплавковый выключатель.

Так выглядит насос, длительное время работающий неполностью погруженным в жидкость

Деталь способна вовремя блокировать работу всего насоса, если происходит падение уровня жидкости ниже критической для аппарата отметки. Роль своеобразного гироскопа выполняет металлический шар, изменяющий свое положение в зависимости от расположения узла в воде. Он воздействует на рычаг, замыкая/размыкая электрические контакты.

Неисправности воздушного клапана

В отдельных моделях дренажников присутствует специальный стравливающий клапан. Через него перепускают скопившиеся воздушные пузырьки. В проблемные жидких средах, которые перекачивает насос, растворяется много загрязняющих веществ. Они способны обволакивать поверхность шарика из клапана и за счет этого он может заливать в своем гнезде.

Если в системе не предусмотрен постоянный отвод воздуха, то ваш керхер загудит, но не закачает воду. Вернуть работоспособность можно после прокачки какого-то объема чистой воды. Система самостоятельно промоется, и жидкость удалит загрязняющий налет с шарика.

Поломка электромотора

Насос способен замолчать во время работы и не отвечать на подачу электроэнергии. Это во многих случаях связано не столько с проблемами кабеля, который может перетереться или перегнуться, сколько с межвитковым замыканием:

  • В такой ситуации от электродвигателя будет слышен характерный запах перегоревшей изоляции проводов.
  • Вторым признаком станет значительный перегрев агрегата, который можно услышать, коснувшись выключенного аппарата рукой.

Причиной таких неисправностей является отсутствие защиты от холостого хода. Значительный перегрев мотора приводит к нагреву витков, а те, подплавив изоляцию, образуют электрозамыкание между витками.

Чистка помпы

Восстановить работоспособность можно только заменой блока или перемоткой проволоки в поврежденном участке. Второй вариант может быть немного дешевле, но при некачественном исполнении способен привести в скором времени к новым неисправностям.

Самостоятельный ремонт насоса

В большинстве случаев проведение ремонта своими руками сводится к устранению механических повреждений. Наиболее популярными типами ремонта является замена крыльчатки или подшипниковых узлов.

Для полной разборки аппарат необходим специальный набор инструментов. Раскрытие корпуса проводится при полном отключении от электросети и на сухом аппарате. В большинстве случаев ремонт доверяется опытным специалистам.

ВИДЕО: Особенности ремонта оборудования

Использование дренажного фекального агрегата на частном участке - явление повсеместное, поскольку чаще всего на таких объектах обустраивается индивидуальная система канализации и водопровода. Качественное насосное оборудование способно привести в действие всю систему, не допуская затопления объектов в частном владении или выхода из строя одного из коллекторов. Однако не стоит забывать, что хороший фекальный агрегат (независимо от производителя и его мощности) требует периодического технического обслуживания. Иначе есть риск «потерять» агрегат на время или навсегда.

По какой причине происходит поломка фекального насоса и как с этим бороться, рассказываем ниже.

Важно: причинами неисправности фекального насоса и необходимости последующего ремонта являются такие моменты:

  • Неправильные условия эксплуатации (то есть превышение нагрузки на аппарат или неполное его погружение);
  • Несвоевременное профилактическое обслуживание помпы;
  • Неправильно смонтированная помпа;
  • Дефект производственный.

При проведении технического осмотра и обслуживания, чтобы избежать дальнейшего ремонта, всегда стоит обращать внимание на такие моменты:

  • Воздух, вдуваемый в патрубок насоса, должен свободно проходить через всю рабочую полость и выходить из отверстия. Если такого не произошло, то, скорее всего имеется воздушная пробка. Устранить её придётся через проведение несложного ремонта.
  • Поршень агрегата должен быть целым, без видимых повреждений и монолитно эластичным.
  • Следует следить и за расстоянием между электромагнитными катушками и поршнем. В идеале оно должно составлять диапазон 0,4-0,5 см. Здесь все должно быть точно, как в аптеке. Поскольку если расстояние будет меньшим, то есть риск перегрева и сгорания двигателя. Если же расстояние будет большим, то магнитные катушки будут попросту биться и выходить из строя.
  • Важным при обслуживании помпы также является и расстояние между клапанами насоса и входными отверстиями. Оно должно быть около 0,7-0,8 мм.

