Александров Л. Г

Джон Мильтон с юности мечтал создать произведение, которое в веках прославило бы британскую словесность и было бы истинно возвышенным. И ему это удалось - таким произведением стал «Потерянный рай». За образец он взял сочинения Гомера, Вергилия, Тассо, трагедии Софокла и Еврипида... Поэма Мильтона отражает как бы ветхозаветную историю, но на самом деле современники видели в ней отражение истории Англии эпохи буржуазной революции. Буржуазия и новое дворянство окрепли и почувствовали свою силу. Королевская власть ограничивала дальнейшую предпринимательскую активность тех и других. И королю, и земельной аристократии была объявлена война. Возглавил буржуазию Кромвель. Король Карл Стюарт при огромном стечении народа на площади был обезглавлен палачом. Актом парламента от 17 марта 1649 года королевская власть была отменена как «ненужная, обременительная и опасная». Была провозглашена республика.

Кромвель был волевым, талантливым военачальником и очень властной натурой. Он удачно реформировал революционную армию, и та одержала победы над войсками роялистов. Парламент его уважал. В Европе его считали самым крупным политиком.

Парламент одарил Кромвеля королевским дворцом, землями, приносящими громадный доход. Кромвель стал ездить в золоченой карете, сопровождаемый телохранителями и многочисленной свитой. Очень скоро этот человек пресытился и богатством, и славой, и властью.

Кромвель умер в возрасте 59 лет и был похоронен на месте погребения королей. Но через три года монархия Стюартов была восстановлена, и труп Кромвеля извлекли из могилы и казнили через повешение.

Так вот, Мильтон стал поэтическим истолкователем событий, очевидцем которых он являлся. Он прославил революцию, воспел бунт возмущенного человеческого достоинства против тиранов. Восстание стало символом поэмы. Специалисты считают, что только он один в 17-м столетии понял и оценил всемирное значение буржуазной английской революции.

Мильтон родился в 1608 году в семье состоятельного нотариуса в Лондоне. Учился он в лучшей лондонской школе при соборе Святого Павла. В шестнадцать лет он стал студентом Кембриджского университета. «С самой юности я посвящал себя занятиям литературой, и мой дух всегда был сильнее тела», - говорил о себе поэт.

Джон много путешествовал по Европе, писал стихи, пьесы, поэмы... «Ты спрашиваешь, о чем я помышляю - писал он своему другу. - С помощью небес, о бессмертной славе. Но что же я делаю? Я отращиваю крылья и готовлюсь воспарить».

Мильтон, недовольный политикой Карла I Стюарта, писал публицистические статьи, в которых обличал англиканскую церковь, выступал за свободу слова, защищал право на развод... При Кромвеле поэт занимал должность тайного секретаря республики. Его трактат «Права и обязанности короля и правителей» послужил обоснованием суда и казни Карла I.

Но революция привела к произволу, к бесконтрольной власти еще более страшным, чем было при короле. Кромвель, по сути, стал диктатором. Так случилось, что духовное прозрение совпало с физической потерей зрения. Мильтон полностью ослеп.

После смерти Кромвеля поэт доживал свой век вдали от общества в маленьком домике на окраине Лондона. Он бедствовал, порой голодал, но все время творил, диктовал свои поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», трагедию «Самсон-борец».

Поэма «Потерянный рай» несколько раз переводилась на русский язык. Последний раз это сделал А. Штейнберг. Перевод считается очень удачным. А. Штейнберг трудился над ним несколько десятилетий.

Поэма поражает читателя своим космизмом, грандиозной картиной мироздания, созданной воображением поэта.

Сюжет взят из Ветхого Завета о грехопадении Прародителей - Адама и Евы. Все начинается с восстания Сатаны против Вседержителя. Сатана и его легионы бьются с архангелом Михаилом и его воинством. Восставших по Божьему повелению поглощает ад. Но сам Сатана, бывший одним из самых прекрасных и могущественных в Божественной иерархии, и после поражения не до конца теряет свой облик. В нем нет света и любви, но и то, что осталось, грандиозно в поэтическом изображении Мильтона.

Во тьме кромешной, в хаосе, непокоренный, с неутоленной ненавистью Сатана замышляет новый поход на Царство Небесное.

Чтобы убедиться в правильности Небесного пророчества о новозданном мире и новых существах, подобных Ангелам, Сатана летит сквозь космические бездны и достигает врат Геенны. Врата открываются перед Сатаной. Преодолевая пучину между Адом и Небесами, Сатана вновь возвращается в сотворенный мир.

Сидящий на Престоле Бог и одесно с ним Сын видят летящего Сатану. Сын Божий готов пожертвовать собой для искупления вины Человека в случае грехопадения. Отец повелевает Сыну воплотиться и повелевает всему Сущему поклоняться Сыну во веки веков. Тем временем Сатана достигает Небесных врат и обманом выведывает у Серафима местонахождение Человека - Эдем. Увидев Человека, Сатану, в облике морского ворона, охватывает страх, зависть, отчаяние.

Сатана, под видом тумана, проникает в Рай и вселяется в спящего Змия. Змий разыскивает Еву и лукаво обольщает ее, восхваляя перед всеми прочими созданиями. Подведя Еву к Древу Познания, Змий убеждает вкусить плод. Свобода воли, дарованная Богом Человеку, оборачивается грехопадением Евы. Адам из любви к Еве, понимая, что она погибла, решает погибнуть вместе с ней.

Вкусив плод, они впустили Грех, а за ним и Смерть в новозданный мир. Греховное человечество подпадает под власть Сатаны, и только Семя Жены сотрет главу Змия. Само человечество обречено замаливать первородный грех молитвами и покаянием.

Вернувшийся в Ад Сатана и его приспешники обращаются в змиев, пожирая вместо плодов прах и горький пепел.

Прародителей Архангел Михаил с отрядом Херувимов выдворяют из Рая, показав предварительно путь человечества до потопа

потом - воплощение, смерть, воскресение и вознесение Сына Божия

потом - человечество до второго пришествия. Херувимы занимают посты для охранения Рая. Адам и Ева покидают Эдем.

Оборотись, они в последний раз
На свой недавний, радостный приют,
На Рай взглянули весь восточный склон,
Объятый полыханием меча,
Струясь, клубился, а в проеме Врат
Виднелись лики грозные, страша
Оружьем огненным. Они невольно
Всплакнули -не надолго. Целый мир
Лежал пред ними, где жилье избрать
Им предстояло. Промыслом Творца
Ведомые, шагая тяжело,
Как странники, они рука в руке,
Эдем пересекая, побрели
Пустынною дорогою своей.

Мильтон прославляет Человека в духе Ренессанса. Особенно физическую красоту его. Он прославляет природу на Земле. «Если в образе Сатаны отразился мятежный дух самого Мильтона, - пишет исследователь творчества Мильтона А. Аникст, - в образе Адама - его стоическая непреклонность в борьбе за жизнь, достойную человека, то фигура Христа воплощает стремление к истине и желание просветить людей».

Образ Христа станет центральным в поэме «Возвращенный рай». Сатана искушает Христа всеми мирскими благами, но Христос отвергает их во имя добра, истины и справедливости. Его Христос - враг всякой тирании. Мильтон всегда считал, что с потерей свободы гибнет и добродетель в человеке, торжествуют пороки.

