Рисуем карандашом поэтапно деревья. Как нарисовать дерево карандашом

Деревья почти всегда является наиболее ярким и характерным показателем тех географических условий, которые присущи определенной местности. Поэтому, естественно, что художник с особенным вниманием должен подходить к растительности, и его зарисовки должны быть сделаны особенно тщательно. Так, например, если он рисует сосну, то у него на рисунке и должна быть сосна, а не просто дерево. Поговорим, как рисовать деревья карандашом . Рисуем деревья карандашом. Далеко не всегда деревья имеют такую характерную внешность, какую имеет сосна. Тем не менее у многих деревьев внешность достаточно типична. Наиболее характерными деревьями наших лесов являются из хвойных ель, сосна и лиственница , а из лиственных береза, дуб , отчасти липа . Из южных - пирамидальный тополь, кипарис, пальмы и некоторые другие. Вот с этими-то, наиболее типичными деревьями мы, в первую очередь, и познакомимся. Дети очень часто рисуют именно деревья. И вопрос, как рисовать деревья карандашом у многих появился еще в школе или садике.

Как нарисовать ёлку (ель)

Ель настолько характерна, что легко запоминается и изображается даже детьми дошкольного возраста (рис. 1). Рисунок 1 - Ель в изображении детей Прежде чем узнать как рисовать елку , необходимо выяснить, что характерного в этом дереве? Высокий прямо стоящий ствол, мутовчатое расположение ветвей, причем мутовки ветвей идут почти от основания и до самой верхушки, ветви густо опушены хвоей. Все это расположено в определенном закономерном порядке. Ветви верхних мутовок короткие, тонкие, и торчат в стороны и даже немного вверх. Нижние мутовки состоят из тяжелых ветвящихся, довольно длинных лучей, которые, в силу своей тяжести, свисают вниз. Чуть позже мы рассмотрим, как рисовать лиственные деревья карандашом.

Примеры рисования ели

Рисунок 2 - Развившиеся и не развившиеся "мутовки" молодой ели Говоря о характере рисования молодой ели , мы должны напомнить еще об одной детали. Каждый год сверху нарастает новая мутовка. Но не каждая мутовка сохраняется. Обычно выживают более сильные и глушат ближайшие, ниже расположенные мутовки. В результате между сохранившимися мутовками получаются довольно большие расстояния. От погибших же мутовок остаются лишь следы в виде высохших и отломившихся веточек. Чтобы нарисовать ель , нужно изобразить именно эти особенности. Рисунок 3 - Упрощенный рисунок взрослой ели Посмотрите на рисунок 2, как нарисована молодая елка. Лучи ее мутовок еще легки, и они почти не свисают. Рисование взрослой елки немного другое. Тяжелые нижние ветви (лапы) свисают почти до самой земли (рис 3). Если мы не знаем характера строения ствола, характера ветвления мутовок, то мы не сможем правильно изобразить ель. Всякий же человек, почти не умеющий рисовать, нарисует ель если только поймет характер строения стволами мутовок. Таким образом, прежде чем рисовать ель, необходимо ознакомиться с «анатомией» ели. Это легко достигается, если мы продумаем и нарисуем сначала упрощенную схему «скелета» дерева (рис. 4), потом молодую ель (рис. 5) и, наконец, взрослую ель (рис. 3). Рисунок 4 - Скелет молодой ели Рисунок 5 - Более взрослая ель Когда ель будет проработана, можно перейти к рисованию елей и елового леса издали. (Эти упражнения нам необходимы для того, чтобы потом, при изображении ландшафтов, нам не нужно было задумываться над тем, как рисовать ель, как рисовать еловый лес и вдали, и вблизи, и на равнине, и на склоне гор.)

Рисуем еловый лес

Еловые леса даже издали не утрачивают своей внешней особенности. Они отличаются своим острозубчатым верхом. Мы уже не говорим о характерном синем бархатном тоне, которым еловый лес резко отличается от других лесов, находящихся на таком же далеком расстоянии. Конечно, передачу тона мы перед собой пока не ставим, но передачу характера массы елового леса нам придется изображать (рис. 6). Рисунок 6 - Рисование елок на разных расстояниях При рисовании елки приходится применять штриховку. Дальние деревья, в которых нельзя разобрать деталей, можно покрывать простым штрихом, самые дальние - вертикальными штрихами. Каждый такой штрих должен как бы подчеркивать характер высоких и сравнительно узких деревьев. На ближних елях хорошо видны не только крупные ветви мутовок, но и мелкие, обычно свисающие вниз, ветки, густо опушенные хвоей. Мы не можем вырисовывать подобные детали, но путем вертикальной штриховки можем передать и характер этих свисающих веток (рис. 3). Понятно, что здесь штрихи в различных частях ели неодинаковы. На нижних ветвях они могут быть толще и длиннее, а на верхних тоньше и короче. Рисунки эти вначале удобнее делать карандашом.