Самые простые причины поломки насоса

  • Ремонта фекального агрегата можно избежать, если на стадии его выхода из строя проверить входящее напряжение. Именно оно (а вернее его перепады) часто является причиной, по которой фекальный насос перестает работать. Поэтому прежде чем приступить к ремонту и разборке помпы, проверьте напряжение в сети. Если же с напряжением все в порядке, то придётся далее выявлять причины поломки и проводить ремонт оборудования.
  • Еще одной причиной, по которой фекальный насос отказывается работать, является воздушная пробка. Возникает такая неполадка вследствие неполного погружения помпы в активную среду или его неправильного монтажа (по наклоном в любую из сторон). В этом случае необходимо промыть агрегат и снова опустить его в перекачиваемую жидкость. Для устранения завоздушивания насос следует слегка наклонить, чтобы жидкость полностью вытеснила воздух из его рабочей камеры.
  • Случается и так, что просто не срабатывает поплавок в погружном фекальном насосе. Здесь достаточно вынуть агрегат, промыть его и опустить в ведро с водой. Если помпа не срабатывает, поднимаем поплавок и следим за её действиями. Завелся агрегат - значит, дело в поплавке, который забился или просто залип фекальными массами. Его нужно тщательно осмотреть и несколько раз поднять опустить.

Важно: в середине поплавка расположен металлический шарик, который в зависимости от уровня воды в яме замыкает или размыкает электрическую цепь.

При этом стоит помнить, что причиной, по которой фекальный насос не качает воду, может стать слишком большая мощность агрегата. В этом случае помпа работает усиленно, а вода просто не успевает просочиться к крыльчаткам оборудования. Чтобы исправить ситуацию, попробуйте просто опустить агрегат на большую глубину.

Механические повреждения насоса

Причинами выхода из строя фекального насоса могут стать и механические поломки. Так, если отломалась какая-либо деталь механизма агрегата, она вполне может заклинить рабочие лопасти помпы. Чтобы проверить и подтвердить/опровергнуть этот пункт при ремонте насоса, необходимо прокрутить рукой лопасти. Если они крутятся легко, значит причина не в поломке. Если же лопасть вращается с трудом, то предстоит более сложный ремонт агрегата и его разборка.

Важно: трудно вращающаяся крыльчатка может быть следствием выхода из строя подшипниковой системы.

Проблемы в электрике

Если погружной фекальный насос не имеет защиты от сухого хода, то здесь возможно сгорание обмоток механизма. Явным признаком может стать гудение включенного агрегата и сильный нагрев/плавка кабеля. В этом случае при проведении ремонта придется заменить обмотку, которую, кстати, видно хорошо и без разборки аппарата.

Важно: чтобы избежать сложного ремонта фекального агрегата, стоит периодически промывать насос в чистой воде и прокачивать его. Это позволит избежать залипания деталей механизма частичками фекалий. Кроме того, старайтесь избегать превышения допустимого размера фракций, которые может перекачать насос.

По статистике, погружные дренажные и фекальные насосы в 95% случаев ломаются по вине потребителя из-за неправильной эксплуатации, и только в небольшом количестве случаев есть какие-то иные причины (заводской брак или какие-то непредвиденные факторы).

Часто приходится слышать от клиентов, что:
- все насосы плохие (а особенно тот, который продали именно мне - изначально некачественный насос, наверное «левый» китайский)...
- мы всё сделали правильно, по инструкции, а насос почему-то сгорел...
- мы поставили автомат защиты, который должен был всё отключить...
- а в насосе, вообще, по паспорту стоит тепловая защита (если он на 220В), а она не сработала...
- и т.д. и т.п.

Давайте попробуем разобраться.

1. По поводу продажи некачественных насосов:

Ни одна торгующая компания не будет продавать заведомо некачественный товар, так как иначе придется постоянно конфликтовать с потребителями, ремонтировать товар за свой счёт и нести смежные издержки, не говоря уже о том, что страдает имидж компании и т.д.
Общий уровень качества производимых в 21-м веке насосов стабильно высок, за очень редким исключением. Фирма "НАСОСЫ АМПИКА" не продаёт плохо зарекомендовавшие себя модели, исключая их из своего ассортимента.
Благодаря многолетнему опыту продаж насосов, у нас сложился устойчивый ассортимент качественных, проверенных временем моделей от самых разных производителей.

2. По поводу изготовителя:

Не существует на рынке качественных европейских погружных насосов по цене ниже 7…10 тысяч рублей.
Всё, что продается ниже этой цены – изготовлено в Китае. Многие европейские фирмы лишь наклеивают наклейки и упаковывают китайские насосы.