МИЛЬТОН, МИЛТОН ДЖОН - английский по-эт, дра-ма-тург, пуб-ли-цист, государственный и по-ли-тический дея-тель.

Cын но-та-риу-са и ком-по-зи-то-ра-лю-би-те-ля Джо-на Миль-то-на. Учил-ся в шко-ле Святого Пав-ла (1620-1625 годы) в Лон-до-не, за-тем - в Крайст-кол-лед-же Кем-бридж-ско-го уни-вер-ситета (1625-1632 годы). При-ни-мал ак-тив-ное уча-стие в Анг-лий-ской ре-во-лю-ции XVII века , за-ни-мал пост ла-тин-ско-го сек-ре-та-ря в пра-ви-тель-ст-ве О. Кром-ве-ля (вёл ме-ж-ду-народную пе-ре-пис-ку).

К ран-ним по-этическим опы-там от-но-сят-ся латинские эле-гии, итальянские пас-то-раль-ные со-не-ты, па-ра-фра-зы псал-мов (114 и 136), стихотворение «На смерть пре-крас-но-го ре-бён-ка, умер-ше-го от каш-ля» («On the death of a fair infant», 1628 год) - под-ра-жа-ние Э. Спен-се-ру; ода «На ут-ро Ро-ж-де-ст-ва Хри-сто-ва» («On the morning of Christ’s nativi-ty», 1629 год), на-пи-сан-ная се-ми-строч-ной, так называемой ко-ро-лев-ской, стро-фой, вве-дён-ной Дж. Чо-се-ром; по-этический дип-тих «L’Allegro» и «Il Penseroso» (ме-ж-ду 1631 и 1633 годами, лёг в ос-но-ву ора-то-рии Г.Ф. Ген-де-ля «Ве-сё- лый, за-дум-чи-вый и уме-рен-ный», 1740 год), где про-ти-во-пос-тав-ле-ны два со-стоя-ния че-ло-ве-че-ской ду-ши; пье-сы-мас-ки «Жи-те-ли Ар-ка-дии» («Arcades», 1632 год) и «Ко-мус» («Comus», 1634 год), по-стро-ен-ные на рез-ком кон-тра-сте гре-ха и доб-ро-де-те-ли. Луч-шим про-из-ве-де-ни-ем это-го пе-рио-да ста-ла тра-ур-ная эле-гия «Лю-си-дас» («Ly-cidas», 1638 год), на-пи-сан-ная Мильтоном по слу-чаю ги-бе-ли при ко-раб-ле-кру-ше-нии его дру-га и од-но-каш-ни-ка Э. Кин-га. В эле-гии те-ма смер-ти тес-но пе-ре-пле-те-на с мыс-ля-ми о на-зна-че-нии по-эта.

В 1638-1639 годах Мильтон пред-при-нял пу-те-ше-ст-вие по Фран-ции и Ита-лии, по-зна-ко-мил-ся с Г. Га-ли-ле-ем . В го-ды ре-во-лю-ции Мильтон, при-няв-ший сто-ро-ну ин-де-пен-ден-тов, об-ра-тил-ся к пуб-ли-ци-сти-ке: трак-та-ты «О Ре-фор-ма-ции в Анг-лии и при-чи-нах, ко-то-рые до сей по-ры за-дер-жи-ва-ли её» («Of the Reformation touching church discipline in England and the causes that hitherto have hindered it», 1641 год), «Ос-но-ва-ние цер-ков-но-го управ-ле-ния» («The reason of church government...», 1642 год) - про-тив анг-ли-кан-ской церк-ви в за-щи-ту пре-сви-те-ри-ан, и др. В 1642 году Мильтон же-нил-ся на де-вуш-ке из роя-ли-ст-ской се-мьи М. Поуэлл, ко-то-рая вско-ре уш-ла от Мильтона к ро-ди-те-лям (вер-ну-лась к Мильтону в 1645 году, умер-ла в 1652 году). Это со-бы-тие по-слу-жи-ло по-во-дом для на-пи-са-ния трак-та-тов, в ко-то-рых Мильтон от-стаи-вал пра-во суп-ру-гов на раз-вод: «Док-три-на и по-ря-док раз-во-да» («The doctrine and discipline of divorce», 1643 год) и др.; вы-зва-ли бур-ную по-ле-ми-ку. В эти же го-ды Мильтон соз-дал латинский трак-тат «О хри-сти-ан-ском уче-нии» («De Doctrina Christiana»), в ко-то-ром, при-зна-вая важ-ность кре-ще-ния, ут-вер-ждал, что его долж-ны при-ни-мать толь-ко взрос-лые; ос-таль-ные 6 та-инств, рав-но как и ка-кую бы то ни бы-ло цер-ков-ную ие-рар-хию, он от-ри-цал. Опа-са-ясь воз-му-ще-ния, ко-то-рое мог-ло бы по-влечь за со-бой об-на-ро-до-ва-ние трак-та-та, Мильтон от-ка-зал-ся от его пуб-ли-ка-ции (издан в 1825 году). Наи-боль-шую из-вест-ность по-лу-чи-ли трак-та-ты 1644 года «О вос-пи-та-нии» («Of Educa-tion») в ду-хе ре-нес-санс-но-го гу-ма-низ-ма и «Аре-о-па-ги-ти-ка» («Areopagitica», русский перевод 1905 года), в ко-то-ром Мильтон вы-сту-пил в за-щи-ту сво-бо-ды пе-ча-ти.

В 1645 году Мильтон опуб-ли-ко-вал пер-вый по-этический сборник «Сти-хо-тво-ре-ния». В трак-та-те «Ико-но-бо-рец» («Eikonoklastes», 1649 год) и латинских трак-та-тах «За-щи-та анг-лий-ско-го на-ро-да» («Pro populo Anglicano de-fen-sio», 1650 и 1654 годы) Мильтон, от-стаи-вая идею рес-пуб-ли-ки, оп-рав-ды-вал казнь Кар-ла I. В 1652 году Мильтон ос-леп. Ти-ра-но-бор-че-ские на-строе-ния Мильтона яр-ко про-яви-лись в трак-та-те «Ско-рый и лёг-кий путь к ус-та-нов-ле-нию сво-бод-ной рес-пуб-ли-ки» («The ready and easy way to establish a free commonwealth», 1660 год). По-сле при-хо-да к вла-сти Кар-ла II (1660 год) Мильтон был аре-сто-ван и за-клю-чён в тюрь-му; бла-го-да-ря за-ступ-ни-че-ст-ву влия-тель-ных дру-зей ос-во-бо-ж-дён. В 1667 году вы-шло пер-вое из-да-ние (в 10 кни-гах; позд-нее - в 12 кни-гах) ше-дев-ра Мильтона - эпической по-эмы «По-те-рян-ный рай» («Pa-radise lost», русский перевод 1777 года), над ко-то-рой Мильтон ра-бо-тал бо-лее 10 лет.

За-мы-сел по-эмы на биб-лей-ский сю-жет гре-хо-па-де-ния воз-ник у Мильтона ещё в мо-ло-до-сти. Мильтону бы-ли из-вест-ны пье-сы Й. ван ден Вон-де-ла на тот же сю-жет - «Лю-ци-фер» (1654 год) и «Адам в из-гна-нии» (1664 год). По-эма, про-дол-жив-шая тра-ди-ции эпической по-эзии ан-тич-но-сти (Го-мер , Вер-ги-лий, Ови-дий) и Воз-ро-ж-де-ния (Дан-те, Т. Тас-со), на-пи-са-на в жан-ре хри-сти-ан-ской учёной эпо-пеи; она вклю-ча-ет в се-бя так-же жан-ры шес-тод-не-ва (рас-ска-за о Со-тво-ре-нии ми-ра), мас-ки, оды, гим-на, эк-ло-ги и т. д.

