Не качает дренажный насос джилекс. Как убрать основные неисправности погружного насоса


Дренажный насос – это агрегат, который используется жителями загородных домов и дач для откачивания сточных и подземных вод, затапливающих подвалы, смотровые ямы в гаражах траншеи и жилые помещения. Компактный дренажный насос позволяет быстро избавиться от большого объема воды из различных искусственных и природных резервуаров. Ниже рассмотрим устройство агрегата, особенности его выбора и самостоятельного ремонта.

Устройство дренажного насоса – конструкция прибора

Одно из главных преимуществ дренажного насоса заключается в простоте его конструкции. Агрегат для откачки воды из колодца состоит из корпуса, электрического мотора и насосного узла. Последний элемент отвечает за бесперебойную подачу и перекачивание жидкости. На валу насоса установлены лопасти или рабочее колесо. Вал фиксируется в узлах подшипников прибора.

В устройство мотора входит ротор и статор, а в конструкцию насосного узла – патрубок всасывания и патрубок нагнетания. Автоматический блок управления состоит из реле защиты от перегрева, терморегулятора и автоматического выключателя.

Лопасти прибора изготавливаются из прочного технического полимера, обладающего устойчивостью к коррозии и механическим повреждениям. Некоторые современные модели для грязной воды оснащены стальными лопастями, которые являются более надежными, чем полимерные детали.

Все запчасти насоса помещены в прочный металлический корпус. Корпус погружного дренажного агрегата изготавливается из нержавеющей стали, а корпус поверхностного агрегата – из чугуна или композитных сплавов.

Принцип работы дренажного насоса

Насос дренажник работает по очень простому принципу. Сразу после подключения агрегата к электросети, запускается двигатель, который приводит в действие вал с лопастями. Вода под высоким давлением попадает внутрь устройства через всасывающий патрубок, после чего на нее воздействуют лопасти. Последние проталкивают жидкость через насосный узел в патрубок нагнетания. Оттуда вода выталкивается в отводящую трубу.

Для более эффективной работы насоса вода должна содержать минимум твердых частиц. Использовать агрегат для канализации в частном доме можно только в том случае, если диаметр фракций в составе воды не превышает 1,2 см.

Большое значение также имеет глубина погружения дренажного прибора. На практике чем меньше глубина, тем лучше, ведь в экстремальных случаях оборудование будет легче вытащить и своевременно устранить проблему.

Дренажные и фекальные агрегаты достаточно похожи между собой, как по конструкции, так и по принципу работы. Тем не менее, между ними существует ряд отличий.

Главное отличие дренажного от фекального насоса заключается в размере частиц, которые могут попасть внутрь устройства. Большинство дренажных приборов предназначены для чистой воды с фракциями, размер которых не должен превышать 1,2 см.

Фекальный агрегаты можно использовать для загрязненной воды, в которой присутствуют твердые фракции, диаметром более 10 см. Более мощный фекальный насос для промышленных нужд способен поглощать частицы, диаметром более 12 см.

Второе отличие заключается в источниках, для которых могут использоваться оба вида оборудования. Дренажные агрегаты предназначаются для подвала, для бочки и других резервуаров, в которых скапливается более-менее чистая вода. Нередко такие агрегаты применяются для бассейна, размещенного на улице. Фекальные приборы применяются только для очистки выгребных ям с большим количеством песка, извести и мусора.

Дренажный насос – как выбрать подходящий агрегат?

Выбирая дренажный насос для дачи или частного дома, следует придерживаться определенных критериев. Среди наиболее важных факторов необходимо выделить:

  • Условия эксплуатации прибора – при покупке нужно помнить, что эффективность и продолжительность работы дренажного насоса зависит от степени загрязнения воды. Грязь, известь и песок могут быстро вывести из строя даже самые мощные бытовые агрегаты;
  • Напор, создаваемый устройством – при подсчетах нужно помнить, что один метр по вертикали равен 10 метрам по горизонтали. Если глубина подвала или смотровой ямы составляет более 5 метров, то напор насоса по паспорту должен составлять примерно 45–50 м;
  • Габариты и уровень шума при работе – для выкачивания воды из небольшого подвала лучшим будет маленький насос. Мини агрегат работает тихо, отличается надежностью, простотой в подключении и долговечностью;
  • Наличие защиты от работы на «сухом ходу» – эксперты советуют покупать оборудование со встроенным поплавком. С необходимой автоматики лучше выбирать агрегаты, оборудованные реле протока воды и с вертикальным выключателем;
  • Привод насоса – покупая ручной прибор, следует помнить, что откачивание воды с ним отнимет немало времени и сил. Лучшими и более простыми в эксплуатации станут агрегаты с электрическими моторами. При высокой производительности они потребляют минимум электроэнергии, просты в монтаже, эксплуатации и обслуживании.


Перечисленные факторы помогут определить подходящий вариант для использования в быту и хозяйстве, и не переплатить за него.

Дренажный насос гудит, но не качает воду – определяем и устраняем неисправность

Одна из наиболее распространенных проблем дренажного насоса заключается в том, что агрегат не качает воду, но продолжает гудеть. Среди самых частых причин этой неисправности нужно отметить:

  • Слишком низкий уровень воды в источнике;
  • Замыкание мотора в области между витками;
  • Механическая поломка;
  • Поломка воздушного клапана.

Каждый дренажный насос устанавливается только под воду – это обязательное условие для работы оборудования этого типа. Чтобы защитить прибор от работы на «сухом ходу», он комплектуется встроенным поплавком, который автоматически отключает устройство при отсутствии нужного количества жидкости.