Не менее 70% европейских компаний производят свои насосы в Китае и продают их под своей маркой. Это не значит, что они плохие. Невозможно собрать качественную продукцию «на коленке». Современное производство почти полностью автоматизировано.
Что-либо испортить в процессе сборки крайне сложно. К тому же уже прошло то время, когда в Китае не следили за качеством продукции. Это целая индустрия и терять огромный рынок сбыта продукции в России никто не станет.
Естественно, что покупая погружной насос в крупном супермаркете за 500…900 рублей, не стоит рассчитывать на его безотказную работу в течение всей оставшейся жизни.
Такие товары продаются в качестве «завлекалочки», как сопутствующие. Всем понятно, что покупатель не станет из-за 500…900 рублей ехать в сервисный центр для ремонта насоса на другой конец города, отправлять его по почте в сервисный центр(иногда это «приятный» сюрприз для покупателя) или пытаться произвести ремонт насоса своими руками.
Из-за такой «суперпродукции» и теряется доверие к китайским товарам (но, еще раз повторяем, что в больших магазинах важен лишь валовый объём продаж).

Подведем итог:
- не бывает дешёвых европейских насосов,
- 2/3 европейских насосов реально произведены в Китае и вы заплатите половину цены только за марку производителя,
- не нужно покупать насосы в крупных супермаркетах за 30 копеек. Пословицу про «дешевый сыр» никто не отменял.

3. Мы (клиенты) все делали правильно, по инструкции...

Половина людей, которые «всё делали по инструкции», её не открывало. Достаточно задать 2 вопроса, чтобы это определить.
Не ленитесь прочитать инструкцию по эксплуатации насоса. Это отнимает немного времени, но зато даёт представление о том, что хорошо, что плохо для насоса.

4. У нас стоял автомат защиты...

Автомат защиты ставят обычный, который не отслеживает небольших изменений тока. Его мощность выбирают в 2,5 раза выше мощности электродвигателя насоса (из-за большого пускового тока). Пока такой автомат «раскачается», насос уже перегреется и выйдет из строя.
По-уму, нужно ставить не обычный автомат (который, в основном, только от КЗ в сети спасает), а автомат защиты электродвигателя. Это специальный прибор, который позволяет точно выставить рабочий ток двигателя и отслеживает его малейшее увеличение вследствие подклинивания вала насоса.
При этом, автомат защиты двигателя допускает превышение установленного значения тока электродвигателя в момент его пуска.
Обычно мы предлагаем автоматы защиты двигателя производства ABB серии . Эти автоматы защиты двигателя дороже обычных сетевых автоматов, но позволяют надёжно защитить электродвигатель насоса от перегрева.

Вывод:
- для защиты электродвигателя требуется установка АВТОМАТА ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, а не обычный сетевой автоматический выключатель, не нужно на этом экономить,
- следует читать инструкцию, особенно места, которые выделены – там как раз про всё это написано.

5. По поводу тепловой защиты:

Тепловая защита встраивается в обмотку и представляет собой какое-либо реле, которое при внешнем нагреве отключает питание электродвигателя.
Следует понимать, что каждый раз при перегреве обмотки, происходит оплавление ее изоляции, то есть происходят необратимые изменения. Через какое-то время (при очередном перегреве), изоляция обязательно в каком-то месте оплавится полностью и произойдет короткое замыкание обмотки, что приведет к выходу из строя электродвигателя.
То есть тепловая защита – это не панацея от всех бед, а лишь аварийная защита, которая способна несколько раз спасти электродвигатель и не более того.

6. Работа без воды.

Электродвигатель погружного насоса охлаждается перекачиваемой жидкостью. Погружные насосы есть двух типов: с рубашкой охлаждение и без нее.
Насосы с рубашкой охлаждения могут работать не полностью погруженными в жидкость, т.к. вода будет проходить через окружающий насос кожух и охлаждать электродвигатель.
Насосы без рубашки охлаждения должны всегда находиться полностью погруженными в перекачиваемую среду.

Отсюда возникают 2 основные ошибки при установке насоса, которые приводят к перегреву и выходу из строя электродвигателя:
- работа насоса в воде, с температурой выше указанной в паспорте на насос (в обычном исполнении до +35…40°С, и до +60°С в термостойком исполнении).
Этим часто грешат сотрудники коммунальных служб при возникновении аварий в системе горячего водоснабжения.
При прорыве трубы с горячей водой требуется откачка ее из колодцев, для проведения ремонта. Наружный насос не работает, т.к. просто не всасывает горячую воду из-за того, что она закипает во всасывающей трубе и приходится использовать погружной насос, который через несколько минут «умирает» от перегрева.
Существуют решения для этой проблемы, но здесь мы не будем их затрагивать.