Как нарисовать сосну

Сосна, как и ель, относится к хвойным, но между сосной и елью огромная разница. Ель тенелюбива. Она может расти в глухом лесу в условиях почти сумеречного освещения. Сосна, наоборот, в высшей степени светолюбива. Сосна мирится с каменным грунтом, с песками, с недостатком влаги, но гибнет при недостатке света. Таким образом, у сосны и ели совершенно различное отношение к свету, а отсюда и различная внешность, следовательно, есть и разница в том, как нарисовать сосну . Молодые сосны , растущие на открытом месте, в общем похожи на ель, только лучи мутовок расположены реже и хвоя подлиннее. Редкое расположение ветвей является уже следствием светолюбивости. По мере роста, нижние ветви, затемненные верхними, отмирают. Да и верхние ветви, в борьбе за свет, развиваются очень неравномерно. Сильно развившиеся отдельные лучи мутовок превращаются в толстые ветви, которые разрастаются широкими зонтами. Слабые же лучи мутовок гибнут. Остатки этих погибших веток мы видим на любой сосне. В результате борьбы за свет характер кроны меняется настолько, что взрослая сосна уже ничем не напоминает ель, и даже мутовчатое расположение ветвей становится мало заметным (рис. 7). Рисунок 7 - Как нарисовать сосну: слева - сосна, растущая на открытом месте, справа - упрощенные силуэты сосен Поняв характерные , мы лучше понимаем, как нарисовать сосну. Сначала будем делать умышленно самые упрощенные рисунки, в которых подчеркнуты все наиболее характерные черты (рис. 7). Очень полезно просмотреть в натуре отдельно растущие сосны, а потом сосны в лесу. Полезно также просматривать картины художников. На картинах нарисованной сосны обычно выражено все наиболее характерное.

Рисуем сосну в лесу

До сих пор мы говорили о сосне, растущей на открытом месте. В лесу условия другие. Там сосна борется с соседними соснами. Борьба за свет приводит к быстрому росту вверх одних сосен и гибели других, которые отстают в своем росте. В результате сосны в лесу имеют цилиндрический высокий ствол, почти лишенный ветвей, и густую на верхушке. В сосновом лесу всегда можно видеть деревья, различные по своей жизненной силе. Одни имеют высокие и, сравнительно с другими, толстые стволы, с богато развитой кроной, поднимающейся выше соседних крон. Это «господствующие» деревья. Рядом могут быть более слабые сосны с тонким, но также высоким стволом и менее развитой кроной. Наконец, здесь же будут сосны с очень тонкими стволами и слабо развитой кроной, которая не может выбиться на открытый простор. Это деревья «угнетенные», гибнущие или совсем погибшие, лишенные зеленой хвои (рис. 8). Рисунок 8 - Сосна в лесу: а - "господствующие", б и в - угнетенные, г - погибшие.

Рисование соснового леса

Подобно тому как мы рисовали ель (сначала вблизи, потом вдали, переходя потом к группам елей и еловому лесу), мы будем рисовать и сосны. По мере удаления от зрителя очертание сосны становится все проще, и, наконец, сосна принимает тот вид, который близок к условному значку сосны, применяемому на профилях и некоторых картах (рис. 9). Группа сосен или сосновый лес издали кажется темной массой, которая сверху имеет неправильные, редко расположенные, округлые зубцы различной величины. Внизу, если нет опушки, хорошо бывают видны вертикально стоящие стволы. Эти стволы удобнее всего передавать вертикальными штрихами (рис. 10). Вообще нужно сказать, что при рисовании соснового леса и отдельных сосен характер штрихов имеет большое значение. Однако, благодаря характерности кроны сосны, можно с успехом пользоваться и обычными штрихами. Рисунок 9 - Ближние и дальние сосны Сосны в различных местностях не одинаковы. Так, сосна таежной зоны весьма сильно отличается от крымской сосны. Еще сильнее отличаются формы сосен средиземноморских стран и Японии. У последних сильнее развита в ширину крона, что придает сосне вид зонта с более плоским верхом. Различаются они также в зависимости от условий, в которых находятся. Так, отдельно стоящие сосны на открытой местности имеют более толстый ствол, могучие ветви и богато развитую крону (рис. 7). Сосны же горных ущелий, наоборот, имеют необыкновенно высокие и сравнительно тонкие стволы с небольшой кроной на вершине (рис. 11). Рисунок 10 - Рисование соснового леса вдали Рисунок 11 - Деревья в глубоких ущельях, где слабые ветры и малое количество осадков. Стволы деревьев необычайно вытянуты в высоту (Алтай).