В «По-те-рян-ном рае» дей-ст-ву-ют пер-со-на-жи биб-лей-ской ис-то-рии: Бог Отец, Бог Сын (Мес-сия), Са-та-на, Адам и Ева и др., а так-же при-ду-ман-ные Мильтоном ал-ле-го-рические фи-гу-ры: дочь Са-та-ны - Грех, её сын - Смерть и др. По-эма за-ду-ма-на как тео-ди-цея: цель ав-то-ра - «бла-гость Про-ви-де-нья до-ка-зать, / Пу-ти Твор-ца пред тва-рью оп-рав-дав» (перевод А.А. Штейн-бер-га). Од-на-ко соз-дан-ный Мильтоном об-раз Са-та-ны, вос-стаю-ще-го про-тив Бо-га и гу-бя-ще-го лю-би-мое Бо-жие тво-ре-ние - че-ло-ве-ка, сво-ей мо-щью и ху-дожественной убе-ди-тель-но-стью за-ста-вил многих кри-ти-ков, и пре-ж-де все-го по-этов-ро-ман-ти-ков (У. Блейк, П.Б. Шел-ли), уви-деть имен-но в нём глав-но-го ге-роя по-эмы. Впо-след-ст-вии та-кая трак-тов-ка по-эмы бы-ла под-верг-ну-та рез-кой кри-ти-ке К.С. Льюи-сом в книге «Пре-ди-сло-вие к "По-те-рян-но-му раю"» (1942 год).

Про-дол-же-ни-ем «По-те-рян-но-го рая» ста-ла по-эма «Воз-вра-щён-ный рай» («Para-dise regained», 1671 год, русский перевод 1778 года), над ко-то-рой Мильтон ра-бо-тал с 1665 по 1670 годы. Ес-ли тра-ди-ци-он-но сю-жет о воз-вра-щён-ном рае ас-со-ции-ро-вал-ся с изо-бра-же-ни-ем Стра-стей Хри-сто-вых, с Его ис-ку-пи-тель-ной жерт-вой, то у Мильтона де-ло об-сто-ит ина-че: в цен-тре его по-эмы - ис-ку-ше-ния Хри-ста в пус-ты-не. Мильтон внёс из-ме-не-ния в еван-гель-ский рас-сказ, при-ба-вив к трём ка-но-ническим ис-ку-ше-ни-ям чет-вёр-тое - ис-ку-ше-ние ан-тич-ной куль-ту-рой и фи-ло-со-фи-ей. Хри-стос по-сле-до-ва-тель-но от-вер-га-ет все ис-ку-ше-ния, и Са-та-на по-ни-ма-ет, что пе-ред ним дей-ст-ви-тель-но Спа-си-тель ми-ра.

В изо-бра-же-нии Хри-ста в обе-их по-эмах про-яви-лись ан-ти-три-ни-тар-ные взгля-ды Мильтона. Так, в «По-те-рян-ном рае» Бог Отец ко-ро-ну-ет Мес-сию, как бы от-де-ляя его от се-бя. В «Воз-вра-щён-ном рае» Хри-стос не пом-нит о сво-ей сла-ве на не-бе-сах до во-пло-ще-ния в ми-ре; у не-го нет пол-но-ты все-ве-де-ния.

По-след-ним про-из-ве-де-ни-ем Мильтона ста-ла ге-ро-ическая тра-ге-дия на биб-лей-ский сю-жет «Сам-сон-бо-рец» («Samson Agonistes», 1671 год; ора-то-рия Ген-де-ля, 1743 год), имею-щая и оп-ре-де-лён-ный ав-то-био-гра-фический под-текст. Ут-ра-тив фи-зическое зре-ние, ге-рой тра-ге-дии про-зрел ду-хов-но, он по-бе-ж-да-ет це-ной собственной жиз-ни. Тра-ге-дии пред-по-сла-но пре-ди-сло-вие «О том ро-де дра-ма-ти-че-ской по-эзии, ко-то-рый на-зы-ва-ет-ся тра-ге-ди-ей», в ко-то-ром Мильтон из-ло-жил свои взгля-ды, близ-кие клас-си-ци-стической эс-те-ти-ке: раз-де-ле-ние жан-ров на «вы-со-кие» и «низ-кие», ог-ра-ни-че-ние вре-ме-ни дей-ст-вия од-ни-ми сут-ка-ми, 5-акт-ное чле-не-ние, прин-цип прав-до-по-до-бия. Об-раз-цом жан-ра Мильтона, в от-ли-чие от Б. Джон-со-на и Дж. Драй-де-на и во-след итальянским дра-ма-тур-гам, счи-тал не рим-скую, а древне-греческую тра-ге-дию. «Сам-сон-бо-рец» пред-став-ля-ет со-бой так называемую дра-му для чте-ния и на-пи-сан, как и обе по-эмы, бе-лым сти-хом, до Мильтона при-ме-няв-шим-ся ис-клю-чи-тель-но в дра-ма-тур-гии (К. Мар-ло, У. Шек-спир и др.). Мильтон от-ри-цал риф-му, ви-дя в ней «изо-бре-те-ние вар-вар-ско-го ве-ка», и ис-поль-зо-вал бе-лый стих в под-ра-жа-ние не знав-шей риф-мы ан-тич-ной по-эзии.

В ис-то-рическом тру-де «Ис-то-рия Бри-та-нии» («The History of Britain», 1670 год), где по-ве-ст-во-ва-ние до-ве-де-но до за-вое-ва-ния Анг-лии нор-ман-на-ми (1066 год), от-ра-зи-лись взгля-ды Мильтона на ис-то-рию как на осу-ще-ст-в-ле-ние во-ли Бо-жи-ей. Мильтон по-ста-вил под со-мне-ние мно-гие ле-ген-ды, проч-но уко-ре-нив-шие-ся в соз-на-нии анг-ли-чан, в том числе ле-ген-ду о ко-ро-ле Ар-ту-ре. Мильтон при-над-ле-жит так-же ком-пи-ля-тив-ное сочинение «Крат-кая ис-то-рия Мос-ко-вии» («A brief history of Moscovia…», опубликованное в 1682 году; русский перевод под названием «Мос-ко-вия Джо-на Миль-то-на», 1875 год) - од-на из не-мно-гих английских книг о Рос-сии 2-й половины XVII века.

В твор-че-ст-ве Мильтона, свя-зую-щем эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния и клас-си-циз-ма, со-еди-ни-лись идеи ре-нес-санс-но-го гу-ма-низ-ма и хри-сти-ан-ско-го Сред-не-ве-ко-вья. Клас-си-ци-сты це-ни-ли в нём со-че-та-ние ре-ли-ги-оз-но-мо-ра-ли-за-тор-ско-го на-ча-ла со стро-го-стью фор-мы; его ти-ра-но-бор-че-ский па-фос был бли-зок ро-ман-ти-кам.