Эта функция стала возможна благодаря шарику, расположенному внутри поплавочного выключателя. Как только воды становится меньше, шарик меняет положение, размыкая контакты в электроцепи прибора. Иногда насос не работает, но продолжает гудеть из-за смены режима кавитации. Последняя образуется, если агрегат обладает излишком мощности, из-за чего жидкость не всегда успевает просочиться сквозь лопасти на крыльчатке. В таком случае прибор необходимо опустить на пару метров глубже.

Еще одна причина поломки заключается в межвитковом замыкании. Это легко выяснить, запустив мотор – если он начнет гудеть, а кабель насоса будет греться, значит, причина кроется именно в замыкании. Эта проблема образуется в связи с работой агрегата на «сухом ходу», так как мотор охлаждается именно за счет контакта с откачиваемой водой. Если двигатель перегревается, то это вызывает нарушение целостности изоляции его внутренней обмотки.

Механическая поломка может возникнуть во время работы мотора. К примеру, повреждение лопастей рабочего колеса приводит к тому, что агрегат гудит, но не откачивает воду. Для проверки насоса нужно отключить его от питания и вытащить из водного источника. Далее нужно попробовать прокрутить крыльчатку – если она не вращается, то потребуется разобрать агрегат.

Некоторые дренажные насосы оборудуются дополнительными клапанами для выпуска воздуха. Помещенный в клапан шарик иногда залипает, если вода для откачивания слишком грязная. Залипание этого шарика усложняет выход воздуха, из-за чего мотор начинает работать на холостом ходу. Чтобы устранить неисправность, нужно опустить агрегат в чистую воду и дать поработать в такой среде примерно полчаса.

Нередко при запуске насоса автоматический выключатель может выключиться, что приводит к плавлению питающего агрегат кабеля. Такая ситуация возникает вследствие заклинивания вала между подшипниками или при перегреве мотора. В таком случае будет чувствоваться резкий запах горелой проводки.


Еще одна причина поломки кроется в засоренном фильтре. Вследствие этого давление жидкости, которая поступает в шланг, резко падает. Выявить эту проблему достаточно просто – в этом случае насос будет сильно гудеть и греться. Чтобы решить проблему своими руками, нужно демонтировать фильтр, почистить или заменить его. Также потребуется проверить все соединения на предмет разгерметизации. При необходимости стыки потребуется обработать специальным герметиком и ФУМ-лентой.

По статистике, погружные дренажные и фекальные насосы в 95% случаев ломаются по вине потребителя из-за неправильной эксплуатации, и только в небольшом количестве случаев есть какие-то иные причины (заводской брак или какие-то непредвиденные факторы).

Часто приходится слышать от клиентов, что:
- все насосы плохие (а особенно тот, который продали именно мне - изначально некачественный насос, наверное «левый» китайский)...
- мы всё сделали правильно, по инструкции, а насос почему-то сгорел...
- мы поставили автомат защиты, который должен был всё отключить...
- а в насосе, вообще, по паспорту стоит тепловая защита (если он на 220В), а она не сработала...
- и т.д. и т.п.

Давайте попробуем разобраться.

1. По поводу продажи некачественных насосов:

Ни одна торгующая компания не будет продавать заведомо некачественный товар, так как иначе придется постоянно конфликтовать с потребителями, ремонтировать товар за свой счёт и нести смежные издержки, не говоря уже о том, что страдает имидж компании и т.д.
Общий уровень качества производимых в 21-м веке насосов стабильно высок, за очень редким исключением. Фирма "НАСОСЫ АМПИКА" не продаёт плохо зарекомендовавшие себя модели, исключая их из своего ассортимента.
Благодаря многолетнему опыту продаж насосов, у нас сложился устойчивый ассортимент качественных, проверенных временем моделей от самых разных производителей.

2. По поводу изготовителя:

Не существует на рынке качественных европейских погружных насосов по цене ниже 7…10 тысяч рублей.
Всё, что продается ниже этой цены – изготовлено в Китае. Многие европейские фирмы лишь наклеивают наклейки и упаковывают китайские насосы.

Не менее 70% европейских компаний производят свои насосы в Китае и продают их под своей маркой. Это не значит, что они плохие. Невозможно собрать качественную продукцию «на коленке». Современное производство почти полностью автоматизировано.
Что-либо испортить в процессе сборки крайне сложно. К тому же уже прошло то время, когда в Китае не следили за качеством продукции. Это целая индустрия и терять огромный рынок сбыта продукции в России никто не станет.
Естественно, что покупая погружной насос в крупном супермаркете за 500…900 рублей, не стоит рассчитывать на его безотказную работу в течение всей оставшейся жизни.
Такие товары продаются в качестве «завлекалочки», как сопутствующие. Всем понятно, что покупатель не станет из-за 500…900 рублей ехать в сервисный центр для ремонта насоса на другой конец города, отправлять его по почте в сервисный центр(иногда это «приятный» сюрприз для покупателя) или пытаться произвести ремонт насоса своими руками.
Из-за такой «суперпродукции» и теряется доверие к китайским товарам (но, еще раз повторяем, что в больших магазинах важен лишь валовый объём продаж).

Подведем итог:
- не бывает дешёвых европейских насосов,
- 2/3 европейских насосов реально произведены в Китае и вы заплатите половину цены только за марку производителя,
- не нужно покупать насосы в крупных супермаркетах за 30 копеек. Пословицу про «дешевый сыр» никто не отменял.

3. Мы (клиенты) все делали правильно, по инструкции...

Половина людей, которые «всё делали по инструкции», её не открывало. Достаточно задать 2 вопроса, чтобы это определить.
Не ленитесь прочитать инструкцию по эксплуатации насоса. Это отнимает немного времени, но зато даёт представление о том, что хорошо, что плохо для насоса.

4. У нас стоял автомат защиты...