Как рисовать лиственницу

Лиственница особенно характерна для таежной зоны Сибири. Но она нередко встречается и в пределах нашей европейской территории. Лиственница отличается от других хвойных тем, что теряет свою хвою на зиму. Последнее обстоятельство известным образом отражается на ее внешности. Зимой лиственница не имеет хвои - это уже одна ее особенность. Ветви лиственницы, лишенные хвои, не удерживают на себе снега. Отсюда ветви, лишенные хвои и снега, даже при своей малой толщине, очень редко сгибаются книзу, как это мы видели у ели, а чаще свободно торчат в стороны и в верхних частях дерева даже изгибаются кверху (рис. 12). Рисунок 12 - Упрощенный "скелет лиственницы". Лиственница имеет высокий прямо стоящий ствол и своеобразное мутовчатое ветвление, резко отличающееся от ели и пихты. Приведем, в качестве примера, несколько зарисовок лиственниц, сделанных в зимнее время (рис. 13 и 14). Лиственницы, находящиеся вдали, хорошо сохраняют свой характер (рис. 15). Рисунок 13 - Упрощенное изображение взрослой и старой лиственницы в зимнее время. Рисунок 14 - Упрощенное рисование лиственничного леса зимой Для лиственниц характерна летом светлая, яркозеленая окраска, очень приятная для глаз, нежно-желтая или серебристо-желтая поздней осенью и своеобразная зеленая дымка в весеннее время. Рисунок 15 - Сильно упрощенное изображение дальних лиственниц

Как нарисовать березу

Белая кора, своеобразное ветвление и особенно свисающие тонкие ветви - очень характерные признаки нашей березы. Рассматривая ветвление березы, мы сразу же отмечаем отходящие от ствола, под острыми углами, довольно толстые ветви, которые подобным же образом разветвляются и дальше, переходя в тонкие и необыкновенно длинные конечные ветви. Подобное строение ветвей как раз и обусловливает их свисание. А свисание ветвей в значительной степени обусловливает и тот своеобразный облик березы, который нам всем так хорошо известен. Отметим, что при рисовании березы так же, как и в других случаях, самым важным является построение основы дерева : ствол, ветвление, характер конечных тонких веток и, наконец, уже листва (рис. 15 и 16). Рисунок 15 - Упрощенное рисование березы без листьев и с листьями
Рисунок 16 - Ряд постепенно удаляющихся берез.

Рисуем деревья: осина и тополь

Осина , растущая на месте лесных пожаров и вырубок, отличается тонким, высоким, прямо стоящим стволом и тонкими ветвями, отходящими от ствола последовательно, чаще всего под углом 30-40° (рис. 17). Тонкие ветви осины не свисают, очертание кроны простое, в виде лезвия ланцета. Встречаются и другие формы осин с мощным стволом и толстыми ветвями. Эта форма довольно близка к обычному нашему тополю (рис. 17).
Рисунок 17 - Слева : Рисуем молодую осину без листьев и с листьями. Справа : Схема ветвления и очертания кроны обычного тополя Как видим, вопрос о том, как нарисовать деревья карандашом , не однозначен. Давайте рассмотрим как рисовать такое дерево, как пирамидальный тополь . Он очень характерен для наших южных районов, особенно для степных местностей. Он растет небольшими группами около речек и других водоемов и особенно часто встречается около жилищ. Внешний вид тополя очень типичен. Он определяется наличием высокого прямо стоящего ствола и своеобразным ветвлением, как это показано на рисунке 18. Рисунок 18 - Пирамидальный тополь без листьев и с листьями

Как нарисовать дерево карандашом: липа

Внешний вид липы таков, что ее можно спутать издали с некоторыми другими лиственными породами деревьев. Тем не менее и у липы есть свои особенности, которые легко заметить при сравнении, например, с. тополем или дубом. Для липы характерно деление ствола на толстые крупные ветви, которые чаще всего отходят от ствола под острыми углами. Ветви достигают большой длины, густо ветвятся к концу. Это густое ветвление приводит к увеличению веса конечных частей, что, в свою очередь, ведет к некоторому свисанию верхушечных ветвей. Свисание это значительно меньше, чем у березы, но больше, чем у тополя и дуба (рис. 19). Рисунок 19 - Рисуем дерево липу Издали липовые рощи и леса отличаются мягкими округлыми очертаниями крон, напоминая верхушки кучевых облаков. Давайте рассмотрим и то, как рисовать такие деревья карандашом, как дуб.