В Рос-сии про-из-ве-де-ния Мильтона из-вест-ны с XVIII века в пе-ре-во-дах с немецкого и французского язы-ков. А.С. Пуш-кин на-зы-вал Мильтона по-этом «изы-скан-ным и про-сто-душ-ным, тём-ным, за-пу-тан-ным, вы-ра-зи-тель-ным, свое-нрав-ным и сме-лым да-же до бес-смыс-лия» (статья «О Миль-то-не и Ша-тоб-риа-но-вом пе-ре-во-де "По-те-рян-но-го рая"», 1836 год).

Сочинения:

Works. N. Y., 1931-1940. Vol. 1-20;

Poe-tical works. Oxf., 1952-1955. Vol. 1-2;

По-те-рян-ный рай. Воз-вра-щен-ный рай. Дру-гие по-эти-че-ские про-из-ве-де-ния / Изд. под-го-то-ви-ли А.Н. Гор-бу-нов, Т.Ю. Ста-мо-ва. М., 2006.

А. А. Чамеев ДИАЛОГ ОБ АСТРОНОМИИ В ПОЭМЕ ДЖОНА МИЛЬТОНА «ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ» Картина мира, которую рисует Мильтон в «Потерянном рае», зиждется на модифицированном в Средние века космологическом учении Птолемея. В центре мироздания расположена Земля; ее окружают десять подвижных сфер: сферы семи планет – Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна; круг неподвижных звезд (твердь); кристаллический (или хрустальный) свод, заполненный водой, и сфера перводвигателя (Primum Mobile), сообщающего движение внутренним сферам . Вся система заключена в твердую, светонепроницаемую, неподвижную оболочку, снаружи омываемую Хаосом 1. Вселенная Мильтона имеет немало общих черт с картиной мироздания, которую живописал Данте . Вместе с тем между ними есть и некоторые различия. К примеру, вслед за арабскими комментаторами Птолемея, Мильтон вводит в свою космологическую систему дополнительную – хрустальную сферу, которая должна была объяснить нерегулярности и отклонения в движении планет. В «Божественной комедии» упомянуто только девять сфер; десятое Небо (или Небеса Небес) заполняет, в изображении Данте, все бесконечное пространство за пределами зримого мира. Кроме того, поэт-протестант отказывается, естественно, от изображения католического «чистилища». Наконец, расходясь с предшественником, он помещает Ад не в центре Земли, но «в области тьмы кромешной», в недрах Хаоса . Вслед за теологами Реформации, в частности Лютером, Мильтон полагает, что бунт Сатаны предшествовал сотворению мира и человека, Ад был создан раньше Земли и не мог, следовательно, находиться в ее пределах. 1 Подробную схему устройства Вселенной Мильтона см.: ; см. также: . Помимо этих, в общем несущественных расхождений, гораздо важнее отметить другое: мировидение Мильтона уже не отличалось и не могло отличаться той определенностью и устойчивостью, которая была свойственна миропредставлениям Данте. В «Потерянном рае» в своеобразной форме запечатлелся процесс распада старой, традиционной модели мироздания, старого стереотипа мировидения – процесс, который начался в XVI столетии и с особой интенсивностью продолжался во времена Мильтона. Еще в 1543 г. космологическая система Аристотеля – Птолемея была до основания поколеблена открытиями Коперника: Земля перестала восприниматься как неподвижный центр Вселенной. Вслед за тем Бруно высказал смелую гипотезу о бесконечности природы и бесчисленности миров. Открытия, осуществленные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа, наглядно подтвердили гениальные идеи Коперника и Бруно. Мильтон был хорошо знаком с новейшими астрономическими теориями. В 1638 г., во время своего пребывания в Италии, поэт посетил постаревшего Галилея и впоследствии с гордостью вспоминал об этой встрече в «Ареопагитике» . Имя «тосканского мудреца» дважды упоминается в «Потерянном рае», а приводимые здесь описания таинственных далей Вселенной косвенно свидетельствуют о том, что автор имел возможность наблюдать звездное небо в Галилеево «оптическое стекло» . В эпосе названы все выдающиеся открытия итальянского ученого: топографическая характеристика поверхности Луны, пятна на Солнце, звездный состав Млечного пути и спутники Юпитера. Поэту была также хорошо известна гипотеза Бруно о безграничности космоса. Как явствует из отдельных строк поэмы, Мильтон допускал возможность существования иных обитаемых планет и даже иных обитаемых миров . Важное место в «Потерянном рае» занимает диалог Адама и Рафаила об астрономии . Рассуждения героев о строении Вселенной содержат непосредственные отзвуки учения Коперника. Адам подвергает сомнению истинность геоцентрической картины мира, ссылаясь на то, что она плохо согласуется с одним из основных законов природы. «Мудрая и бережливая природа» ничего не совершает впустую; чем же объяснить в таком случае, что «благороднейшие небесные светила» принуждены с неимоверной скоростью обращаться вокруг Земли ради того только, чтобы днем и ночью озарять эту крохотную неподвижную пылинку? Ведь тот же эффект легко достигается при перемещении Земли «по круговой стезе гораздо меньшей» . Примечательно, что архангел Рафаил, хотя и признает недостаточными исходные посылки рассуждений Адама, не отрицает справедливости его конечного вывода. Он скорее соглашается с ним, излагая – правда, в вопросительно-гипотетической форме – основные положения гелиоцентрической концепции: «Что, если Солнце в центре мировом / Находится...?» Что, если Земля – планета? «На вид / Недвижная, троякое она / Движенье, незаметно для себя, / Свершает?» . Не осуждая любознательности собеседника, Рафаил призывает его, однако, воздержаться от разгадывания сокровенных тайн Вселенной, научиться смиренномудрию, думать о себе и бытии своем, довольствоваться теми знаниями, которые Бог даровал человеку, знаниями, необходимыми ему в повседневной жизни. «Для этого познанья все равно: / Земля вращается иль небосвод...» . Адам, выслушав наставления Рафаила, с готовностью признает, что мудрость заключена не в понимании вещей «туманных, отвлеченных и от нас / Далеких, но в познании того, / Что повседневно видим пред собой...» . Рассуждения героев о сущности «дозволенного» и «запретного» знания в VIII книге «Потерянного рая» составляют резкий контраст той впечатляющей картине завоеваний человеческого разума, которую поэт нарисовал в свое время в университетских выступлениях – так называемых «Ораторских прелюдиях» (Prolusiones Oratoriae)2, и свидетельствуют, бесспорно, об ограниченности гносеологических представлений Мильтона. Было бы, однако, поспешно и неправомерно на этом основании обвинять поэта в «обскурантистском утилитаризме, враждебном всякой не ищущей выгод пытливости мысли, всякому исследованию нерешенных проблем мироустройства», как это делает видный американский философ и историк идей Артур Лавджой . Большинство критиков, не отрицая известной ограниченности Мильтоновой философии познания, предлагают учитывать, вместе с тем, два фактора, весьма существенных для исторически правильной ее интерпретации и оценки. Еще Давид Мэссон в классической биографии Мильтона, анализируя диалог об астрономии, подчеркивал, что в нем нашла отражение полемика поэта с последователями спекулятивной философии: в согласии с идеями Бэкона Мильтон выступал здесь против бесплодного схоластического познания . Американский исследователь Г. Шульц в книге, специально посвященной изучению гносеологической теории Мильтона, отмечает, кроме того, что в анализируемом отрывке поэт призывал не столько к ограничению познания, сколько к сосредоточению на этической его стороне, к самопознанию (понятому как познание себя в Боге), иными словами, продолжал традиции так называемого «христианского сократизма» . Диалог Рафаила и Адама является одним из идейных центров поэмы и, естественно, привлекает внимание многих исследователей творчества 2 . Записиэтих выступлений сохранились и были впервые опубликованы в 1674 г. «Пусть ваша мысль, − говорил Мильтон на одном из университетских диспутов, − не ограничится пределами этого мира, но воспарит за границы Вселенной, и пусть она, наконец, научится (вот высочайшая задача!) познавать самое себя…» . Другое свое выступление молодой бэконианец завершал словами: «Человеческий дух… распространится повсюду, пока не наполнит весь мир и пространство за его пределами своим божественным величием. Тогда, наконец, большинство случайностей и перемен в мире можно будет понять так быстро, что с тем, кто владеет этой крепостью мудрости, вряд ли сможет произойти в жизни что-нибудь непредвиденное и случайное» .. Мильтона, но точек зрения, принципиально отличных от изложенных выше, они не высказывают. Например: . Между тем, есть, на мой взгляд, еще одно обстоятельство, немаловажное для понимания этого широко обсуждаемого диалога: можно предположить, что Мильтон, ратуя за достоверное, ограниченное кругом земных потребностей знание, следовал не столько непосредственно бэконианским идеям, сколько более ранним традициям, на которые эти идеи опирались. Рождению