Работа не полностью погруженного насоса или насоса без воды. И в одном и в другом случае электродвигатель перегревается и выходит из строя. Обычный автомат защиты это не отследит.

Рисунок 1. Пример перегрева двигателя насоса, работавшего не полностью погруженным в воду

Решение проблемы:
- установка насоса в приямке,
- использование автоматики контроля уровня воды (например, поплавковый выключатель).

Частая ошибка: установка небольшой производительности в емкость большой площади.
В этом случае, уровень воды при откачке уменьшается очень медленно, и насос может длительное время оставаться не полностью погруженным в жидкость.
Например, такая ошибка была допущена нашим клиентом при установке насоса в ремонтном доке, где планировалась откачка воды после установки в него судна.

7. Работа насос вне рабочего диапазона подачи и напора.

Разберем на конкретном примере: дренажный насос ГНОМ 40/25Т .
Насос стоял в котловане и подавал воду на высоту 7 метров по шлангу 100 мм. Далее шел излив воды на землю.

Осмотр насоса выявил, что в электродвигателе насоса сгорели все 3 фазы, что говорит о том, что он был перегрет.
Рекомендуемый напор такого насоса, по паспорту, составляет 18-25 метров. То есть это диапазон, в котором электродвигатель работает без перегрузки.

При работе насоса с напором 7 метров, насос работает в диапазоне подачи, который значительно превышает рабочий диапазон (чем меньше напор, тем больше подача в любом центробежном насосе). В этом случае, сильно повышается рабочий ток в обмотках насоса, что приводит к перегреву электродвигателя.
При работе вне рекомендуемого диапазона напора, следует установить задвижку на выходе насоса и установить такую подачу, чтобы рабочий ток в обмотках электродвигателя соответствовал указанному в паспорте (в данном случае 12,5А) + установить автомат защиты электродвигателя.
В противном случае, насос будет работать с перегрузкой, и электродвигатель может выйти из строя.

При работе насоса с напором 7-10 метров, наиболее оптимально использование насоса ГНОМ 53-10Т . В этом случае, не потребуется регулировка подачи.

Как видно из приведенного примера, не нужно брать насос с «запасом» по напору, т.к. это может привести к его выходу из строя (хотя кажется, что раз насос подает на 25 метров, то при подаче на 7 метров проблем быть не должно).

8. Работа насоса на закрытую задвижку/ работа через зауженую трубу

Иногда требуется отвод стоков в канализацию, в которой есть какое-то давление (так называемую напорную канализацию). В этом случае, требуется выбирать насос, давление которого будет на 0,5 атмосферы выше, чем давление в канализации.
Причем давление на входе в канализационную трубу должно учитывать потери напора в линии от насоса до точки входа в канализацию.
Если давления на входе в канализацию будет недостаточно, то жидкость из канализационной трубы потечет через насос в септик.

Для предотвращения перетекания жидкости, в этом случае, обязательно устанавливают обратный клапан.
Если давление насоса выбрано неверно (меньше, чем в напорной трубе), то при включении насоса он будет работать постоянно на закрытую магистраль, что приведет к его перегреву и выходу из строя.

Часто, клиенты экономят на трубах и покупают трубы меньшего диаметра, чем требуется. Это приводит к тому, что:
- снижается производительность насоса (он может начать работать вне рабочего диапазона), что приводит к его перегреву,
- труба может забиться, что приведет к работе насоса на закрытую магистраль, то есть работу с перегрузкой, и, следовательно, к перегреву э/д и выходу его из строя.

Некоторые умудряются использовать фекальный на насос, который может перекачивать частицы до 50 мм с трубой 32…38 мм и потом удивляются, что почему-то труба забилась и насос вышел из строя.
Если ОЧЕНЬ хочется сэкономит на трубах, то можно поставить фекальный насос с измельчителем.
В этом случае, труба не будет забиваться крупными частицами (но диаметр трубы все равно предварительно рассчитать, чтобы насос не работал с перегрузкой).

Диаметр трубы зависит от производительности насоса и ее длины.
Ниже приводим таблицу, по которой можно это определить:


9. Работа насоса с жидкостями большой плотности и вязкости.

При работе с жидкостями, которые не соответствуют паспортным данным, электродвигатель начинает работать с перегрузке, что приводит к его перегреву. Дальше все идет по описанному выше сценарию.

10. Работа с высокоабразивными жидкостями; большим количеством крупных твердых частиц.

При перекачке жидкостей с большим количеством абразива быстро изнашивается уплотнение вала, что приводит к попаданию жидкости в корпус электродвигателя и выводу его из строя.