Как рисуют дуб

Иной характер имеет дуб с его крепкими и мало сгибаемыми ветвями. В отличие от рисования такого дерева, как липа, тополь и некоторых других широколиственных пород деревьев, ветви дуба отходят от ствола под углами, близкими к прямому. Так же приблизительно отходят ветви второго и третьего порядка (рис. 20). Ветви отличаются толщиной, узловатостью и густым опушением на концах (опушение состоит из тонких веток и густой листвы). Этот своеобразный характер ветвления наблюдается не только па крупных зрелых деревьях, но и на молодых (рис. 20). Общее очертание кроны отчасти напоминает очертание дубового листа, но со вторичной, резко выраженной зубчатостью (рис. 21). Вообще внешний вид дуба выражает несгибаемость и крепость могучего дерева. Недаром дуб является символом стойкости и прочности.
Рисунок 20 - Как рисовать правильно дуб: Слева : Упрощенное изображение дуба без листьев и с листьями; Справа : Молодые дубы без листьев Дубовые деревья в лесу имеют более вытянутую вверх форму, но основные черты остаются приблизительно те же.
Рисунок 21 - Очертания дерева дуб Не имея возможности останавливаться на особенностях других наших менее распространенных или менее характерных деревьев, мы очень коротко коснемся некоторых самых типичных южных деревьев, с которыми нам часто приходится встречаться. Сюда следует отнести кипарисы, пальмы, баобаб и некоторые другие.

Рисуем кипарис

Кипарис весьма типичное растение для средиземноморских стран, широко распространен также как декоративное растение по южному побережью Крыма. Сильно вытянутый вверх, узкий, стройный, с острой верхушкой, кипарис легко передается на рисунке. Его сильная вытянутость вверх обусловлена большой высотой ствола и характерным ветвлением (рис. 22). Рисунок 22 - Кипарисы и схема их стволов и характера ветвления

Как нарисовать пальму

Как нарисовать такое дерево, как пальму тоже представляет интерес. Пальмы бывают разные, но для них характерно отсутствие ветвления и выход вайи приблизительно из одной точки. Правильная передача форм и характера пальмы прежде всего зависит от правильного изображения этого выхода вайи из одной точки. Общий же облик кроны округлый и нередко легко вписывающийся в круг (рис. 23). Следует помнить, что верхние вайи - самые молодые, они торчат вверх, а нижние - самые старые, они свисают и отмирают.
Рисунок 23 - Слева : Рисование кокосовой пальмы; Справа : Рисование финиковой пальмы. Ствол пальмы чаще всего бывает слегка изогнут в верхней своей части. Несколько иной характер имеет финиковая пальма.

Как рисовать дерево баобаб карандашом

Весьма интересно для рисунка дерево баобаб . У баобаба очень характерный ствол, ветвление и крона. Для баобаба типичен очень толстый и, сравнительно с высотой, короткий ствол. Высота ствола до начала ветвления обычно только в 2,5-3 раза превосходит его толщину. Ствол на некоторой высоте сразу же начинает делиться на 5-7 (редко более) толстых ветвей. Эти основные ветви сейчас же начинают ветвиться и очень быстро теряют свою толщину. В отличие от цилиндрического ствола, они имеют коническую форму. У баобаба густая и очень широкая, крона (рис. 24). Рисунок 24 - Баобаб без листьев Подобная форма кроны, впрочем, характерна для большинства деревьев саванн. Только у последних стволы обычно тоньше, а крона относительно ещё шире. По форме их крона напоминает зонт (рис. 25). Рисунок 25 - Акации саванн

В мире существует более 100 000 видов деревьев, а значит, одно дерево может быть совсем непохожим на другое. Впрочем, существенно различаться могут даже деревья одного вида. В этом уроке мы рассмотрим самое обычное, «усредненное» дерево. Тем не менее, показанные ниже шаги вполне универсальны, так что наш урок будет полезен, рисуете ли вы ясень, клен, сосну или другое дерево.