эмпирического метода предшествовала, как известно, длительная борьба, которую гуманисты Возрождения вели против схоластики, догматизма и умозрительности в науке и философии. Эразм Роттердамский, высмеивая приверженцев спекулятивного знания, ученых, «почитаемых за длинную бороду и широкий плащ», писал в «Похвале глупости»: «Сколь сладостно бредят они, воздвигая бесчисленные миры, исчисляя размеры Солнца, звезд, Луны и орбит; словно измерили их собственной пядью или бечевкой, они толкуют о причинах молний, ветров, затмений и прочих необъяснимых явлений и никогда ни в чем не сомневаются, как будто посвящены во все тайны природы-зиждительницы и только что воротились с совета богов. А ведь природа посмеивается свысока над всеми их догадками, и нет в их науке ничего достоверного» . Мильтон устами Рафаила в поэме «Потерянный рай» высказывает во многом сходные идеи. По словам архангела, Великий Зодчий Все мирозданье предоставил... Любителям догадок, может быть, Над ними посмеяться возжелав, Над жалким суемудрием мужей Ученых, над бесплодною тщетой Их мнений будущих, когда они Исчислят звезды, создавать начнут Модели умозрительных небес И множество придумывать систем, Одну другой сменяя... . И Эразм, и Мильтон, отдавая дань религиозной идеологии, признают притязания человеческого разума непомерными, а его возможности ограниченными3. Однако к этому отнюдь не сводится смысл приведенных здесь отрывков: совершенно очевидно, что оба мыслителя выступают в них против схоластики и умозрительности, ратуют за точное, проверенное опытом знание. Гносеологическая позиция Мильтона становится еще более понятной в контексте знаменитой дискуссии об «астрономии без гипотез», начало которой было положено во второй половине XVI в. выдающимся французским ученым Питером Рамусом. Подробнее об этой дискуссии см.: . Дискуссия разразилась после выхода в свет прославленного труда Коперника «О вращении небесных сфер». В предисловии к этому труду, составленном, как позднее выяснилось, лютеранским богословом А. Осиандером, теория Коперника была представлена как новая гипотеза, не претендующая на истинность. Рамус категорически отверг право ученого вводить в науку какие бы то ни было искусственные гипотезы, не отражающие реальной действительности. Критике подвергались при этом не идеи польского астронома, которым Рамус, очевидно, сочувствовал, но основные положения, высказанные автором предисловия. О дискуссии, которую начал французский ученый, вспоминал впоследствии великий Ньютон, с гордостью заявляя: «Я не измышляю гипотез». Труды Рамуса были хорошо известны Мильтону4 и, несомненно, 3 Противопоставляя возможности человеческого разума безграничной, поистине необозримой природе, многие мыслители XVI−XVIII вв., по глубоко верному наблюдению Н. В. Мотрошиловой, были убеждены, что «справиться с бесконечным универсумом может лишь бесконечный, т. е. божественный разум. Последний “знает” в мире все и знает сразу, мгновенно, т. е. познает мир не постепенно и всегда относительно, как это делает человек, но абсолютно и единовременно. Казалось, разговор шел только о соотношении человеческого и божественного разума». На деле же в теологической форме была поставлена проблема общественного и индивидуального в познании . 4 В 1672 г. Мильтон опубликовал учебник «Искусство логики», созданный «по методу оказали на него воздействие. Важно подчеркнуть, что борьба против астрономических гипотез, которую поэт, вслед за рамистами, ведет на страницах своего произведения, вовсе не означает у него (как не означала прежде у Рамуса) неприятия теории Коперника. Запечатлев в поэме традиционную, давно ставшую анахронизмом, картину мира, Мильтон отнюдь не пытается увековечить ее как единственно возможную и непререкаемую реальность; напротив, он подчеркивает ее условность, отказывая ей, так сказать, в санкции небес: архангел Рафаил не желает безоговорочно признавать подлинность этой картины, хотя бы она и казалась явью Человеку, земному наблюдателю . По мнению К. Свендсена, автора книги «Мильтон и наука», поэт ввел в «Потерянный рай» диалог об астрономии лишь для того, чтобы подчеркнуть амбивалентность ситуации Адама: герой сталкивался здесь еще с одной дилеммой, попытки решить которую, наряду с множеством других, стоявших перед ним дилемм и альтернатив, превращали его в глубоко раздвоенное существо задолго до грехопадения . В целом же, как пытается доказать исследователь, Мильтон отдавал предпочтение Птолемеевой концепции. С этим едва ли можно согласиться. За недоуменными вопросами Адама и уклончиво-неопределенными ответами Рафаила стояли, конечно, сомнения и колебания самого автора, неопределенность его собственных представлений об устройстве мироздания. Мильтон признавал, по-видимому, что из двух соперничавших меж собой систем перевес был на стороне теории Коперника: не случайно именно за ней он оставлял в поэме последнее слово, вкладывая ее в уста небожителя. Вместе с тем, несмотря на знакомство с астрономическими открытиями Нового времени, несмотря на симпатии, которые он испытывал к наиболее дерзким космологическим идеям и гипотезам, поэт предпочел сохранить в эпосе глубоко традиционную картину мира, «орбиты уместив внутри орбит» и заключив всю систему в Петра Рамуса». Подр. об этом см.: . твердую сферическую оболочку. Выбор поэта был обусловлен, очевидно, тем, что привычный аристотелевско-птолемеевский мир лучше отвечал его художественным и этическим задачам, нежели мир Коперника и безграничный мир Бруно. «Главное возражение, которое Мильтон как натурфилософ выдвигал против астрономии Птолемея, – пишет английская исследовательница М. Мэхуд, – состояло в том, что эта астрономия постулировала неправдоподобную скорость вращения внешних сфер относительно "неподвижной точки" – Земли... Но как поэт Мильтон использовал в эпосе геоцентрическую модель Вселенной именно потому, что она имела неподвижный центр и неистово движущуюся периферию» . Другая зарубежная исследовательница Е. Гарднер, отмечая, что героем «Потерянного рая» является Человек, не без оснований говорит о том, что геоцентризм Мильтонова универсума призван был подчеркнуть гомоцентризм поэмы . Положив в основу эпоса библейскую легенду о грехопадении первых людей, Мильтон стремился изобразить Человека как точку преломления противоборствующих влияний, излучаемых могущественными космическими силами, и поместил своего героя в самом центре мироздания – как раз на полпути между Эмпиреем и Адом, между обителью Бога и мрачной темницей мятежного Сатаны. Ценнейшее свидетельство общего состояния научной, философской, религиозной мысли своего времени, поэма Мильтона говорит о величии художника, который был ограничен представлениями эпохи, но, вопреки этой исторически обусловленной ограниченности, смог, подобно автору «Божественной комедии», победить время, создав несравненный памятник человеческих стремлений и дерзаний. Литература 1. Milton, John. Areopagitica. A Speech for the Liberty of Unlicenc"d Printing // The Complete Prose Works of John Milton. In 8 vols. Vol. 2: 1643−1648 / Ed. Ernest Sirluck. New Haven: Yale Univ. Press, 1959. 2. Milton, John. Private Correspondence and Academic Exercises / Translated from Latin by Ph. B. Tillyard. Cambridge, 1932. 3. Camé J.-F. Les structures fondamentales de l’univers imaginaire miltonien. 1−2 t. T. 2. Lille, 1975. 4. French J. M. Milton, Ramus and Edward Philips // Modern Philology. Chicago, 1949. Vol. 47. No 2. 5. Gardner H. A Reading of “Paradise Lost”. Oxford, 1965. 6. Hanford J. H. John Milton, Poet and Humanist: Essays. Cleveland, 1966. 7. Hanford J. H. A Milton Handbook. 3rd ed. New York, 1941. 8. Lewalski B. K. Innocence and Experience in Milton’s Eden // New Essays on “Paradise Lost” / Ed. by T. Kranidas. Berkeley, 1969. 9. Lovejoy A. Milton’s Dialogue on Astronomy // Reason and the Imagination: Studies in the History of Ideas, 1600−1800 / Ed. by J. A. Mazzeo. New York; London, 1962. 10. Masson D. The Life of John Milton. In 7 vols. Vol. 6. Cambridge, 1880. 11. Mahood M. M. Poetry and Humanism. New Haven, 1950. 12. Reinhert F. “Against his better knowledge”: A Case for Adam // English Literary History. Baltimore, 1981. Vol. 48. No 1. 13. Schultz H. Milton and Forbidden Knowledge. New York, 1955. 14. Svendsen K. Milton and Science. Cambridge, 1956. 15. Мильтон, Джон. Потерянный рай / Пер. Арк. Штейнберга // Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М.: Изд-во «Художественная литература» (БВЛ), 1976. 16. Матвиевская Г. П. Рамус. М., 1981. 17. Мотрошилова Н. В. Познание и общество: Из истории философии XVII−XVIII веков. М., 1969. 18. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1960.