Часто, читая в инструкции, что насос может перекачивать жидкости с частицами до 35…50 мм (большинство бытовых фекальных насосов), потребители думают, что такими частицами могут быть камни, гвозди, арматура, куски цемента и т.п. и в больших количествах. На самом деле это совсем не так. Если будут постоянно попадать такие частицы, то это приведет к разрушению рабочего колеса и уплотнения. Такие насосы могу пропускать крупные частицы, но в основном, мягкие.
Достаточно часто строительные организации, роющие котлованы, экономят на промышленном оборудовании и покупают бытовые насосы для откачки воды (почему, будет понятно ниже).
Заканчивается это всегда одинаково: приносят насосы, которые полностью забиты песком и камнями, насосы с разбитыми рабочими колесами и корпусами.
И, как всегда, слышим одно и тоже: насосы плохие, сразу сгорели и т.п.

А теперь, для справки: для откачки воды из котлованов, требуются специальные шламовые насосы. Они изготавливаются из специальной износостойкой стали и имеют электродвигатели повышенной мощности.
Цены на такие насосы начинаются от 120 000 рублей (кому интересно, можно посмотреть на нашем сайте в разделе «Песковые и шламовые насосы»).
А покупают насосы, для этих же целей (особо экономные строители), за 10-20 тысяч рублей.


Рисунок 2. Пример заклинивания рабочего колеса, вследствие попадения абразивных частиц сверх допустимого значения.


11. Частые включения/выключения электродвигателя насоса.

Любой электродвигатель при включении, потребляет ток в разы превышающий рабочий. По этому, существует ограничение на количество запусков насоса в час (чем мощнее электродвигатель, тем меньшее количество запусков в час он допускает).
Для сравнения, приводим таблицу:

Частой ошибкой при установке насоса бывает то, что пользователи уменьшают длину кабеля поплавкового выключателя, чтобы он включался «по чаще». Иногда он включается настолько часто, что превышает допустимые пределы, что приводит к перегреву обмоток и выходу насоса из строя.
Или же насос опускают в узкий колодец, в который устанавливают насос большой мощности. Если в этот колодец сливается много воды, например при затяжном ливне, то производительный насос быстро выкачивает воду, отключается, далее вода быстро заполняет узкий колодец, насос включается и т.д. При этом также может быть превышена допустимая частота включений электродвигателя, что приведет к его выходу из строя.

Бывает, что насос стоит в узком колодце и откачивает воду по длинной трубе вверх по склону. Если не установить на выходе насоса обратный клапан, то это приведет к тому, что насос будет откачивать воду и отключаться (если снабжен поплавком). После чего вода из этой трубы из-за уклона, будет стекать обратно в колодец и наполнять его, что приведет к включению насоса. Этот процесс может повторяться до тех пор, пока насос не сгорит.
И естественно, что мы услышим знакомую фразу: «насос плохой».

Эта неисправность достаточно хорошо выявляется при осмотре насоса – у насосов на 220В сгорает пусковая обмотка.

12. Работа насоса при пониженном напряжении; скачки напряжения.

При работе насоса на пониженном напряжении (отличающимся от установленного более чем на 5%), сильно возрастает рабочий ток в обмотках электродвигателя, что приводит к его перегреву.

Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:
- проблемы в сети питания (у нас в половине страны в час пик напряжение в сети понижено),
- использование длинного кабеля питания, без правильного выбора его сечения в зависимости от длины и мощности электродвигателя.
Если поставить длинный кабель небольшого сечения, то из-за возросшего сопротивления напряжение, которое дойдет до электродвигателя насоса может быть значительно отличаться от напряжения в сети питания.
- электродвигатель может выйти из строя из-за скачков напряжения в сети.
Например, если у вас на даче сеть 220В, а рядом сосед-рукодельник непрерывно что-то сваривает электродуговой сваркой, а при этом он сидит на другой фазе, то в момент работы его чудо аппарата (хорошо, если он фабричного производства, а не изготовлен самим умельцем) происходят очень большие колебания напряжения. Все это вместе может привести к выходу из строя электродвигателя насоса.

13. Вытягивание погружного насоса на поверхность за кабель питания (за поплавок).

Это один из самых распространенных способов «убийства» насоса.
При вытягивании за кабель происходит нарушение герметичности вводного соединения кабеля в корпус электродвигателя. Это приводит к попаданию воды внутрь мотора и выход его из строя.
Также бывает, что нарушается герметичность кабеля (например, при переноске насоса его уронили на кабель питания).
Внешне это никак не проявляется, но, со временем, вода через кабель попадает в электродвигатель и выводит его из строя.