Подготовка: ищем референс

Что бы вы ни рисовали, лучше всегда иметь объект для сверки. Хотите - ищите фото в интернете, хотите - делайте собственные снимки или просто рассматривайте деревья на улице. Изучение объекта поможет быстрее определиться с задумкой, а также точнее передать детали.

А теперь приступим непосредственно к рисунку карандашом.

Шаг 1.

Начните с наброска ствола и слегка наметьте растущие из него ветви. Обратите внимание, что ветви растут в стороны и немного вверх. Представьте, что они всеми силами тянутся к солнцу. Нив коем случае не используйте линейку: живое дерево шишковатое, неровное, изогнутое, поэтому идеально ровные линии вам только повредят.


Шаг 2.

Теперь слегка наметьте контуры листвы. Вполне вероятно, что эта форма будет меняться по мере прорисовки, но все же этот набросок поможет вам всегда помнить, что именно вы хотите нарисовать. Как ветви не должны быть ровными, так и крона дерева не должна быть симметричной!

Шаг 3.

Тени и блики - это то, что придаст вашей работе глубину и объем, но прежде чем начинать разбивать рисунок на свет и тень, определите источник освещения вашего дерева.


Шаг 4.

Определившись со светом, заштрихуйте основные темные области на вашем дереве. Удобно делать это мягким карандашом (например, 6В) - это позволит создать иллюзию более реалистичной листвы, чем при штриховке твердым грифелем. Нижняя часть каждого «блока» листьев должна быть темнее, чем верхняя.


Шаг 5.

Теперь заполним тоном всю крону целиком, не забывая оставлять освещенные участки светлее, чем находящиеся в тени. Впрочем, даже если вы забылись и чересчур затемнили какие-то участки, вы всегда можете слегка пройтись по ним резинкой (это лучше делать постукивающими движениями, чтобы ластик забирал пигмент, но не размазывал рисунок).


Шаг 6.

Не забудем и о стволе. Если источник света справа, как на нашем примере - разумеется, левая часть ствола и ветви на ней будут темнее. Тем не менее, у самой левой границы ствола нужно сделать тонкую светлую полосу - рефлекс, образующийся благодаря «опоясыванию» ствола лучами солнца.


Шаг 7.

В процессе штриховки ваши первоначальные контуры должны слиться с заштрихованными формами - в реальной жизни объекты не имеют контуров, а значит, не должно быть их и на реалистичном рисунке (разумеется, если вы рисуете комиксы, это правило не работает).


Шаг 8.

Наконец, рисуем падающую тень. Разумеется, на рисунке она должна примерно повторять форму дерева и падать в противоположную сторону от источника света. От высоты этого источника зависит длина тени: чем он выше, тем тень короче. Как известно, тени исчезают в полдень:)

Прежде чем приступить к поэтапному рисованию деревьев с детьми, внимательно рассмотрите эти природные объекты, найдите общие черты. Что же характерно для любого (или почти любого) дерева? Конечно, это мощный и прямой ствол. Внизу ствол толстый, но чем ближе к верхушке, тем он становиться тоньше. От ствола отходят во все стороны ветки. Обычно главные ветви направлены вверх. У основания ветки длинные, ближе к вершине – короткие. От крупных скелетных ветвей отходят в разные стороны более мелкие веточки, от них еще более мелкие и т.д. Именно эти мелкие веточки формируют крону деревьев. «Скелет» дерева готов. Изображать таким способом можно зимние деревья – без листвы, одни веточки.

Поэтапное рисования деревьев с детьми – обобщенная схема рисования дерева.
«Скелет» дерева оденем в листочки. Рисовать их можно точечками, создавая из отдельных точек массу листвы (дерево А). Раскрашивая листву, лучше брать несколько оттенков зеленого и даже желтого цвета для летнего дерева. А для осеннего – желтые, красные, оранжевые и зеленые краски.
Но еще проще для детей изобразить некоторую плоскость неправильной близкой к овалу формы(дерево Б). Таким способом интересно пользоваться при рисовании с маленькими детьми, или изображая деревья в пейзаже. В этом случае, сначала нарисуйте только ствол и толстые скелетные ветви, а мелкие веточки добавьте уже после того, как закрасите зеленою область.


Варианты рисования листвы – поэтапное рисование деревьев с детьми
Это дерево «вообще». Но, конечно, разные виды деревьев будут сильно отличаться. И, прежде всего, на нашем рисунке это будет различие в стволах. Толстый и мощный дуб-богатырь, стройная плакучая береза с поникшими ветвями, рябина или сосна – сравните с детьми стволы этих деревьев.