Автомат защиты ставят обычный, который не отслеживает небольших изменений тока. Его мощность выбирают в 2,5 раза выше мощности электродвигателя насоса (из-за большого пускового тока). Пока такой автомат «раскачается», насос уже перегреется и выйдет из строя.
По-уму, нужно ставить не обычный автомат (который, в основном, только от КЗ в сети спасает), а автомат защиты электродвигателя. Это специальный прибор, который позволяет точно выставить рабочий ток двигателя и отслеживает его малейшее увеличение вследствие подклинивания вала насоса.
При этом, автомат защиты двигателя допускает превышение установленного значения тока электродвигателя в момент его пуска.
Обычно мы предлагаем автоматы защиты двигателя производства ABB серии . Эти автоматы защиты двигателя дороже обычных сетевых автоматов, но позволяют надёжно защитить электродвигатель насоса от перегрева.

Вывод:
- для защиты электродвигателя требуется установка АВТОМАТА ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, а не обычный сетевой автоматический выключатель, не нужно на этом экономить,
- следует читать инструкцию, особенно места, которые выделены – там как раз про всё это написано.

5. По поводу тепловой защиты:

Тепловая защита встраивается в обмотку и представляет собой какое-либо реле, которое при внешнем нагреве отключает питание электродвигателя.
Следует понимать, что каждый раз при перегреве обмотки, происходит оплавление ее изоляции, то есть происходят необратимые изменения. Через какое-то время (при очередном перегреве), изоляция обязательно в каком-то месте оплавится полностью и произойдет короткое замыкание обмотки, что приведет к выходу из строя электродвигателя.
То есть тепловая защита – это не панацея от всех бед, а лишь аварийная защита, которая способна несколько раз спасти электродвигатель и не более того.

6. Работа без воды.

Электродвигатель погружного насоса охлаждается перекачиваемой жидкостью. Погружные насосы есть двух типов: с рубашкой охлаждение и без нее.
Насосы с рубашкой охлаждения могут работать не полностью погруженными в жидкость, т.к. вода будет проходить через окружающий насос кожух и охлаждать электродвигатель.
Насосы без рубашки охлаждения должны всегда находиться полностью погруженными в перекачиваемую среду.

Отсюда возникают 2 основные ошибки при установке насоса, которые приводят к перегреву и выходу из строя электродвигателя:
- работа насоса в воде, с температурой выше указанной в паспорте на насос (в обычном исполнении до +35…40°С, и до +60°С в термостойком исполнении).
Этим часто грешат сотрудники коммунальных служб при возникновении аварий в системе горячего водоснабжения.
При прорыве трубы с горячей водой требуется откачка ее из колодцев, для проведения ремонта. Наружный насос не работает, т.к. просто не всасывает горячую воду из-за того, что она закипает во всасывающей трубе и приходится использовать погружной насос, который через несколько минут «умирает» от перегрева.
Существуют решения для этой проблемы, но здесь мы не будем их затрагивать.

Работа не полностью погруженного насоса или насоса без воды. И в одном и в другом случае электродвигатель перегревается и выходит из строя. Обычный автомат защиты это не отследит.

Рисунок 1. Пример перегрева двигателя насоса, работавшего не полностью погруженным в воду

Решение проблемы:
- установка насоса в приямке,
- использование автоматики контроля уровня воды (например, поплавковый выключатель).

Частая ошибка: установка небольшой производительности в емкость большой площади.
В этом случае, уровень воды при откачке уменьшается очень медленно, и насос может длительное время оставаться не полностью погруженным в жидкость.
Например, такая ошибка была допущена нашим клиентом при установке насоса в ремонтном доке, где планировалась откачка воды после установки в него судна.

7. Работа насос вне рабочего диапазона подачи и напора.

Разберем на конкретном примере: дренажный насос ГНОМ 40/25Т .
Насос стоял в котловане и подавал воду на высоту 7 метров по шлангу 100 мм. Далее шел излив воды на землю.

Осмотр насоса выявил, что в электродвигателе насоса сгорели все 3 фазы, что говорит о том, что он был перегрет.
Рекомендуемый напор такого насоса, по паспорту, составляет 18-25 метров. То есть это диапазон, в котором электродвигатель работает без перегрузки.

При работе насоса с напором 7 метров, насос работает в диапазоне подачи, который значительно превышает рабочий диапазон (чем меньше напор, тем больше подача в любом центробежном насосе). В этом случае, сильно повышается рабочий ток в обмотках насоса, что приводит к перегреву электродвигателя.
При работе вне рекомендуемого диапазона напора, следует установить задвижку на выходе насоса и установить такую подачу, чтобы рабочий ток в обмотках электродвигателя соответствовал указанному в паспорте (в данном случае 12,5А) + установить автомат защиты электродвигателя.
В противном случае, насос будет работать с перегрузкой, и электродвигатель может выйти из строя.

При работе насоса с напором 7-10 метров, наиболее оптимально использование насоса ГНОМ 53-10Т . В этом случае, не потребуется регулировка подачи.

Как видно из приведенного примера, не нужно брать насос с «запасом» по напору, т.к. это может привести к его выходу из строя (хотя кажется, что раз насос подает на 25 метров, то при подаче на 7 метров проблем быть не должно).

8. Работа насоса на закрытую задвижку/ работа через зауженую трубу

Иногда требуется отвод стоков в канализацию, в которой есть какое-то давление (так называемую напорную канализацию). В этом случае, требуется выбирать насос, давление которого будет на 0,5 атмосферы выше, чем давление в канализации.
Причем давление на входе в канализационную трубу должно учитывать потери напора в линии от насоса до точки входа в канализацию.
Если давления на входе в канализацию будет недостаточно, то жидкость из канализационной трубы потечет через насос в септик.