Рисунок 3. Пример повреждения кабеля питания и выгорания обмотки, вследствие попадания воды в электродвигатель

14. Использование некачественной пуско-регулирующей аппаратуры.

У нас был один клиент, который с интервалом в один день «убил» 2 насоса. При дефектовке было выявлено, что электродвигатель работал на 2-х фазах вместо трех (сгорели 2 обмотки электродвигателя).
Когда принесли первый насос. мы настоятельно рекомендовали проверить пускатель насоса. Но, как обычно, было сказано, что мы сами все знаем, и т.д. и т.п., а у вас «насосы плохие».
После того, как с такой же неисправностью принесли второй насос, у наших покупателей хватило ума, все-таки заменить пускатель (цена – 500 рублей). После чего проблема исчезла. Вот так из-за нежелания прислушиваться к советам профессионалов, можно сэкономить 500 рублей на пускателе и заплатить за ремонт насосов 30000 рублей.

15. Подключение насоса электриками, которые вообще не понимают, что происходит.

Сейчас появилось много некомпетентных «работников», которые ничего не понимают в электротехнике, но, тем не менее, берутся за подключение любого оборудования. Экономия может выйти не только потерей денег, но и травмами и пожаром.
Недавно, звонил один такой человек и был недоволен, что у него никак 3-х фазный насос не работает с поплавковым выключателем. Как выяснилось, для выключения насоса он разрывал одну из фаз трехфазного электродвигателя.
Хорошо, что хозяин насоса заподозрил что-то неладное и позвонил нам самостоятельно.
До «убийства» его насоса оставалось совсем немного…

16. Работа в агрессивных средах.

Многие думают, что если насос из нержавейки, то его можно засунуть в любую емкость и качать им любую химию. Обычно, это убеждение заканчивается через несколько минут работы насоса (последних минут в его жизни).
Несомненно, что существуют и такие насосы, да вот только стоят они от 150000 рублей и выше.
В насосе есть еще много деталей, которые должны выдерживать контакт с агрессивной средой. Обычные насосы для этих целей не предназначены.

Хотим подытожить все вышесказанное:

1. Все приводимые в этой статье причины выхода из строя насоса, были реальными.
2. Для проектировки работы насоса лучше консультироваться со специалистами и отвечать на ВСЕ задаваемые ими вопросы, какими бы «тупыми» они вам не казались.
3. ОБЯЗАТЕЛЬНО следует устанавливать автомат защиты электродвигателя.
4. Если в месте установки скачен напряжение, устанавливайте стабилизатор напряжения.
5. Насос нужно использовать только по его прямому назначению.
6. Там, где требуется повышенная надежность, стоит комплектовать насосы шкафами управления и защиты.
Организации, которые удалось убедить укомплектовать насосы шкафами управления, со всеми возможными защитами, убедились, что не все насосы «плохие», а лишь те, которые эксплуатируют люди, которые не следят за оборудованием и которым без разницы, что и как с ним происходит.
Автоматика отслеживает различные критические ситуации и имеет защиту от «дурака».

Надеемся, что кому-то это поможет сделать правильный выбор насоса, а кому-то пережить выход из строя своего "верного помошника" и не сваливать всю вину на продавцов и производителя.


Очень многие владельцы частных участков с канализацией в виде выгребной ямы или септика производят выкачку стока самостоятельно, без использования специальной техники в виде ассенизаторской машины. Использовать дренажные насосы для откачки иловых отложений достаточно выгодно: один раз покупаешь насос и пользуешься им хоть десять лет (если он выдержит большие нагрузки и такой срок эксплуатации). Особенно актуален такой вариант решения проблемы с откачкой у владельцев загородных домов, которые находятся далеко от города, ведь вызов и оплата ассенизаторской машины рассчитывается в большинстве организаций по километражу, который надо будет проехать машине до вашей выгребной ямы. Также этот вариант отлично подойдет для небольших септиков и неглубоких выгребных ям, потому как постоянно проводить откачку при помощи ассенизаторской машины крайне невыгодно.

И вот вы решили купить дренажный(фекальный) насос для своего участка, пользуетесь им постоянно, но что делать, если насос сломается? Если у вас есть лишние деньги, то можете отдать его в ремонт, но обычно цены на ремонт фекального насоса очень высокие и дешевле купить новый. Но можно попробовать произвести ремонт дренажного насоса своими руками.