Стволы различных деревьев.
Познакомить детей с различными породами деревьев вам поможет

Очень простое дерево – поэтапное рисование с детьми от 4 лет.

Это действительно очень простой способ нарисовать дерево. Конечно, его видовую принадлежность определить вряд ли удастся. Понятно только, что это дерево лиственное. Здесь мы изображаем с детьми только ствол и несколько крупных веток. Листва — овал. Раскрашивать такой рисунок можно не только карандашами и красками, но даже фломастерами.


Простое лиственное дерево – схема поэтапного рисования с детьми от 4 лет.
Хоть такой рисунок дерева очень простой и обобщенный, но он предоставляет достаточно богатую почву для творчества. Посмотрите, какие деревья можно нарисовать на основе нашей картинки.


Варианты оформления кроны дерева.

Дуб – поэтапное рисование деревьев с детьми от 6 лет.

Такой дубок похож на простое дерево, которое мы рисовали выше. Но все-таки здесь добавлено значительно больше деталей. Это и дупло, и текстура коры, и ветки сложной формы. Не страшно, если ваш малыш что-то опустит и упростит рисунок. Если его дубок получится мощный и коренастый – то художественная цель будет достигнута!


Дуб – схема поэтапного рисования дерева с детьми от 6 лет.

Береза – поэтапное рисование деревьев с детьми от 8 лет.

Нарисовать такое дерево для детей достаточно сложная задача. Это изображение уже приближено к реалистичному изображению, изобилует деталями и сложными линиями. Поэтому такая работа не подходит для дошкольников. Да и младшие школьники, скорее всего, будут упрощать этот рисунок. Обратите внимание детей на положение веток березы – они склоняются вниз.


Береза – схема поэтапного рисования дерева с детьми от 8 лет.

Сосна – поэтапное рисование деревьев с детьми от 6лет.

От лиственных деревьев переходим к хвойным. Напомните детям, что сосна – вечнозеленое дерево. Поэтому неважно, рисуете вы ее в зимнем или в летнем антураже – крона всегда будет одинаковой. Сосна рисуется по тому же принципу, что и лиственные деревья, но зеленые пятна-иголки нужно четка «привязывать» к веткам. Да и «голая» часть ствола этого дерева намного больше, чем у лиственных пород.


Сосна – схема поэтапного рисования дерева с детьми от 6 лет.

Елка – поэтапное рисование деревьев с детьми от 4 лет.

Елка – схема поэтапного рисования дерева с детьми от 6 лет.

Пальма – поэтапное рисование деревьев с детьми от 7 лет.

До этого мы приводили схемы рисования деревьев, которые повсеместно растут в нашей стране. А теперь давайте посмотрим на экзотическую пальму. Довольно простое и декоративное дерево для рисования с детьми – это пальма. Название «пальма» произошло от латинского слова «palma», что в переводе обозначает «ладонь». Такие ассоциации родились, очевидно, от растопыренных как пальцы пальмовых листочков.
Мы приводим два варианта рисования этого дерева. Первый – более «мультяшный», второй более реалистичный. По сложности выполнения оба рисунка примерно одинаковы. Их можно рекомендовать для работы с детьми от 7-8 лет.

Пальма №1– схема поэтапного рисования дерева с детьми от 7 лет.

Пальма №2– схема поэтапного рисования дерева с детьми от 7 лет.

В этом уроке я представляю вам возможность насладиться рисованием простого дерева с коническим стволом и кипой листвы. Меня всегда впечатляли корни огромных деревьев, выглядывающих из-под земли, толстые стволы больших дубов, свисающие листья плакучей ивы. Деревья, окружающие нас, защищают нас, согревают нас, насыщают кислородом. Деревья являются основополагающими для нашего образа жизни: от стола и стула, на котором вы сидите до бумаги, на которой вы рисуете. После этого урока я призываю вас выйти на улицу и посадить дерево в своем дворе, дворе вашего друга, возле школы или в другом месте. Но сначала давайте нарисуем вдохновляющее дерево!

1. Начните со ствола, расширяющегося к низу.

2. Соедините стороны ствола внизу изогнутой контурной линией. Она послужит нам опорной линией для корневой системы дерева.

3. Использую нижнюю контурную линию, нарисуйте направляющие в четырех направлениях: СВ, ЮВ, СЗ и ЮЗ.