Для предотвращения перетекания жидкости, в этом случае, обязательно устанавливают обратный клапан.
Если давление насоса выбрано неверно (меньше, чем в напорной трубе), то при включении насоса он будет работать постоянно на закрытую магистраль, что приведет к его перегреву и выходу из строя.

Часто, клиенты экономят на трубах и покупают трубы меньшего диаметра, чем требуется. Это приводит к тому, что:
- снижается производительность насоса (он может начать работать вне рабочего диапазона), что приводит к его перегреву,
- труба может забиться, что приведет к работе насоса на закрытую магистраль, то есть работу с перегрузкой, и, следовательно, к перегреву э/д и выходу его из строя.

Некоторые умудряются использовать фекальный на насос, который может перекачивать частицы до 50 мм с трубой 32…38 мм и потом удивляются, что почему-то труба забилась и насос вышел из строя.
Если ОЧЕНЬ хочется сэкономит на трубах, то можно поставить фекальный насос с измельчителем.
В этом случае, труба не будет забиваться крупными частицами (но диаметр трубы все равно предварительно рассчитать, чтобы насос не работал с перегрузкой).

Диаметр трубы зависит от производительности насоса и ее длины.
Ниже приводим таблицу, по которой можно это определить:


9. Работа насоса с жидкостями большой плотности и вязкости.

При работе с жидкостями, которые не соответствуют паспортным данным, электродвигатель начинает работать с перегрузке, что приводит к его перегреву. Дальше все идет по описанному выше сценарию.

10. Работа с высокоабразивными жидкостями; большим количеством крупных твердых частиц.

При перекачке жидкостей с большим количеством абразива быстро изнашивается уплотнение вала, что приводит к попаданию жидкости в корпус электродвигателя и выводу его из строя.

Часто, читая в инструкции, что насос может перекачивать жидкости с частицами до 35…50 мм (большинство бытовых фекальных насосов), потребители думают, что такими частицами могут быть камни, гвозди, арматура, куски цемента и т.п. и в больших количествах. На самом деле это совсем не так. Если будут постоянно попадать такие частицы, то это приведет к разрушению рабочего колеса и уплотнения. Такие насосы могу пропускать крупные частицы, но в основном, мягкие.
Достаточно часто строительные организации, роющие котлованы, экономят на промышленном оборудовании и покупают бытовые насосы для откачки воды (почему, будет понятно ниже).
Заканчивается это всегда одинаково: приносят насосы, которые полностью забиты песком и камнями, насосы с разбитыми рабочими колесами и корпусами.
И, как всегда, слышим одно и тоже: насосы плохие, сразу сгорели и т.п.

А теперь, для справки: для откачки воды из котлованов, требуются специальные шламовые насосы. Они изготавливаются из специальной износостойкой стали и имеют электродвигатели повышенной мощности.
Цены на такие насосы начинаются от 120 000 рублей (кому интересно, можно посмотреть на нашем сайте в разделе «Песковые и шламовые насосы»).
А покупают насосы, для этих же целей (особо экономные строители), за 10-20 тысяч рублей.


Рисунок 2. Пример заклинивания рабочего колеса, вследствие попадения абразивных частиц сверх допустимого значения.


11. Частые включения/выключения электродвигателя насоса.

Любой электродвигатель при включении, потребляет ток в разы превышающий рабочий. По этому, существует ограничение на количество запусков насоса в час (чем мощнее электродвигатель, тем меньшее количество запусков в час он допускает).
Для сравнения, приводим таблицу:

Частой ошибкой при установке насоса бывает то, что пользователи уменьшают длину кабеля поплавкового выключателя, чтобы он включался «по чаще». Иногда он включается настолько часто, что превышает допустимые пределы, что приводит к перегреву обмоток и выходу насоса из строя.
Или же насос опускают в узкий колодец, в который устанавливают насос большой мощности. Если в этот колодец сливается много воды, например при затяжном ливне, то производительный насос быстро выкачивает воду, отключается, далее вода быстро заполняет узкий колодец, насос включается и т.д. При этом также может быть превышена допустимая частота включений электродвигателя, что приведет к его выходу из строя.

Бывает, что насос стоит в узком колодце и откачивает воду по длинной трубе вверх по склону. Если не установить на выходе насоса обратный клапан, то это приведет к тому, что насос будет откачивать воду и отключаться (если снабжен поплавком). После чего вода из этой трубы из-за уклона, будет стекать обратно в колодец и наполнять его, что приведет к включению насоса. Этот процесс может повторяться до тех пор, пока насос не сгорит.
И естественно, что мы услышим знакомую фразу: «насос плохой».

Эта неисправность достаточно хорошо выявляется при осмотре насоса – у насосов на 220В сгорает пусковая обмотка.

12. Работа насоса при пониженном напряжении; скачки напряжения.

При работе насоса на пониженном напряжении (отличающимся от установленного более чем на 5%), сильно возрастает рабочий ток в обмотках электродвигателя, что приводит к его перегреву.

Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:
- проблемы в сети питания (у нас в половине страны в час пик напряжение в сети понижено),
- использование длинного кабеля питания, без правильного выбора его сечения в зависимости от длины и мощности электродвигателя.
Если поставить длинный кабель небольшого сечения, то из-за возросшего сопротивления напряжение, которое дойдет до электродвигателя насоса может быть значительно отличаться от напряжения в сети питания.
- электродвигатель может выйти из строя из-за скачков напряжения в сети.
Например, если у вас на даче сеть 220В, а рядом сосед-рукодельник непрерывно что-то сваривает электродуговой сваркой, а при этом он сидит на другой фазе, то в момент работы его чудо аппарата (хорошо, если он фабричного производства, а не изготовлен самим умельцем) происходят очень большие колебания напряжения. Все это вместе может привести к выходу из строя электродвигателя насоса.