Джон Мильтон родился в 1608 году в семье лондонского нотариуса. Отец Мильтона, убежденный пуританин , воспитывал сына в кальвинистских традициях. Начальное образование и первые литературные впечатления Мильтон получил в школе при церкви св. Павла в Лондоне, находившейся в руках рьяных пуритан – Джиллов, которые оказали сильное влияние на формирование мировоззрения и литературных вкусов подростка.

Затем 16-летний Джон Мильтон, как большинство сыновей из зажиточных пуританских семейств, попал в Кембридж – уже в те годы гнездо пуританского вольнодумства и антимонархических настроений, нередко вызывавшее гнев королей Якова I и Карла I Стюартов. В Кембридже Мильтон занимался изучением древнеклассической литературы и писал стихи на английском и латинском языке (ода «На утро Рождества Христова», 1629).

В Кембридже молодой Мильтон втянулся в борьбу между студентами, сочувствующими парламенту (к их числу принадлежал и Мильтон), и сторонниками аристократии и монархизма, которые здесь были в меньшинстве. Из-за какого-то политического столкновения с преподавателем Мильтон был даже временно исключен из университета, но это не помешало ему закончить курс с отличием. В 1624 Джон Мильтон получил звание бакалавра, а в 1632 магистра свободных искусств

Джон Мильтон. Портрет ок. 1629

К этому времени отец Мильтона приобрел неподалеку от Лондона имение Гортон. Окончив университет, Мильтон провел здесь пять лет в упорных занятиях, изучении классиков и Шекспира . Очевидно, он готовился в эти годы к профессии священника, от которой впоследствии отказался, говоря, что как сторонник «республиканского» кальвинистского церковного строя не желает быть рабом англиканских епископов. В период жизни у отца Джон Мильтон написал аллегорическую пьесу «Комус», «Аркадию» (1637), элегию «Lycidas» (1637), стихотворения «Задумчивый» («Il penseroso») и «Весёлый» («Allegro»). В «Allegro» он воспевает красоту земли, радости жизни, а в «Il penseroso» – высшее счастье мыслителя, изучающего вселенную.

В 1638 году Мильтон совершил длительную поездку по Европе. Он побывал во Франции, надолго задержался в Италии, где существенно пополнил свои знания в области классической филологии и итальянской литературы. Получив вести о близящейся английской революции , Мильтон возвратился из Италии домой. Он принял участие в политической борьбе на стороне революционеров и выступил против короля Карла I и англиканства c целым рядом политических памфлетов: «Prelatical episcopacy», «Reason of church government» и др. К этому времени относится несчастная женитьба Мильтона на Мэри Поуэлл – девушке, воспитанной в роялистских убеждениях и не выдержавшей пуританского гнета мужа.

Вскоре Мильтон вошёл в тесные связи с индепендентами , но верх в революции первоначально взяла враждебная тем пресвитерианская партия. Гневно осуждавшие ранее «королевскую тиранию» пресвитериане, дорвавшись до власти, далеко превзошли Стюартов в нетерпимости, требуя ограничения свободы прессы. Джон Мильтон выступил против них со своей знаменитой речью: «Ареопагитика» (1644), лучшим своим прозаическим произведением, где он высказывал мысль, что «уничтожение книги – убивает разум». С 1645 – 1649 Мильтон писал историю Англии в англосаксонскую эпоху. Он издал ее в 1669 под названием: «История Британии».

В конце 1640-х годов индепенденты – партия Мильтона – оттеснили от власти пресвитериан, но деспотизмом ещё превзошли их. Вождь индепендентов, Оливер Кромвель , добился казни побеждённого в гражданской войне короля Карла I и формального провозглашения Англии республикой. Но под видом «свободы» Кромвель ввёл в стране режим «протектората» – единоличной власти. Своих политических и религиозных врагов индепендентская «республика» подавляла с гораздо большей жестокостью, чем ранее Стюарты. Ригористичный пуританин Мильтон, прежде горячо порицавший «притеснения» монархии и пресвитериан, теперь целиком оправдывал диктатуру индепендентов. Состоя в тесной связи с индепендентскими вождями, он с конца 1640-х годов стал прямым исполнителем их поручений. В 1650-х годах Джон Мильтон выполнял огромную работу «Латинского секретаря» индепендентской республики – консультанта по вопросам международной политики. От непосильного труда Мильтон лишился зрения, но продолжал усиленную деятельность.