4. Это завораживает, не так ли? Нарисуйте корни дерева с помощью длинных сужающихся труб, выходящих из ствола, следующих направлениям компаса. Вы заметили, что мы используем направляющие линии почти в каждом объекте, когда рисуем в 3D?

5. Сотрите дополнительные линии. Нарисуйте ветки, сужающиеся и разделяющиеся постепенно на более мелкие ветви. Обратите внимание, что следует нарисовать складки там, где ветви расходятся, чтобы обозначить края более четко.

6. Легко наметьте первую зону листьев, обозначив ее кругом.

7. Добавьте еще два круга за первым, создавая эффект 3D перекрытия. По сути, группа из трех сгустков листьев будет выглядеть визуально более привлекательно, чем один.

В основном, нечетное число объектов в группе выглядят более привлекательно, чем четное. Я смотрю в окно прямо сейчас, и вижу несколько примеров групп. Магазин через дорогу имеет три окна справа от двери и три – слева. Найдите в интернете примеры знаменитой Римской архитектуры, заметьте как много колонн у них с каждой стороны от входа в здание или окон. Посмотрите на окна, арки, скульптуры в исторической архитектуре эпохи возрождения. Группировка является важной арт-концепцией, о которой я расскажу более подробно в наших следующих уроках.

8. Также как мы делали в уроке рисования , мы нарисуем «ощущение поверхности» на сгустках листьев. Начните с нанесения маленьких рядов каракуль, как на рисунке ниже. По мере того, как вы наносите несколько слоев этих каракуль, вы создаете иллюзию, что эти сферы становятся листьями. Теперь нанесите текстуру древесины с помощью повторяющихся плавных линий, идущих вниз по стволу. Заметьте, что под ветками тени более темные.

9. Продолжайте наращивать визуальный эффект листьев, наполняя каждый из больших сгустков кругом с мелкими каракулями. Завершите дерево, добавив текстурное затенение. Нанесите длинные вертикальные линии для затенения ствола и веток дерева. Великолепная работа! Красивое, а главное реалистичное дерево получилось!

УРОК 21: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Попробуем усложнить рисунок. Сможете нарисовать такое дерево?

Поэкспериментируйте!

Делитесь своими работами в

В природе существует большое разнообразие деревьев, также как и большое разнообразие животных или птиц. Всё это огромное множество классифицируется по разным признакам. Но для художника важны особенности внешнего вида дерева. И чтобы научиться его рисовать нужно наблюдать за формой ствола, формой веток, листьев, формой всей кроны дерева. Ведь, у каждой породы свои характерные особенности. Поэтому обсудим эти особенности у 6 видов деревьев — клёна, берёзы, сосны, ели, ивы и дуба (но в начале рекомендую прочитать ).

Клён.

  • Ствол клена может изгибаться и разветвляться, от этого он приобретает извилистую форму.
  • Кора тёмного цвета, в целом похожа на кору большинства деревьев.
  • Верхушка кроны этого дерева округлая, но может иметь и неправильную форму.
  • Кленовый лист, как известно, имеет остроконечную форму, похожую на звезду. Большие массы кленовых листьев создают «колючую» фактуру поверхности кроны.
  • Заштриховывая крону, можно пользоваться и продольными штрихами, но чтобы показать характер кленовой листвы, лучше добавлять в рисунок «корявый» или «колючий» фактурный штрих, похожий на листья клёна (о фактуре штриховки я писал ). Этим же принципом следует руководствоваться и в живописи, прописывая холст такими мазками, которые создавали бы иллюзию листвы. Учитывая, что листья и ветки объединяются в отдельные группы, фактура штриховки и живописного мазка должна быть разнообразной.

Берёза

  • Берёза бывает разных разновидностей. В средней полосе ствол берёз, как правило, прямой и «стройный». В других местностях берёзовый ствол может образовывать «рогатку», раздваиваясь у корня.
  • Крона берёзы часто имеет вытянутую форму, устремлённую вверх. Однако, встречаются берёзы и с раскидистой, приземистой кроной.
  • Берёзовая кора белая на поверхности. Но она имеет тёмные «штрихи», которые являются по-сути трещинами, сквозь которые виден тёмный внутренний слой. Чем ближе к земле, тем чаще эти «штрихи» появляются на коре. «Чёрные черточки» имеются на стволе у основания ветвей, т. е. в тех местах ствола, откуда растут ветви. Они могут иметь треугольную и прямолинейную форму.
  • Малые ветки берёз настолько тонкие и гибкие, что свисают, устремляясь вниз. Листочки, растущие на этих ветках образуют вертикально направленные ряды. Склоняющиеся к земле ветви изгибаются, придавая внешнему виду берёз особый трепет и лёгкость.
  • В рисунке карандашом или живописи изящный характер берёзок можно передать продольной вертикальной штриховкой или соответствующими мазками краски. Движения карандаша или движения кисти могут повторять описанное выше движение ветвей.