13. Вытягивание погружного насоса на поверхность за кабель питания (за поплавок).

Это один из самых распространенных способов «убийства» насоса.
При вытягивании за кабель происходит нарушение герметичности вводного соединения кабеля в корпус электродвигателя. Это приводит к попаданию воды внутрь мотора и выход его из строя.
Также бывает, что нарушается герметичность кабеля (например, при переноске насоса его уронили на кабель питания).
Внешне это никак не проявляется, но, со временем, вода через кабель попадает в электродвигатель и выводит его из строя.



Рисунок 3. Пример повреждения кабеля питания и выгорания обмотки, вследствие попадания воды в электродвигатель

14. Использование некачественной пуско-регулирующей аппаратуры.

У нас был один клиент, который с интервалом в один день «убил» 2 насоса. При дефектовке было выявлено, что электродвигатель работал на 2-х фазах вместо трех (сгорели 2 обмотки электродвигателя).
Когда принесли первый насос. мы настоятельно рекомендовали проверить пускатель насоса. Но, как обычно, было сказано, что мы сами все знаем, и т.д. и т.п., а у вас «насосы плохие».
После того, как с такой же неисправностью принесли второй насос, у наших покупателей хватило ума, все-таки заменить пускатель (цена – 500 рублей). После чего проблема исчезла. Вот так из-за нежелания прислушиваться к советам профессионалов, можно сэкономить 500 рублей на пускателе и заплатить за ремонт насосов 30000 рублей.

15. Подключение насоса электриками, которые вообще не понимают, что происходит.

Сейчас появилось много некомпетентных «работников», которые ничего не понимают в электротехнике, но, тем не менее, берутся за подключение любого оборудования. Экономия может выйти не только потерей денег, но и травмами и пожаром.
Недавно, звонил один такой человек и был недоволен, что у него никак 3-х фазный насос не работает с поплавковым выключателем. Как выяснилось, для выключения насоса он разрывал одну из фаз трехфазного электродвигателя.
Хорошо, что хозяин насоса заподозрил что-то неладное и позвонил нам самостоятельно.
До «убийства» его насоса оставалось совсем немного…

16. Работа в агрессивных средах.

Многие думают, что если насос из нержавейки, то его можно засунуть в любую емкость и качать им любую химию. Обычно, это убеждение заканчивается через несколько минут работы насоса (последних минут в его жизни).
Несомненно, что существуют и такие насосы, да вот только стоят они от 150000 рублей и выше.
В насосе есть еще много деталей, которые должны выдерживать контакт с агрессивной средой. Обычные насосы для этих целей не предназначены.

Хотим подытожить все вышесказанное:

1. Все приводимые в этой статье причины выхода из строя насоса, были реальными.
2. Для проектировки работы насоса лучше консультироваться со специалистами и отвечать на ВСЕ задаваемые ими вопросы, какими бы «тупыми» они вам не казались.
3. ОБЯЗАТЕЛЬНО следует устанавливать автомат защиты электродвигателя.
4. Если в месте установки скачен напряжение, устанавливайте стабилизатор напряжения.
5. Насос нужно использовать только по его прямому назначению.
6. Там, где требуется повышенная надежность, стоит комплектовать насосы шкафами управления и защиты.
Организации, которые удалось убедить укомплектовать насосы шкафами управления, со всеми возможными защитами, убедились, что не все насосы «плохие», а лишь те, которые эксплуатируют люди, которые не следят за оборудованием и которым без разницы, что и как с ним происходит.
Автоматика отслеживает различные критические ситуации и имеет защиту от «дурака».

Надеемся, что кому-то это поможет сделать правильный выбор насоса, а кому-то пережить выход из строя своего "верного помошника" и не сваливать всю вину на продавцов и производителя.

Использование дренажного фекального агрегата на частном участке - явление повсеместное, поскольку чаще всего на таких объектах обустраивается индивидуальная система канализации и водопровода. Качественное насосное оборудование способно привести в действие всю систему, не допуская затопления объектов в частном владении или выхода из строя одного из коллекторов. Однако не стоит забывать, что хороший фекальный агрегат (независимо от производителя и его мощности) требует периодического технического обслуживания. Иначе есть риск «потерять» агрегат на время или навсегда.

По какой причине происходит поломка фекального насоса и как с этим бороться, рассказываем ниже.

Важно: причинами неисправности фекального насоса и необходимости последующего ремонта являются такие моменты:

  • Неправильные условия эксплуатации (то есть превышение нагрузки на аппарат или неполное его погружение);
  • Несвоевременное профилактическое обслуживание помпы;
  • Неправильно смонтированная помпа;
  • Дефект производственный.

При проведении технического осмотра и обслуживания, чтобы избежать дальнейшего ремонта, всегда стоит обращать внимание на такие моменты:

  • Воздух, вдуваемый в патрубок насоса, должен свободно проходить через всю рабочую полость и выходить из отверстия. Если такого не произошло, то, скорее всего имеется воздушная пробка. Устранить её придётся через проведение несложного ремонта.
  • Поршень агрегата должен быть целым, без видимых повреждений и монолитно эластичным.
  • Следует следить и за расстоянием между электромагнитными катушками и поршнем. В идеале оно должно составлять диапазон 0,4-0,5 см. Здесь все должно быть точно, как в аптеке. Поскольку если расстояние будет меньшим, то есть риск перегрева и сгорания двигателя. Если же расстояние будет большим, то магнитные катушки будут попросту биться и выходить из строя.
  • Важным при обслуживании помпы также является и расстояние между клапанами насоса и входными отверстиями. Оно должно быть около 0,7-0,8 мм.