Падение индепендентского режима после реставрации 1660 года поставило Мильтона в тяжкие условия. Монархисты, вернувшиеся к власти при поддержке большинства народа, подвергли преследованиям главных заправил революции. Джону Мильтону одно время грозила смертная казнь, контрибуция разорила его. Его сочинение «Защита английского народа» (настольная книга пуритан) по постановлению парламента было сожжено рукою палача. Самого Мильтона на время арестовали, но вскоре отпустили. Ему теперь пришлось жить в бедности с тремя дочерьми, не понимавшими своего отца и не умевшими ему служить. В последние годы он совершенно отпал от господствующей церкви и склонялся к учению квакеров .

Мильтон диктует своим дочерям «Потерянный рай». Художник М. Мункачи, 1877-1878

Однако личные страдания не сломили сильного духа великого поэта, и в эту эпоху горя и нищеты Джон Мильтон создал величайшее свое произведение – эпос «Потерянный Рай » («Paradise Lost») и позднее, его продолжение, «Возвращенный Рай», создавшие ему громадную, неувядаемую славу. «Потерянный Рай » рассказывает о происхождении первых людей, о трагической борьбе между небом и сатаной . Здесь Мильтон высказывает свою основную идею, что свобода веры не должна подчиняться догмату. Как ни велико это произведение по смелости задуманного плана, надо признать, что картины в нем слишком растянуты, а излагаемые идеи заставляют видеть в Мильтоне скорее ученого, чем поэта. Но великолепное красноречие сатаны, а также поэтичные образы Бога-Отца и Бога-Сына, производят неизгладимое впечатление. «Потерянный Рай» был напечатан лишь в 1667. 2-е издание появилось в 1674, а 3-е уже после смерти автора. В 1749 Ньютон снова издал его; популярным оно сделалось лишь в начале XVIII столетия и произвело впечатление во всей Европе, вызвав массу переводов.

Эпос «Возвращенный Рай », рассказывающий об искушении Христа в пустыне, стоит ниже «Потерянного рая» из-за сухости и холодности изложения. Последнее сочинение Мильтона, трагедия «Самсон-борец » (1671), может быть названо его лучшим по законченности лирическим произведением.

Умер Джон Мильтон в 1674 году. До конца жизни он продолжал сохранять веру в конечное торжество республиканского строя.

англ. John Milton

английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов

Краткая биография

Знаменитый английский поэт, публицист, мыслитель, политический деятель - родился в Лондоне 9 декабря 1608 г. Его отцом был успешный нотариус, разносторонне образованный человек, придерживавшийся, тем не менее, пуританских взглядов, воспитывавший сына в духе аскетизма и религиозного поклонения. Джон Мильтон был прекрасно образованным человеком. После обучения дома и в школе св. Павла в 1625 г. он стал студентом Крайстс-колледжа Кембриджского университета, который окончил в 1632 г. с получением степени магистра искусств.

Сделав тяжелый выбор, Мильтон отказывается от карьеры духовного лица и на шесть лет уезжает в отцовское имение, расположенное неподалеку от столицы, где продолжает самостоятельно заниматься. В начале 1638 г. он отправляется в путешествие по Франции и Италии, в ходе которого знакомится со многими знаменитостями, в частности, с Г. Галилеем . В 1639 г. срочно возвращается в Англию в связи со слухами о приближающейся гражданской войне.

Ранние стихотворные произведения Джона Мильтона - короткие поэмы «Веселый» и «Задумчивый», драматическая пастораль «Комус» - являются отражением его светлого настроения, внутренней гармонии. Другие периоды его биографии были уже далеко не такими безоблачными. Поселившись после путешествия в Лондоне, Мильтон основал частное учебное заведение, в котором обучал племянников, но уже скоро увлекся общественной, публицистической деятельностью. В 1641 г. опубликован первый прозаический памфлет, посвященный английской Реформации. Впоследствии Мильтон, будучи ярким приверженцем революции, врагом монархии, напишет целый ряд политических памфлетов на злобу дня, красноречиво демонстрирующих его ораторский дар, богатое воображение и неравнодушие к судьбам родины.

В 1642 г. поэт женился на Мэри Пауэлл, молоденькой девушке, с которой у него было очень мало общего. Через месяц совместной жизни новоиспеченная супруга уехала к родителям и вернулась только в 1645 г., на все это время лишив Мильтона покоя. На протяжении 1645-1649 гг. он стал намного меньше заниматься общественными делами, вероятнее всего, углубившись в предварительную работу над историей Британии. Казнь в январе 1649 г. Карла I заставила его расстаться с уединением и разразиться смелым памфлетом «Обязанности государя и правительств». В марте 1649 г. Мильтона назначают секретарем при Государственном совете, в обязанности которому вменялась переписка на иностранных языках.

50-ые стали в жизни Мильтона настоящей черной полосой. В феврале 1952 г. он полностью лишился зрения, в мае при родах умерла супруга, в июне умер маленький сын. Вторая жена, с которой он связал судьбу в конце 1656 г., умерла в начале 1658 г. До 1655 г. слепой Мильтон продолжал работать секретарем с помощью помощников - переписчиков, чтецов.

В период 1660-1674 гг. Мильтон по-человечески был совершенно одинок: с оставшимися двумя дочерьми отношения у него не складывались. После воцарения на престоле Карла II он подвергся опале. Его острые политические памфлеты сожгли, ему довелось сидеть в тюрьме, даже сама его жизнь оказалась в опасности и была спасена только благодаря влиятельным друзьям. Однако именно в это непростое время он пишет лучшие свои произведения, посвященные библейской тематике, - «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671), а также «Самсоноборец» (1671), которые стали достойным окончанием его литературного пути. Восьмого ноября 1674 г. Джон Мильтон скончался в Лондоне.

Биография из Википедии

Джон Ми́льтон (англ. John Milton; 9 декабря 1608 года, Лондон - 8 ноября 1674 года, там же) - английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов.

Молодость. Первые произведения

Родился в семье успешного нотариуса. В 14 лет Джон начал писать свои маленькие отрывки, которое не миновали ничего хорошего. Родители не поддержали его, помощь оказала лишь бабушка Мильтона-Анна. Она и привила мальчику любовь к поэзии и литературе. После смерти Анна Мильтон мальчик забросил писать. Получил очень хорошее образование - сначала дома и в школе св. Павла, а потом - в Кембриджском университете. Именно в университете Джон начал снова свой путь писателя и его оценил ректор университета, который после и дал ему хорошее начало в мире литературы. По окончании курса он провёл шесть лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Там он написал по меньшей мере четыре стихотворных произведения. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637-1638 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.

В противоположность большинству великих людей, Мильтон провёл первую половину жизни в полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили его зрелый возраст и старость.

Светлому настроению молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм:

  • «L’Allegro» («Весёлый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»), где Мильтон рисует человека в двух противоположных настроениях: в радостном и созерцательно-грустном - и показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого Мильтона.
  • «Люсидас» («Lycidas»). Поэма даёт тонкие описания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера-пуританина странным образом переплетается здесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки.
  • «Комос» («Comus»). Это одна из самых блестящих драматических пасторалей (masks ), на которые в то время ещё не прошла мода.

Зрелость

С 1639 по 1660 длится второй период в жизни и деятельности. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат «О воспитании» («Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib»), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине.