Сосна

  • Ствол сосны прямой. Однако, бывают сосны с изгибающимся вверху стволом, имеющими «коренастый» характер. Часто встречаются корабельные сосны у которых крона расположена наверху дерева, а ствол прямой и высокий.
  • Кора этого дерева имеет рыжий цвет, который, по мере приближения к земле, становится значительно темнее, превращаясь в серо-коричневый. В середине ствола сосновая кора напоминает шелушащуюся, чешуйчатую структуру. Ближе к земле она огрубевает и образует плотный растрескивающийся слой.
  • Крона молодых сосен имеет треугольную, конусообразную форму. Но крона зрелых деревьев уже будет более округлой.
  • Ветви многолетних старых сосен могут быть извилистыми и корявыми. Как правило, сосновые ветки не сильно устремлены вверх. В большей степени они направлены в стороны от ствола.
  • Сосновые иголки длиннее еловых. Поэтому они создают ощущение пушистой кроны, которую нужно отобразить графическими средствами, либо живописными приёмами, если это не рисунок, а живопись. Необходимо использовать фактурный штрих или соответствующие мазки в живописи. Каждая ветвь имеет свет и тень, поэтому художнику нужно подумать как нарисовать объём отдельных ветвей в общей массе кроны.

  • Ель и сосна — имеют много общего, однако это разные деревья, со своими особенностями. Например, если ствол ели такой же прямой, как и у сосны, то характер ветвей будет уже отличаться от характера сосновых веток. Ветви ели слегка изогнуты вверх. В нижних ярусах старые ветви опущены вниз и напоминают «лапы».
  • Еловые иголки короче сосновых, поэтому общая фактура кроны этого дерева будет отличаться от сосновой.
  • Крона ели по форме напоминает треугольник или конус и состоит из ярусов.
  • Когда художник пишет пейзаж, он пишет деревья объёмными. Для этого нужно проследить как освещается всё дерево целиком и как освещены отдельные ветви или ярусы веток. Например, уходя внутрь кроны, еловая «лапа» погружается в тень. Снаружи она может оставаться светлой, так как на неё попадает больше дневного света.
  • Цвет еловой хвои темный и насыщенный. Поэтому как отдельные ели, так и массив елового леса в целом, будут отличаться по цвету от других видов деревьев.

  • Деревья ивы могут выглядеть по-разному, в зависимости от разновидности. Например, у плакучей ивы ветви более гибкие и пластичные, чем у обычной ивы. Из-за этого её ветви свисают, устремляясь к земле.
  • Для ивы характерно постоянное разветвление ствола, а также крупных ветвей.
  • Листья ивы узкие и продолговатые. Это сильно влияет на внешний вид дерева. Поэтому данную особенность нужно уметь отразить посредством штриховки или манеры письма в живописи.
  • Цвет ивовой листвы непростой. С одной стороны листа — цвет зелёный. А с другой — светлый, серо-зелёный. Поэтому общий колорит дерева отличается серо-голубыми оттенками.

  • Ствол дуба — мощный. У старых деревьев в основании он может достигать большого диаметра. Но в засушливых районах дубы могут быть менее коренастыми, похожими на стройные молодые дубки.
  • Ветки и ствол дуба извилистые и корявые.
  • Форма листьев — волнистая. Поэтому общий вид листвы в целом будет «коряво-кудрявым».
  • Кора — грубая и плотная.
  • Цвет листвы темно-зелёный, насыщенный.

Здесь я рассмотрел особенности внешнего вида всего лишь шести разновидностей деревьев. В природе же существует огромное множество и деревьев и других растений. Как же научиться рисовать если не всех их, то хотя бы пару десятков разновидностей? Для этого нужно развивать наблюдательность. Если у художника «поставлен глаз» и хорошая наблюдательность, то не важно, что он будет рисовать. Главное понимать натуру и подмечать ключевые моменты. А на какие моменты нужно обратить внимание, как раз и обсуждается в учебном материале. Для тех, кто хочет хорошо научиться рисовать пейзажи с деревьями, также, будет полезно изучить схемы и методику под названием (о ней я упоминал в начале этой статьи).