Самые простые причины поломки насоса

  • Ремонта фекального агрегата можно избежать, если на стадии его выхода из строя проверить входящее напряжение. Именно оно (а вернее его перепады) часто является причиной, по которой фекальный насос перестает работать. Поэтому прежде чем приступить к ремонту и разборке помпы, проверьте напряжение в сети. Если же с напряжением все в порядке, то придётся далее выявлять причины поломки и проводить ремонт оборудования.
  • Еще одной причиной, по которой фекальный насос отказывается работать, является воздушная пробка. Возникает такая неполадка вследствие неполного погружения помпы в активную среду или его неправильного монтажа (по наклоном в любую из сторон). В этом случае необходимо промыть агрегат и снова опустить его в перекачиваемую жидкость. Для устранения завоздушивания насос следует слегка наклонить, чтобы жидкость полностью вытеснила воздух из его рабочей камеры.
  • Случается и так, что просто не срабатывает поплавок в погружном фекальном насосе. Здесь достаточно вынуть агрегат, промыть его и опустить в ведро с водой. Если помпа не срабатывает, поднимаем поплавок и следим за её действиями. Завелся агрегат - значит, дело в поплавке, который забился или просто залип фекальными массами. Его нужно тщательно осмотреть и несколько раз поднять опустить.

Важно: в середине поплавка расположен металлический шарик, который в зависимости от уровня воды в яме замыкает или размыкает электрическую цепь.

При этом стоит помнить, что причиной, по которой фекальный насос не качает воду, может стать слишком большая мощность агрегата. В этом случае помпа работает усиленно, а вода просто не успевает просочиться к крыльчаткам оборудования. Чтобы исправить ситуацию, попробуйте просто опустить агрегат на большую глубину.

Механические повреждения насоса

Причинами выхода из строя фекального насоса могут стать и механические поломки. Так, если отломалась какая-либо деталь механизма агрегата, она вполне может заклинить рабочие лопасти помпы. Чтобы проверить и подтвердить/опровергнуть этот пункт при ремонте насоса, необходимо прокрутить рукой лопасти. Если они крутятся легко, значит причина не в поломке. Если же лопасть вращается с трудом, то предстоит более сложный ремонт агрегата и его разборка.

Важно: трудно вращающаяся крыльчатка может быть следствием выхода из строя подшипниковой системы.

Проблемы в электрике

Если погружной фекальный насос не имеет защиты от сухого хода, то здесь возможно сгорание обмоток механизма. Явным признаком может стать гудение включенного агрегата и сильный нагрев/плавка кабеля. В этом случае при проведении ремонта придется заменить обмотку, которую, кстати, видно хорошо и без разборки аппарата.

Важно: чтобы избежать сложного ремонта фекального агрегата, стоит периодически промывать насос в чистой воде и прокачивать его. Это позволит избежать залипания деталей механизма частичками фекалий. Кроме того, старайтесь избегать превышения допустимого размера фракций, которые может перекачать насос.

Загородный житель хорошо знаком с присущим для погружных насосов свойством отказывать качать воду в самый неподходящий момент. Хорошо, если есть запасной или хозяин предусмотрительно установил на колодце оголовок с подъёмным воротом. В противном случае можно дожить до того, что придётся с вёдрами отправляться до ближайшей колонки и на время ограничить потребление воды.

Поломка может лежать на поверхности, и устранение её займёт несколько минут. Нельзя откидывать и крайнюю ситуацию, когда реанимация невозможна либо нерациональна, даже с привлечением специалистов. Подобные выводы можно сделать самостоятельно. Погружные насосы страдают одними и теми же недостатками. Методом исключения найти причину отказа будет несложно.

Насос гудит, а воду не качает

К этому же случаю следует отнести слабую подачу воды. Возможной причиной неисправности может быть:

  • ослабление гаек штока над амортизатором. У насосов вибрационного типа такое происходит часто. Требуется разобрать корпус и затянуть крепёж. Верхнюю гайку законтрить. Сложность ремонта связана с коррозией винтового соединения корпуса. Подходить в этом случае следует радикально: зубилом, ножовкой либо болгаркой срезать крепёж. В последующем для соединения половинок внешней оболочки использовать болтовое соединение;
  • поломка клапана. Наиболее распространённая причина выхода из строя насоса и столь же легко устранимая, если, конечно, есть ремкомплект. Стоимость копеечная, но от его наличия зависит и быстрота устранения неисправности. Установить такую причину легко. Необходимо поочерёдно сильно подуть в заборный и подающий патрубки. Если воздух в том и другом случае проходит легко, причина установлена;
  • обрыв штока. Предварительный диагноз почему не качает погружной насос можно дать, если его потрясти. Пружинки, шайбы и втулка, в этом случае, получают свободу перемещения. Поэтому будет наблюдаться характерный для погремушек шум. Окончательно неисправность выявляется при разборке. Ремонт возможен в домашних условиях.

Наблюдаются признаки короткого замыкания

Выбивание пробок и обугливание токоподводящего кабеля говорит:

  • о сгоревшей обмотке якоря. Несмотря на страшное озвучивание неисправности, поломка устраняется легко путём замены сгоревшего элемента. При разборе насоса причина будет явно не только видна, но и осязаема по запаху;
  • неисправности кабеля. В каком-то месте изоляция оказалась пробитой. Наиболее сложным в устранении неисправности будет нахождение такого участка. Достаточно наложить на повреждённое место дополнительную изоляцию.

Сильная вибрация в сочетании с перегревом

Как правило, причина этого одна — отслоение компаунда, которым заливают электромагнит для фиксации в корпусе. Одновременно он играет роль теплоотводящего и изоляционного материала. Для устранения проблемы необходимо обратиться в специализированную организацию. По сравнению с покупкой нового погружного насоса это обойдётся, примерно, в два раза дешевле.