В 1642 женился на Мэри Поуэл - и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый же год и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «The Doctrine and Discipline of Divorce» («О разводе»). В феврале 1652 он ослеп.

На старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи - третьей жены (первая и вторая умерли) и трех дочерей от первого брака; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для Мильтона наступило полное одиночество - и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный рай» («Paradise Lost»), «Возвращённый рай» («Paradise Regained») и «Самсон-борец» («Samson Agonistes»).

Взгляды

Мильтон и политика

Перейдя в ряды партии «индепендентов», Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова («Ареопагитика» - «Areopagitica: A Speech for the Liberty of unlicensed Printing to the Parliament of England»).

Из остальных 24 памфлетов первый («О реформации» - «Of Reformation touching Church Discipline in England and the Causes that hitherto have hindered it») появился в 1641, а последний - («Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» - «A ready and easy way to establish a free Commonwealth») в 1660; таким образом, они охватывают всё течение английской революции.

При наступлении парламентского правления Мильтон занял место правительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числе других поручений, исполненных Мильтоном во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет «Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях» («Eikon Basilike»), появившийся после казни Карла I. Мильтон написал памфлет «Иконоборец» («Eikonoklastes»), в котором остроумно побивал доводы анонима. Менее удачной была полемика Мильтона с другими политическими и религиозными противниками, Салмазием и Морусом.

Возможно, Мильтон был основателем Клуба телячьей головы, созданного в 1650 году для того, чтобы насмехаться над памятью казнённого короля.

Марчмонт Нэдхэм, выпускавший журнал «Mercurius Politicus» в 1650-1660 годах, был связан с множеством влиятельных республиканских писателей своего поколения, в число который входили Алгернон Сидни (англ. Algernon Sidney), Генри Невил (англ. Henry Nevile), Томас Челонэр, Генри Мартин (англ. Henry Marten) и Джон Мильтон. Мильтон, будучи секретарём Государственного совета в начале 1650-х годов, наблюдал за издательской деятельностью Нэдхэма и после двое мужчин стали личными друзьями.

В 1652 Мильтон ослеп, и это тяжко отразилось на его материальных средствах, а реставрация Стюартов принесла ему полное разорение; ещё тяжелее был для Мильтона разгром его партии.

Философские и религиозные взгляды

Публикация в 1825 году трактата De Doctrina Christiana поставила вопрос о том, насколько религиозные взгляды Джона Мильтона соответствовали религиозной норме своего времени. В частности, обсуждалось, не являлся ли Мильтон антитринитарием или арианином.

Творчество

«Ареопагитика: Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии »

Это полемический трактат Джона Мильтона, направленный против цензуры. «Ареопагитика» считается одной из наиболее влиятельных и проникновенных философских речей в защиту свободы слова и печати.

Опубликованная 23 ноября 1644 года, в самый разгар гражданской войны в Англии, Ареопагитика заимствует название у речи афинского оратора Исократа, написанной в V веке до н. э. Подобно Исократу, Мильтон не намеревался обращаться к заседающим лично, оформив текст в виде памфлета, сам выход которого нарушал опровергаемый поэтом запрет на неподцензурную публикацию. Написав Ареопагитику, Джон показал в ней, как ему было сложно бороться со всеми невзгодами, случившееся с ним в годы революции. Здесь он описывает смерти своих друзей и родственников, любимых и врагов. «Так тяжело мне ещё никогда не приходилось» - писал Мильтон, а в 1652 году он ослеп.

Будучи сторонником парламента, Мильтон обрушился с жесткой критикой на принятое депутатами постановление 1643 года о предварительной цензуре публикаций, отмечая, что подобных порядков не было ни в классической Греции, ни в Древнем Риме. Текст трактата полон отсылок к античным и библейским источникам, подкрепляющим аргументы английского поэта, ранее уже пострадавшего от цензуры при попытках опубликовать несколько трактатов в защиту разводов и от потери жены, дочерей, всех сестёр, брата, лучшего друга Михаила, своего единственного сына. У него осталась лишь вера в себя и несколько ребятишек, за которыми он будет заботиться. Забота о них ему даётся не легко, вся эта домашняя суета серьезно мешает ему, тогда все свои мысли он отражает в своём трактате «о воспитании».

«Потерянный рай»

«Потерянный рай» появился в печати в 1667 году, «Возвращённый рай» и «Самсон-борец» - в 1671-м.

«Paradise Lost» - христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте , «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта. Пуританин Мильтон избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают реализма описаний.

С другой стороны, ангелы и демоны, Адам и Ева и другие действующие лица Мильтоновской эпопеи имеют определённый образ в народном воображении, воспитанном на Библии, - и от этих традиций Мильтон, поэт глубоко национальный, никогда не уклоняется. Эти особенности материала, над которым работал Мильтон, отражаются на его поэме; техническая сторона описаний условна, в изложении мало образности; библейские существа часто кажутся только аллегорией.

Великое значение «Потерянного Рая» - в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти Мильтона помогли ему создать грандиозный образ сатаны, которого жажда свободы довела до зла. Первая песнь «Потерянного Рая», где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, - самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще.

Воинственная религиозность пуританина воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть - поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII века.

«Возвращённый рай» и «Самсон-борец»

Поэма «Возвращённый рай» (1671) передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно.

В трагедии, написанной Мильтоном в дни старости, - «Самсон-борец» - поэт отразил в образе библейского героя разбитые надежды своей партии.

Память

Переводы

Русские переводы сочинений Мильтона:

  • М. А. П. А. (то есть Московской Академии префект Амвросий (Серебренников)), «Потерянный рай» поэма героическая (Москва, 1780; 3-е изд. с приобщением «Возвращенного рая», М., 1803; 6-е изд., М., 1827, с биографией Мильтона, 1828; 7-е изд., М., 1860; перевод с французского);
  • E. П. Люценко, «Потерянный рай» (СПб., 1824); Ф. Загорский, «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» (М., 1827; 4-е изд., 1842-1843);
  • E. Жадовская, «Потерянный рай», с приобщением поэмы «Возвращенный рай» (М., 1859; очень неудачный перевод в стихах);
  • А. Зиновьев, «Потерянный рай» (М., 1861);
  • С. Писарев, «Потерянный рай» (СПб., 1871; стихами); «Потерянный рай», с присовокуплением «Возвращенного рая» (М., 1871);
  • А. Шульговская, «Потерянный и возвращенный рай» (СПб., 1878);
  • H. М. Бородин, «Потерянный и Возвращенный рай» (М., 1882; 2-е изд., 1884, перевод с французского);
  • В. Б-ъ, «Потерянный и Возвращенный рай» (М., 1884, перевод с французского); «Потерянный рай», изд. А. Ф. Маркса, с рис. (СПб., 1895); Андреев, «Рождение Христа», гимн (СПб., 1881); «Ареопагитика», речь Мильтона, обращённая к английскому парламенту, 1644 г. («Современное Обозрение», 1868, № 5).
  • О. Н. Чюмина. Потерянный и Возвращенный Рай. Поэмы Д. Мильтона. / В новом стихотворном переводе О. Н. Чюминой (с 50-ю большими рисунками художника Г. Доре). - Санкт-Петербург: Издание А. А. Каспари, 1899 г. (в 1901 году удостоена половинной