Перед поиском причины поломки нужно тщательно промыть насос. После этого попробовать снова его включить: возможно, он и не ломался и ремонтировать его не нужно, он мог просто забиться частичками фекалий. Если промывка не помогает, то надо отмести все остальные простые варианты поломки, которые не потребуют разборки дренажного насоса.

Например, среди таких вариантов могут быть:

  • Внезапное отключение электричества в доме (как ни странно, но чаще всего причина «поломки» заключается именно в этом).
  • Обрыв кабеля (такой вариант тоже возможен: проверьте весь кабель на целостность, также проверьте вилку и саму розетку или удлинитель, к которому подключен насос).

Если все это не помогло найти причину поломки насоса, то придется разбирать насос. Ремонт можно попробовать сделать и своими руками.

Причины поломки дренажного насоса

Причин поломки дренажных насосов достаточно много, вот наиболее часто встречающиеся из них:

  • Нарушение эксплуатационных норм (аппарат постоянно испытывает перегрузки, его погружают не полностью);
  • Не осуществляется постоянное техническое обслуживание помпы;
  • Помпа была неправильно смонтирована;
  • Возможно, это производственный брак.

Перед тем, как начинать ремонт, необходимо исключить последний из перечисленных вариантов. Если вы купили насос совсем недавно, то проверьте, может быть еще не истек срок гарантийного обслуживания, если таковое было. Потому что в том случае, если вы попробуете сами отремонтировать насос, то по гарантийному обслуживанию его больше не примут.

Чтобы не допустить поломки насоса, необходимо вовремя проводить его обслуживание. Профилактические меры во избежание ремонта дренажного насоса с поплавком, моменты, на которые необходимо обратить особое внимание:

  • Воздух, поступающий в насос, должен свободно проходить через него и выходить. Если воздух проходит не свободно, то где-то в насосе возникла воздушная пробка.
  • Не должно быть видимых повреждений на поршне.
  • Необходимо следить за расстоянием между клапанами и отверстием входа.

Механические повреждения в дренажном насосе

Перед тем, как производить ремонт дренажного насоса с поплавком, необходимо найти причину его поломки. Если предыдущие варианты поломки не являются причиной именно в вашем случае, то попробуйте рассмотреть вариант механического повреждения.

Для того, чтобы как-то проверить этот вариант поломки, придется попробовать покрутить лопасти насоса вручную. В том случае, если лопасти крутятся достаточно легко, без особых затруднений, то причиной поломки насоса лопасти не являются. А если лопасти вращаются трудно, то поломка насоса, скорее всего, заключается именно в этом. В этом случае ремонт дренажного насоса придется производить при помощи разборки.

Так же причиной механической поломки может быть не только поломка лопастей. Любой небольшой механизм или деталь, которая поломалась, могут быть причиной поломки, поэтому насос в любом случае придется разобрать. Например, если крыльчатка вращается не очень хорошо, то это может быть поломка в системе подшипников.

Одним из главных признаков поломки агрегата является его гудение и сильный нагрев в процессе работы. Скорее всего в таком случае насос придется разобрать и заменить обмотку.

Если проводить ремонт не хочется, многие специалисты рекомендуют после каждого использования промывать фекальный насос под проточной водой и прокачивать его в ней же. Благодаря этому фекалии не будут залипать в механизме и оставаться в нем и поломки можно будет избежать

Неисправности дренажного насоса Джилекс

Насосы Джилекс входят в число наиболее популярных и их ремонт проводится реже, чем остальных.

Наиболее частой причиной поломки насоса Джилекс является протечка моторного масла. В этом случае ремонт рекомендуется поручить профессионалам в сервисном центре.

Некоторые люди, которые постоянно пользуются такими насосами, говорят, что можно заменять жидкость из двигателя (специальное масло) на глицерин или какое-либо другое масляное вещество. Но не стоит сразу верить этому совету, ведь информация эта может быть недостоверной. Поэтому лучше не рискуйте, ведь ремонт эти советчики оплачивать вам не будут.

Еще одна проблема насоса данной фирмы – сильное гудение во время работы и отсутствие напора откачиваемой воды (сточных вод). Что делать с этой проблемой? Конечно, сильное гудение и слабый напор – это не такая серьезная проблема, но решать ее необходимо незамедлительно.

В начале надо промыть насос от остатков грязи под проточной водой, а затем «прогнать» через систему чистую воду, которая промоет от частичек фекалий внутреннюю составляющую насоса. После этого стоит проверить работу насоса в чистой воде – если он плохо работает и в ней, то придется разбирать насос.