Низкое давление

Означает недостаточный зазор между катушкой и якорем. В течение секунды шток совершает 100 поступательных движений. Если амплитуда их небольшая, колебания мембраны демпфируются, и работоспособность насоса падает. Для устранения поломки опытным путём добавляются шайбы.

Совет: чтобы заниматься всем этим, следует иметь в запасе ещё один насос и позаботиться о ремкомплекте.

Дренажный насос на загородном участке – своеобразная палочка-выручалочка при возникновении непредвиденных ситуаций. По конструкции он напоминает оборудование для подачи питьевой воды, однако имеет возможность перемещать загрязненные среды с крупными включениями.

Но как и любая другая техника, оборудование может выйти из строя. Давайте попытаемся разобраться в слабых сторонах агрегата и выяснить, можно ли произвести ремонт дренажного насоса своими руками при необходимости.

Способность перекачивать воду с мелким гравием, большим включением песка, органических остатков – весьма полезное качество, когда нужно откачать воду после затопления или осушить пруд. Дренажные агрегаты рассчитаны на работу в подобных условиях, но превышение нагрузки нередко приводит к поломкам.

Познакомиться с внутренним наполнением аппарата лучше сразу после покупки, чтобы представлять, какие детали могут выйти из строя в случае засорения или поломки. Для этого не обязательно вскрывать корпус или производить разборку – достаточно изучить схему, которая прилагается к инструкции по подключению и обслуживанию прибора.

Всасывающее отверстие насосного узла может иметь различное расположение: у погружных моделей оно находится в нижней части и снабжено фильтрующей сеткой

Аппараты для частного использования на дачных участках не отличаются большой мощностью или сложной начинкой. В отличие от тяжелого промышленного оборудования, они компактные, относительно легкие (средний вес – 3-7 кг), состоят из стальных или пластиковых деталей, хотя для производства промышленных моделей и некоторых бытовых до сих пор используют чугун.

Главные составные части погружного механизма – насосный узел, качающий воду, и электродвигатель, вращающий вал с лопастями. Двигатель находится внутри прочного корпуса, который выполнен из нержавеющей стали или из усиленного полипропилена и является двойным. Между наружными и внутренними стенками циркулирует вода, препятствуя охлаждению.

Галерея изображений

Современные модели оснащены термозащитой, срабатывающей при перегрузке устройства. К осевому валу прикреплена крыльчатка – винтовое устройство, подающее жидкость внутрь корпуса. При включении агрегата крыльчатка начинает вращаться, забирать снаружи воду и проталкивать ее вдоль стенок к выпускному отверстию. На смену первой порции воды приходит следующая – и так до остановки механизма.

Регулирует периодичность работы . Он следит за уровнем жидкости в резервуаре или естественном водоеме, при его резком снижении выключает аппарат в автоматическом режиме.

Схема, объясняющая принцип работы поплавкового выключателя: поплавок в силу действия физических законов держится на поверхности воды, которая опускается в процессе откачки вместе с ним. При достижении нижнего предела поплавок отдает команду на отключение агрегата

Неисправности и способы их устранения

Существует ряд возможностей отремонтировать оборудование своими руками при условии, если сломанную деталь можно заменить новой или произвести несложную техническую процедуру (например, очистку). Для этого придется разобрать корпус, произвести диагностику, выявить неполадку и подобрать идентичную деталь.

Если вы редко пользуетесь дренажным оборудованием или планируете использовать его в только случае аварии (затопления), то не спешите покупать дорогой насос – дешевую модель заменить гораздо легче. Насосы Калибр – от 2500 рублей

К доступным действиям относится замена конденсатора, крыльчатки или поплавка, ремонт электрокабеля, фиксация амортизатора, удаление крупных кусков глины и песка, застрявших внутри корпуса.

Если треснул чугунный корпус, вышел из строя клапан или перестала функционировать обмотка, следует обратиться в сервисный центр или задуматься о . Недорогие дренажные устройства китайского производства стоят недорого, поэтому заказывать серьезный профессиональный ремонт нецелесообразно.

Поломка #1 – вышел из строя шнур питания

Гибкий элемент – кабель – всегда находится в зоне риска, так как из-за регулярных перекручиваний и перегибов (что часто случается при транспортировке и переустановке оборудования) провода под слоем пластиковой или прорезиненной защиты разрываются, в результате чего прекращается питание насоса.

Необходимо найти место разрыва и выполнить соединение. Эту операцию легко провести, если обрыв произошел около вилки – нужно просто зачистить и соединить провода, напоследок тщательно изолировав место работы.

Во время извлечения кабеля постарайтесь промаркировать и запомнить места крепления каждого провода (он разного цвета), чтобы при обратном монтаже не перепутать «фазу», «землю», «ноль»

Обрыв кабеля в зоне подключения к насосу требует больше времени на починку. Сначала необходимо вынуть оборудование из воды, обтереть и просушить его, затем разобрать, чтобы добраться до внутреннего блока подключения. Приготовьтесь к тому, что вместо шестиугольных отверстий столкнетесь с тройными, из-за чего и возникнет сложность с подбором отвертки.

Крышку следует снимать аккуратно, без рывков и усилий. Отвинтив болты, придерживающие натяжной элемент, вы сможете рассмотреть кабель и определить участок разрыва. Изношенный кусок удаляем, монтируем кабель на прежнее место, крепим натяжной элемент, фиксируем болты.

Поломка #2 – прекратилась подача воды

Двигатель работает исправно, однако жидкость или вообще прекратила течь, или поступает мелкими неравномерными рывками.

Причин странного явления может быть несколько:

  • Засорена часть подающей магистрали. Это отводящий патрубок или труба подачи. Возник своего рода засор из пучков водорослей и кусков глины. Необходимо отсоединить трубы и прочистить их. Возможно, длина трубы больше, чем рекомендовано производителем, и поэтому недостаточно давления для напора нужной мощности.
  • Износилось рабочее колесо. Изогнуты или повреждены лопасти. Следует разобрать устройство, заменить детали, для начала визуально (насколько это возможно) определив причину неисправности.
  • Жидкость перенасыщена грязью и мусором. Поэтому вода имеет густую консистенцию и с трудом перекачивается. Проблему решаем подъемом всасывающего отверстия на некоторое расстояние от дна, где скапливается осадок.
  • Заметно снизилась мощность двигателя. Что можно определить даже по звуку. Возможны неполадки в подаче электричества, выход из строя подшипников, разгерметизация масляного отсека. Необходима разборка корпуса, чтобы уточнить причину поломки и заменить изношенные детали.

Наиболее часто встречающейся проблемой является засорение фильтра. Чтобы прочистить сетку и всасывающее отверстие, можно попробовать пропустить через насос некоторое количество чистой воды. Если эта процедура не поможет, следует разобрать корпус и прочистить все камеры, удалив камушки, водоросли и щепки.

При разборке вы можете столкнуться с неприятным «сюрпризом» – срастанием заржавевших крепежных болтов с корпусом. Головки болтов нужно аккуратно срезать болгаркой, а на место старого крепежа установить новые винты

Разбирая агрегат, обязательно пользуйтесь схемами или инструкциями производителя. Они помогут последовательно снимать части, быстро находить места крепления болтов. В некоторых случаях износ крепежа или ослабление гаек вызывает смещение деталей, что также влияет на производительность аппарата.

Поломка #3 – не запускается двигатель

Вы подключаете электропитание – а насос не работает, не издает шум и не качает воду. Приготовьтесь к тому, что придется обследовать все оборудование.

Вот наиболее распространенные причины отказа двигателя:

  • Нарушение подачи электричества из-за обрыва проводов. Проверяем кабель на ощупь и находим место разрыва. Если аварийный участок в зоне подключения к насосу – действуем, как описано выше.
  • Вышла из строя обмотка статора. Случается по причине работы «всухую». Если самостоятельно заменить не сможете, обратитесь к специалистам.
  • Заклинило подшипник . Проверяем деталь на пригодность, по результатам диагностики чистим или меняем.
  • Всасывающее устройство забило мусором. Производим очистку лопастей и решетки, проверяем целостность действующих элементов и сетки.
  • Сломался поплавковый выключатель. Чтобы проверить его работоспособность, необходимо замкнуть реле. Возможно, проблема в проводе, соединяющем поплавок с насосом.

Если вышел из строя конденсатор – требуется замена. В некоторых моделях к нему предусмотрен специальный доступ, представляющий собой отдельное отверстие в корпусе.

Поломка #4 – насос самостоятельно отключается

При включении насоса в сеть он начинает работать, однако, спустя некоторое время, самопроизвольно останавливается. Скорее всего, срабатывает защитный механизм из-за перегрева двигателя.

Возможно, причиной является нагревающийся кабель. Стоит проверить соответствие напряжения сети и параметров, заданных производителем. При несовпадении данных нужно приобрести стабилизатор.

Причиной перегрева или спонтанного отключения может стать окисление проводов, которые необходимо обрезать или заменить. Проблема становится очевидной после полной проверки остальных деталей насоса

Отключение может происходить и по причине забивки лопастей мусором. В данном случае рекомендуем произвести полную процедуру очистки, то есть раскрыть корпус, прочистить внутренние камеры и рабочее колесо, проверить фильтр.

Если засоры происходят довольно часто, перечитайте инструкцию к изделию, чтобы уточнить размер фракций. Возможно, насос не рассчитан на перекачку жидкости с крупными частицами мусора – для измельчения подойдет только фекальный насос

Поломка #5 – включение насоса выбивает электрику

При включении насоса в сеть вылетают пробки или сгорают провода. Причину стоит искать в деталях, непосредственно отвечающих за проводку электроэнергии – кабеле или обмотке статора. Исправность проводов можно проверить с помощью тестера, при обнаружении изношенного участка следует заменить весь кабель или (если разрыв около конца) укоротить его.

Ремонт обмотки – занятие трудоемкое и требующее специальных знаний. Даже при аккуратно проведенной вторичной обмотке не исключено короткое замыкание. Если вам некогда возиться с перегоревшей деталью, отнесите устройство в сервисный центр – возможно, после диагностики посоветуют купить новый насос.

Если вы самостоятельно решили произвести ремонт обмотки, постарайтесь учесть все параметры – от количества витков до толщин и марки провода

Профилактические меры и регулярное обслуживание

Как видите, причиной износа деталей может стать и неминуемый износ, и нарушение правил эксплуатации оборудования. Чтобы аппарат служил дольше, старайтесь следовать рекомендациям производителя. Например, располагайте корпус так, чтобы всасывающее устройство находилось на определенном расстоянии от основания резервуара и не захватывало частички крупной фракции.

Хотя бы раз в году проверяйте исправность кабеля и внутренних частей, разобрав корпус насколько это возможно. Производите профилактическую чистку, которая увеличит срок службы деталей в несколько раз. Не путайте дренажное устройство с фекальным – оно не имеет специального измельчителя и не справляется с перемещением крупных включений.

Выводы и полезное видео по теме

Видеоролики от народных умельцев помогут вам правильно организовать разборку насосов различных марок и самостоятельно устранить неисправности.

Перегрев статора из-за нарушения интервального режима эксплуатации:

Особенности ремонта насоса Pedrollo:

Если после изучения нашего материала остались вопросы, или вы сталкивались с поломкой дренажного насоса и знаете как выйти из подобной ситуации, пожалуйста, оставляйте комментарии. Нам очень интересно узнать ваше мнение.