Необходимо раскрутить соответствующие гайки и проникнуть внутрь насоса: посмотреть все ли болты хорошо закреплены (не важно – новый насос, или вы пользуетесь им уже не один год). Наиболее частая проблема новых насосов – плохо закрепленная гайка, фиксирующая крыльчатку. Скорее всего ее плохо закрутили на заводе. Закрутите гайку сами, насос должен начать работать нормально. Если работает насос все еще плохо, то придется обращаться за помощью к специалистам, особенно если вы не разбираетесь в этой области.

Кстати, если ваш насос все еще на гарантии, то не делайте ничего – езжайте прямиком в сервисный центр, взяв с собой насос и документы на него (гарантия, чек). В течение двух недель вам должны произвести либо ремонт, либо вернуть деньги, либо выдать новый – взамен старого насоса.

Если насос уже не на гарантии, а с гайками в нем все нормально, то найти причину поломки будет сложнее. Придется полностью разбирать насос. Для этого можно порекомендовать заранее найти (или купить) трехлучевую отвертку. Если у вас ее нет, а в ближайшее время купить вы ее не сможете, то попробуйте для разборки использовать индикаторную отвертку. Она тоже может подойти для вашего насоса.


После того, как вы разобрали весь насос, проверьте все соединения: возможно, какие-то провода окислились или в каком-то месте произошел разрыв провода. Если разрывов не наблюдается и провода в нормальном состоянии, то скорее всего причина поломки – плохое (некачественное) соединение проводов. Попробуйте соединить провода при помощи термоусадки и силиконовой пасты. После этого соберите насос и можете смело идти проводить тестирование «доработанного» насоса в своем канализационном колодце.

В том случае, если причину поломки найти так и не удалось, то лучше обратитесь в ремонтный сервис. Иначе вы рискуете и вовсе полностью сломать устройство. Лучше не испытывайте судьбу! Доверьте дело профессионалам.

Что делать, если срабатывают автоматы(пробки) при включении насоса?

Если у вас есть проблема выбивания пробок при работе насоса, то следует сразу же начать искать причину поломки. Дренажный насос, который вызывает срабатывание автоматов, требует незамедлительный ремонт. Проводить ремонт самостоятельно не рекомендуется, так ка это очень опасно, лучше отдать насос в сервисный центр.

Что делать, если насос гудит, но не откачивает?

В таком случае, скорее всего, поломкой будет являться откручивание гаек вокруг амортизаторов или же износившийся клапан. Решить данные проблемы можно самому. Насос надо будет разобрать и добраться до этих самых гаек. Их необходимо подкрутить, для этого можно использовать свой гаечный ключ. В том случае, если гайки заржавели, то лучше будет их заменить полностью, чтобы они не «закоренели» от ржавчины.

Замену клапана также можно осуществить своими силами. Даже если на нем нет сильных повреждений, а лишь небольшие рекомендуется заменить его на новый. Для этого надо подобрать в магазине точно такой же клапан, как установлен в вашем насосе. Замену можно произвести своими руками при помощи разбора всего насоса и использования специальных инструментов.

Насос постоянно перегревается

Чтобы не допустить постоянного перегрева насоса, не следует сильно перегружать его. Надо давать отдохнуть ему хотя бы через каждые час-полтора. Специального охладителя насоса нет, его охлаждает та жидкость, которую он пропускает через себя. Если насос работает слишком долго, то вода сама по себе начинает нагреваться, особенно в летнее время, именно поэтому в работе насоса необходимо будет делать небольшие перерывы минут в десять-двадцать.

В статье были перечислены лишь основные причины поломки насосов дренажного типа. Перед тем, как начать ремонт дренажных насосов, необходимо найти точную причину поломки. Если из перечисленных проблем вы не нашли именно ваш случай, то за ремонт, тем более самостоятельно, лучше не браться и вовсе.


Браться за ремонт дренажного насоса можно только в том случае, когда вы уверены в своем правильном нахождении причины поломки. Также не следует браться за ремонт, если вы совсем не разбираетесь в системе устройства фекального насоса. Если ваше устройство еще находится на гарантийном обслуживании, то тоже не ремонтируйте его сами, ведь вы можете только навредить устройству, а в сервисном центре вам произведут либо ремонт, либо полную замену агрегата совершенно бесплатно(если это прописано в гарантийном талоне).

Никогда не перегружайте дренажный насос — неисправности не заставят себя ждать. Если не уверены в своих силах и сомневаетесь хоть капельку, лучше посоветуйтесь с кем-то, кто действительно разбирается в этой области.